Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.05.2017 ПО ДЕЛУ N А05-12827/2016

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2017 г. по делу N А05-12827/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 февраля 2017 года по делу N А05-12827/2016 (судья Звездина Л.В.),
установил:

сельскохозяйственный производственный кооператив "Колхоз имени Ленина" (место нахождения: 164210, Архангельская область, Няндомский район, поселок Шалакуша, улица Заводская, дом 12; ИНН 2918001080, ОГРН 1022901415350; далее - Колхоз) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; ИНН 2901200111, ОГРН 1102901001356; далее - Министерство) об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 29:12:000000:40, выраженного в письме от 14.09.2016 N 204-04/7073.
Решением от 21.02.2017 суд признал недействительным решение Министерства от 14.09.2016 N 204-04/7073 об отказе Колхозу в предоставлении в аренду лесного участка с кадастровым номером 29:12:000000:40, возложил на Министерство обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Колхоза.
Министерство с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Суд не указал местонахождение и площадь объектов недвижимости Колхоза. Общая площадь лесного участка с кадастровым номером 29:12:000000:40 составляет 158 692 717 кв. м. Истец не привел доводов о необходимости эксплуатации объектов недвижимости именно на таком лесном участке. Испрашиваемые лесные участки не отвечают критерию эксплуатации объектов недвижимости, поскольку их площадь не соотносится с непосредственно эксплуатационным критерием, она значительно больше площади, занятой объектами недвижимого имущества. Суд неправильно применил части 1, 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), приказ Минприроды России от 28.10.2015 N 445 "Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (далее - Приказ Минприроды N 445), Административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам и юридическим лицам лесных участков, распоряжение которыми относится к компетенции органов государственной власти Архангельской области, в аренду без проведения аукциона, утвержденный указом губернатора Архангельской области от 25.05.2012 N 64-у (далее - Административный регламент). У заявителя отсутствует государственная регистрация права на недвижимое имущество, возникшая до момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). Лесохозяйственный регламент Няндомского лесничества Архангельской области, утвержденный постановлением Министерства от 20.05.2016 N 6п, не предусматривает вида разрешенного использования лесов в кварталах лесничества - в целях эксплуатации зданий, сооружений. Из земельного участки с кадастровым номером 29:12:000000:40 исключены все объекты Колхоза.
Колхоз в отзыве на жалобу возразил против изложенных в ней доводов и требований, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Колхоз 17.05.2016 обратился к Министерству с заявлением подготовить и заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 29:12:000000:40 на срок 49 лет.
В обоснование заявления Колхоз, ссылаясь на пункт 4 части 3 статьи 74 ЛК РФ, указал, что являлся арендатором земельного участка с кадастровым номером 29:12:000000:40. Решением Арбитражного суда Архангельской области от 25.05.2015 по делу N А05-756/2015 договор признан недействительным, на Колхоз возложена обязанность возвратить Российской Федерации земельный участок. На указанном земельном участке расположены все производственные здания, строения и сооружения Колхоза, который является сельскохозяйственным производителем. Внутри земельного участка находится более 600 земельных участков с кадастровыми номерами 29:12:000000:50 и 29:12:00000051, которые непосредственно являются сельскохозяйственными угодьями и находятся в аренде Колхоза. Земельный участок с кадастровым номером 29:12:000000:40 частично выполняет функции защитных лесонасаждений земельных участков с кадастровыми номерами 29:12:000000:50 и 29:12:00000051.
Распоряжением Министерства от 10.06.2016 N 850 Колхозу отказало в предоставлении в аренду лесного участка под объектами недвижимости с кадастровым номером 29:12:000000:40 по адресу: Архангельская область, Няндомский район, Няндомское лесничество, Няндомское сельское участковое лесничество (участок колхоз им. Ленина) ввиду предоставления заявителем недостоверных сведений (отсутствие права собственности на объекты недвижимости).
В письме от 24.06.2016 N 204-05-26/2010 Министерство сообщило, что в удовлетворении заявления Колхоза отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности на объекты недвижимости, в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 74 ЛК РФ.
Колхоз 19.07.2016 повторно обратился в Министерство с заявлением о подготовке и заключении договора аренды земельного участка по аналогичным основаниям, также представил сопроводительное письмо от 11.07.2016 к заявке.
Министерство 27.07.2016 в ответе на заявление Колхоза от 19.07.2016 (и сопроводительное письмо от 11.07.2016) указало, что заявитель не сообщил местоположение и площадь участка, который просит предоставить в аренду, в заявке отсутствуют цели, виды использования участка с учетом его категории (лесной участок). Министерство разъяснило, что Лесохозяйственный регламент Няндомского лесничества Архангельской области не предусматривает вид разрешенного использования лесов в квартале лесничества - в целях эксплуатации зданий и сооружений.
Колхоз 09.08.2016 направил Министерству заявление на заключение договора аренды лесного участка без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 ЛК РФ. В обоснование заявление Колхоз указал, что просит предоставить лесной участок площадью 15 869 га, кадастровым номером 29:12:000000:40, по адресу: Архангельская область, Няндомский район, Няндомское лесничество, Няндомское сельское участковое лесничество, леса бывшего колхоза "имени Ленина", для использования в целях заготовки древесины, ведения сельского хозяйства, на срок 49 лет.
Министерство 14.09.2016 (N 204-04/7073) отказало Колхозу в предоставлении лесного участка в аренду на основании подпунктов "в" и "д" пункта 17 Приказа Минприроды N 445 и подпунктов "б", "в" и "д" пункта 27 указа губернатора Архангельской области от 25.05.2012 N 64-у.
Не согласившись с отказом Министерства, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными, требования удовлетворил.
Апелляционная инстанция считает, что выводы суд первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Для удовлетворения требований заявителей необходимо наличие одновременно двух условий: противоречие оспариваемого отказа какому-либо нормативному правовому акту и нарушение этим отказом прав и законных интересов заявителя.
Статьей 3 ЛК РФ предусмотрено, что лесным законодательством регулируются лесные отношения, а имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено ЛК РФ и другими федеральными законами.
В силу статьи 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно статье 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
В силу статьи 9 ЛК РФ право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, определенном гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 71 ЛК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ) лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 названного Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;
3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Согласно ранее действовавшей редакции названной нормы в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное пользование - гражданам.
Как указано в части 4 статьи 71 ЛК РФ, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.
В силу части 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 названного Кодекса.
Виды использования лесов перечислены в статье 25 ЛК РФ.
Возможность использования лесов для заготовки древесины предусмотрена пунктом 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ, для ведения сельского хозяйства предусмотрена пунктом 6 части 1 статьи 25 ЛК РФ.
Порядок использования лесов для ведения сельского хозяйства (на землях лесного фонда) закреплен в статье 38 ЛК РФ.
Согласно указанной статье леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности) (часть 1).
На лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускается размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек (часть 2).
Граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения сельского хозяйства на основании договоров аренды лесных участков (часть 3).
В соответствии с частью 1 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действующей в спорный период) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 названной статьи.
В силу части 3 статьи 74 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 ЛК РФ;
2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса;
4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Часть 4 статьи 74 ЛК РФ предусматривала, что арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду на торгах на срок более десяти лет.
С 01.03.2015 статья 36 ЗК РФ утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данным законом ЗК РФ дополнен главой V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.1 ЗК РФ (в первоначальной редакции) положения названной главы не применяются к отношениям, связанным с арендой земельных участков в составе земель лесного фонда.
При этом нормы ЛК РФ не содержат запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности.
В силу статьи 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Системное толкование приведенных норм показывает, что ограничение как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно.
Аналогичный вывод содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 2111/10.
Согласно подпунктам "в" и "д" пункта 17 Приказа Минприроды N 445 уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении в аренду лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 74 ЛК РФ в случае предоставления заявителем недостоверных сведений (подпункт "в") и несоответствия заявленной цели (целей) использования лесного участка лесному плану субъекта Российской Федерации или лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка) (подпункт "д").
Пунктом 27 Административного регламента установлено, что основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются подача заявления и прилагаемых к нему документов с нарушением требований, установленных Приказом Минприроды N 445, предоставление заявителем недостоверных сведений, несоответствие заявленной цели (целей) использования лесного участка лесному плану субъекта Российской Федерации или лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка) (подпункты "б", "в" и "д" пункта 27).
Как следует из материалов дела, заявитель просил признать незаконным отказ Министерства в предоставлении Колхозу в аренду лесного участка с кадастровым номером 29:12:000000:40, выраженный в письмо от 14.09.2016 N 204-04/7073.
Министерство 14.09.2016 (N 204-04/7073) отказало Колхозу в предоставлении лесного участка в аренду на основании подпунктов "в" и "д" пункта 17 Приказа Минприроды N 445 и подпунктов "б", "в" и "д" пункта 27 указа губернатора Архангельской области от 25.05.2012 N 64-у. При этом указало следующее. В заявке Колхоза на заключение договора аренды лесного участка без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 ЛК РФ сообщаются следующие виды (цели) использования лесов: заготовка древесины и ведение сельского хозяйства. В соответствии со статьей 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для использования лесов для заготовки древесины и ведения сельского хозяйства заключаются по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора. Договор аренды лесного участка без проведения аукциона в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 74 ЛК РФ заключается в случае нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления). В соответствии с установленным порядком заявитель вправе самостоятельно представить с заявлением документы, удостоверяющие право собственности на здания, сооружения, помещения в них, расположенные на лесном участке, или документы, подтверждающие право хозяйственного ведения или оперативного управления такими объектами (при предоставлении лесных участков в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 74 ЛК РФ). Если заявитель не представил по собственной инициативе документы, обосновывающие цели использования лесного участка, а Министерство не вправе требовать у заявителя дополнительных документов, Министерство самостоятельно запрашивает в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу сведения и документы, удостоверяющие право собственности на здании, сооружения, помещения в них, расположенные на лесном участке (данные о государственной регистрации права на недвижимое имущество). В Министерстве имеется информация от заявителя (заявление от 11.07.2016 N 197) об отсутствии государственной регистрации права на недвижимое имущество, возникшее до момента вступления в силу Закона N 122-ФЗ. У Министерства отсутствуют документы, удостоверяющие (устанавливающие) право заявителя на объекты недвижимости в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 122-ФЗ.
Удовлетворяя требования Колхоза и признавая отказ Министерства незаконным (недействительным), суд первой инстанции исходил из следующего. В оспариваемом решении об отказе Министерство не указало, в чем заключается предоставление заявителем недостоверных сведений, каким образом заявленная Колхозом цель использования лесного участка не соответствует лесному плану субъекта Российской Федерации или лесохозяйственному регламенту лесничества. Суд указал, что Министерство, ссылаясь на указание Колхозом в заявлении таких целей предоставления лесного участка, как заготовка древесины и ведение сельского хозяйства, и утверждая, что спорный лесной участок не мог быть представлен ему для цели эксплуатации зданий и сооружений, не учел того, что подпункты "в" и "д" пункта 17 Приказа N 445 и подпункты "б", "в" и "д" пункта 27 Указа Губернатора Архангельской области от 25.05.2012 N 64-у (Административный регламент), положенные в основу решения об отказе, не содержат такого основания для отказа в предоставлении лесного участка в аренду. Как следует из подпункта "д" Приказа N 445 и подпункта "д" пункта 27 Указ Губернатора Архангельской области N 64-у, в них речь идет лишь о несоответствии заявленной цели использования лесного участка лесному плану субъекта Российской Федерации или лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка). Указаний на то, что заявленная Колхозом цель использования лесного участка не соответствует статье 74 ЛК РФ, отказ Министерства не содержит. Колхоз обладает правом на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 29:17:010301:0004 без проведения торгов на основании пункта 4 части 3 статьи 74 ЛК РФ, поскольку на таком лесном участке находятся здания и сооружения, принадлежащие ему на праве собственности. При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что Общество в заявлении, адресованном Министерству, указало, что земельный участок требуется Колхозу для заготовки древесины и ведения сельского хозяйства. Главным и основополагающим условием в данном случае является сам факт нахождения на спорном лесном участке зданий и сооружений, которые принадлежат заявителю на праве собственности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции, полагает, что правовых оснований для признания незаконным вышеназванного отказа Министерства не имеется.
Как следует из материалов дела, Колхоз обратился в Министерство с заявлением на заключение договора аренды лесного участка, кадастровым номером 29:12:000000:40, площадью 15 869 га, по адресу: Архангельская область, Няндомский район, Няндомское лесничество, Няндомское сельское участковое лесничество, без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 ЛК РФ, указав цель использования - заготовка древесины, ведение сельского хозяйства.
При этом из материалов дела видно, что ранее заявитель действительно обращался в Министерство с заявлениями о предоставлении в аренду земельного участка, ссылаясь на нахождение на земельном участке производственных объектов.
Сведений о том, что с заявлением в Министерство обращалось какое-либо иное Общество, а также о наличии у Колхоза права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 29:17:010301:0004, в материалах дела не имеется. Выводы суда первой инстанции в этой части противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Выводы суда первой инстанции о том, что отказ Министерства немотивированный, в ответе от 14.09.2016 не указано, в чем заключается предоставление заявителем недостоверных сведений, каким образом заявленная Колхозом цель использования лесного участка не соответствует лесному плану субъекта Российской Федерации или лесохозяйственному регламенту лесничества, поэтому такой отказ незаконен, по мнению апелляционного суда, являются необоснованными.
Министерство в ответе от 14.09.2016 на заявление Колхоза от 09.08.2016 конкретно указало мотивы, по которым правовые основания для заключения договора аренды запрашиваемого лесного участка без проведения торгов отсутствуют. При этом Министерство отказ мотивировало как в части требования о заключении договора аренды лесного участка без проведения аукциона в целях заготовки древесины, ведения сельского хозяйства, так и в части ранее заявленного Колхозом в других заявлениях, но не содержащегося в заявлении от 09.08.2016, требования о заключении договора аренды без проведения аукциона в случае нахождения на таком участке объектов недвижимости.
Таким образом, правовых оснований для признания отказа Министерства от 14.09.2016 по причине немотивированности у суда первой инстанции не имелось.
По мнению заявителя, у Колхоза возникло право на данный земельный участок, поскольку ранее он предоставлен в бессрочное и бесплатное пользование для сельскохозяйственного использования, а в последующем был заключен договор аренды. В связи с этим заявитель полагает, что вправе претендовать на заключение договора аренды лесного участка без проведения аукциона.
Кроме того, по мнению заявителя, на данном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие ему на праве собственности.
Вместе с тем, объективных доказательств, свидетельствующих о том, что у заявителя возникло право на заключение договора аренды лесного участка без проведения торгов, в суд не представлено. Имеющиеся в деле документы, на которые ссылается заявитель и суд первой инстанции, такие сведения не содержат.
Согласно сведениям кадастрового паспорта земельного участка, сведения о нем внесены в кадастр 31.01.1997, ему присвоен кадастровый номер 29:12:000000:40, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, категория земель - земли лесного фонда, площадь - 158 692 665 кв. м.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 25.05.2015 по делу N А05-756/2015, оставленным без изменения постановлениями апелляционной и кассационной инстанций от 31.08.2015 и от 01.12.2015 соответственно, комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район" отказано в удовлетворении требований о расторжении договора аренды от 17.09.2014 N 145 и о возложении на Колхоз обязанности освободить земельный участок с кадастровым номером 29:12:000000:40. При этом требования Министерства удовлетворены: постановление администрации от 17.09.2014 N 1302 признано недействительным, договор аренды от 17.09.2014 N 145, заключенный муниципальным образованием "Няндомский муниципальный район" и Колхозом, признан недействительным. Колхоз обязан в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда возвратить Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 29:12:000000:40.
При рассмотрении данного дела судами трех инстанций установлено следующее.
Администрацией принято постановление от 17.09.2014 N 1302, в соответствии с которым площадь земельного участка с кадастровым номером 29:12:000000:40 составляет 158 692 717 кв. м, право Колхоза на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком прекращено, земельный участок предоставлен Колхозу в аренду для сельскохозяйственного производства, комитету предписано заключить с Колхозом договор аренды земельного участка.
Комитетом (арендодатель) и Колхозом (арендатор) заключен договор от 17.09.2014 N 145 аренды названного земельного участка для сельскохозяйственного производства.
Земельный участок передан арендатору по акту от 17.09.2014.
Вместе с тем, в границах спорного земельного участка находятся лесные участки - кварталы N 1 - 10, 16 - 52, 53 - 64 участка "колхоз им. Ленина" Няндомского лесничества Няндомского сельского участкового лесничества, которые включены в государственный лесной реестр как лесные участки общей площадью 15 724 га.
Основанием для включения в государственный лесной реестр указанных кварталов лесного участка является свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанные лесные участки и материалы лесоустройства.
Суды в рамках вышеназванного дела установили, что право собственности Российской Федерации на лесные участки в кварталах N 1 - 10, 16 - 52, 53 - 64 участка "колхоз им. Ленина" Няндомского лесничества Няндомского сельского участкового лесничества в составе участков лесного фонда общей площадью 66 614,6 га, условный номер 29:12:000000:0000:600000/90, зарегистрировано 21.07.2004 и выдано свидетельство о государственной регистрации права от 21.07.2004 серии 29-АВ N 238359, а впоследствии взамен указанного свидетельство выдано свидетельство о государственной регистрации права от 19.05.2008 серии 29-АК N 225241.
Суды в рамках вышеназванного дела также установили, что участки лесного фонда, расположенные в упомянутых кварталах Няндомского лесничества Няндомского сельского участкового лесничества на основании постановления администрации Архангельской области от 01.12.1999 N 336 в соответствии со статьями 36 и 130 действовавшего в тот период ЛК РФ 1997 года переданы Колхозу в безвозмездное пользование по договору безвозмездного пользования участком лесного фонда от 22.12.1999, который впоследствии, в порядке приведения указанного договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года, переоформлен на договор аренды лесного участка от 18.12.2007 N 155, в период действия которого Колхоз использовал эти лесные участки для заготовки древесины.
Распоряжением администрации Архангельской области от 09.06.2007 N 506р, действующим в редакции распоряжения главы администрации Архангельской области от 19.06.2007 N 545р, лесные земли и нелесные земли из категории земель сельскохозяйственного назначения и категории земель запаса в границах территории муниципального образования "Няндомский район" общей площадью 66 614,6 га, ранее находившиеся в ведении Няндомского сельского лесхоза, переведены в категорию земель лесного фонда.
Право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда общей площадью 66 614,6 га условный номер 29:12:000000:0000:600000/90 возникло в силу статьи 19 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и действовавшего в тот период пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
Лесные участки в кварталах N 1 - 10, 16 - 52, 53 - 64 участка "Колхоз им. Ленина" Няндомского лесничества Няндомского сельского участкового лесничества, являющиеся частью участков лесного фонда общей площадью 66 614,6 га с условным номером 29:12:000000:0000:600000/90, находятся в собственности Российской Федерации, и спорный земельный участок в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 7 ЗК РФ, относится к землям лесного фонда.
Суды в рамках вышеназванного дела указали, что у администрации отсутствовали полномочия по распоряжению спорным земельным участком и удовлетворили требования Министерства, уполномоченного на осуществления государственного лесного контроля и надзора в силу пункта 36 статьи 81 и подпункта 6 пункта 1 статьи 83 ЛК РФ и пункта 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 04.03.2014 N 92-пп.
Таким образом, решением суда от 25.05.2015 по делу N А05-756/2015 договор аренды от 17.09.2014 N 145, на который ссылается Колхоз, признан недействительным.
Ссылки Колхоза на иные договоры аренды на земельные участки в составе спорного участка не принимаются во внимание, поскольку не содержат сведений о возникновении у заявителя права аренды лесного участка без проведения аукциона в порядке части 3 статьи 74 ЛК РФ.
Ссылки заявителя на государственный акт на право пользования землей от 28.04.1978 для сельскохозяйственного использования в размере 19 250 га не принимается во внимание, поскольку данный документ не свидетельствует о возникновении у заявителя права аренды лесного участка, кадастровым номером 29:12:000000:40, площадью 15 869 га, по адресу: Архангельская область, Няндомский район, Няндомское лесничество, Няндомское сельское участковое лесничество, на срок 49 лет, без проведения аукциона в порядке части 3 статьи 74 ЛК РФ.
При использовании лесов для заготовки древесины договоры аренды лесных участков заключаются по общему правилу по результатам торгов.
Таким образом, материалы дела указывают на стремление Колхоза получить в аренду лесной участок в обход установленному порядку заключения договора.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что Колхоз обладает правом на заключение договора аренды лесного участка, без проведения торгов на основании пункта 4 части 3 статьи 74 ЛК РФ, поскольку на таком лесном участке находятся здания и сооружения, принадлежащие ему на праве собственности.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о возникновении и наличии у заявителя права собственности на объекты недвижимости, находящиеся на участке.
Суд первой инстанции в решении указал, что им установлено, что на спорном лесном участке расположены следующие здания и сооружения, принадлежащие Колхозу на праве собственности: гараж кирпичный, зерносклад кирпичный, корнеклубохранилище, коровники кирпичные, склад ГСМ, телятник, а также скважины водозаборные, дороги из железобетонных плит, силосные траншеи. Данные обстоятельства подтверждаются инвентарными карточками учета основных средств (для зданий и сооружений), актами государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию, бухгалтерским балансом на 31.12.2015, отчетом по основным средствам за 2015 год. Суд также указал, что из материалов дела следует, что указанные объекты введены в эксплуатацию в период с 1972 по 1993 годы. Суд также сослался на письмо главы МО "Шалакушское" от 09.02.2017 N 69, из которого следует, что на земельном участке с кадастровым номером 29:12:000000:40, примыкающем к землям поселений пос. Шалакуша, д. Кондратовская и д. Федосеевская (Верала), находятся гараж кирпичный, навес для хранения сельскохозяйственных машин, силосные траншеи из бетона, зерносклад кирпичный, корнеклубохранилище, здание коровников кирпичные, здание телятника, скважины водозаборные, дороги из железобетонных плит и т.д.
Вместе с тем, апелляционный суд полагает, что в отсутствие сведений о государственной регистрации права собственности Колхоза на объекты недвижимости, при рассмотрении заявления в порядке норм главы 24 АПК РФ о признании незаконным отказа Министерства в предоставлении в аренду участка, в рамках настоящего дела не могут устанавливаться обстоятельства, связанные с возникновением, наличием и признанием права собственности на объекты недвижимости, находящиеся на данном участке, и признаваться право на такие объекты. Данные обстоятельства рассматриваются судом в рамках искового производства при наличии в производстве суда соответствующего искового заявления. Ссылка заявителя и суда первой инстанции на пункт 1 статьи 6 Закона N 122-ФЗ в данном случае является необоснованной.
Суд первой инстанции указал, что Министерство данное обстоятельство не оспорило, доказательств того, что на спорном лесном участке отсутствуют здания и сооружения, принадлежащие заявителю на праве собственности, не представило.
Между тем, как следует из материалов дела, Министерство в отзыве на заявление Колхоза возражало против доводов Колхоза о том, что на лесном участке располагаются объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности. При этом указало, что из характеристики участка с кадастровым номером 29:12:000000:40 исключены все объекты Колхоза. Сведений о регистрации права на какие-либо объекты, находящиеся на спорном участке, не имеется.
Поэтому вывод суда в этой части противоречат материалам дела.
Апелляционный суд также обращает внимание, что Колхоз в рамках настоящего дела обжалует отказ Министерства в удовлетворении его заявления о заключении договора аренды лесного участка без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 ЛК РФ, ссылаясь на основания, которые не содержались в его заявлении от 09.08.2016. При этом суд первой инстанции проверяет и дает оценку обстоятельствам, которые не были заявлены Колхозом при обращении в Министерство с заявлением от 09.08.2016.
Исходя из вышеизложенного апелляционный суд полагает, что оснований для удовлетворения заявления Колхоза у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, решение суда подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ, поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, не отвечают требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ). В удовлетворении заявления Колхоза следует отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются по правилам статей 106, 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 февраля 2017 года по делу N А05-12827/2016 отменить.
В удовлетворении заявленных требований сельскохозяйственному производственному кооперативу "Колхоз имени Ленина" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Судьи
Н.В.ЧЕРЕДИНА
А.Н.ШАДРИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)