Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что декларации на вырубку леса для заготовки древесины поданы от имени общества-должника, в отношении которого введена процедура наблюдения, неуполномоченным лицом, без согласия временного управляющего.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Баширова Э.Г., Савкиной М.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2016 (судья Филатов М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2017 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Семушкин В.С., Юдкин А.А.)
по делу N А55-4669/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СамараБизнесСтандарт" к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании незаконным бездействия и обязании, с участием третьих лиц: Шиндрова Дмитрия Олеговича, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СамараБизнесСтандарт" (далее - заявитель, общество, ООО "СамараБизнесСтандарт") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство, госорган), изложенный в письме от 01.02.2016 N 270502/1774, в приеме лесных деклараций от 20.01.2016 N 5-ш 8/15, от 20.01.2016 N 6-ш 8/15, от 22.01.2016 N 7-ш 8/15, от 22.01.2016 N 8-ш 8/15 по договору аренды земельного участка от 10.09.2012 N 8/15, а также отказа, изложенный в письме от 11.02.2016 N 270502/2774, в приеме лесных деклараций от 28.01.2016 N 13-ш 8/15 по договору аренды земельного участка от 10.09.2012 N 8/15, от 28.01.2016 N 14-д 5/15 по договору аренды земельного участка от 10.09.2012 N 5/15; об обязании по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 05.08.2016 дела N А55-4787/2016, N А55-4669/2016 объединены в одно производство, делу присвоен номер N А55-4669/2016.
Судом первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Шиндров Дмитрий Олегович, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2016 заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Предметом спора по настоящему делу является необоснованные, по мнению заявителя, отказы Министерства в принятии лесных деклараций по договорам аренды лесных участков, изложенные в письмах от 01.02.2016 N 270502/1774 и от 11.02.2016 N 270502/2774.
В ходе судебного разбирательства судами установлено следующее.
По договорам аренды земельных участков от 10.09.2012 N 5/15, от 10.09.2012 N 8/15 Министерством обществу предоставлены во временное пользование (в аренду) лесные участки для заготовки древесины.
Подпунктом "д" пункта 13 указанных договоров на арендатора возложена обязанность подачи лесной декларации.
В соответствии со статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), подпунктом "д" пункта 13 заключенных договоров общество оформило лесные декларации от 20.01.2016 N 5-ш 8/15, N 6-ш 8/15, от 22.01.2016 N 8-ш 8/15, N 7-ш 8/15, от 28.01.2016 N 13-ш 8/15, N 14-д 5/15 и направило их в Министерство.
Отказывая в принятии поданных деклараций, госорган исходил из принятого Арбитражным судом Самарской области определения от 25.09.2015 N А55-11658/2015 о введении в отношении заявителя процедуры наблюдения и утверждения временного управляющего - Романова А.А.
Как указало Министерство, подача лесных деклараций на вырубку леса для заготовки древесины является действием, подпадающим под понятие сделки, которое в силу требований пункта 2 статьи 64 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) может быть совершено только с согласия временного управляющего.
Кроме того, основанием для отказа также явилось то, что лесные декларации подписаны лицом неуполномоченным на действия от имени заявителя - Ибрагимовым Р.Р., так как в соответствии с Единым государственным реестром юридических лиц лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица ООО "СамараБизнесСтрой", является директор Ибрагимова Э.Р.
Исследовав представленные заявителем договора аренды земельных участков от 10.09.2012 N 5/15, от 10.09.2012 N 8/15 суды установили, что между ООО "СамараБизнесСтандарт" и Министерством уже заключены сделки (договоры), лесные декларации в силу своей правовой природы не устанавливают, не изменяют и не прекращают обусловленных между истцом и ответчиком прав и обязанностей, а являются обусловленным законом средством взаимодействия сторон в рамках уже существующих договорных отношений. Общество не отчуждает и не приобретает имущество, поскольку договоры аренды с Министерством изначально заключены с целью вырубки леса для заготовки древесины, арендные платежи внесены заблаговременно, следовательно, ООО "СамараБизнесСтандарт" уже является собственником древесины в объеме, указанном в договорах аренды.
Вырубка и заготовка данной древесины является текущей деятельностью ООО "СамараБизнесСтандарт", не запрещенной Законом о банкротстве на стадии процедуры наблюдения и не требующей согласия временного управляющего.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что госорган не доказал необходимость согласования с временным управляющим спорных деклараций в соответствии с частью 2 статьи 64 Закона о банкротстве.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.09.2016 N 306-КГ16-12673.
Суды, признавая также незаконным отказ Министерства о представлении налоговых деклараций неуполномоченным лицом ввиду непредставления заявителем нотариально удостоверенной копии приказа о назначении Ибрагимова Р.Р. и.о. директора ООО "СамараБизнесСтандарт", исходили из положения пункта 1 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", согласно которому единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия, издает приказы о назначении на должности работников общества, осуществляет иные полномочия, не отнесенные данным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.
Заявление ООО "СамараБизнесСтандарт" о представлении лесных деклараций подписано и.о. директора общества Ибрагимовым Р.Р.
К данному заявлению приложен приказ от 02.02.2016 "О поручении выполнения дополнительной работы в порядке исполнения обязанностей временно отсутствующего работника", в соответствии с которым Ибрагимов Р.Р. назначен на должность и.о. директора общества на спорный период.
Приказ о назначении Ибрагимова Р.Р. на должность и.о. директора ООО "СамараБизнесСтандарт" является внутренним документом организации и нотариальному заверению не подлежит.
Заявителем в материалы дела также представлен протокол внеочередного собрания участников ООО "СамараБизнесСтандарт" от 14.09.2013 N 3, согласно которому заместитель директора - Ибрагимов Р.Р. наделяется полномочиями по исполнению обязанностей директора в случае отсутствия последнего, а также по представительству во всех государственных, муниципальных, административных организациях, в том числе в Министерстве.
Поскольку собранием участников ООО "СамараБизнесСтандарт" от 14.09.2012 и приказом от 02.02.2016 "О поручении выполнения дополнительной работы в порядке исполнения обязанностей временно отсутствующего работника" Ибрагимов Р.Р. не избран новым единоличным исполнительным органом данного общества, а наделен его отдельными полномочиями, суды пришли к выводу о том, что внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в данном случае не требуется.
Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, а также, правильно применив нормы права, подлежащие применению, суды признали несостоятельным довод Министерства о представлении налоговых деклараций неуполномоченным лицом ООО "СамараБизнесСтандарт".
Кроме того, судами принято во внимание то, что в нарушение подпункта 2 пункта 12 статьи 50.6 ЛК РФ госорган не представил суду доказательства внесения сведения об ООО "СамараБизнесСтандарт" в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.
Учитывая изложенное, суды правомерно признали оспариваемые отказы госоргана не соответствующими частям 1, 2 статьи 26 ЛК РФ, пункту 2 статьи 64 Закона о банкротстве и нарушающими права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебная коллегия считает, что судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы заявителя кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы суда первой и апелляционной инстанций, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Решение и постановление являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2017 по делу N А55-4669/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 14.06.2017 N Ф06-19998/2017 ПО ДЕЛУ N А55-4669/2016
Требование: О признании незаконным отказа государственного органа в приеме лесных деклараций по договорам аренды земельных участков.Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что декларации на вырубку леса для заготовки древесины поданы от имени общества-должника, в отношении которого введена процедура наблюдения, неуполномоченным лицом, без согласия временного управляющего.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2017 г. N Ф06-19998/2017
Дело N А55-4669/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Баширова Э.Г., Савкиной М.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2016 (судья Филатов М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2017 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Семушкин В.С., Юдкин А.А.)
по делу N А55-4669/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СамараБизнесСтандарт" к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании незаконным бездействия и обязании, с участием третьих лиц: Шиндрова Дмитрия Олеговича, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СамараБизнесСтандарт" (далее - заявитель, общество, ООО "СамараБизнесСтандарт") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство, госорган), изложенный в письме от 01.02.2016 N 270502/1774, в приеме лесных деклараций от 20.01.2016 N 5-ш 8/15, от 20.01.2016 N 6-ш 8/15, от 22.01.2016 N 7-ш 8/15, от 22.01.2016 N 8-ш 8/15 по договору аренды земельного участка от 10.09.2012 N 8/15, а также отказа, изложенный в письме от 11.02.2016 N 270502/2774, в приеме лесных деклараций от 28.01.2016 N 13-ш 8/15 по договору аренды земельного участка от 10.09.2012 N 8/15, от 28.01.2016 N 14-д 5/15 по договору аренды земельного участка от 10.09.2012 N 5/15; об обязании по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 05.08.2016 дела N А55-4787/2016, N А55-4669/2016 объединены в одно производство, делу присвоен номер N А55-4669/2016.
Судом первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Шиндров Дмитрий Олегович, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2016 заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Предметом спора по настоящему делу является необоснованные, по мнению заявителя, отказы Министерства в принятии лесных деклараций по договорам аренды лесных участков, изложенные в письмах от 01.02.2016 N 270502/1774 и от 11.02.2016 N 270502/2774.
В ходе судебного разбирательства судами установлено следующее.
По договорам аренды земельных участков от 10.09.2012 N 5/15, от 10.09.2012 N 8/15 Министерством обществу предоставлены во временное пользование (в аренду) лесные участки для заготовки древесины.
Подпунктом "д" пункта 13 указанных договоров на арендатора возложена обязанность подачи лесной декларации.
В соответствии со статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), подпунктом "д" пункта 13 заключенных договоров общество оформило лесные декларации от 20.01.2016 N 5-ш 8/15, N 6-ш 8/15, от 22.01.2016 N 8-ш 8/15, N 7-ш 8/15, от 28.01.2016 N 13-ш 8/15, N 14-д 5/15 и направило их в Министерство.
Отказывая в принятии поданных деклараций, госорган исходил из принятого Арбитражным судом Самарской области определения от 25.09.2015 N А55-11658/2015 о введении в отношении заявителя процедуры наблюдения и утверждения временного управляющего - Романова А.А.
Как указало Министерство, подача лесных деклараций на вырубку леса для заготовки древесины является действием, подпадающим под понятие сделки, которое в силу требований пункта 2 статьи 64 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) может быть совершено только с согласия временного управляющего.
Кроме того, основанием для отказа также явилось то, что лесные декларации подписаны лицом неуполномоченным на действия от имени заявителя - Ибрагимовым Р.Р., так как в соответствии с Единым государственным реестром юридических лиц лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица ООО "СамараБизнесСтрой", является директор Ибрагимова Э.Р.
Исследовав представленные заявителем договора аренды земельных участков от 10.09.2012 N 5/15, от 10.09.2012 N 8/15 суды установили, что между ООО "СамараБизнесСтандарт" и Министерством уже заключены сделки (договоры), лесные декларации в силу своей правовой природы не устанавливают, не изменяют и не прекращают обусловленных между истцом и ответчиком прав и обязанностей, а являются обусловленным законом средством взаимодействия сторон в рамках уже существующих договорных отношений. Общество не отчуждает и не приобретает имущество, поскольку договоры аренды с Министерством изначально заключены с целью вырубки леса для заготовки древесины, арендные платежи внесены заблаговременно, следовательно, ООО "СамараБизнесСтандарт" уже является собственником древесины в объеме, указанном в договорах аренды.
Вырубка и заготовка данной древесины является текущей деятельностью ООО "СамараБизнесСтандарт", не запрещенной Законом о банкротстве на стадии процедуры наблюдения и не требующей согласия временного управляющего.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что госорган не доказал необходимость согласования с временным управляющим спорных деклараций в соответствии с частью 2 статьи 64 Закона о банкротстве.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.09.2016 N 306-КГ16-12673.
Суды, признавая также незаконным отказ Министерства о представлении налоговых деклараций неуполномоченным лицом ввиду непредставления заявителем нотариально удостоверенной копии приказа о назначении Ибрагимова Р.Р. и.о. директора ООО "СамараБизнесСтандарт", исходили из положения пункта 1 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", согласно которому единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия, издает приказы о назначении на должности работников общества, осуществляет иные полномочия, не отнесенные данным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.
Заявление ООО "СамараБизнесСтандарт" о представлении лесных деклараций подписано и.о. директора общества Ибрагимовым Р.Р.
К данному заявлению приложен приказ от 02.02.2016 "О поручении выполнения дополнительной работы в порядке исполнения обязанностей временно отсутствующего работника", в соответствии с которым Ибрагимов Р.Р. назначен на должность и.о. директора общества на спорный период.
Приказ о назначении Ибрагимова Р.Р. на должность и.о. директора ООО "СамараБизнесСтандарт" является внутренним документом организации и нотариальному заверению не подлежит.
Заявителем в материалы дела также представлен протокол внеочередного собрания участников ООО "СамараБизнесСтандарт" от 14.09.2013 N 3, согласно которому заместитель директора - Ибрагимов Р.Р. наделяется полномочиями по исполнению обязанностей директора в случае отсутствия последнего, а также по представительству во всех государственных, муниципальных, административных организациях, в том числе в Министерстве.
Поскольку собранием участников ООО "СамараБизнесСтандарт" от 14.09.2012 и приказом от 02.02.2016 "О поручении выполнения дополнительной работы в порядке исполнения обязанностей временно отсутствующего работника" Ибрагимов Р.Р. не избран новым единоличным исполнительным органом данного общества, а наделен его отдельными полномочиями, суды пришли к выводу о том, что внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в данном случае не требуется.
Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, а также, правильно применив нормы права, подлежащие применению, суды признали несостоятельным довод Министерства о представлении налоговых деклараций неуполномоченным лицом ООО "СамараБизнесСтандарт".
Кроме того, судами принято во внимание то, что в нарушение подпункта 2 пункта 12 статьи 50.6 ЛК РФ госорган не представил суду доказательства внесения сведения об ООО "СамараБизнесСтандарт" в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.
Учитывая изложенное, суды правомерно признали оспариваемые отказы госоргана не соответствующими частям 1, 2 статьи 26 ЛК РФ, пункту 2 статьи 64 Закона о банкротстве и нарушающими права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебная коллегия считает, что судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы заявителя кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы суда первой и апелляционной инстанций, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Решение и постановление являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2017 по делу N А55-4669/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Ш.ЗАКИРОВА
Судьи
Э.Г.БАШИРОВ
М.А.САВКИНА
И.Ш.ЗАКИРОВА
Судьи
Э.Г.БАШИРОВ
М.А.САВКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)