Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.09.2017 N 10АП-12472/2017 ПО ДЕЛУ N А41-36846/17

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2017 г. по делу N А41-36846/17


Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Бархатова В.Ю., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Балкаровым А.З.,
при участии в заседании:
от истца Комитета лесного хозяйства Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика Публичного акционерного общества энергетики и электрификации "МОСЭНЕРГО" - Караминова М.Е., представитель по доверенности от 24 апреля 2017 года,
от третьих лиц
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - Пучков О.И. - представитель по доверенности от 21 февраля 2017 года,
от ООО "Шатура Эстейт" - Елисеева Е.И. - представитель по доверенности от 07 июня 2017 года,
представители третьих лиц Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала по Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Общества с ограниченной ответственностью "Шатура Эстейт" - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 13 июля 2017 года по делу N А41-36846/17, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по иску Комитета лесного хозяйства Московской области (ИНН 5024129468 ОГРН 1125024004918) к Публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "МОСЭНЕРГО" (ИНН 7705035012, ОГРН 1027700302420) об истребовании из чужого незаконного владения, третьи лица - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области ((ИНН 7716642273, ОГРН 1097746296977), Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН 7727270299 ОГРН 1047727043561), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала по Московской области (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), Федеральное агентство лесного хозяйства (ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298), Общество с ограниченной ответственностью "Шатура Эстейт" (ИНН 5049019040 ОГРН 1095049000826),

установил:

Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "МОСЭНЕРГО" (далее - ответчик), в котором просил:
- - истребовать из незаконного владения ответчика земельный участок, входящий в состав земельного участка с кадастровым номером 50:25:0030124:7, расположенный по адресу: Московская область, Шатурский район, АПК "Шатурский", близ д. Филисово Шатурского района, в части наложения на земли лесного фонда общей площадью 18664,81 кв. м в квартале 1 выделах 4, 5, 6, 7, 8 Шатурского сельского участкового лесничества;
- - исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:25:0030124:7 в части наложения на земли лесного фонда общей площадью 18664,81 кв. м в квартале 1 выделах 4, 5, 6, 7, 8 Шатурского сельского участкового лесничества.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала по Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Общество с ограниченной ответственностью "Шатура Эстейт".
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 июля 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 135 - 139).
Не согласившись с данным судебным актом, комитет обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
До судебного заседания через канцелярию суда от Комитета лесного хозяйства Московской области поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с нахождением представителя в отпуске.
Согласно части 1 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд откладывает судебное разбирательство в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о времени и месте судебного разбирательства.
В силу части 5 указанной статьи арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Наличие оснований для отложения судебного разбирательства устанавливается арбитражным судом в каждом конкретном деле, исходя из его фактических обстоятельств.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что отложение рассмотрения апелляционной жалобы может привести к необоснованному затягиванию судебного процесса, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения ходатайства об отложении судебного заседания.
При этом, апелляционный суд при рассмотрении соответствующего ходатайства учитывает, что в ходатайстве истца не указано, какие пояснения или документы дополнительно хотел представить заявитель.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей истца и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ТУ ФАУГИ в Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы заявителя, просил ее удовлетворить.
Представитель третьего лица ООО "Шатура Эстейт" возражал по доводам апелляционной жалобы заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить бз изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 28 ноября 2016 года при патрулировании территории лесного фонда, лесного участка Шатурского сельского участкового лесничества Шатурского филиала ГКУ МО "Мособллес" в квартале 1 выделах 4, 5, 6, 7, 8, государственным лесным инспектором Московской области установлено, что участок с кадастровым номером 50:25:0030124:7 частично накладывается на земли лесного фонда.
Согласно справке подготовленной с использованием системы РГИС МО земельный участок с кадастровым номером 50:25:0030124:7 пересекает земли лесного фонда Шатурского сельского участкового лесничества, площадь наложения 18664,81 кв. м.
Земельный участок с кадастровым номером 50:25:0030124:7, общей площадью 778 592 кв. м, входит в состав единого земельного участка (единого землепользования) с кадастровым номером 50:25:0000000:32.
Земельный участок с кадастровым номером 50:25:0000000:32 общей площадью 40 000 000 кв. м принадлежит на праве собственности ПАО "МОСЭНЕРГО".
Комитет, 10 марта 2017 года направил в адрес ответчика претензию N Исх-179/10, в которой предложил в течение 30 дней с момента получения претензии освободить спорный земельный участок путем изменения границ земельного участка с кадастровым номером 50:25:0030124:7 и исключения из его площади площадей участков квартала 1 выделов 4, 5, 6, 7, 8 Шатурского сельского участкового лесничества с соответствующим внесением изменением в сведения ГКН и ЕГРП.
Оставление указанной претензии без удовлетворения, послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статья 301 ГК РФ устанавливает, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Исходя из взаимосвязанного смысла статей 209, 301 ГК РФ истцом по виндикационному иску может быть лицо (собственник, либо лицо владеющее имуществом в силу закона или договора), из обладания которого незаконно выбыло имущество (вещь), являющееся предметом виндикационного иска, а ответчиком по виндикационному иску является незаконный владелец, фактически обладающий имуществом (вещью) на момент предъявления требования.
Из положений статьи 11.1 Земельного кодекса РФ (действующей в редакции на момент обращения истцов в суд) следует, что земельные участки представляют собой часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу части 2 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Пунктом 3 части 4 статьи 8 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения об описании местоположения объекта недвижимости.
Частью 8 статьи 22 закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В статье 18 Закона о государственной регистрации недвижимости установлен перечень представляемых для осуществления кадастрового учета документов.
В силу положений статьи 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4.4 данного закона в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Как следует из материалов дела, 19 декабря 1996 года постановлением Главы администрации Шатурского района Московской области N 1352 в собственность ПАО "МОСЭНЕРГО" был передан земельный участок, для ведения подсобного сельского хозяйства, общей площадью 4000 га, в том числе сельскохозяйственных угодий 3855 га, из них: пашни 1780 га, сенокосов 1605 га, пастбищ 470 га, мелколесья 12 га, кустарников 46 га, болот 9 га, под водой 55 га, дорог 9 га, прочих земель 14 га.
Сведения о данном земельном участке внесены в ГКН - 11 февраля 1997 года, земельному участку присвоен кадастровый номер 50:25:0000000:32, что подтверждается кадастровой выпиской от 26 июля 2016 года.
В соответствии со Свидетельством на право собственности на землю от 01 апреля 1997 года N 0482197, право собственности ПАО "МОСЭНЕРГО" зарегистрировано 11 февраля 1997 года, о чем в ЕГРП внесена регистрационная запись за номером 50-50-62/097/2010-428.
Земельный участок с кадастровым номером 50:25:0030124:7, общей площадью 778 592 кв. м входит в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером 50:25:0000000:32, что подтверждается кадастровой выпиской представленной в материалы дела.
Как указывалось ранее сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:25:0000000:32, общей площадью 40 000 000 кв. м внесены в ГКН - 11 февраля 1997 года.
Между тем, лесной участок, расположенный в квартале 1 выделах 4, 5, 6, 7, 8 Шатурского сельского участкового лесничества, на государственный кадастровый учет не поставлен.
Обосновывая свои доводы о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:25:0030124:7 расположен на землях лесного фонда, Комитет лесного хозяйства ссылается на то, что данный факт подтверждается Актом осмотра территории лесного участка и документов, прилагаемых к нему (л.д. 24 - 25, 31 - 32 т. 1), планом лесных участков Шатурского района Московской области лесоустройство 2005 - 2008 годов (л.д. 35 т. 1), выпиской из государственного лесного реестра о лесных кварталах и о лесотаксационных выделах N 18-08-2016/17 (л.д. 33 т. 1), а также сведениями, содержащимися в Региональной географической информационной системе Московской области (далее - РГИС МО), созданной в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23 октября 2012 года N 1335/38, которая позволяет осуществить сопоставление в электронном виде границ земель лесного фонда и границ земельных участков, выявляя наложение при их наличии.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Таким образом, правомочия собственника земельного участка состоят во владении, пользовании и распоряжении земельным участком.
При этом, под владением понимается юридически обеспеченная возможность волевого, фактического и непосредственного господства лица над земельным участком; пользование - это юридически обеспеченная возможность извлечения из земельного участка полезных свойств, плодов и иных доходов в процессе его эксплуатации; распоряжение - это юридически обеспеченная возможность определения судьбы земельного участка.
Статья 301 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Исходя из взаимосвязанного смысла статей 209, 301 Гражданского кодекса РФ истцом по виндикационному иску может быть лицо (собственник, либо лицо владеющее имуществом в силу закона или договора), из обладания которого незаконно выбыло имущество (вещь), являющееся предметом виндикационного иска, а ответчиком по виндикационному иску является незаконный владелец, фактически обладающий имуществом (вещью) на момент предъявления требования.
Между тем, обращаясь в суд с настоящими требованиями, истцы не представили надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что земельные участки пересекаются с землями лесного фонда.
Как следует из материалов дела сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:25:0000000:32 в состав единого землепользования, которого входит земельный участок с кадастровым номером 50:25:0030124:7, были внесены в ГКН - 11 февраля 1997 года.
При таких обстоятельствах судом не могут быть приняты во внимание доводы истца о том, что факт пересечения спорного земельного участка с землями лесного фонда подтверждается лесоустроительной документацией 2005 - 2008 годов, а также лесоустройством 2015 года, поскольку они не свидетельствуют о том, что на момент предоставления спорных земельных участков и определения их границ (1997 год) данная территория входила в земли лесного фонда.
Более того, указанные документы не содержат описание границ лесного участка, координаты данных лесных участков.
Тем более не может служить доказательством пересечения спорных земельных участков с землями лесного фонда информация, содержащаяся в РГИС Московской области.
Государственная информационная система Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" была создана в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23 октября 2012 года N 1335/38.
В соответствии с данным постановлением РГИС Московской области представляет собой государственную информационную систему Московской области, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов Московской области, картографическая, статистическая и иная документированная информация.
При этом, в постановлении указано, что Министерству государственного управления, информационных технологий и связи Московской области в срок до 15 декабря 2012 года провести экспертную оценку документов и программ, используемых в рамках планирования, создания и использования РГИС Московской области.
Следовательно, сама программа РГИС Московской области стала внедряться только после принятия указанного постановления Правительства Московской области, а постановка спорных земельных участков на государственный кадастровый учет была осуществлена до создания и внедрения на территории Московской области данной программы.
РГИС Московской области функционирует на территории Московской области в соответствии с Законом Московской области от 10 июля 2009 года N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации", согласно которому государственные информационные системы Московской области создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами, организациями, органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (пункт 1 статьи 4 Закона).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона N 149-ФЗ информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
Следовательно, государственные информационные системы содержат информацию, которая вносится в них на основании сведений, содержащихся в определенных документах.
В данном случае информация о границах земель лесного фонда должны вноситься в РГИС Московской области на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, планах лесных участков, а также лесоустроительной документации.
Таким образом, сами по себе данные, содержащиеся в указанной информационной программе и распечатки из нее, не могут служить доказательствами того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда, поскольку к таким доказательствам в соответствии с положениями Лесного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты).
Более того, постановлением Правительства Московской области от 30 января 2017 года N 49/3 признано утратившим силу постановлением Правительства Московской области от 23 октября 2012 года N 1335/38 "О создании государственной информационной системы Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области". В соответствии с указанным постановлением программа РГИС вводится в действие с 01 сентября 2017 года.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Комитет лесного хозяйства в нарушение указанных положений не представил надлежащих доказательств, подтверждающих то, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:25:0000000:32, на момент его формирования пересекали земли лесного фонда.
Как указывалось ране, исходя из содержания статей 209, 301 ГК РФ в суд с заявлением об истребовании имущества из чужого незаконного владения имеет право обращаться только собственник данного имущества. Принимая во внимание, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, в суд с подобным органом может обращаться соответствующий государственный орган исполнительной власти РФ наделанный соответствующими полномочиями.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Действующее законодательство Российской Федерации закрепляет право соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на осуществление деятельности данных органов лишь в пределах их компетенции, установленной Конституцией РФ, федеральным законодательством, законами субъекта Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.
Компетенция это совокупность полномочий, которыми обладает или должны обладать определенные органы и лица согласно законам, нормативным документам, уставам, положениям ("Современный экономический словарь" под ред. Райзберга Б.А., Лозовского Л.Ш., Стародубцевой Е.Б.).
Категория компетенции связана с установлением публичного статуса соответствующего органа публичной власти.
Согласно пункту 12 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 года N 863/22, в состав полномочий истца не входит судебная защита прав собственника в отношении лесных участков, принадлежащих Российской Федерации.
Согласно пункту 14.5 указанного Положения, истец имеет право обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов только в случаях, предусмотренных законодательством.
Истец не обосновал наличие у него права на обращение в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 82 Лесного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений имеют право владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Следовательно, участок лесного фонда, на котором, по мнению Комитета лесного хозяйства, расположены спорные земельные участки, в таком случае должен находиться в собственности субъекта Российской Федерации, а не в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:
1) разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
2) предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда;
3) выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;
4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;
5) ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации;
6) осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса;
7) установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах;
8) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на землях лесного фонда.
В рамках передаваемых полномочий отсутствует указание на то, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право обращаться в суд в защиту интересов Российской Федерации, как собственника земель лесного фонда.
В то же время в соответствии с пунктом 6.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 года N 432, именно данный федеральный орган государственной власти имеет право обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным.
Именно ТУ ФАУГИ в Московской области является надлежащим истцом по данной категории дел.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства ответчиком заявлено о пропуске истцами при обращении в суд срока исковой давности.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу пункта 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
При этом в силу положений статьи 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на:
- - требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом;
- - требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов;
- - требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму";
- - требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304);
- - другие требования в случаях, установленных законом.
Ответчик, заявляя о пропуске истцами срока исковой давности, указывает на то, что истцу должно было стать известно о том, что границы спорного земельного участка пересекаются с границами земель лесного фонда после постановки на кадастровый учет спорного земельного участка и государственной регистрации права собственности ПАО "МОСЭНЕРГО", - 1997 года.
Между тем, факт кадастрового учета и государственной регистрации права собственности не означает, что с момента внесения записей в ГКН и в ЕГРП о государственной регистрации права собственности на земельный участок, истец должен был знать о наличии пересечения земель лесного фонда со спорным земельным участком.
Более того, как указывалось ранее, сведения о местоположении границ лесного участка, образующего квартал 1 выделы 4, 5, 6, 7, 8 Шатурского сельского участкового лесничества, в государственном кадастре недвижимости (в настоящее время в едином государственном реестре недвижимости) не содержатся, а из осмотра спорного земельного участка следует, что какой-либо хозяйственной деятельности на нем не ведется, какие-либо строения и сооружения отсутствуют, участок не огорожен.
При таких обстоятельствах, истцу не могло быть известно о пересечении границ лесного фонда с границами спорного земельного участка.
Ответчиком иных доказательств, свидетельствующих о пропуске истцом срока исковой давности, в суд не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 13 июля 2017 года по делу N А41-36846/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий
М.А.НЕМЧИНОВА

Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
В.Н.СЕМУШКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)