Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.10.2017 N 10АП-14197/2017 ПО ДЕЛУ N А41-77834/14

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2017 г. по делу N А41-77834/14


Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Бархатова В.Ю., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от Министерства обороны Российской Федерации: Тарасов А.Ю., по доверенности от 21.12.16; от ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России: Тарасов А.Ю., по доверенности от 05.12.2016; от ТУ ФАУГИ в МО: Гуляева К.О. по доверенности от 25.12.2015; от ФАУГИ: Гуляева К.О., по доверенности от 21.08.2017; от Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены; от ЗАО "Историко-Архитектурный комплекс "Никольское-Урюпино": Михоник И.Ю., по решению от 11.06.2015; от ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России": Щербаков Д.И., по доверенности от 24.08.2017; от ТУ ФАУГИ в г. Москве: не явились, извещены; от Министерства культуры РФ: не явились, извещены; от Министерства культуры Московской области: не явились, извещены; от Военной прокуратуры Солнечногорского гарнизона: не явились, извещены; от Московской городской военной прокуратуры: не явились, извещены; от ГУ Культурного наследия Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" на решение Арбитражного суда Московской области от 03 августа 2017 года по делу N А41-77834/14, принятое судьей Кузьминой О.А., по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" о признании права собственности РФ и права постоянного пользования на земельные участки и встречному исковому заявлению ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" к Министерству обороны Российской Федерации о признании жилых домов самовольными постройками, третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, ТУ ФАУГИ в Московской области, ФАУГИ, ТУ ФАУГИ в г. Москве, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, ЗАО "Историко-Архитектурный комплекс "Никольское-Урюпино", Министерство культуры РФ, Министерство культуры Московской области, Военная прокуратура Солнечногорского гарнизона, Московская городская военная прокуратура, ГУ Культурного наследия Московской области,

установил:

Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" со следующими требованиями:
- - признать право собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0040109:0037, общей площадью 146 000 кв. м, расположенный по адресу: Московская обл., Красногорский р-н, вблизи с. Николо-Урюпино;
- - признать право собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России земельный участок с кадастровым номером 50:11:00401109:309, общей площадью 974 504 кв. м, расположенный по адресу: Московская обл., Красногорский р-н, вблизи с. Николо-Урюпино; - признать отсутствующим право собственности открытого акционерного общества "Распорядительная дирекция Минкультуры России" на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0040109:0037 общей площадью 146 000 кв. м, расположенный по адресу: Московская обл., Красногорский р-н, вблизи с. Николо-Урюпино;
- - признать отсутствующим право собственности открытого акционерного общества "Распорядительная дирекция Минкультуры России" на земельный участок с кадастровым номером 50:11:00401109:309 общей площадью 974 504 кв. м, расположенный по адресу: Московская обл., Красногорский р-н, вблизи с. Николо-Урюпино.
Определением Арбитражного суда Московской области от 09.03.2017 принято к производству встречное исковое заявление, в котором ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" просит суд (с учетом уточнений принятых судом):
- 1. Признать самовольной постройкой, возведенные Министерством обороны Российской Федерации, - жилой дом на 5 квартир, инв. N по схеме казарменно-жилищного фонда 425, площадью 120 кв. м;
- - здание казармы, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 338 м2, инв. N 46:223:002:000137710:0001, лит. А, инв. N по схеме казарменно-жилищного фонда ПО, кадастровый (или условный) номер: 50-50-98/053/2011-051, находящееся на праве оперативного управления у третьего лица - ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, в соответствии с записью о регистрации от 29.06.12 N 50-50-98/036/2012-357, номер 94 Приложения N 8 к Заключению эксперта N 334028 от 07.07.2016;
- - жилой дом на 4 квартиры, инв. N по схеме казарменно жилищного фонда 404, площадью 156 кв. м, инвентарный (учетный) номер по документу: 46:223:002:000182130:0001, расположенный по адресу: в/г 8/1, литера А;
- - жилой дом на 4 квартиры, инв. N по схеме казарменно жилищного фонда 405, площадью 155 кв. м, инвентарный (учетный) номер по документу: 46:223:002:000181420:0001, расположенный по адресу: в/г 8/1, литера А;
- - жилой дом на 8 квартир, инв. N по схеме казарменное-жилищного фонда 403, площадью 271 кв. м, инвентарный (учетный) номер по документу 46:223:002:000182140:0001, литера А, место расположения: в/г 8/1 (п. 29);
- - станцию перекачки N 2 (насосная станция), назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь: 47,8 кв. м, инв. N 46:223:002:000259830:0001, лит. А, расположенное по адресу: Московская область, Красногорский район, пос. Николо-Урюпино, в/ч 58142 (п. 11, инв. N по списку 568).
2. Обязать Министерство обороны Российской Федерации осуществить за свой счет снос самовольной постройки:
- жилого дома на 5 квартир, инв. N по схеме казарменно-жилищного фонда 425, площадью 120 кв. м - здание казармы, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 338 м2, инв. N 46:223:002:000137710:0001, лит. А, инв. N по схеме казарменно-жилищного фонда ПО, кадастровый (или условный) номер: 50-50-98/053/2011-051, находящееся на праве оперативного управления у третьего лица - ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, в соответствии с записью о регистрации от 29.06.12 N 50-50-98/036/2012-357.
- жилого дома на 4 квартиры, инв. N по схеме казарменно-жилищного фонда 404, площадью 156 кв. м, инвентарный (учетный) номер по документу: 46:223:002:000182130:0001, жилого дома на 4 квартиры, инв. N по схеме казарменно-жилищного фонда 405, площадью 155 кв. м, инвентарный (учетный) номер по документу: 46:223:002:000181420:0001,
- жилого дома на 8 квартир, инв. N по схеме казарменное-жилищного фонда 403, площадью 271 кв. м, инвентарный (учетный) номер по документу 46:223:002:000182140:0001, литера А, - станцию перекачки N 2 (насосная станция), назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь: 47,8 кв. м, инв. N 46:223:002:000259830:0001, лит. А.
3. Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" судебные расходы на оплату государственной пошлины по встречному иску.
При этом требование о признании жилого дома на 5 квартир, по схеме казарменно-жилищного фонда 425, площадью 120 кв. м, возведенные Министерством обороны Российской Федерации, самовольной постройкой и обязании Министерства обороны Российской Федерации осуществить за свой счет снос самовольной постройки - жилого дома на 5 квартир, инв. N по схеме казарменно-жилищного фонда 425, площадью 120 кв. м, было заявлено ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" в рамках дела N А41-2391/17.
Определением Арбитражного суда Московской области от 22.05.2017 дела N А41-77834/14 и N А41-2391/17 объединены в одно производство с присвоением номера N А41-77534/14.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора в деле участвуют Управление Росреестра по Московской области, ТУ ФАУГИ в Московской области, ТУ ФАУГИ по г. Москве, ФАУГИ, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, ЗАО "Историко-Архитектурный комплекс "Никольское-Урюпино", Министерство культуры Российской Федерации, Министерство культуры Московской области, Военная прокуратура Солнечногорского гарнизона, Московская городская военная прокуратура, ГУ Культурного наследия Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 августа 2017 года по делу N А41-77834/14 первоначальные исковые требования Министерства обороны Российской Федерации удовлетворены в части.
1. Признано отсутствующим право собственности ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" на части земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040109:0037 в приведенных границах (МСК-50):
- - на земельный участок N 1 (условный номер) площадью 817 кв. м для использования жилого дома N 12 на четыре квартиры;
- - на земельный участок N 2 (условный номер) площадью 810 кв. м для использования жилого дома N 11 на четыре квартиры;
- на земельный участок N 3 (условный номер) площадью 790 кв. м для использования жилого дома N 51 на пять квартир;
- на земельный участок N 4 (условный номер) площадью 840 кв. м для использования жилого дома N 16 на восемь квартир;
- 2. Установлена граница земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040109:0037 за вычетом площади земельных участков N 1, N 2, N 3, N 4 (условный номер) в указанных координатах (МСК-50) площадью 143 585 кв. м
3. Признано отсутствующим право собственности открытого акционерного общества "Распорядительная дирекция Минкультуры России" на земельный участок с кадастровым номером 50:11:00401109:309 в следующих координатах поворотных точек (МСК-50):
- - на земельный участок N 1 (условный номер) площадью 183 кв. м для использования станции перекачки;
- - на земельный участок N 2 (условный номер) площадью 655 685 кв. м для использования машинодрома, бетонного завода и иных объектов войсковой части.
4. Установлена граница земельного участка с кадастровым номером 50:11:00401109:309 за вычетом площади земельных участков N 1, N 2 (условный номер) в следующих координатах (МСК-50) площадью 318 551 кв. м.
В остальной части заявленных требований отказано.
В удовлетворении встречного искового заявления АО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" отказано.
Не согласившись с указанным решением, АО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" обжаловало его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца против указанных доводов возражал.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционных жалоб, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, постановлением Совета Народных Комиссаров от 12.09.1921 N 12851 об отводе участка земли для Военно-Инженерного полигона ГВИУ в Павловской волости Воскресенского уезда Московской губернии переданы все земли и здания имения Никольское-Урюпино, исключая 2 помещения, занятых музеем и парком.
На основании Постановления Совета народных Комиссаров от 12.09.1921 N 12851 зарегистрировано право собственности Российской Федерации
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0040109:0037 (местоположение: Московская область, Красногорский район, вблизи с.Николо-Урюпино, площадь 146 000 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, фактическое использование: для размещения конторского флигеля памятника истории и культуры "Усадьба Никольское Урюпино", дата внесения сведений в ГКН: 18.10.2002 г.);
- - и на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0040109:309 (местоположение установлено относительно ориентира, площадью 974 504 кв. м, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, Красногорский район, в районе с. Николо-Урюпино, комплекс памятника истории и культуры - усадьбы "Никольское-Урюпино", категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, разрешенное использование: для сохранения усадьбы "Никольское-Урюпино", дата внесения сведений в ГКН: 31.07.2009 г.
Право собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0040109:309 подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 28.09.2012 г. серии 50-АГ N 805321, выданным взамен свидетельства серии 50-АА N 160928 от 21.06.2010 г., согласно которому в ЕГРН 21.06.2010 сделана запись регистрации N 50-50-11/055/2010-226.
Как указало Минобороны России, земельный участок с кадастровым номером 50:11:0040109:309 используется войсковой частью N 11361, на участке расположены парк войсковой части, машинодром, площадка для отработки практических нормативов по фортификации, стела, посвященная первому успешному запуску дважды Героя Социалистического труда конструктора С.П. Королева.
Право собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0040109:0037 подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 24.11.2003 серии 50-АД 632929, согласно которому в ЕГРН 24.11.2003 сделана запись регистрации N 50-01/00-19/2003-293.1.
Как указало Минобороны России, земельный участок с кадастровым номером 50:11:0040109:0037 находится на балансовом учете ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны РФ.
В Департамент имущественных отношений Минобороны России поступило обращение ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" по вопросам, связанным с перспективами восстановления и реставрации усадьбы "Никольское-Урюпино", расположенной на земельных участках с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309.
К обращению приложены выписки из ЕГРП, согласно которым собственником данных земельных участков является ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России".
В исковом заявлении Министерство обороны Российской Федерации указывает на то, что в Департаменте имущественных отношений Минобороны России отсутствует информация об отчуждении указанных выше земельных участков в собственность ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России".
Министерство обороны Российской Федерации полагает, что спорные объекты являются федеральной собственностью, и наличие записи в ЕГРН о правах ответчика по первоначальному иску нарушает право Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации как участника гражданских правоотношений, в том числе его законных прав на распоряжение данными объектами, в связи с чем обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя в части требования Минобороны России суд первой инстанции указал следующее.
Согласно ст. ст. 304, 305 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Права, предусмотренные статьями 301 - 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Согласно пункту 52 Постановления N 10/22, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Согласно пункту 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Вместе с тем, право собственности Российской Федерации в лице Минобороны России на земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:00401109:309 уже возникло в силу закона под объектами недвижимости и территорией военной части, а также на основании Постановлением Совета Народных Комиссаров от 12.09.1921 г. N 12851 об отводе участка, что подтверждается соответствующими свидетельствами от 28.09.2012.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно указал, что требования о признании уже существующего права собственности Минобороны России на земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:00401109:309 не подлежат удовлетворению.
Рассматривая требование о признании отсутствующим права собственности ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" на земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:00401109:309, суд первой инстанции указал следующее.
Согласно ст. ст. 304, 305 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Права, предусмотренные статьями 301 - 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Согласно пункту 52 Постановления N 10/22, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Как указывалось свыше право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:00401109:309 подтверждается свидетельствами от 28.09.2012 и от 24.11.2003.
Вместе с тем, в ЕГРН в отношении данных земельных участков внесены записи о праве собственности ответчика ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России".
Государственная регистрация права на одно и то же недвижимое имущество за разными лицами по своему характеру нарушения является условием для предъявления одним лицом иска о признании права отсутствующим у другого лица, что позволяет по результатам исследования и оценки оснований возникновения такого права обеспечить восстановление нарушенного права.
Предъявление иска о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению только тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных (классических) исков, предусмотренных гражданским законодательством.
В целях установления оснований для предоставления спорных земельных участков Минобороны России и ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России", для определения границ выделяемых участков, определением суда от 28.04.2016 назначена судебная землеустроительная экспертиза.
По итогам проведения экспертизы эксперт пришел к следующим выводам:
1.1. На основании материалов дела, в том числе Постановления Совета народных Комиссаров от 19.09.1921 г. N 12851 Главному военно-инженерному управлению РККА и земельной записи N 1601 от 18.06.1924 г., определить границы земельного участка, описанного в земельной записи возможно частично, в районе земельных участков KN 50:11:0040109:0037 и KN 50:11:0040109:309.
Эксперт определил границу земельного участка, описанного в земельной записи, в районе земельных участков KN 50:11:0040109:0037 и KN 50:11:0040109:309 на основании материалов дела, в том числе Постановления Совета народных Комиссаров от 19.09.1921 г. N 12851 Главному военно-инженерному управлению РККА и земельной записи N 1601 от 18.06.1924 г. и указал в графической (Приложение 2 к заключению, т. 13, л.д. 46) и координатной форме (Приложение 3 к заключению, столбец "Локальная модель", т. 13, л.д. 47).
Площадь указанного земельного участка определить невозможно.
1.2 На основании Схемы усадьбы Голицыных и передаваемого земельного участка, являющейся приложением к Приказу начальника КЭУ г. Москва N 300-г от 22.11.1991 г., определить границы (определить площадь и координаты) земельного участка, переданного Комитету по культуре Московской области возможно ориентировочно.
Эксперт определил площадь и границу земельного участка на основании Схемы усадьбы Голицыных и передаваемого земельного участка, являющейся приложением к Приказу начальника КЭУ г. Москва N 300-г от 22.11.1991 г. в графической и координатной форме (Приложение 5 к заключению, т. 13, л.д. 54).
1.3 После изъятия части земельного участка на основании Приказа начальника КЭУ г. Москвы N 300-г от 22.11.1991 г., площадь и координаты земельного участка, оставшегося в пользовании Министерства обороны Российской Федерации не изменились.
1.4 Границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 налагаются на границу земельного участка определенного при ответе на вопрос N 1.3. Площадь и границы наложения определены в Приложении 13 к заключению (т. 13, л.д. 70).
Границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 за вычетом площади наложения установлены в Приложении 13 к заключению.
2.1 Состав и расположение объектов культурного наследия, входящих в состав исторического комплекса усадьбы Никольское-Урюпино относительно границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 согласно сведений ГКН определено в Приложениях 6, 7 к заключению (т. 13, л.д. 55, 56).
Расположение объектов культурного наследия, входящих в состав исторического комплекса усадьбы Никольское-Урюпино относительно границ земельного участка, определенного при ответе на вопрос N 1.2 определенно в Приложении 12 к заключению (т. 13, л.д. 69).
3.1 Граница земельного участка, фактически используемого Министерством обороны РФ, в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 и относительно границ земельного участка, определенного при ответе на вопросы N 1.2 и N 1.3 определена и описана в Приложениях 9, 12 к заключению (т. 13, л.д. 66, 69).
В границу земельного участка, фактически используемого Министерством обороны РФ в районе земельных участков с KN 50:11:0040109:309 и KN 50:11:0040109:37, не вошли 5 отдельно стоящих объектов Министерства обороны РФ (Приложение 8, 9, 10, 11 к заключению (т. 13, л.д. 58 - 68)).
3.2 Границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 налагаются на границу земельного участка, определенного при ответе на вопрос N 3.1.
Площадь и границы наложения определены в Приложении 14 к заключению (т. 13, л.д. 86).
Границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 за вычетом площади наложения установлены в Приложении 14 к заключению (т. 13, л.д. 86).
4.1 Взаимное расположение объектов, находящихся в фактическом ведении Министерства обороны РФ, и объектов культурного наследия относительно границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309, а также относительно границ земельных участков, определенных при ответе на вопросы N 1.2 и N 1.3 определены и указаны графически в Приложении 12 к заключению.
Таким образом, основанием для возникновения права собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0040109:0037 послужило Постановление Совета народных комиссаров РСФСР N 12851 от 21.09.1921 г. для организации Военно-инженерного Полигона ГВИУ.
Однако данное постановление не содержит описания границ выделяемого земельного участка. В материалы дела не представлен документ, на основании которого можно достоверно установить границу предоставленного земельного участка.
Впоследствии данные земельные участки переданы ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" в порядке приватизации в соответствии с передаточным актом, утвержденным Заместителем руководителя ТУ ФАУГИ в г. Москве 12.10.2011 г.
Поскольку изначально земельный участок был выделен для военных нужд и используется в настоящее время войсковой частью 11361. Экспертом установлена граница земельного участка, фактически используемого Министерством обороны России.
Данная граница установлена с учетом положения объектов Минобороны России, земельный участок в данных границах является охраняемой территорией, режимным объектом Министерства обороны Российской Федерации.
При этом, земельный участок, находящийся в фактическом пользовании Министерства обороны Российской Федерации на основании Постановления Совета народных комиссаров РСФСР N 12851 от 21.09.1921 входит в границы и земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040109:0037, и земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040109:309.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Экспертом установлено наличие объектов Минобороны России за пределами охраняемой территории, которые расположены на спорных земельных участках, а именно:
- - 4 жилых дома на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0040109:0037;
- - объект N 11 - станция перекачки N 2 на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0040109:309.
Как следует из материалов дела, на основании передаточного акта, утвержденного Министром обороны России, Федеральное государственное учреждение "Нахабинская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации передает, а Федеральное государственной учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации принимает имущество, документацию, а также все права и обязанности Федерального государственного учреждения "Нахабинская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, включая жилые дома, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0040109:0037.
Таким образом, данные помещения являются федеральной собственностью. Доказательств того, что данное имущество в установленном законом порядке выбыло из федеральной собственности, в материалах не имеется.
Земельные участки под указанными объектами не сформированы и на государственном кадастровом учете не стоят.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости проведения по делу дополнительной экспертизы с целью определения площади и координат поворотных точек для использования данных объектов недвижимости.
При недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств дела может быть назначена дополнительная экспертиза, проведение которой поручается тому же или другому эксперту.
С учетом изложенного, определением Арбитражного суда Московской области от 31.08.2016 назначена дополнительная экспертиза, проведение дополнительной экспертизы поручено эксперту ООО "Р-ВЦ" Константинову А.Ю.
Из дополнительной экспертизы следует, что эксперт Константинов А.Ю. пришел к следующим выводам:
- - Для станции перекачки установлена площадь в размере 183 кв. м;
- - Для жилого дома на 4 квартиры (дом 12) установлена площадь 817 кв. м;
- - Для жилого дома на 4 квартиры (дом 11) установлена площадь 810 кв. м;
- - Для жилого дома на 5 квартир (дом 51) установлена площадь 790 кв. м;
- - Для жилого дома на 8 квартир (дом 16) установлена площадь 840 кв. м;
- - Определены площади и границы земельных участков, необходимых для использования указанных выше объектов в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309, каталоги координат характерных точек приведены в приложениях к дополнительной экспертизе.
Экспертное заключение по проведенной дополнительной экспертизе не оспорено, приобщено к материалам дела в качестве одного из доказательств.
Таким образом, экспертизой установлено, что часть земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 используется Министерством обороны Российской Федерации под военную часть, а также под размещение иных объектов недвижимости, расположенных за пределами режимной территории.
Дополнительной экспертизой также определена площадь и координаты поворотных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309, находящихся в фактическом пользовании Минобороны России, а также площадь и координаты поворотных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 за вычетом участка, занятого Минобороны России.
Выводы экспертизы и дополнительной экспертизы сторонами не оспорены.
В силу ст. ст. 209, 212 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Согласно статьям 214, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации субъектами права государственной собственности является Российская Федерация либо субъект Российской Федерации, субъектом права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности, к собственности субъектов Российской Федерации и к муниципальной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия федерального закона о порядке разграничения объектов федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности на территории Российской Федерации действует порядок, установленный Постановлением Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
В Приложениях N 1, N 2 и N 3 к Постановлению от 27.12.1991 N 3020-1 закреплены перечни объектов исключительно федеральной собственности, объектов, которые могут передаваться в собственность субъектов Российской Федерации и субъектов муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 раздела 2 Приложения N 1 к Постановлению от 27.12.1991 N 3020-1 имущество вооруженных сил относится исключительно к федеральной собственности.
При этом данные объекты государственной собственности относятся к федеральной собственности независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий (пункт 1 Постановления).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 право по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации, в том числе функции законного представителя собственника федерального имущества, передано Министерству обороны Российской Федерации.
Как было указано выше, в силу пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 2 раздела II Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.91 исключительно к федеральной собственности относятся следующие объекты: имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
Таким образом, все имущество, переданное для военных нужд, в силу закона является федеральной собственностью.
К числу таких объектов, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и которые расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309, в частности, относится сгоревший дом жилой дом на 8 квартир.
В своей апелляционной жалобе ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" указало, что Российская Федерация в лице Минобороны России не имеет исключительного права на приватизацию участка под сгоревшим домом в порядке ст. 39.20 ЗК РФ.
Данный довод является необоснованным в связи со следующим.
Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона N 61-ФЗ от 31.05.1996 "Об обороне" земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
Разрушение жилого дома, невозможность его использования в настоящее время по целевому назначению не свидетельствуют о том, что земельный участок, на котором расположен данный дом, выбывал из федеральной собственности.
При этом установлен особый порядок приватизации имущества, находящегося в пользовании Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 статьи 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 178-ФЗ от 21 декабря 2001 года "О приватизации государственного и муниципального имущества" под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Полномочия Минобороны России по управлению находящимся в федеральной собственности имуществом также определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", согласно пп. "а" п. 2 которого оно осуществляет действия по защите имущественных, иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом и его приватизации.
Таким образом, приватизация имущества, предоставленного для военных нужд, возможна лишь с согласия Министерства обороны Российской Федерации.
При этом в материалы дела не представлено доказательств того, что Минобороны России давало согласие на приватизацию земли, находящейся в фактическом пользовании министерства в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 под военными объектами, а также под сгоревшим домом.
Относительно частей земельных участков, находящихся в собственности ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" судом первой инстанции установлено следующее.
- 30.07.1991 начальником Генерального штаба принято решение передать бывшую усадьбу графов Голицыных (пос.Николо-Урюпино Московской области, военный городок N 8/1, здания) в комплексе с прилегающей территорией 9,45 га на баланс Красногорского горисполкома, что подтверждается письмом Заместителя начальника Главного КЭЧ Министерства обороны СССР, направленного в адрес Начальника инженерных войск Министерства обороны СССР за N 147/2/2954 от 05.08.1991;
- 06.08.1991 г. Министр обороны СССР Д.Язов в письме Председателю Верховного совета СССР сообщил о разрешении передать расположенную на землях Министерства обороны СССР в д. Николо-Урюпино усадьбы Голицыных с земельным участком площадью 9,4 га и всеми находящимися на нем стройками.
10.10.1991 Исполнительным комитетом Московского областного Совета народных депутатов принято решение N 455/29 "О передаче на баланс Комитета по культуре Московской области усадебного комплекса Никольское-Урюпино в Красногорском районе".
Из документа также следует, что основанием для принятия данного решения послужило обращение Международного Фонда славянской письменности и культуры о передаче ему бывшей усадьбы Никольское-Урюпино под культурно-просветительские цели.
22.11.1991 Начальником КЭФ гор. Москвы Э.Михайловым издан приказ о передаче трех зданий в военном городке 8/1в комплексе с прилегающей территории на баланс Комитета по культуре Московской области. К данному приказу также приложена Схема усадьбы Голицыных и передаваемого земельного участка.
15.03.2002 Правительством Московской области от 15.03.2002 издано Постановление N 84/9 "Об утверждении списка памятников истории и культуры", согласно которому за усадьбой "Никольское-Урюпино" закреплен статус памятника истории и культуры местного значения.
Распоряжением N 1276-р от 23.05.2002 Минимущество России закрепило за ФГУП "Распорядительная дирекция Минкультуры России" на праве хозяйственного ведения имущественный комплекс усадьбы "Никольское-Урюпино".
Этим же распоряжением Минимущество России обязало ФГУП "Распорядительная дирекция Минкультуры России" обеспечить перерегистрацию документов на право пользования земельным участком имущественного комплекса указанной усадьбы.
Однако в названном распоряжении не был определен размер земельного участка для осуществления права хозяйственного ведения на имущественный комплекс усадьбы.
Указанные обстоятельства также установлены в рамках рассмотрения дела N А40-40865/04 в судебном акте (решении) от 09.11.2004, вступившим в законную силу 18.05.2005 Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда и не подлежат повторному доказыванию.
На основании распоряжения Министерства культуры Московской области от 30.12.2008 N 655-Р утверждены границы и режимы использования территории объекта культурного наследия регионального значения - усадьбы "Никольское-Урюпино".
Усадьба расположена в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 Часть объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037, принадлежали на праве хозяйственного ведения ФГУП "Распорядительная дирекция Минкультуры России":
- Конторский флигель (здание руинированное и аварийное, площадью 24,1 кв. м, инв. N 7273, лит. А, о праве хозяйственного ведения в ЕГРП была сделана запись регистрации N 50-01/11-42/2004-403 от 23.12.2004),
- Кухонный флигель (здание руинированное и аварийное, площадью 22,6 кв. м, инв. N 7272, лит. А, о праве хозяйственного ведения в ЕГРП была сделана запись регистрации N 50-01/11-42/2004-401 от 23.12.2004),
- Сооружение: Руинные ворота, 2-этажное, площадью застройки 3,30 кв. м, инв. N 7271, лит. А, о праве хозяйственного ведения в ЕГРП была сделана запись регистрации N 50-01/11-42/2004-402 от 23.12.2004).
Указанные объекты на основании договора аренды N 19-016-05п от 23.05.2005 ФГУП "Распорядительная дирекция Минкультуры России" переданы в аренду ЗАО "Историко-архитектурный комплекс "Никольское-Урюпин" сроком до 15.12.2054 для использования под научный, административный и историко-культурный центр.
Договор зарегистрирован в Главном управлении ФРС по Московской области 24.01.2006 за номером N 50-50-11/043/2005-49.
На основании распоряжения ТУ ФАУГИ в Московской области N 739 от 01.08.2007 между ТУ ФАУГИ в Московской области (арендодатель) и ФГУП "Распорядительная дирекция Минкультуры России" (арендатор) заключен договор аренды N 53/07 от 03.08.2007 земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040109:37 для размещения конторского флигеля памятника истории культуры "Усадьба Никольское-Урюпино".
Участок предоставлен сроком на 49 лет, договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по Московской области 29.10.2007 за номером N 50-50-11/057/2007-070.
На основании договора уступки прав и обязанностей от 29.10.2007 г. по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N 53/07 от 03.08.2007 ФГУП "Распорядительная дирекция Минкультуры России" переуступило ЗАО "Историко-Архитектурный комплекс "Никольское-Урюпино" права и обязанности по указанному договору аренды земельного участка.
Договор уступки зарегистрирован в Управлении Росреестра по Московской области 17.11.2007 за номером 50-50-11/072/2007-084.
12.10.2011 ТУ ФАУГИ в г. Москве издано Распоряжение о приватизации ФГУП "Распорядительная дирекция Минкультуры России" путем преобразования в ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России".
В состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "Распорядительная дирекция Минкультуры России" вошли также земельные участки с кадастровым номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 (приложение N 1 к распоряжению N 1380 от 12.10.2011 ТУ ФАУГИ в г. Москве "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Распорядительная дирекция Минкультуры России").
Изложенные обстоятельства послужили основанием для регистрации права собственности ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" на земельные участки с кадастровыми 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 (включая как землю под усадьбой, так и землю, принадлежащую Минобороны России).
Между тем, как было установлено, в материалах дела не имеется документов, подтверждающих законность передачи земельных участков, на которых расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что процедура приватизации земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 была соблюдена лишь в части, а именно под усадьбой "Никольское-Урюпино".
Однако в порядке приватизации обществу "Распорядительная дирекция Минкультуры России" были переданы и части земельных участков, на которых расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации.
ТУ ФАУГИ в г. Москве, на основании распоряжения которого проведена приватизации земельных участков под объектами усадьбы "Никольское-Урюпино", не обладало полномочиями по распоряжению земельными участками, на котором расположены объекты Минобороны России.
Соответствующими полномочиями обладает Министерство обороны Российской Федерации, которое, в свою очередь, не отчуждало земли под военным объектами.
Судом первой инстанции установлено, что Министерство обороны СССР дало согласие на отчуждение лишь тех участков, на которых находятся объекты усадьбы "Никольское-Урюпино", что подтверждается документами 1991 года.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что приватизация земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 проведена с нарушениями, а именно:
- вместе с землями, на которых расположена усадьба "Никольское-Урюпино", в собственность ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" переданы земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, поскольку на них расположены объекты Министерства обороны.
К указанным землям, как установлено в экспертизе относится охраняемая территория военной части, а также 5 зданий, расположенных за пределами охраняемой территории: 4 жилых дома и станции перекачки.
В своей апелляционной жалобе ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" ссылается на пропуск срока исковой давности.
Апелляционный суд отклоняет указанный довод, ввиду следующего.
Статьей 195 ГК РФ установлено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу пункта 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии со статьей 208 ГК РФ на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304 ГК РФ) исковая давность не распространяется.
В пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 43 от 29.09.2015 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" указано, что исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные ГК РФ. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим.
В данном случае нарушенное право Минобороны России не связано с лишением владения, поскольку он распоряжается земельными участками под военными объектами, из его фактического владения они не выбывали.
С учетом установления судом фактического пользования Министерством обороны Российской Федерации земельного участка в границах, определенных экспертом, принимая во внимание то обстоятельство, что данный участок используется Министерством обороны РФ на основании Постановления Совета народных комиссаров РСФСР N 12851 от 21.09.1921, а право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 зарегистрировано за ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России", требование о признании отсутствующим права собственности ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" на земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 подлежит удовлетворению в части, а именно:
- - по фактическому пользованию по предложенным экспертом координатам - по границе охраняемой территории;
- - под объектами (четыре жилых дома и станция перекачки) в соответствии с координатами, установленными в дополнительном экспертном заключении.
Поскольку в остальной части земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 были переданы ответчику в соответствии с Законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", суд первой инстанции к пришел к обоснованному выводу о том, что требования о признании отсутствующим права собственности ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" в данной части подлежит отклонению.
Обращаясь в суд со встречным иском, ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" указало, что на находящихся в его собственности земельных участках с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 расположены объекты недвижимости, самовольно возведенные Министерством обороны Российской Федерации.
Определением от 09.03.2017 к производству был принят встречный иск, согласно которому ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" просит суд признать самовольной постройкой два объекта (два жилых дома):
- Признать жилой дом на 4 квартиры, инв. N по схеме казарменно-жилищного фонда 404, площадью 156 кв. м, инвентарный (учетный) номер по документу: 46:223:002:000182130:0001, расположенный по адресу: в/г 8/1, литера А, и жилой дом на 4 квартиры, инв. N по схеме казарменно-жилищного фонда 405, площадью 155 кв. м, инвентарный (учетный) номер по документу: 46:223:002:000181420:0001, расположенный по адресу: в/г 8/1, литера А, возведенные Министерством обороны Российской Федерации, самовольными постройками.
- Обязать Министерство обороны Российской Федерации осуществить за свой счет снос самовольных построек - жилого дома на 4 квартиры, инв. N по схеме казарменно-жилищного фонда 404, площадью 156 кв. м, инвентарный (учетный) номер по документу: 46:223:002:000182130:0001, расположенного по адресу: в/г 8/1, литера А, и жилого дома на 4 квартиры, инв. N по схеме казарменно-жилищного фонда 405, площадью 155 кв. м, инвентарный (учетный) номер по документу: 46:223:002:000181420:0001, расположенного по адресу: в/г 8/1, литера А.
В судебном заседании 18.05.2017 - 22.05.2017 г. судом приняты уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ, согласно которым ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" просит суд признать самовольной постройкой дополнительные объекты - жилой дом и станцию перекачки:
- - жилой дом на 8 квартир, инв. N по схеме казарменное-жилищного фонда 403, площадью 271 кв. м, инвентарный (учетный) номер по документу 46:223:002:000182140:0001, литера А, место расположения: в/г 8/1 (п. 29);
- - станцию перекачки N 2 (насосная станция), назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь: 47,8 кв. м, инв. N 46:223:002:000259830:0001, лит. А, расположенное по адресу: Московская область, Красногорский район, пос. Николо-Урюпино, в/ч 58142 (п. 11, инв. N по списку 568);
- Определением от 22.05.2017 в одно производство для совместного рассмотрения объединено настоящее дело с делом N А41-2391/17, в котором ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" просило суд признать самовольной постройкой жилой дом:
- жилой дом на 5 квартир, инв. N по схеме казарменно-жилищного фонда 425, площадью 120 кв. м В судебном заседании 07.06.2016 г. судом приняты уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ, согласно которым ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" просит суд признать самовольной постройкой дополнительный объект:
- здание казармы, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 338 м2, инв. N 46:223:002:000137710:0001, лит. А, инв. N по схеме казарменно-жилищного фонда 110, кадастровый (или условный) номер: 50-50-98/053/2011-051.
Таким образом, по встречному иску обществом "Распорядительная дирекция Минкультуры России" заявлены требования в отношении шести объектов:
1. Признать самовольной постройкой, возведенные Министерством обороны Российской Федерации,
- - жилой дом на 5 квартир, инв. N по схеме казарменно-жилищного фонда 425, площадью 120 кв. м;
- - здание казармы, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 338 м2, инв. N 46:223:002:000137710:0001, лит. А, инв. N по схеме казарменно-жилищного фонда ПО, кадастровый (или условный) номер: 50-50-98/053/2011-051, находящееся на праве оперативного управления у третьего лица - ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, в соответствии с записью о регистрации от 29.06.12 N 50-50-98/036/2012-357, номер 94 Приложения N 8 к Заключению эксперта N 334028 от 07.07.2016;
- - жилой дом на 4 квартиры, инв. N по схеме казарменно жилищного фонда 404, площадью 156 кв. м, инвентарный (учетный) номер по документу: 46:223:002:000182130:0001, расположенный по адресу: в/г 8/1, литера А;
- - жилой дом на 4 квартиры, инв. N по схеме казарменно жилищного фонда 405, площадью 155 кв. м, инвентарный (учетный) номер по документу: 46:223:002:000181420:0001, расположенный по адресу: в/г 8/1, литера А;
- - жилой дом на 8 квартир, инв. N по схеме казарменное-жилищного фонда 403, площадью 271 кв. м, инвентарный (учетный) номер по документу 46:223:002:000182140:0001, литера А, место расположения: в/г 8/1 (п. 29);
- - станцию перекачки N 2 (насосная станция), назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь: 47,8 кв. м, инв. N 46:223:002:000259830:0001, лит. А, расположенное по адресу: Московская область, Красногорский район, пос. Николо-Урюпино, в/ч 58142 (п. 11, инв. N по списку 568).
2. Обязать Министерство обороны Российской Федерации осуществить за свой счет снос самовольной постройки:
- жилого дома на 5 квартир, инв. N по схеме казарменно-жилищного фонда 425, площадью 120 кв. м
- здание казармы, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 338 м2, инв. N 46:223:002:000137710:0001, лит. А, инв. N по схеме казарменно-жилищного фонда ПО, кадастровый (или условный) номер: 50-50-98/053/2011-051, находящееся на праве оперативного управления у третьего лица - ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, в соответствии с записью о регистрации от 29.06.12 N 50-50-98/036/2012-357.
- жилого дома на 4 квартиры, инв. N по схеме казарменно-жилищного фонда 404, площадью 156 кв. м, инвентарный (учетный) номер по документу: 46:223:002:000182130:0001,
- жилого дома на 4 квартиры, инв. N по схеме казарменно-жилищного фонда 405, площадью 155 кв. м, инвентарный (учетный) номер по документу: 46:223:002:000181420:0001,
- жилого дома на 8 квартир, инв. N по схеме казарменное-жилищного фонда 403, площадью 271 кв. м, инвентарный (учетный) номер по документу 46:223:002:000182140:0001, литера А,
- станции перекачки N 2 (насосная станция), назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь: 47,8 кв. м, инв. N 46:223:002:000259830:0001, лит. А.
В обоснование встречного иска ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" также ссылается на то, что часть из данных объектов расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040109:0037, на которых действует особый режим использования территории, связанный с расположением на нем объекта культурного наследия регионального значения - усадьбы "Никольское-Урюпино".
Поскольку данные объекты, как указано во встречном иске, были возведены в отсутствие согласия со стороны ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России", то они являются самовольной постройкой и подлежат сносу.
Согласно пункту 22 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" и пункту 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации" собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
Субъектом негаторного иска является собственник или иной титульный владелец, сохраняющий вещь в своем владении, но испытывающий препятствия в ее использовании. Субъектом обязанности (ответчиком по иску) считается нарушитель прав собственника, действующий незаконно и мешающий нормальному осуществлению права истца.
Негаторный иск может быть направлен на предотвращение возможного нарушения права собственности в случае угрозы такого причинения в будущем.
В пунктах 45, 46 постановления Пленумов ВС и ВАС РФ N 10/22 разъяснено, что в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Как указано во встречном иске, Министерством обороны Российской Федерации используется объекты, которые были возведены на земельных участках, находящихся в собственности ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России".
При этом строительство осуществлено без оформления в установленном порядке проектно-сметной и разрешительной документации.
В силу пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2 статьи 222 ГК РФ).
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, данным в Определении N 595-О-П от 03.07.2007, хотя законодатель и закрепил в пункте 1 статьи 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, для признания объекта самовольной постройкой достаточно наличия хотя бы одного из указанных признаков.
Аналогичная позиция содержится в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.04.2009 N ВАС-2167/09.
Таким образом, в круг доказывания по делу о сносе самовольной постройки входят обстоятельства выделения земельного участка под строительство спорного объекта, наличия разрешительной документации на строительство объекта, соблюдение установленных норм и правил при строительстве объекта недвижимости.
Кроме того, истцу необходимо доказать факт наличия на его участке объекта самовольного строительства.
Как следует из встречного иска, ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" просит признать самовольной постройки следующие объекты Минобороны России, список которых установлен экспертом в рамках проведения судебной экспертизы:
- 1. N 11 - станция перекачки, инв. N по схеме казарменно-жилищного фонда 568, площадь 47,8 кв. м;
- 2. N 22 - жилой дом на 4 квартиры, инв. N по схеме казарменно-жилищного фонда 404, площадь 156 кв. м;
- 3. N 23 - жилой дом на 4 квартиры, инв. N по схеме казарменно-жилищного фонда 405, площадь 155 кв. м;
- 4. N 24 - жилой дом на 5 квартир, инв. N по схеме казарменно-жилищного фонда 425, площадь 120 кв. м;
- 5. N 29 - жилой дом на 8 квартир, инв. N по схеме казарменно-жилищного фонда 403, площадь 271 кв. м;
- 6. N 94 - здание казармы, инв. N по схеме казарменно-жилищного фонда 110, площадь 338 кв. м.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что земельные участки, на которых расположены заявленные к сносу объекты, переданы для военных нужд.
Военная часть, являющаяся режимным объектом, а также объекты, расположенные за охраняемой территорией, возведены на земельном участке, предоставленном на основании Постановления Совета Народных Комиссаров от 12.09.1921 N 12851 об отводе участка земли для Военно-Инженерного полигона ГВИУ.
В пределах данной военной части расположено заявленное к сносу здание казармы (N 94 по экспертному заключению). Кроме того, с учетом результатов экспертизы судом установлена площадь и границы земельного участка под военной частью по фактическому пользованию, и данная военная часть является режимным объектом, территория - охраняемая.
При этом право собственности РФ на здание казармы площадью 338 кв. м зарегистрировано на основании Постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991, что подтверждается свидетельством от 14.12.2011. Право собственности в судебном порядке оспорено не было.
Соответственно, право собственности РФ на здание казармы (N 94 по экспертному заключению) возникло до регистрации права собственности ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" на земельный участок, на котором расположено данное здание.
Следовательно, доводы ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" в отношении признания самовольной постройкой здания казармы, расположенной в пределах военной части, являются несостоятельными.
В отношении других пяти объектов, заявленных к сносу (4 жилых дома и станция перекачки), суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Жилой дом с инв. номером 404 (N 22 по экспертизе) был возведен в 1954 году; жилой дом с инв. номером 425 (N 24 по экспертизе) был возведен в 1932 году, что подтверждается передаточным актом и приложением к нему (т. 16, л.д. 102 - 105), утвержденного Министром обороны России, Федеральное государственное учреждение "Нахабинская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации передает, а Федеральное государственной учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации принимает имущество, документацию, а также все права и обязанности Федерального государственного учреждения "Нахабинская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, включая жилые дома.
Материалами дела подтверждается факт нахождения на балансе Нахабинской КЭЧ г. Москвы.
Таким образом, данные помещения являются федеральной собственностью. И они были возведены до возникновения права собственности ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" на земельные участки с кадастровыми номерами с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309.
Станция перекачки была возведена в 1972 году (т. 8, л.д. 23), право собственности РФ было зарегистрировано на основании Постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991, что подтверждается свидетельством от 05.03.2011. Право собственности в судебном порядке оспорено не было.
Доказательств того, что данное имущество в установленном законом порядке выбыло из федеральной собственности, в материалах не имеется.
Следовательно, земля, на которых расположено спорное имущество (шесть объектов, заявленных к сносу), также является собственностью Министерства обороны Российской Федерации и не расположено на земельном участке ответчика, поскольку приватизация земельных участков под данными объектами произведена незаконно.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что обществом "Распорядительная дирекция Минкультуры России" не доказано нахождение на земельных участках, находящихся в собственности данного общества, объектов, возведенных Минобороны России.
Таким образом, приведенные в апелляционных жалобах доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 03 августа 2017 года по делу N А41-77834/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ

Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
В.Н.СЕМУШКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)