Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.10.2017 N 11АП-13316/2017 ПО ДЕЛУ N А55-12259/2017

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2017 г. по делу N А55-12259/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Серовой Е.А.,
судей Александрова А.И., Холодковой Ю.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никоновой Т.В.,
с участием:
от ООО "Волжские коммунальные системы" - Голосова И.А. по доверенности от 28.12.2016 г.,
от ООО "Перспектива-С" - Владельщикова Н.Л. по доверенности от 11.03.2016 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, в зале N 7,
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива-С"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 августа 2017 года
по делу N А55-12259/2017 (судья Селиваткин П.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы"
к обществу с ограниченной ответственностью "Перспектива-С"
о взыскании,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы" обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Перспектива-С" с заявлением о взыскании задолженности в размере 972 359 руб. 08 коп. за безучетное потребление питьевой воды в период с 25.05.2013 г. по 01.08.2016 г.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14 августа 2017 года с ООО "Перспектива-С" в пользу ООО "Волжские коммунальные системы" взыскано 972 359 руб. 08 коп., а также расходы истца по оплате госпошлины 22 447 руб. 18 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Перспектива-С" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 14 августа 2017 года.
В судебном заседании представитель ООО "Перспектива-С" апелляционную жалобы поддержал.
Представитель ООО "Волжские коммунальные системы" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям представленного отзыва.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле документам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 14 августа 2017 года по делу N А55-12259/2017, в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что 11 ноября 2014 г. между ООО "Волжские коммунальные системы" (Организация ВКХ) и ООО "Перспектива-С" (Абонент) был заключен договор N 3627 холодного водоснабжения и водоотведения.
В рамках данного договора ООО "Волжские коммунальные системы" оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению на объект Абонента, расположенный по адресу: г. Тольятти, ул. Мира, 62.
В соответствии с п. 8 договора расчеты по договору производятся ответчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет истца до 10 числа месяца, следующего за расчетным. Для получения счета-фактуры ответчик в срок до 05 числа месяца, следующего за расчетным, направляет уполномоченного представителя по адресу: г. Тольятти, б-р 50 лет Октября, 50. В случае неявки ответчика в установленные договором сроки, счет-фактура считается полученной им 05 числа месяца, следующего за расчетным. Ответственность за несвоевременное получение счетов-фактур несет ответчик.
Кроме того, истец на основании счетов-фактур ежеквартально взимает плату с ответчика за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, поступающих от ответчика в централизованную систему водоотведения г.о. Тольятти.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными прибора учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения между организацией ВКХ (истец) и абонентами регулируются Федеральным законом РФ от 07.12.11 г. N 416-ФЗ (далее Закон N 416), Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утв. постановлением правительства РФ от 04.09.2013 г. N 776 (далее Правила N 776), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением правительства РФ от 29.07.13 г. N 644 (далее Правила N 644).
Согласно пункту 82 Правил N 644 определение количества поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Исходя из пункта 3 Правил N 776 коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воду и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Законом N 416-ФЗ.
В соответствии с положениями п. 35 Правил N 644 абонент обязан, в том числе обеспечивать учет получаемой холодной воды, сохранность знаков поверки и пломб на средствах измерений (приборах учета), узлах учета, задвижке обводной линии, пожарных гидрантах, задвижках и других устройствах, находящихся в границах его эксплуатационной ответственности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарного водоснабжения, включая пожарные гидранты, задвижки, краны, установки автоматического пожаротушения.
В силу п. п. 3, 14 и 15 Правил N 776 коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод, а в случае их отсутствия и (или) самовольного присоединения/пользования централизованными системами водоснабжения - расчетным способом, в том числе методом учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системами водоснабжения.
Применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. (п. п. "а" п. 16 Правил N 776).
В соответствии с п. п. "а", "б" п. 13 договора истец имеет право осуществлять контроль за правильностью учета объемов поданной холодной воды и учета объемов принятых сточных вод; за наличием самовольного пользования и (или) самовольного подключения абонента к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.
25 мая 2016 г. истцом с участием представителя ответчика главного инженера Мартынова СМ. проведена контрольная проверка состояния систем водоснабжения и водоотведения, принадлежащих ответчику, в результате которой выявлены нарушения, позволяющие безучетное водопотребление на указанном объекте, а именно: обнаружена врезка до прибора учета Ду-15 мм в узле ХВС (склад рабочей одежды), не оборудованная приборами учета, позволяющими обеспечить учет получаемого ресурса, а также не оборудованная пломбами.
Составлен акт от 25.05.2016 г., который подписан сторонами без замечаний.
При этом 02 августа 2016 г., произведена опломбировка крана на врезке диаметром 15 мм, находящейся на трубопроводе до прибора учета, составлен акт.
В связи с выявленными нарушениями и отсутствием приборов учета, объем поданной воды в период с 25.05.2013 г. по 01.08.2016 г. определен расчетным способом по методу пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду и составил 20 438,67 куб. м воды.
В соответствии с п. 10 ст. 20 Закона N 416-ФЗ осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается в следующих случаях: при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Объем водоотведения в спорный период равен объему водоснабжения и равен 20 438,67 куб. м.
Тарифы (без НДС) установлены в предусмотренном законом порядке и составляют, согласно приказам Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 29.11.2012 г. N 405, от 03.12.13 г. N 365, от 01.12.2014 г. N 411 и от 06.11.2015 г. N 293: с 01.01.13 г. по 30.06.13 г. - 11,31 руб. за 1 куб. м холодной воды и 18,54 руб. за 1 куб. м водоотведения; с 01.07.13 г. по 30.06.14 г. - 12,82 руб. за 1 куб. м холодной воды и 21,01 руб. за 1 куб. м водоотведения: с 01.07.14 г. по 30.06.15 г. - 13,36 руб. за 1 куб. м холодной воды и 21,89 руб. за 1 куб. м водоотведения; с 01.07.15 г. по 30.06.16 г. - 14,83 руб. за 1 куб. м холодной воды и 24,29 руб. за 1 куб. м водоотведения; с 01.07.16 г. по 30.06.17 г. - 15,57 руб. за 1 куб. м холодной воды (без учета НДС); 25,50 руб. за 1 куб. м водоотведения.
Таким образом, по состоянию на 16 мая 2017 г. задолженность ответчика за потребленную на вышеуказанном объекте в период с 25.05.2013 г. по 01.08.2016 г. питьевую воду и сброшенные сточные воды, а также за сброс сточных вод и загрязняющих веществ составляет 972 359,08 рублей.
Истец направил ответчику претензию от 28.03.17 г. N 2671, в которой предлагалось последнему оплатить сложившуюся задолженность.
Претензия получена ответчиком 04.04.17 г., однако оплата задолженности не произведена.
Как верно указано судом первой инстанции, гражданско-правовые отношения в сфере водоснабжения и (или) водоотведения регулируются Федеральным законом РФ от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ (далее Закон N 416-ФЗ), "Правилами холодного водоснабжения и водоотведения", утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. N 644 (далее - Правила N 644), "Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод", утв. Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 г. N 776 (далее Правила N 776).
Следовательно, законодательно закреплено определение потребленных энергоресурсов расчетным способом, при этом также определена методика данного расчета.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку выявленный факт обнаружения врезки до прибора учета Ду-15 мм в узле ХВС (склад рабочей одежды), не оборудованной приборами учета, позволяющими обеспечить учет получаемого ресурса и возможность использования врезки ответчиком не оспорены.
Довод заявителя о неправильном указании начальной даты спорного периода отклоняется судебной коллегией.
Истцом в материалы дела представлена копия договора на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод от 11.02.2013, заключенный ООО "Волжские коммунальные системы" (Организация ВКХ) и ООО "Перспектива-С" (Абонент).
В рамках договора ООО "Волжские коммунальные системы" оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению на объект Абонента, расположенный по адресу: г. Тольятти, ул. Мира, 62.
Следовательно, в период с 11.02.2013 г. поставщиком ресурса также было ООО "Волжские коммунальные системы".
Ссылка заявителя о том, что к нему якобы ежемесячно приходили представители истца для контроля и ими ранее не была обнаружена врезка не принимается судебной коллегией во внимание.
До обнаружения врезки (25.05.16 г.) проверка состояния объектов водоснабжения ответчика не проводилась.
При этом, как верно указано судом первой инстанции, снятие показаний приборов учета таковой проверкой не является.
Более того, согласно п. 22 договора именно на потребителя возложена обязанность передавать показания приборов учета Организации ВКХ.
Заявителем в материалы дела не представлено доказательств того, что он самостоятельно уведомил истца о самовольном присоединении к централизованной системе водоснабжения, либо обратился за выдачей технических условий на установку водомера до момента установления самовольного присоединения организацией ВКХ. Информации о каких-либо изменениях в проектную документацию, о чем указывается ответчиком последним также не представлено.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что оплата за загрязнение окружающей среды зависит от объема сброшенных сточных вод и показание проб, отклоняется судебной коллегией.
Согласно пункту 64 Правил N 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Следовательно именно абонент обязан соблюдать нормы действующего законодательства в отношении охраны окружающей среды и нести ответственность за нанесение вреда природе.
Кроме того, при заключении договора N 3627 от 11.11.14 г. сторонами закреплено, что на случай отсутствия (не предоставления потребителем) результатов аналитического контроля осуществляется взимание с абонента платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, поступающих от потребителя и эта плата в 2013 г. составляла 3,99 руб. за 1 куб. м, в 2014 г. - 4,20 руб. за 1 куб. м, в 2015 г. - 4,42 за 1 куб. м, в 2016 г. - 4,63 за 1 куб. м (без учета НДС 18%). Для абонентов, имеющих результаты аналитического контроля, расчет производится по фактическим показателям.
Также в п. 8 договора сторонами определено, что Организация ВКХ ежеквартально взимает плату с абонента за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, поступающих от абонента в централизованную систему водоотведения г. о. Тольятти.
Расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 70 Правил N 167).
Постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 г. N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" вопрос об определении порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов отнесен к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На территории Самарской области таковым является Правительство Самарской области.
Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 22.07.2009 N 340, определено, что взимание платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области производится организацией ВКХ за фактический сброс (прием) сточных вод и загрязняющих веществ абонентами в системы канализации населенных пунктов Самарской области.
При определении и взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ стороны руководствуются постановлением Правительства Самарской области от 22.07.2009 г. N 340 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Самарской области, и условиях корректировки размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области".
Заявителем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 августа 2017 года по делу N А55-12259/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.А.СЕРОВА
Судьи
А.И.АЛЕКСАНДРОВ
Ю.Е.ХОЛОДКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)