Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 12.05.2017 N Ф10-1247/2017 ПО ДЕЛУ N А09-4024/2016

Требование: О признании незаконным отказа уполномоченного органа в предоставлении в собственность земельного участка для размещения спортивно-развлекательных сооружений, обязании принять решение о предоставлении в собственность испрашиваемого участка и направить договор купли-продажи земельного участка.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Уполномоченный орган мотивировал отказ тем, что спорный участок расположен в зоне природных территорий с особым режимом использования, в которой не предусмотрено размещение спортивно-развлекательных сооружений и кемпингов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2017 г. по делу N А09-4024/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 3 мая 2017
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2017
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.
судей Лукашенковой Т.В., Смирнова В.И.
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Русинвест" (241047, г. Брянск, ул. 2-я Мичурина, д. 27/13): не явились, извещены надлежаще,
от Управления имущественных отношений Брянской области (241002, г. Брянск, бул. Гагарина, д. 25): Макеева М.Ю. по доверенности от 09.01.2017, N 01-03,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Русинвест" на решение Арбитражного суда Брянской области от 21.10.2016 (судья Кулинич Е.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2016 (судьи Тимашкова Е.Н., Дайнеко М.М., Капустина Л.А.) по делу N А09-4024/2016,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Русинвест" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным действия управления имущественных отношений Брянской области (далее - управление), выраженного в отказе от 13.08.2015 N 16-9596 в предоставлении в собственность обществу испрашиваемого земельного участка для размещения базы проката спортивно-рекреационного инвентаря, специальных спортивно-развлекательных сооружений (включая велотрек, ипподром, картингдром, сноуборд, роликодром, лыжные трассы и другие спортивные сооружения), кемпингов, с предполагаемым размером - 488 000 кв. м, местоположение земельного участка: Брянская область, г. Брянск, р-н Володарский, р-н Фокинский, в составе земельного участка с кадастровым номером 32:28:0040704:10 и обязании управления имущественных отношений Брянской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем принятия решения о предоставлении в собственность общества испрашиваемого земельного участка для размещения базы проката спортивно-рекреационного инвентаря, специальных спортивно-развлекательных сооружений (включая велотрек, ипподром, картингдром, сноуборд, роликодром, лыжные трассы и другие спортивные сооружения), кемпингов, с предполагаемым размером - 488 000 кв. м, местоположение земельного участка: Брянская область, г. Брянск, р-н Володарский, р-н Фокинский, в составе земельного участка с кадастровым номером 32:28:0040704:10 и направлении в адрес общества договора купли-продажи земельного участка.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 21.10.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, как принятыми с нарушением норм материального права, заявитель обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
В настоящее судебное заседание представитель заявителя не явился.
Представитель управления поддержал доводы, изложенные в ранее представленном письменном отзыве, настаивая на законности и обоснованности состоявшегося решения суда первой и постановление апелляционной инстанций.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей неявившегося лица в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, общество является пользователем части озера Мутное в границах участка водопользования на основании договора водопользования от 15.06.2012 N 31.
Впоследствии общество 21.06.2013 обратилось в управление с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством N 9-РД.
Письмом от 18.07.2013 N 10241 управление сообщило о факте направления письма на имя главы Брянской городской администрации с просьбой выдать заключение о возможности предоставления спорного земельного участка площадью 488 000 кв. м.
В связи с отсутствием ответа на указанное заявление, общество повторно обратилось в управление с заявлением о предоставлении земельного участка.
Письмом от 29.10.2013 N 11-15077 управление направило в адрес общества копию заключения Брянской городской администрации от 22.10.2013 N 7/28-5975, однако ответа от управления в адрес общества на поданное заявление о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, не поступало.
В связи с этим обществом было подано заявление в Арбитражный суд Брянской области (дело N А09-9312/2013) о признании незаконным бездействия при рассмотрении заявления общества от 21.06.2013 N 9-РД о предоставлении земельного участка для размещения базы проката спортивно-рекреационного инвентаря, специальных спортивно-развлекательных сооружений (включая велотрек, ипподром, картингодром, сноуборд, роликодром, лыжные трассы и другие спортивные сооружения), кемпингов по адресу: г. Брянск, Володарский р-н, Фокинский р-н в составе земельного участка с кадастровым номером 32:28:0040704:10 (предполагаемая площадь 488 000 кв. м) и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав путем выдачи утвержденной схемы расположения земельного участка.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 06.03.2014 по делу N А09-9312/2013 заявление общества было удовлетворено, признано незаконным бездействие управления в отношении заявления общества от 21.06.2013 N 9-РД, а также возложена на управление обязанность в срок десять рабочих дней устранить выявленные нарушения посредством оформления предусмотренных законом документов.
Во исполнение решения Арбитражного суда Брянской области от 06.03.2014 по делу N А09-9312/2013 управление письмом от 13.08.2015 N 16-9596 сообщило обществу, что испрашиваемый им земельный участок ориентировочной площадью 488 000 кв. м входит в состав находящегося в государственной собственности Брянской области земельного участка с кадастровым номером 32:28:0040704:10 площадью 893 543 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск, р-н Володарский, р-н Фокинский.
Кроме того, в соответствии с заключением Брянской городской администрации от 22.10.2013 N 7/28-5975 земельный участок с кадастровым номером 32:28:0040704:10 согласно Правилам землепользования и застройки территории муниципального образования город Брянск, утвержденным решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 N 991, расположен в зоне природных территорий с особым режимом использования (Р0), в которой размещение специальных спортивно-развлекательных сооружений (включая велотрек, ипподром, картингдром, сноуборд, роликодром, лыжные трассы и другие спортивные сооружения) предусмотрено условно разрешенными видами использования (вид изменяется путем проведения публичных слушаний), а размещение базы проката спортивно-рекреационного инвентаря, кемпингов не предусмотрено.
На основании вышеизложенной информации управление указало в письме (отказе) от 13.08.2015 N 16-9596, что испрашиваемый земельный участок ориентировочной площадью 488 000 кв. м не может быть предоставлен обществу в собственность (аренду).
Полагая, что данный отказ управления в предоставлении испрашиваемого земельного участка, выраженный в письме от 13.08.2015 N 16-9596, не соответствует закону, а также нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд.
Верно применяя положения статей 198, 201 АПК РФ, суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 ЗК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу абзаца 2 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии со статьями 37, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
Судами верно учтено, что согласно представленным управлением выписок из правил землепользования и застройки г. Брянска, испрашиваемый заявителем земельный участок находится в зоне Р0 "Природных территорий с особым режимом использования".
В соответствии с решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 N 991 "Об утверждении Правил землепользования и застройки г. Брянска" зона природных территорий с особым режимом использования определена для сохранения на территории города уникальных природных комплексов естественного происхождения, а также для недопущения хозяйственной деятельности на территориях городского поселения, где такая деятельность невозможна или нецелесообразна по требованиям экологического, водоохранного и культурно-исторического законодательства. В указанных зонах запрещено любое строительство и любые виды хозяйственной деятельности за исключением создания и поддержания парковых, лесопарковых и садово-парковых комплексов.
Основные виды разрешенного использования недвижимости зоны Р0: леса, урочища, балки, особый природный ландшафт; водное пространство; парки; скверы, бульвары, аллеи; зеленые насаждения общего пользования.
Вспомогательные виды разрешенного использования недвижимости: линейные объекты и объекты капитального строительства инженерной инфраструктуры.
В этой связи судами верно учтено, что в данной зоне размещение специальных спортивно-развлекательных сооружений (включая велотрек, ипподром, картингдром, сноуборд, роликодром, лыжные трассы и другие спортивные сооружения) предусмотрено условно разрешенными видами использования, а размещение базы проката спортивно-рекреационного инвентаря, кемпингов не предусмотрено.
Таким образом, как верно заключили суды, предоставление земельного участка для испрашиваемых целей (размещение базы проката спортивно-рекреационного инвентаря, кемпингов) в соответствии с требованиями градостроительного регламента не допускалось.










































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)