Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 22.11.2017 ПО ДЕЛУ N 33-23102/2017

Требование: Об обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка.

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Гражданин ссылается на то, что ему органом местного самоуправления было отказано в предоставлении в собственность спорного земельного участка на том основании, что земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 ноября 2017 г. по делу N 33-23102/2017


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Сагетдиновой А.М. и
Смирновой О.В.,
при секретаре Д.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению У. к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан об обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, по апелляционной жалобе администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, апелляционной жалобе Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа адрес Республики Башкортостан на решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата,
заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Науширбановой З.А., судебная коллегия,

установила:

У. обратился в суд с иском к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан об обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка. В обоснование иска указал, что является собственником недвижимого имущества - бани, общей площадью... кв. м, с кадастровым номером..., на земельном участке по адресу: адрес, в районе озера "Мельничное", с кадастровым номером..., который предоставлен истцу на праве аренды. Истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, в чем истцу было отказано.
Считая отказ незаконным, истец просил обязать ответчика подготовить и направить У. проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером..., расположенного по адресу: адрес, в районе озера "Мельничное", площадью... кв. м.
Решением Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата постановлено:
исковые требования У. к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан в лице Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан обязать ответчика подготовить и направить У. проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером..., расположенного по адресу: адрес, в районе озера "Мельничное", площадью... кв. м.
В апелляционной жалобе администрации городского округа адрес Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда, указывая на то, что спорный земельный участок, с кадастровым номером..., находится во втором поясе санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения адрес, в связи с чем данный участок ограничен в обороте, что в соответствии с пп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, влечет невозможность передачи спорного земельного участка в собственность истца за плату.
В апелляционной жалобе Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа адрес Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда ссылаясь на незаконность и необоснованность.
Проверив оспариваемое решение в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, выслушав объяснения У. о законности решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В п. п. 1, 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Однако вышеуказанным требованиям обжалуемое решение суда не соответствует.
Из материалов дела усматривается, что истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание, баня, площадью 92 кв. м, с кадастровым номером 02:55:020454:168, расположенные по адресу: адрес, в районе озера "Мельничное". Право собственности истца на указанный объект недвижимого имущества зарегистрировано в ЕГРП.
Дом и баня истца находятся на земельном участке площадью... кв. м, с кадастровым номером..., по адресу: адрес, в районе озера "Мельничное", предоставленном У. на основании договора аренды земельного участка от дата N..., соглашения о переуступке права аренды земельного участка от дата N... от дата. Земельный участок относится к категории: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения дачных домов и садовых домов.
дата истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность.
Ответом Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан N В-2114 от дата, истцу отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка на том основании, что в соответствии с проектом "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения адрес", разработанным институтом "Коммунводоканалпроект" в 1994 году, утвержденным Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан N...-р от дата, испрашиваемый земельный участок находится во втором поясе санитарной охраны водных объектов, в соответствии с пп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен в обороте. В связи с чем, согласно п. 6 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок не может быть предоставлен в собственность.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований У.
Принимая указанное решение, суд исходил из того, что спорный земельный участок из оборота не изъят, ограниченным в обороте не является, какие-либо законные основания для отказа в передаче испрашиваемого земельного участка в собственность истцу отсутствуют. Следовательно, отказ ответчика в предоставлении истцу в собственность испрашиваемого земельного участка в порядке выкупа не основан на законе.
С данным выводом судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9 часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36 часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 часть 3). Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.
Как установлено статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (п. 1); предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно, в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 2).
Согласно подпункту 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
Согласно Основам водного законодательства Союза ССР и союзных республик государственное управление в области использования и охраны вод в РСФСР осуществляется Советом Министров СССР, Советом Министров РСФСР, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, а также специально уполномоченными на то государственными органами по регулированию использования и охране вод непосредственно или через бассейновые (территориальные) управления и иными государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.
В соответствии со статьями 91, 98 Водного кодекса РСФСР, утвержденного ВС РСФСР 30 июня 1972 г., в целях охраны вод, используемых для питьевого и бытового водоснабжения, лечебных, курортных и оздоровительных нужд населения, устанавливаются округа и зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. Порядок установления и использования водоохранных зон (полос) определяется Советом Министров РСФСР, если иное не предусмотрено законодательством Союза ССР.
В целях усиления санитарной охраны водопроводов и источников водоснабжения Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР N 96 и Совета Народных Комиссаров СССР N 834 от 17 мая 1937 г. "О санитарной охране водопроводов и источников водоснабжения" было предусмотрено, что в каждом населенном пункте Союза ССР, в котором имеется или строится водопровод общего пользования или водопровод для технических целей, но используемый также для обслуживания населения, обязательно устанавливается зона санитарной охраны открытых и подземных источников водоснабжения, питающих данный водопровод (пункт 1); зона санитарной охраны источников водоснабжения делится на три пояса, в каждом из которых устанавливается особый режим (пункт 2); второй пояс охватывает территорию, непосредственно окружающую источники водоснабжения и их притоки (пункт 4); зона санитарной охраны источников водоснабжения и ее подразделение на пояса устанавливается в каждом населенном пункте решением соответствующего местного совета с утверждения: советов народных комиссаров союзных республик - для столиц союзных РЕСПУБЛИКИ для населенных пунктов, расположенных в важнейших курортных районах (Южный берег Крыма, Кавказские Минеральные Воды, Сочи - Мацестинский район и др.), а также для краевых и областных центров и всех городов с населением свыше 200 тысяч человек; советов народных комиссаров автономных республик, краевых и областных исполнительных комитетов - для прочих населенных пунктов (пункт 6).
Главным государственным санитарным врачом СССР 18 декабря 1982 г. N 2640-82 утверждено "Положение о порядке проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения" (далее - Положение от 18 декабря 1982 г. N 2640-82), которым определялся порядок проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения и водопроводов, питающих воду хозяйственно-питьевого назначения для населения, персонала промышленных предприятий, а также для предприятий, требующих воду питьевого качества, и предназначено для организаций, проектирующих и эксплуатирующих водозаборы и водопроводы, а также для органов санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющих государственный санитарный надзор.
Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от их ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников, в том числе с искусственным пополнением, используемую для хозяйственно-питьевых нужд.
Основной целью зон санитарной охраны является охрана от загрязнения источников водоснабжения, а также водопроводных сооружений и окружающей территории.
Судебной коллегией установлено, что в дата с целью обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия источников хозяйственно - питьевого водоснабжения адрес и в соответствии с санитарными правилами и нормами Положения от дата N..., институтом "Коммунводоканалпроект" разработан проект "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения адрес". Данным проектом определены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источника водоснабжения адрес. Вышеуказанный проект утвержден распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от дата за N... - р, опубликованным дата в официальном интернет - портале правовой информации Правительства Республики Башкортостан.
дата на основании распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан за N...- р от дата Советом городского округа адрес принято решение N... "О правилах землепользования и застройки городского округа адрес", на основании которого в государственный кадастр недвижимости ранее были внесены сведения о нахождении земельных участков во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.
Новый проект зон санитарной охраны водных объектов адрес Республики Башкортостан не разработан.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что в настоящее время отсутствует решение уполномоченного органа об утверждении зон санитарной охраны. Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан от дата N... - р не утратило силу и подлежит применению к спорным правоотношениям.
Регулируя вопросы водопользования, Водный кодекс Российской Федерации предусматривает для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установление зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43).
Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам установлены статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), в соответствии с которой границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (часть 5).
При этом Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ не содержит положений о признании утратившими силу ранее изданных актов, устанавливающих границы зон санитарной охраны, а лишь предусматривает иной порядок установления таких зон.
Санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02".
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.41110-02 зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, от загрязнения.
Согласно пункту 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 защитные санитарные зоны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима). Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
На основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, с 01 июня 2002 г. введены в действие Санитарные правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г. (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02), которые определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Вместе с тем определение действия во времени и пространстве ранее принятых нормативных правовых актов по вопросам границ зон санитарной охраны названными актами не ограничено.
Из сообщения МУП "Уфаводоканал" от дата N... земельный участок с кадастровым номером... в соответствии проектом "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения адрес" расположен на территории второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения адрес. Судебная коллегия признает указанное письменное доказательство допустимым, содержащим сведения из оригинала документа, оцениваемое в совокупности с иными доказательствами по делу.
Последующее исключение указанных сведений из Единого государственного реестра недвижимости не свидетельствует о нахождении земельного участка за пределами второго пояса источника водоснабжения адрес, поскольку проектом "Санитарно - топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения адрес" подтверждено его местонахождение в границах зон, не допускающих приватизацию земельного участка вследствие особого режима использования.
Представленное истцом У. заключение кадастрового инженера У. о том, что спорный земельный участок не входит во второй пояс санитарной охраны водных объектов, выполнено без учета Распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан N...-р от дата, которым утвержден проект "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения адрес". Данным проектом определены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источника водоснабжения адрес.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных У. исковых требований о признании за ним права собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:55:020454:111, расположенный по адресу: адрес, в районе озера "Мельничное", не имелось.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований У.
Руководствуясь ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата отменить.
Вынести по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований У. к администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан об обязании администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан в лице Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан подготовить и направить У. проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером..., расположенного по адресу: адрес, в районе озера "Мельничное", площадью... кв. м отказать.
Председательствующий
З.А.НАУШИРБАНОВА

Судьи
А.М.САГЕТДИНОВА
О.В.СМИРНОВА

Справка: судья Бикчурина О.В.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)