Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.12.2017 N 10АП-13565/2017 ПО ДЕЛУ N А41-66082/16

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2017 г. по делу N А41-66082/16


Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
от заявителя, открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Московская железная дорога: Плетнева О.Н. по доверенности от 08.09.2017,
от заинтересованного лица, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены,
от комитета лесного хозяйства Московской области: Никитина Ю.В. по доверенности от 22.12.16 N 27ДОВ-339,
от остальных третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Московской области от 24.07.2017 по делу N А41-66082/16, принятое судьей Гриневой А.В.,-

установил:

открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата) со следующими требованиями:
- признать незаконным решение кадастровой палаты 07.07.2016 N МО-16/РКФ-253429 об отказе во внесении сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:18:0000000:29.
- обязать кадастровую палату внести в ГКН сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:18:0000000:29.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Кубеева Ольга Геннадьевна, Смирнова Софья Антоновна, Панарин Игорь Дмитриевич, Шалагинова Елена Михайловна, Шевелев Юрий Валентинович, Качаев Сергей Николаевич, Зуев Юрий Николаевич, Гейер Вячеслав Иванович, Воробьева Юлия Константиновна, Валенкова Раиса Александровна, Никулина Татьяна Александровна, Куприянов Геннадий Александрович, Абрамова Светлана Александровна, Чуваткина Виктория Владимировна, Лата Ольга Викторовна, Лата Михаил Анатольевич, Лата Елена Анатольевна, Серых Виктор Яковлевич, Демова Тамара Сергеевна, общество с ограниченной ответственностью "Железнодорожный", Министерство культуры Московской области, Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Бородинский военно-исторический музей заповедник", общество с ограниченной ответственностью "Перспектива", комитет лесного хозяйства Московской области, закрытое акционерное общество "Бородино", общество с ограниченной ответственностью "Становой", общество с ограниченной ответственностью "Бодрое", общество с ограниченной ответственностью "Версточка", общество с ограниченной ответственностью "Барыши-3", общество с ограниченной ответственностью "Бобровый", закрытое акционерное общество "Рассвет", закрытое акционерное общество "Колхоз Уваровский", общество с ограниченной ответственностью "Витам", администрация Можайского муниципального района Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Иванова Анастасия Александровна.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.07.2017 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств по делу, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель комитета лесного хозяйства Московской области в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей кадастровой палаты и иных третьих лиц.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей заявителя и комитета лесного хозяйства Московской области, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
На основании договора аренды земельного участка, являющегося федеральной собственностью от 05.03.2008 N Р-57/08 заявитель является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:18:0000000:0029, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под объекты железнодорожного транспорта, площадью 3833600, расположенный по адресу: Московская обл., Можайский район, установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Можайский район, г. Можайск, от 113 км до границы Можайского района, по направлению Москва-Красное.
Как указывает заявитель, указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 50:18:0000000:29. На момент постановки земельного участка на кадастровый учет границы земельного участка были установлены, что подтверждается кадастровым планом от июля 2005 года N 18.6/05-368.
Согласно кадастровой выписке от 22.06.2016 N 99/2016/4721344 о земельный участок с кадастровым номером 50:18:0000000:29, площадью 3 833 600 кв. м, расположен по адресу: Московская обл., Можайский р-н, разрешенное использование: под объекты железнодорожного транспорта (далее - спорный земельный участок), внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) 05.02.2004.
Заявителю стало известно, что по состоянию на 2016 год в ГКН отсутствуют сведения о границах земельного участка, в связи с чем заявитель 30.06.2016 обратился в кадастровую палату с заявлением об устранении технической ошибки в сведениях ГКН о спорном земельном участке. С прилагаемым к заявлению межевым делом от 01.01.2001.
Решением от 07.07.2016 N МО-16/РКФ-253429 заявление об исправлении технической ошибки отклонено. В качестве оснований для отказа указано, что в нарушение пункта 1 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в представленных документах нет оснований для исправления технической ошибки.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о кадастре ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона о кадастре техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или представления в орган кадастрового учета, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, от любого лица заявления о такой ошибке в форме, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, представления в орган кадастрового учета этого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае представления этого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку либо не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении этого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение обратившемуся с этим заявлением лицу в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или заверенную копию данного решения по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона о кадастре постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
Статьей 45 Закона о кадастре предусмотрено, что государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
Апелляционным судом установлено, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 05.02.2004.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс; здесь и далее в редакции, действующей на момент постановки спорного земельного участка на кадастровый учет) землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 7).
Согласно части 1 статьи 70 Земельного кодекса государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.
Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре (часть 3).
Согласно Федеральному закону от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве) земельный участок как объект землеустройства должен иметь план - документ, отображающий в графической форме местоположение, размер, границы объекта землеустройства, границы ограниченных в использовании частей объекта землеустройства, а также размещение объектов недвижимости, прочно связанных с землей (статья 1).
При этом, при формировании земельного участка устанавливается местоположение его границ, варианты его использования с учетом размеров, целевого назначения, разрешенного использования земель и расположенных на нем объектов.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" кадастровая карта (план) представляет собой карту (план), на которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
В соответствии с Правилами оформления кадастрового плана земельного участка ГЗК-1-Т.О-04-01-01, утвержденными Росземкадастром 10.04.2001, количество разделов, включаемых в КПЗУ, определяется объемом и характером запрашиваемых сведений (наличие раздела В.1 обязательно). Кадастровый план земельного участка, предназначенный для предоставления сведений, необходимых для установления границ земельных участков в натуре или для проведения работ по составлению графических описаний отдельных вновь образуемых частей земельных участков, включает все разделы (В.1 - В.6). Кадастровый план, предназначенный для предъявления в учреждение юстиции по регистрации прав, включает разделы В.1 - В.2, а также разделы В.3, В.4 при наличии соответствующих сведений в ГЗК.
В разделе В.4 "План (чертеж, схема) границ части земельного участка" отражаются в графической форме сведений о границах частей земельного участка, не отраженных в разделе "План границ земельного участка" (В.2), а также границ входящих в единое землепользование земельных участков.
В разделе В.5 "Описание границ земельного участка" отражаются в текстовой форме сведения о границах земельного участка и его частей, сведений о номерах смежных участков, а также для описания ориентиров местности, по которым проходят границы участка.
В разделе В.6 "Описание поворотных точек границ земельного участка" отражаются в текстовой форме сведений об узловых и поворотных точках границ земельного участка и его частей.
Таким образом, информация, содержащаяся в разделах В.4, В.5, В.6 кадастрового плана, включает сведения, необходимые для установления границ земельного участка в натуре, сведения о границах смежных земельных участков, а также ориентирах на местности, по которым проходят границы земельного участка, сведения об узловых и поворотных точках границ земельного участка.
Согласно разделу "Особые отметки" кадастрового плана земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от июня 2005 года N 18.6/05-368 (т. 1 л.д. 39): площадь земельного участка соответствует материалам межевания.
В обоснование факта установления границ спорного земельного участка общество ссылается на межевое дело по инвентаризации земель и установлению границы полосы отвода "Московская железная дорога" МПС РФ по фактическому пользованию на участке ПК 1130 + 00 до ПК 1571 + 05 в Можайском районе Московской области (л.д. 101 т. 1 - л.д. 108 т. 2).
В то же время, согласно указанной выписке из государственного земельного кадастра в государственном земельном кадастре отсутствуют сведения, отражаемые в разделах В.3 - В.6 кадастрового плана, сведения о частях и обременениях земельного участка, план (чертеж, схема) границ части земельного участка, описание границ земельного участка, описание поворотных точек границ земельного участка.
В соответствии со статьями 1, 15, 17 Закона о землеустройстве межевание относится к территориальному землеустройству и представляет собой работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения. Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием охраной и перераспределением земель документации. Межевание объекта включает в себя определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
Согласно пункту 2 Положения о порядке проведения территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396, Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы обеспечивают проведение территориального землеустройства в соответствии с решениями органов государственной власти, а также на землях, находящихся в федеральной собственности.
Территориальное землеустройство остальных объектов землеустройства проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на основании договора по инициативе органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Согласно статье 20 Закона о землеустройстве порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 9 указанного Положения предусмотрено, что материалы межевания объекта землеустройства утверждаются территориальным органом Роснедвижимости после получения заказчиком землеустроительной документации и необходимых согласований.
В данном случае доказательств направления в Управление Роснедвижимости по Московской области межевого дела по спорному земельному участку не представлено. Сведения единого государственного реестра земель кадастрового района по данному земельному участку, а именно: установление на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения, как на момент постановки спорного земельного участка на кадастровый счет, так и на момент получения кадастрового плана земельного участка (выписки из государственного земельного кадастра) от июня 2005 года N 18.6/05-368 отсутствовали.
Таким образом, довод заявителя о том, что при постановке на кадастровый учет спорного земельного участка были поданы все необходимые документы для установления границ земельного участка, в том числе межевое дело является несостоятельным, материалами дела не подтверждается.
Довод заявителя о том, что согласно кадастровому плану земельного участка от июля 2005 года следует, что границы земельного участка определены, противоречит фактическим обстоятельствам дела, поскольку данный кадастровый план земельного участка содержит только отметку о том, что площадь земельного участка соответствует материалам межевания. Сведения об определении границ земельного участка отсутствуют.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии возможности устранении технической ошибки в сведениях ГКН в виде внесения в ГКН сведений о местоположении границ спорного земельного участка, границы которого в законном порядке не были установлены.
Более того, как установлено судом первой инстанции 04.06.2015 в кадастровую палату поступило обращение Московской межрегиональной транспортной прокуратуры от 29.05.2015 об уточнении границ спорного земельного участка и определить, имеется ли наложение границ на земельные участки. В результате проверки было выявлено, что обнаружены пересечения с границами: граница муниципального образования Бородинское с/пос, граница муниципального образования Можайск г/пос, граница муниципального образования Борисовское с/пос, граница муниципального образования Дровнинское с/пос, граница муниципального образования Можайский муниципальный район, граница муниципального образования Уваровка г/пос, обнаружены налагающиеся объекты: 50:18:0020301:733, 50:18:0030319:199,50:18:0020301:747, 50:18:0030401:208, 50:18:0030314:104, 50:18:0040504:221, 50:18:0020301:742, 50:18:0000000:200, 50:18:0040506:1043, 50:18:0030309:235, 50:18:0030402:284, 50:18:0030417:239, 50:18:0030306:969, 50:18:0030319:279, 50:18:0020202:34, 50:18:0030310:840, 50:18:0030306:956, 50:18:0040522:75, 50:18:0040521:83, 50:18:0030319:42, 50:18:0040326:101, 50:18:0030109:412, 50:18:0040522:80, 50:18:0040521:48, 50:18:0000000:204, 50:18:0030319:278, 50:18:0030319:47, 50:18:0030319:43, 50:18:0020202:43 (4), 50:18:0030311:172, 50:18:0030306:947, 50:18:0040506:581, 50:18:0040521:23, 50:18:0030409:145, 50:18:0030306:302, 50:18:0020100:125, 50:18:0030319:228, 50:18:0040521:26, 50:18:0040518:73, 50:18:0030110:112, 50:18:0020202:73, 50:18:0030417:241, 50:18:0040522:74, 50:18:0040522:73.
Как правильно отметил суд первой инстанции, наличие либо отсутствие факта наложения границ спорного земельного участка с выявленными кадастровой палатой объектами может быть установлено при разрешении спора о праве на земельный участок в определенных границах, но не рамках настоящего спора об устранении технической ошибки в виде обязания кадастровой палаты внести в ГКН сведения о границах спорного земельного участка, рассматриваемого в порядке главы 24 АПК РФ.
При изложенных обстоятельствах оснований для признания незаконным решения кадастровой палаты от 07.07.2016 N МО-16/РКФ-253429 и обязания внести в ГКН сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:18:0000000:29, у суда первой инстанции не имелось.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 24.07.2017 по делу N А41-66082/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
Н.В.МАРЧЕНКОВА

Судьи
П.А.ИЕВЛЕВ
Н.А.ПАНКРАТЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)