Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.04.2016 N 16АП-5572/2015 ПО ДЕЛУ N А25-399/2015

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 2016 г. по делу N А25-399/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Егорченко И.Н.,
судей Марченко О.В., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чуденцовой О.Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы мэрии муниципального образования города Черкесска и Управления имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования города Черкесска на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.11.2015 по делу N А25-399/2015 (судья Тебуева З.Х.)
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Управляющая компания жилищного хозяйства города Черкесска" (ИНН 0917012744, ОГРН 1080917004816)
к мэрии муниципального образования города Черкесска (ИНН 0901020490, ОГРН 1020900511279),
Управлению имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования города Черкесска (ИНН 0901025603, ОГРН 1020900515140),
Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска
о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике,
Комитета по физической культуре, спорту и молодежной политике мэрии муниципального образования города Черкесска,
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике",
при участии в судебном заседании представителей мэрии муниципального образования города Черкесска Камурзаева Р.В. (доверенность N 3616-01 от 28.09.2015), Коцубина М.Ф. (доверенность N 2320-01 от 22.06.2015), представителя Управления имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования города Черкесска Шимкиной Н.Н. (доверенность N 30-1311/1 от 21.12.2015), представителя Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска Айбазовой Р.С. (доверенность N 2 от 22.01.2016), представителей открытого акционерного общества "Управляющая компания жилищного хозяйства города Черкесска" Ужаховой М.М. (доверенность от 12.01.2016), Кунуповой М.Д. (доверенность N 8 от 13.01.2016),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания,
установил:

открытое акционерное общество "Управляющая компания жилищного хозяйства города Черкесска" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с иском к мэрии муниципального образования города Черкесска (далее - мэрия) о признании отсутствующим права муниципального образования города Черкесска и исключении из ЕГРП записей о регистрации права собственности на земельные участки с кадастровым номером 09:04:0101210:93, площадью 420 000 кв. м в г. Черкесске в Южной части города, с кадастровым номером 09:04:0101026:225, площадью 394 кв. м в г. Черкесске в Южной части города, с кадастровым номером 09:04:0101026:226, площадью 419 606 кв. м в г. Черкесске в Южной части города (уточненные требования).
Определением суда от 02.06.2015 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования города Черкесска (далее - управление имуществом), поскольку контроль по управлению и распоряжению муниципальным имуществом осуществляет данное управление.
Определением суда от 20.10.2015 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска (далее - управление земельных отношений), в связи с тем, что согласно положению ему переданы полномочия по управлению и распоряжению земельными ресурсами, кроме случаев, когда осуществление указанных полномочий отнесено в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции других органов.
Определением суда от 26.06.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике мэрии города Черкесска (далее - комитет), поскольку в кадастровой выписке на спорный земельный участок имелась запись о регистрации за комитетом права постоянного (бессрочного) пользования.
Решением суда от 24.11.2015 исковое заявление общества удовлетворено. Признано отсутствующим зарегистрированное 26.12.2014 за N 09-09-01/129/2014-616 право собственности муниципального образования города Черкесска на земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101210:93, площадью 420 000 кв. м в г. Черкесске в Южной части города. Признано отсутствующим зарегистрированное 17.03.2015 за N 09-09/001-09/001/006/2015-409/1 право собственности муниципального образования города Черкесска на земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101026:225, площадью 394 кв. м в г. Черкесске в Южной части города. Признано отсутствующим зарегистрированное 17.03.2015 за N 09-09/001-09/001/006/2015-410/1 право собственности муниципального образования города Черкесска на земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101026:226, площадью 419 606 кв. м в г. Черкесске в Южной части города. С мэрии в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 9 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, мэрией и управлением имуществом поданы апелляционные жалобы, в которых просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая на избрание истцом ненадлежащего способа защиты права, что привело к необоснованному лишению муниципального образования права собственности на спорный земельный участок, зарегистрированное на основании статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). По мнению апеллянтов, права истца спорными записями в ЕГРП не нарушены, поскольку право постоянного (бессрочного) пользования является производным от права собственности, и регистрация собственником своего права не влияет на правомочия лица, владеющего участком на праве постоянного (бессрочного) пользования. При этом, раздел земельного участка не прекратил право постоянного (бессрочного) пользования истца.
В судебном заседании представители мэрии и управления имуществом поддержали доводы поданных апелляционных жалоб, по изложенным в них основаниям, просили решение суда отменить.
Представитель управления земельных отношений поддержал позицию апеллянтов, также просил отменить решение суда.
Представители общества поддержали доводы отзывов, просили решение суда оставить без изменения.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, отзывов, заслушав, представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.11.2015 по делу N А25-399/2015 в части удовлетворении исковых требований общества о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности муниципального образования г. Черкесска на земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101210:93, площадью 420 000 кв. м подлежит отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, общество создано в порядке приватизации муниципального предприятия (МУП "Черкесское городское предприятие жилищно-коммунального хозяйства", являющееся правопреемником Городского предприятия жилищно-коммунального хозяйства) и является его правопреемником. Сведения о правопреемстве отражены в Уставах истца и его правопредшественника, а также в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 17.03.15 (л. д. 54-71, 97-118, т. 1).
Постановлением главы администрации города Черкесска от 31.01.1993 N 196 Городскому предприятию жилищно-коммунального хозяйства (подразделению "Зеленстрой") предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок территории питомника площадью 42 га, что подтверждается также свидетельством от 14.11.1996 N 18421 (л. д. 119-120, т. 1).
Из сведений, содержащихся в кадастровом паспорте от 19.09.2011 следует, что земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101210:93 в г. Черкесске, в южной части города с разрешенным использованием: территория питомника, площадью 420 000 кв. м, находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у Городского предприятия жилищно-коммунального хозяйства на основании свидетельства о праве постоянного бессрочного пользования землей от 14.11.1996 N 18421 (л. д. 121-122, т. 1).
22.09.2011 мэрией города Черкесска истцу выдано разрешение N 492-2011 на строительство хозяйственно-бытового здания по адресу: г. Черкесск, южная часть города (территория питомника) (л. д. 123, т. 1).
Согласно выписке из ЕГРП от 13.03.2015 на земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101210:93 площадью 420 000 кв. м в г. Черкесске, в южной части города, 26.12.2014 зарегистрировано право собственности муниципального образования г. Черкесска (т. 2, л.д. 26).
Согласно выписке из ЕГРП от 17.04.2015, земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101210:93 площадью 420 000 кв. м в г. Черкесске, в южной части города прекратил существование в связи с разделением его на два самостоятельных участка: площадью 394 кв. м с кадастровым номером 09:04:0101026:225 и площадью 419 606 кв. м с кадастровым номером 09:04:0101026:226, на которые 17.03.2015 зарегистрировано право собственности муниципального образования г. Черкесска (л. д. 47-48, т. 2).
Полагая, что наличие у мэрии зарегистрированного права собственности на спорные земельные участки нарушает права общества, являющегося обладателем права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, последнее обратилось в арбитражный суд.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 22.02.2012 по делу N А25-2083/2011, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2012, действия Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, выразившиеся в отказе в предоставлении обществу земельного участка в собственность, признаны незаконными. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.08.2012 на министерство возложена обязанность по подготовке в срок до 16.09.2012 проекта договора купли-продажи земельного участка и направлению его обществу.
Судебными актами по делу N А25-2083/2011 установлен факт наличия у общества права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101210:93 и обязанности его переоформления.
В рамках рассмотрения дела N А25-233/2013 судом признаны недействительным, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, постановление мэрии от 29.05.2013 N 1092 "О внесении изменения в постановление Главы администрации города Черкесска КЧССР от 31.01.1993 N 196 "О подтверждении права на землю предприятиям, организациям, учреждениям, кооперативам". О признании утратившим силу свидетельства на постоянное (бессрочное) пользование землей от 17.02.1993 N 1116 и свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования землей от 14.11.1996 N 18421" и постановление мэрии от 23.04.2013 N 859 "Об отмене разрешения мэрии муниципального образования города Черкесска от 22.09.2011 N 492-2011 на строительство хозяйственно-бытового здания по адресу: г. Черкесск, южная часть города (территория питомника) ОАО "Управляющая компания жилищного хозяйства города Черкесска".
Как правильно установлено судом первой инстанции, право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101210:93 площадью 420 000 кв. м в г. Черкесске, в южной части города, возникло у общества до 1998 года, на основании чего в силу статьи 6 Закона N 122-ФЗ признается юридически действительным без государственной регистрации как ранее возникшее право.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) установлено, что права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 - 24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ.
При этом пропуск срока, в течение которого землепользователь обязан переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, не является основанием для прекращения названного права (статья 45 Земельного кодекса Российской Федерации), а нарушение срока переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право его аренды или приобретения в собственность не предусматривает изъятия участка у землепользователя. После 01.07.2012 лица, владеющие правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком вправе требовать переоформления такого права.
Постановлением мэрии от 01.10.2014 N 1619 одобрен проект решения Думы муниципального образования г. Черкесска "О внесении изменений в решение Думы муниципального образования г. Черкесска от 25.03.2010 N 32 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования г. Черкесска с Правилами землепользования и застройки города Черкесска" (л. д. 115-127, т. 3).
Решением Думы муниципального образования г. Черкесска от 30.10.2014 N 87 внесены изменения в решение от 25.03.2010 N 32 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования г. Черкесска с Правилами землепользования и застройки города Черкесска", в результате чего территории зон Ж-З "Зона секционной многоэтажной (4-5) застройки, ОД2 "Зона местных центров обслуживания", ОЗО2 "Зона размещения объектов среднего и дошкольного образования", расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером N 09:04:0101210:93 в южной части г. Черкесска, переведены в зону Р-1 "Зона городских парков, скверов, бульваров" (л. д. 128-132, т. 3).
Изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве требований.
Изменение вида разрешенного использования произведено на основании протокола публичных слушаний от 25.09.2014, согласно которому в южной части города по фактическому использованию находятся городские леса и предложено в отношении находящихся там земельных участков создать зону Р-1 "Зона городских парков, скверов, бульваров" путем исключения из зон Ж-З "Зона секционной многоэтажной (4-5) застройки, ОД2 "Зона местных центров обслуживания", ОЗО2 "Зона размещения объектов среднего и дошкольного образования".
Следует отметить, что в отношении данного вопроса на публичных слушаниях выступал представитель управления имуществом мэрии г. Черкесска, при этом предложение в отношении находящихся в южной части города земельных участков создание зоны Р-1 поступило на обсуждение без указания подпадающих под эту зону кадастровых номеров земельных участков и их правообладателей, без проведения анализа фактического функционального назначения этих участков (л. д. 115-127, т. 3).
Между тем, в принятых по результатам публичных слушаний постановлении мэрии от 01.10.2014 N 1619 и решении Думы муниципального образования г. Черкесска от 30.10.2014 N 87 в отношении подлежащих переводу в южной части города в зону Р-1 "Зона городских парков, скверов, бульваров" земельных участков значится только земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101210:93.
Вместе с тем, наличие в зоне Р-1 "Зона городских парков, скверов, бульваров" земельного участка с видом разрешенного использования "для территории питомника" не противоречит функциональному назначению спорного земельного участка.
Из кадастровых выписок и представленных Управлением Росреестра по КЧР дел правоустанавливающих документов следует, что постановлением управления имуществом от 15.12.2014 N 1874 земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101210:93 предоставлен Комитету по физической культуре, спорту и молодежной политике мэрии г. Черкесска для размещения спортплощадки на праве постоянного (бессрочного) пользования, которое зарегистрировано в ЕГРП 26.12.2014 одновременно с правом собственности муниципального образования г. Черкесска.
Между тем, уже через четыре дня постановлением управления имуществом от 30.12.2014 N 2015 право постоянного (бессрочного) пользования комитета данным земельным участком прекращено (л. д. 80, т. 2; л.д. 1-49, т. 3).
На основании заявления мэрии решением кадастрового органа от 27.11.2014 N 09/14-32434 осуществлен государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 09:04:0101210:93 в связи с разделением данного участка на два самостоятельных участка с кадастровыми номерами 09:04:0101026:225 и 09:04:0101026:226, а именно: кадастровой выпиской на земельный участок площадью 394 кв. м с кадастровым номером 09:04:0101026:225, предыдущим номером которого является 09:04:0101210:93, правообладатель - муниципальное образование г. Черкесска, вид разрешенного использования: для размещения спортплощадки, право собственности зарегистрировано 17.03.2015 (л. д. 81-83, т. 2); кадастровой выпиской на земельный участок площадью 419 606 кв. м с кадастровым номером 09:04:0101026:226, предыдущим номером которого является 09:04:0101210:93, правообладатель - муниципальное образование г. Черкесска, вид разрешенного использования: для размещения спортплощадки, право собственности зарегистрировано 17.03.2015 (л. д. 86-95, т. 2).
Впоследствии на основании постановления от 11.02.2015 N 126 мэрией зарегистрировано право муниципальной собственности на два самостоятельных земельных участка 09:04:0101026:225 и 09:04:0101026:226, образованных из земельного участка с кадастровым номером 09:04:0101210:93, что подтверждается копией дела правоустанавливающих документов и выписками из ЕГРП (л. д. 127-128, т. 2; л.д. 56-65, т. 3).
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки; не требуется такого согласия на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 данной статьи (в случае образования земельных участков на основании решения суда).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В пункте 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пункте 4 названной статьи и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
У лица, которому на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования предоставлен земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки (пункт 2 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу вышеуказанных норм, сам по себе раздел спорного земельного участка действительно не прекращает право постоянного (бессрочного) пользования общества на земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка.
Между тем, общество не уведомлено о разделе земельного участка и не давало согласия на раздел участка, следовательно, спорное распоряжение о разделе участка принято с нарушением требований статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Более того, неправомерное предоставление мэрией права постоянного (бессрочного) пользования постановлением от 15.12.2014 N 1874 права постоянного (бессрочного) пользования общества на земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101210:93 и последующий его раздел (постановление мэрии от 11.02.2015 N 126) фактически прекращают право постоянного (бессрочного) пользования общества на образованные в результате раздела земельные участки, что свидетельствует о незаконности данного постановления и нарушении прав и законных интересов общества как пользователя спорным земельным участком.
При этом, суд первой инстанции верно отметил, что общество, как обладатель права постоянного (бессрочного) пользования спорных участков не выражало волю в частности на раздел земельного участка с кадастровым номером 09:04:0101210:93 в порядке, предусмотренном статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, оснований для вынесения постановления от 11.02.2015 N 126 о разделе земельного участка, как и постановлений N 1874 от 15.12.2014 и N 2015 от 30.12.2014 о предоставлении комитету по физической культуре, спорту и молодежной политике земельного участка с кадастровым номером 09:04:0101210:93 на праве постоянного (бессрочного) пользования, при наличии вступивших в законную силу судебных актов от 22.02.2012 и от 23.05.2012 по делу N А25-2083/2011, не имелось.
В силу статей 9, 13, 17 Закона N 122-ФЗ при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Судом установлено, что в регистрирующий орган для регистрации права собственности муниципального образования города Черкесска не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный участок, так и доказательства факта разграничения права собственности на спорный земельный участок, произведенного в установленном законом порядке.
Поскольку ответчиком в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено доказательств наличия оснований, предусмотренных законом для возникновения права собственности муниципального образования города Черкесска на спорный земельный участок, и регистрация оспариваемого права была произведена в отсутствие оснований, установленных статьей 17 Закона о государственной регистрации и правомерного раздела спорного земельного участка, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованности исковых требований о признании отсутствующим права собственности муниципального образования города Черкесска и исключении из ЕГРП записей о регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 09:04:0101026:225 и 09:04:0101026:226, как незаконно образованных.
Вместе с тем, суд первой инстанции не учел, что согласно выписке из ЕГРП (том 2, л.д. 126) следует, что предмет спора: "регистрация права собственности муниципального образования города Черкесска в ЕГРП на земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101210:93" - отсутствует.
Поскольку при разделе земельного участка с кадастровым номером 09:04:0101210:93 изменились его характеристики, и данный участок перестал существовать, постольку оснований для удовлетворения требования о признании отсутствующим права муниципального образования города Черкесска и исключении из ЕГРП записей о регистрации права собственности на земельные участки с кадастровым номером 09:04:0101210:93, площадью 420 000 кв. м в г. Черкесске в Южной части города не имелось, ввиду отсутствия предмета спора - участка с кадастровым номером 09:04:0101210:93 в силу пункта 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылка заявителей жалоб о том, что раздел земельного участка не прекратил право постоянного (бессрочного) пользования истца, в связи с чем его права не нарушены, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку раздел земельного участка в нарушение установленной административной процедуры (пункта 1, 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации) и воли правообладателя земельного участка свидетельствует о нарушении прав правообладателя на автономию своей воли на такой раздел, как и саму необходимость для правообладателя в таком разделе.
Довод о том, что право истца спорными записями в ЕГРП не нарушены, поскольку право постоянного (бессрочного) пользования является производным от права собственности, и регистрация собственником своего права не влияет на правомочия лица, владеющего участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, судом апелляционной инстанции отклоняется как необоснованный, поскольку запись в ЕГРП о праве муниципальной собственности, внесенная без правовых оснований (документов о возникновении такого права), нарушает законные права истца и не позволяет ему в полной мере осуществлять свои права в отношении спорного земельного участка.
Доводы об избрании истцом ненадлежащего способа защиты права, что привело к необоснованному лишению муниципального образования права собственности на спорный земельный участок, зарегистрированное на основании статьи 2 Закона N 122-ФЗ не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Как правильно указал суд первой инстанции, избранный истцом способ защиты является правильным, поскольку последний обладает ранее возникшим правом постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, фактически владеет данным земельным участком и наличие в ЕГРП зарегистрированного права муниципальной собственности на спорный земельный участок нарушает его права и законные интересы, и направлено на защиту вещного права и обозначение его как правообладателя перед третьими лицами, что позволит истцу реализовать свои права в отношении земельного участка с кадастровым номером 09:04:0101210:93.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции правильно разрешил спор в части оспаривания зарегистрированного права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами N 09:04:0101026:225 и N 09:04:0101026:226, нарушения им норм материального и процессуального права, являющиеся основанием для отмены (изменения) судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса, не установлены, в остальной части решение от 24.11.2015 следует отменить.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.11.2015 по делу N А25-399/2015 в части удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества "Управляющая компания жилищного хозяйства города Черкесска" о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности муниципального образования г. Черкесска на земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101210:93, площадью 420 000 кв. м и распределения судебных расходов, в связи с нарушением норм материального права, подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.
В остальной части решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.11.2015 по делу N А25-399/2015 является законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Следовательно, с мэрии в пользу общества следует взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.11.2015 по делу N А25-399/2015 в части удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества "Управляющая компания жилищного хозяйства города Черкесска" о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности муниципального образования г. Черкесска на земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101210:93, площадью 420 000 кв. м и распределения судебных расходов отменить, принять по делу в указанной части новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества "Управляющая компания жилищного хозяйства города Черкесска" о признании отсутствующим зарегистрированного 26.12.2014 за N 09-09-01/129/2014-616 права собственности муниципального образования г. Черкесска на земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101210:93, площадью 420 000 кв. м в г. Черкесске в Южной части города отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.11.2015 по делу N А25-399/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с мэрии муниципального образования города Черкесска в пользу открытого акционерного общества "Управляющая компания жилищного хозяйства города Черкесска" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
И.Н.ЕГОРЧЕНКО
Судьи
О.В.МАРЧЕНКО
З.М.СУЛЕЙМАНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)