Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 24.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-2771/2017

Требование: О признании незаконным отказа в согласовании перераспределения границ земельного участка.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Оспариваемый отказ принят в связи с тем, что утверждение схемы расположения участка возможно только в соответствии с утвержденным проектом планировки и межевания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июля 2017 г. по делу N 33а-2771/2017


Судья Удалова Л.В.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Оконешниковой М.М., судей Игнатьевой А.Р., Сыреновой С.Н.,
при секретаре Я.,
с участием представителя административных истцов Г., представителя административного ответчика А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя административного ответчика на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2017 года, которым по делу по административному иску С.Д., С.Ю. к Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в согласовании перераспределения границ земельного участка
постановлено:
Признать незаконными отказы Управления архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска, выраженный в уведомлении от 22 февраля 2017 года, Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, выраженный в уведомлении от 06 марта 2017 года, в согласовании перераспределения границ земельного участка с кадастровым номером N... С.Д., С.Ю.
Обязать Окружную администрацию города Якутска устранить допущенное нарушение путем рассмотрения заявления С.Д., С.Ю. о перераспределении границ земельного участка с кадастровым номером N... в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., пояснения представителей сторон, судебная коллегия
установила:

С.Д. и С.Ю. обратились в суд с вышеуказанным административным иском, указав о том, что являются собственниками земельного участка площадью 450 кв. м, расположенного по адресу.........., ........... Обратились в Окружную Администрацию г. Якутска с заявлением о перераспределении смежного земельного участка площадью 230 кв. м, на которое был дан письменный отказ со ссылкой на то, что утверждение схемы расположения участка возможно только в соответствии с утвержденным проектом планировки и межевания. Считают данный отказ незаконным, просили признать его незаконным и обязать ответчика устранить допущенное нарушение путем принятия решения о согласовании перераспределения земельного участка.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением, представитель административного ответчика обратился с апелляционной жалобой, ссылаясь на нарушение норм материального права. Считает, что суд не учел, что любое образование земельного участка, в том числе путем перераспределения земельного участка в границах садово-огороднического товарищества, должно осуществляться исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Образование участка без утвержденного проекта межевания территории невозможно. Считает, что признание незаконным уведомления Управления архитектуры и градостроительной политики ОА города Якутска не отменяет решение Департамента имущественных и земельных отношений ОА города Якутска от 06.03.2017 г., так как уполномоченным органом на принятие решения о предоставлении муниципальной услуги является ДИЗО ОА г. Якутска.
Административные истцы С.Д. и С.Ю., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, об отложении дела не просили, направили своего представителя. Учитывая данное обстоятельство, а также положения части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие административных истцов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, С-вы на основании договора купли-продажи от 22.08.2013 г. являются собственниками (общая совместная собственность) земельного участка с кадастровым номером N..., площадью 450 кв. м, находящегося по адресу: .........., д............ 09 февраля 2017 г. они обратились в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной Администрации г. Якутска с заявлением о перераспределении смежного земельного участка площадью 230 кв. м, на которое 06 марта 2017 г. дан письменный отказ со ссылкой на отсутствие согласования границ испрашиваемого земельного участка со стороны Управления архитектуры и градостроительной политики. Так, к указанному письму было приложено письмо Управления от 22 февраля 2017 г., в котором основанием для отказа в согласовании перераспределения земельного участка указано отсутствие утвержденного проекта межевания территории, в соответствии с которым согласно п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований, предусмотренных ч. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ для принятия решения об отказе в перераспределении земельного участка не имелось.
С данным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона, регулирующим возникшие правоотношения.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. п. 1, 3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (ст. ст. 39.27 - 39.29) Земельного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В рассматриваемом случае истцами испрашивался для перераспределения земельный участок, расположенный в территориальной зоне Ж-2А, предусматривающей вид использования - для индивидуального жилого строительства на территории г. Якутска. Из имеющихся в деле материалов - сведений ИСОГД N 07-039892 от 22 февраля 2017 года и схемы (топосъемки) земельного участка - усматривается, что участок не находится в границах территории, предоставленной некоммерческой организации для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства. Таким образом у органа местного самоуправления не имелось оснований для отказа истцу в перераспределении испрашиваемого участка со ссылкой на пункт 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ.
Отсутствие проекта межевания территории не является основанием к отказу в перераспределении земельных участков. Пунктом 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность перераспределения земель при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.
В отсутствие проекта межевания территории, до 31.12.2020 с учетом условий пункта 2.7 статьи 3 Закона N 137-ФЗ может быть использована указанная в пункте 2.8 статьи 3 Закона N 137-ФЗ и пункте 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином и утвержденная уполномоченным органом.
Доводы жалобы о том, что незаконность уведомления Управления архитектуры не отменяет решение уполномоченного органа - Департамента имущественных и земельных отношений - об отказе в согласовании перераспределения земельного участка являются необоснованными, поскольку определением суда от 16 мая 2017 г. Окружная Администрация г. Якутска была привлечена к участию в деле в качестве административного ответчика. Как Управление, так и Департамент являются структурными подразделениями органа местного самоуправления, которые вправе принимать решение для устранения нарушения прав административных истцов.
Как установлено судом, законных оснований для отказа в предоставлении услуги - перераспределения спорного земельного участка - не имелось.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого решения.
Руководствуясь ст. ст. 308, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2017 года по делу по административному иску С.Д., С.Ю. к Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в согласовании перераспределения границ земельного участка оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
М.М.ОКОНЕШНИКОВА
Судьи
А.Р.ИГНАТЬЕВА
С.Н.СЫРЕНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)