Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ОТ 14.06.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-797/2017

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Кадастровая стоимость земельного участка, по мнению истцов, значительно превышает его рыночную стоимость, в связи с чем нарушаются их права как плательщиков земельного налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 июня 2017 г. по делу N 33а-797/2017


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания в составе:
председательствующего Батагова А.Э.,
судей Алборова У.Я. и Гатеева С.Г.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Правительства Республики Северная Осетия - Алания на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 17 марта 2017 года, которым постановлено: административное исковое заявление К.Р.С. и Х.И.Г. удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью... кв. м с кадастровым номером..., расположенного по адресу:..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: выставочные и торгово-выставочные залы и комплексы, хозяйственные постройки, равной его рыночной стоимости на 01 января 2015 года в размере 12407 000 (двенадцать миллионов четыреста семь тысяч) рублей.
Датой подачи К.Р.С. и Х.И.Г. заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, считать 09 января 2017 года.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером..., расположенного по адресу:..., для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного земельного участка, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером..., расположенного по адресу:... на основании п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В удовлетворении административного искового заявления К.Р.С. и Х.И.Г. в части требований к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером..., расположенного по адресу:... равной его рыночную стоимость в размере 12407 000 рублей отказать.
Заслушав доклад судьи Гатеева С.Г., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания

установила:

К.Р.С. и Х.И.Г. обратились в суд с административным исковым заявлением к Правительству Республики Северная Осетия - Алания, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Северная Осетия - Алания, с привлечением в качестве заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания, АМС г. Владикавказа, об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером..., расположенного по адресу:... равной ее рыночной стоимости в размере 12721 000 рублей по состоянию на 01.01.2015 г., и обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Северная Осетия - Алания внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка в размере его рыночной стоимости - 12721 000 рублей.
В обоснование указали, что являются собственниками по 1/2 доле земельного участка, площадью... кв. м, с кадастровым номером..., расположенного по адресу:... на основании договора купли-продажи от 23 сентября 2010 года.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости участка с кадастровым номером..., составляет 44213491,74 рубль. Однако действительная рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 12721000 рублей, что подтверждается отчетом о рыночной стоимости объекта недвижимости от 14 декабря 2016 г.... и экспертным заключением... на отчет...
Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административных истцов как плательщиков земельного налога.
В судебном заседании представитель административных истцов В.М.А. заявленные требования уточнил и просил установить рыночную стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года согласно экспертному заключению эксперта Т.А.Д. в размере 12407000 рублей.
Представитель Правительства Республики Северная Осетия - Алания Г.А.Д. исковые требования не признал.
Представители ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по РСО-Алания, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания, АМС г. Владикавказа, К.Р.С. и Х.И.Г. в судебное заседание не явились.
По делу постановлено приведенное выше решение, с которым не согласилось Правительство Республики Северная Осетия - Алания. В апелляционной жалобе просило решение суда отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно частям 2 и 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ч. 5 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из смысла ст. ст. 70, 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п. 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Рыночная стоимость, определенная в отчете, является рекомендуемой для целей совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Административные истцы являются собственниками по 1/2 доле земельного участка, площадью... кв. м, с кадастровым номером..., расположенного по адресу:... на основании договора купли-продажи от 23 сентября 2010 года.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости участка с кадастровым номером..., кадастровая стоимость земельного участка составляет 44213491,74 рубль.
Административным истцом представлен отчет... от 14 декабря 2016 года индивидуального предпринимателя М.С.П., из которого следует, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка отличается от определенной оценщиком рыночной стоимости этого земельного участка и составляет 12 721000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
Представлено также экспертное заключение... от 21 декабря 2016 года Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков "Экспертный совет", из которого следует, что отчет...:
- - соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29 июля 1998 г.;
- - соответствует Федеральным стандартам оценки;
- - соответствует ССО-РОО 2010;
- - соответствует заданию на оценку;
- - выводы Оценщика о величине рыночной стоимости объекта оценки признаны обоснованными.
Согласно разъяснениям, данным в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28, если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
В ходе судебного разбирательства судом по делу назначена судебная оценочная экспертиза, на разрешение которой поставлен вопрос об оценке рыночной стоимости земельного участка, площадью 7863 кв. м, с кадастровым номером..., расположенного по адресу:..., по состоянию на 01 января 2015 года.
Согласно заключению эксперта Т.А.Д. от 17 февраля 2017 года... действительная рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 15:09:0011504:15, расположенного по адресу:... по состоянию на 01 января 2015 года, составляет 12 407000 рублей.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что экспертное заключение подготовлен лицом, обладающим правом на проведение данного исследования, специальными познаниями, и содержит все необходимые сведения, необходимые для определения рыночной стоимости спорного объекта. Содержащийся в нем вывод о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости не является произвольным, заключение соответствует требованиям федеральных стандартов оценки; определение рыночной стоимости в рамках использованного подхода является мотивированным и корректным; в качестве ценообразующих фактов приведены наиболее полно описывающие отличия объектов оценки от объектов сравнения; корректировки по всем элементам сравнения произведены правильно.
Доказательств того, что экспертное заключение содержит недостоверные сведения и не соответствует Закону об оценочной деятельности в РФ и Федеральным стандартам оценки заинтересованными лицами не представлено.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно признал заявленные К.Р.С. и Х.И.Г. исковые требования законными, обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению, с учетом проведенной повторной оценки и определенной экспертом действительной рыночной стоимости в размере 12407 000 рублей.
Доводы апелляционных жалоб судом первой инстанции проверялись, и им была дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется. Доводы жалобы сводятся к неправильному толкованию норм материального и процессуального права, не опровергают законность решения суда, а потому, не могут служить основанием для отмены судебного постановления.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда об удовлетворении заявленных административных исковых требований основано на материалах дела и отвечает требованиями действующего законодательства, оснований для отмены, предусмотренных положениями ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом доводов апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 17 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Северная Осетия - Алания - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Э.БАТАГОВ

Судьи
У.Я.АЛБОРОВ
С.Г.ГАТЕЕВ

Справка: дело рассмотрено по первой инстанции под председательством судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания Б.В.Г.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)