Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Истцы полагают, что земельный участок находится в их собственности и они вправе им распоряжаться по своему усмотрению, если это не затрагивает законные права и интересы других граждан.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Дербентский городской суд РД
Судья: Мустафаев С.М.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Джарулаева А.К.,
судей - Хираева Ш.М., Ибрагимовой А.М.,
при секретаре - М.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. апелляционную жалобу Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Дагестан (далее Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан) на решение Дербентского городского суда от 30 декабря 2015 года по делу по заявлению ФИО1 и ФИО2 об оспаривании решения Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан об отказе в осуществлении кадастрового учета,
установила:
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с заявлением о признании незаконным решения Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан от <дата> N об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, обязании устранить допущенное нарушение, указав, что они являются собственниками земельного участка, площадью N кв. м с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов - для индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>.
По причине того, что каждый из заявителей живет своей семьей, обособленным хозяйством, <дата> они подали в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан заявление о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего им на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата> сделана запись регистрации N и N.
<дата> Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан вынесено решение N об отказе в осуществлении кадастрового учета ссылаясь на то, что в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 27 ФЗ N 221 "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 имеются основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с тем, что размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
ФИО1 и ФИО2 считают данный отказ незаконным и необоснованным, полагая, что в нормах, на которые ссылается Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан при принятии решения об отказе в осуществлении кадастрового учета идет речь о минимальных размерах земельных участков предоставляемых для индивидуального жилищного строительства находящихся в государственной, муниципальной собственности, а не в частной собственности, в данном случае, не идет речь о земельных участках уже предоставленных для индивидуального жилищного строительства. По мнению заявителей, земельный участок находится в их собственности, и они вправе им распоряжаться по своему усмотрению, если это не затрагивает законные права и интересы других граждан.
Решением Дербентского городского суда от 30 декабря 2015 года требования заявителей удовлетворены, судом постановлено:
"Признать незаконным отказ филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Дагестан от <дата> об отказе в осуществлении кадастрового учета на земельный участок ФИО1 и ФИО2 на основании межевого плана на разделенный участок площадью N кв. м с кадастровым номером N
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Дагестан осуществить кадастровый учет земельного участка ФИО1 и ФИО2 на основании предоставленного межевого плана участка от <дата>".
Не согласившись с вышеуказанным решением суда первой инстанции, представитель Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан ФИО7 обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с апелляционной жалобой, в которой просит отменить вынесенное по делу решение в связи с нарушением судом при его принятии норм материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено, согласно статье 150 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права, ФИО1 и ФИО2 являются собственниками земельного участка, площадью N кв. м, кадастровый N, расположенного по адресу: <адрес>.
По заявлению ФИО1, кадастровым инженером ФИО8, имеющим квалификационный аттестат кадастрового инженера за N, <дата> в результате кадастровых работ подготовлен межевой план в связи с образованием двух земельных участков из вышеуказанного земельного участка размерами 275 и 175 кв. м соответственно.
<дата> ФИО1 и ФИО2 обратились в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков как самостоятельных объектов недвижимости согласно межевому плану от <дата>.
Решением Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан от <дата> N в осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков отказано со ссылкой на то, что размер образуемых земельных участков не соответствует требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Признавая решение Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан от <дата> незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в возникшем споре правило о минимальном размере земельного участка применению не подлежит, поскольку исходный земельный участок находится в собственности заявителя, которому принадлежит права владения, пользования и распоряжения этим земельным участком, и желающего произвести раздел своего имущества.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда по следующим обстоятельствам.
Согласно п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 2 ст. 11.9 ЗК РФ).
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки (п. п. 8, 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ).
Частью 4 ст. 41 ГрК РФ (действовавшей в период возникновения спорных правоотношений), устанавливалось, что при разделении земельных участков на несколько земельных участков, размер образованного земельного участка не должен превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков (утратил силу с 01.03.2015 г. - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Зонирование территории регламентируется ГрК РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (ст. 30 ГрК РФ).
В силу п. 2 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, входящем согласно ч. 2 ст. 30 ГрК РФ в состав правил землепользования и застройки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 8 ст. 1, п. 3 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ).
Из содержания п. 9 ст. 1, п. 2 ч. 6 ст. 30, п. 1 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ следует, что орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено утверждение правил землепользования и застройки, обязан устанавливать предельные размеры земельных участков посредством их определения в следующих сочетаниях - минимальный и максимальный размер, минимальный или максимальный размер.
Согласно ст. 31 Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2003 года N 45 "О земле" предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Решением Махачкалинского городского Собрания от 14 июля 2009 года N 19-4а (ред. от 26.02.2014) утверждены Правила землепользования и застройки в городском округе "город Махачкала" (далее Правила).
Согласно п. 3 ст. 6 Правил, разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительным и земельным законодательством.
Таким образом, при разделении земельного участка на несколько земельных участков, размеры вновь образованных земельных участков не должны быть меньше нормы предоставления земельных участков, установленных муниципальными правовыми актами МО ГО "город Махачкала".
Пунктом 1 Решения Собрания депутатов городского округа "город Махачкала" от 29 июля 2011 года N 6-7а "Об установлении предельной нормы предоставления земельных участков в собственность гражданам из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства и для ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа "город Махачкала" установлен минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для индивидуального жилищного строительства в размере 300 кв. м.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 24 сентября 2012 года N 1598-О в соответствии с Конституцией Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36, ч. 2), условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36, ч. 3), к числу которых относятся Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации, предусматривающие соответственно в статьях 11.9 и 30 необходимость соблюдения при образовании и изменении земельных участков их предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров, установленных Правилами землепользования и застройки.
В соответствии с ч. 4 ст. 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
В силу пп. 2 п. 3 ст. 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Соответственно, при образовании нескольких земельных участков посредством раздела, то есть изменения существующего земельного участка заявителей их размеры не могут быть менее 300 кв. м, что в данном случае отсутствует и делает невозможным осуществление государственного кадастрового учета таких участков.
Учитывая вышеприведенные нормы права, и исходя из того обстоятельства, что в результате преобразования (изменения) исходного земельного участка размер вновь образуемых земельных участков составит меньше предельного минимального размера земельного участка, установленного органом местного самоуправления, решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета является правомерным.
Вывод суда, что установленные органом местного самоуправления предельные размеры земельных участков не распространяются на вновь образованные земельные участки, поскольку занимаемый земельный участок находится в собственности заявителя, как правовое основание для раздела земельного участка на несколько без соблюдения минимального размера, является ошибочным, поскольку, из анализа приведенных выше правовых норм следует, что при образовании земельных участков, учету подлежат положения п. 1 Решения Собрания депутатов городского округа "город Махачкала" от 29 июля 2011 года N 6-7а. Нахождение исходного земельного участка в собственности заявителей не создает им преимуществ при образовании земельных участков в части несоблюдения вышеуказанных положений законодательства. Земельный участок заявителей не относится к числу земельных участков, на которые действие градостроительного регламента не распространяется.
Ссылка заявителей на нарушения их прав как собственников несостоятельна, поскольку филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан препятствий заявителям к осуществлению правомочий собственников не созданы, заявители не лишаются права на земельный участок, и не ограничиваются их права владения, пользования и распоряжения им.
Судебная коллегия полагает, что ходе рассмотрения настоящего дела, нарушений прав заявителей, как собственников земельного участка со стороны заинтересованного лица установлено не было, в связи с чем, требования ФИО1 и ФИО2 о признании незаконными действий филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан с возложением на него обязанности устранить допущенные нарушения, не подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, судебная коллегия считает необходимым отменить принятое по делу решение как постановленное с существенным нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 и ФИО2 требований о признании незаконным решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан от <дата> N об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости, с возложением обязанности поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, образованные при разделе земельного участка, площадью N кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 307 - 309 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Дербентского городского суда от 30 декабря 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления ФИО1 и ФИО2 о признании незаконным решения Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости от <дата> N и возложении на Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан обязанности поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, образованные при разделе земельного участка площадью N кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 28.07.2016 ПО ДЕЛУ N 33А-3028/2016
Требование: Об оспаривании решения об отказе в осуществлении кадастрового учета.Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Истцы полагают, что земельный участок находится в их собственности и они вправе им распоряжаться по своему усмотрению, если это не затрагивает законные права и интересы других граждан.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 июля 2016 г. по делу N 33а-3028/2016
Дербентский городской суд РД
Судья: Мустафаев С.М.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Джарулаева А.К.,
судей - Хираева Ш.М., Ибрагимовой А.М.,
при секретаре - М.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. апелляционную жалобу Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Дагестан (далее Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан) на решение Дербентского городского суда от 30 декабря 2015 года по делу по заявлению ФИО1 и ФИО2 об оспаривании решения Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан об отказе в осуществлении кадастрового учета,
установила:
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с заявлением о признании незаконным решения Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан от <дата> N об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, обязании устранить допущенное нарушение, указав, что они являются собственниками земельного участка, площадью N кв. м с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов - для индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>.
По причине того, что каждый из заявителей живет своей семьей, обособленным хозяйством, <дата> они подали в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан заявление о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего им на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата> сделана запись регистрации N и N.
<дата> Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан вынесено решение N об отказе в осуществлении кадастрового учета ссылаясь на то, что в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 27 ФЗ N 221 "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 имеются основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с тем, что размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
ФИО1 и ФИО2 считают данный отказ незаконным и необоснованным, полагая, что в нормах, на которые ссылается Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан при принятии решения об отказе в осуществлении кадастрового учета идет речь о минимальных размерах земельных участков предоставляемых для индивидуального жилищного строительства находящихся в государственной, муниципальной собственности, а не в частной собственности, в данном случае, не идет речь о земельных участках уже предоставленных для индивидуального жилищного строительства. По мнению заявителей, земельный участок находится в их собственности, и они вправе им распоряжаться по своему усмотрению, если это не затрагивает законные права и интересы других граждан.
Решением Дербентского городского суда от 30 декабря 2015 года требования заявителей удовлетворены, судом постановлено:
"Признать незаконным отказ филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Дагестан от <дата> об отказе в осуществлении кадастрового учета на земельный участок ФИО1 и ФИО2 на основании межевого плана на разделенный участок площадью N кв. м с кадастровым номером N
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Дагестан осуществить кадастровый учет земельного участка ФИО1 и ФИО2 на основании предоставленного межевого плана участка от <дата>".
Не согласившись с вышеуказанным решением суда первой инстанции, представитель Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан ФИО7 обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с апелляционной жалобой, в которой просит отменить вынесенное по делу решение в связи с нарушением судом при его принятии норм материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено, согласно статье 150 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права, ФИО1 и ФИО2 являются собственниками земельного участка, площадью N кв. м, кадастровый N, расположенного по адресу: <адрес>.
По заявлению ФИО1, кадастровым инженером ФИО8, имеющим квалификационный аттестат кадастрового инженера за N, <дата> в результате кадастровых работ подготовлен межевой план в связи с образованием двух земельных участков из вышеуказанного земельного участка размерами 275 и 175 кв. м соответственно.
<дата> ФИО1 и ФИО2 обратились в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков как самостоятельных объектов недвижимости согласно межевому плану от <дата>.
Решением Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан от <дата> N в осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков отказано со ссылкой на то, что размер образуемых земельных участков не соответствует требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Признавая решение Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан от <дата> незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в возникшем споре правило о минимальном размере земельного участка применению не подлежит, поскольку исходный земельный участок находится в собственности заявителя, которому принадлежит права владения, пользования и распоряжения этим земельным участком, и желающего произвести раздел своего имущества.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда по следующим обстоятельствам.
Согласно п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 2 ст. 11.9 ЗК РФ).
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки (п. п. 8, 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ).
Частью 4 ст. 41 ГрК РФ (действовавшей в период возникновения спорных правоотношений), устанавливалось, что при разделении земельных участков на несколько земельных участков, размер образованного земельного участка не должен превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков (утратил силу с 01.03.2015 г. - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Зонирование территории регламентируется ГрК РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (ст. 30 ГрК РФ).
В силу п. 2 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, входящем согласно ч. 2 ст. 30 ГрК РФ в состав правил землепользования и застройки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 8 ст. 1, п. 3 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ).
Из содержания п. 9 ст. 1, п. 2 ч. 6 ст. 30, п. 1 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ следует, что орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено утверждение правил землепользования и застройки, обязан устанавливать предельные размеры земельных участков посредством их определения в следующих сочетаниях - минимальный и максимальный размер, минимальный или максимальный размер.
Согласно ст. 31 Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2003 года N 45 "О земле" предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Решением Махачкалинского городского Собрания от 14 июля 2009 года N 19-4а (ред. от 26.02.2014) утверждены Правила землепользования и застройки в городском округе "город Махачкала" (далее Правила).
Согласно п. 3 ст. 6 Правил, разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительным и земельным законодательством.
Таким образом, при разделении земельного участка на несколько земельных участков, размеры вновь образованных земельных участков не должны быть меньше нормы предоставления земельных участков, установленных муниципальными правовыми актами МО ГО "город Махачкала".
Пунктом 1 Решения Собрания депутатов городского округа "город Махачкала" от 29 июля 2011 года N 6-7а "Об установлении предельной нормы предоставления земельных участков в собственность гражданам из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства и для ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа "город Махачкала" установлен минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для индивидуального жилищного строительства в размере 300 кв. м.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 24 сентября 2012 года N 1598-О в соответствии с Конституцией Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36, ч. 2), условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36, ч. 3), к числу которых относятся Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации, предусматривающие соответственно в статьях 11.9 и 30 необходимость соблюдения при образовании и изменении земельных участков их предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров, установленных Правилами землепользования и застройки.
В соответствии с ч. 4 ст. 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
В силу пп. 2 п. 3 ст. 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Соответственно, при образовании нескольких земельных участков посредством раздела, то есть изменения существующего земельного участка заявителей их размеры не могут быть менее 300 кв. м, что в данном случае отсутствует и делает невозможным осуществление государственного кадастрового учета таких участков.
Учитывая вышеприведенные нормы права, и исходя из того обстоятельства, что в результате преобразования (изменения) исходного земельного участка размер вновь образуемых земельных участков составит меньше предельного минимального размера земельного участка, установленного органом местного самоуправления, решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета является правомерным.
Вывод суда, что установленные органом местного самоуправления предельные размеры земельных участков не распространяются на вновь образованные земельные участки, поскольку занимаемый земельный участок находится в собственности заявителя, как правовое основание для раздела земельного участка на несколько без соблюдения минимального размера, является ошибочным, поскольку, из анализа приведенных выше правовых норм следует, что при образовании земельных участков, учету подлежат положения п. 1 Решения Собрания депутатов городского округа "город Махачкала" от 29 июля 2011 года N 6-7а. Нахождение исходного земельного участка в собственности заявителей не создает им преимуществ при образовании земельных участков в части несоблюдения вышеуказанных положений законодательства. Земельный участок заявителей не относится к числу земельных участков, на которые действие градостроительного регламента не распространяется.
Ссылка заявителей на нарушения их прав как собственников несостоятельна, поскольку филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан препятствий заявителям к осуществлению правомочий собственников не созданы, заявители не лишаются права на земельный участок, и не ограничиваются их права владения, пользования и распоряжения им.
Судебная коллегия полагает, что ходе рассмотрения настоящего дела, нарушений прав заявителей, как собственников земельного участка со стороны заинтересованного лица установлено не было, в связи с чем, требования ФИО1 и ФИО2 о признании незаконными действий филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан с возложением на него обязанности устранить допущенные нарушения, не подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, судебная коллегия считает необходимым отменить принятое по делу решение как постановленное с существенным нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 и ФИО2 требований о признании незаконным решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан от <дата> N об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости, с возложением обязанности поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, образованные при разделе земельного участка, площадью N кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 307 - 309 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Дербентского городского суда от 30 декабря 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления ФИО1 и ФИО2 о признании незаконным решения Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости от <дата> N и возложении на Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан обязанности поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, образованные при разделе земельного участка площадью N кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)