Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-5963/2017

Требование: О признании незаконным отказа в разделе земельного участка, обязании повторно рассмотреть заявление.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявление истца, являющегося собственником гаражного бокса, о разделе земельного участка и утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории для дальнейшей приватизации оставлено без удовлетворения, поскольку земельный участок под его гаражом расположен частично в границах территории парков, скверов, бульваров, частично - в границах территории общего пользования, что исключает его предоставление в частную собственность.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июля 2017 г. по делу N 33а-5963/2017


1-я инстанция - судья Кулакова С.А.
Судья-докладчик Папуша А.С.

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Папуши А.С.,
судей Гусаровой Л.В., Туглаковой Л.Г.,
при секретаре судебного заседания К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Л. к министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным отказа в разделе земельного участка, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление
по апелляционной жалобе министерства имущественных отношений Иркутской области на решение Кировского районного суда города Иркутска от 15 марта 2017 года,

установила:

В обоснование административного искового заявления Л. указал, что является собственником гаражного бокса, <данные изъяты>. Его заявление от 25 августа 2016 года о разделе земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым <номер изъят> и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <данные изъяты> для дальнейшей приватизации земельного участка, административным ответчиком оставлено без удовлетворения, поскольку земельный участок под его гаражом расположен частично в границах территории парков, скверов, бульваров, частично в границах территории общего пользования, что исключает его предоставление в частную собственность. По мнению административного истца, такое решение является незаконным, нарушает его права на получение земельного участка.
С учетом уточнений административного искового заявления Л. просил суд признать незаконным отказ министерства имущественных отношений Иркутской области в разделе земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым <номер изъят> и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: <адрес изъят>; возложить обязанность на министерство имущественных отношений Иркутской области рассмотреть повторно заявление Л. от 25 августа 2016 года о разделе земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым <номер изъят> и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного <адрес изъят>.
В судебное заседание административный истец Л., представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Иркутской области, представитель заинтересованного лица администрации города Иркутска не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель административного истца У., действующая на основании доверенности, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании административный истец и его представитель административный иск поддержали, представители административного ответчика и заинтересованного лица административный иск не признали, представили письменные возражения.
В соответствии со статьями 151, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Решением суда от 15 марта 2017 года с учетом определения об исправлении описки от 26 мая 2017 года требования Л. удовлетворены, признан незаконным отказ министерства имущественных отношений Иркутской области от 21 сентября 2016 года в разделе земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым <номер изъят> и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного <адрес изъят>, на министерство имущественных отношений Иркутской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Л. от 25 августа 2016 года.
В апелляционной жалобе министерство имущественных отношений Иркутской области просит решение суда отменить, считая его незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, и в удовлетворении требований Л. отказать в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что в соответствии с правилами землепользования и застройки части территории города Иркутска, утвержденными решением Думы города Иркутска от 29 апреля 2013 года N 005-20-460771/3, испрашиваемый земельный участок расположен в планировочном микрорайоне <номер изъят>, в зоне парков, скверов, бульваров, на часть земельного участка действие градостроительных регламентов не распространяется. Согласно проекту планировки Октябрьского округа города Иркутска, утвержденному постановлением администрации города Иркутска от 16 ноября 2011 года N 031-06-2585/11, земельный участок расположен в границах территории общего пользования, частично в границах парков, скверов, бульваров, на часть земельного участка действие градостроительных регламентов не распространяется. Данных о том, что указанные акты планировки территории оспорены, отменены либо признаны недействующими, материалы дела не содержат, в связи с чем отказ в утверждении схемы расположения земельного участка соответствует положениям законодательства.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация города Иркутска просит удовлетворить апелляционную жалобу министерства имущественных отношений Иркутской области и отменить решение суда.
Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав доклад по делу, выслушав объяснения представителя министерства имущественных отношений Иркутской области Е., действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, просившего решение суда отменить, объяснения Л., просившего решение суда оставить без изменения, проверив решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Л. является собственником гаражного бокса, <данные изъяты>.
Гаражный бокс расположен на территории гаражного кооператива <номер изъят>, руководством которого дано согласие Л. на образование земельного участка под вышеупомянутым гаражным боксом путем раздела земельного участка <данные изъяты> и переданного гаражному кооперативу <номер изъят> в постоянное бессрочное пользование.
Согласно государственному акту на право пользования землей от 10 октября 1989 года <номер изъят>, выданному гаражному кооперативу <номер изъят> РСФСР республики исполнительным комитетом Иркутского районного (городского) Совета народных депутатов, за указанным землепользователем закрепляются в бессрочное и бесплатное пользование 0,20 гектаров земли в границах согласно плану землепользования. Земля предоставлена для строительства индивидуальных гаражей. Акт зарегистрирован в Книге записей государственных актов на право пользования землей <номер изъят>.
Приложением к государственному акту является план землепользования индивидуальных гаражей гаражного кооператива <данные изъяты>.
23 сентября 1989 года исполнительным комитетом Иркутского городского совета народных депутатов принято решение <номер изъят> "Об отводе земельного участка гаражному кооперативу <номер изъят> под строительство индивидуальных гаражей". Так, исполнительный комитет городского Совета народных депутатов решил отвести гаражному кооперативу <номер изъят> земельный участок площадью 0,2 га под строительство индивидуальных гаражей в <адрес изъят>.
15 августа 1990 года исполнительным комитетом Иркутского городского Совета народных депутатов принято решение <номер изъят> "О дополнительном отводе земельного участка гаражному кооперативу <номер изъят> под строительство гаражей". Так, исполнительный комитет городского Совета народных депутатов решил отвести гаражному кооперативу <номер изъят> дополнительный участок площадью 0,3 га под строительство гаражей в <данные изъяты> за счет частичного изъятия от территории, занимаемой кооперативом <данные изъяты>.
На земельный участок <адрес изъят> выдан кадастровый паспорт земельного участка 25 августа 2016 года <номер изъят>, кадастровый <номер изъят>, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 10 октября 1989 года, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства индивидуальных гаражей, площадь 1479 кв. м, сведения о правообладателях - гаражный кооператив <номер изъят> на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеются сведения о кадастровых номерах участков, образованных из земельного участка, характер сведений государственного кадастра недвижимости - ранее учтенные.
Согласно информации департамента обеспечения градостроительной деятельности комитета по градостроительной деятельности администрации города Иркутска от 30 января 2017 года, подготовленной согласно координатам, предоставленным из министерства имущественных отношений Иркутской области по заявлению физических лиц, земельный участок, <данные изъяты> в соответствии с проектом планировки Октябрьского округа города Иркутска, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от 16 ноября 2011 года N 031-06-2585/11, расположен в границах территории общего пользования, в границах красных линий. В соответствии с правилами землепользования и застройки части территории города Иркутска, утвержденными решением Думы города Иркутска от 29 апреля 2013 года N 005-20-460771/3, земельный участок расположен в планировочном микрорайоне <номер изъят>, частично в зоне парков, скверов, бульваров. Основным видом разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства в границах данной территории является - объекты мест отдыха общего пользования, парки, скверы, бульвары. На часть земельного участка градостроительные регламенты не распространяются в соответствии с пунктом 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Также судом установлено, что 25 августа 2016 года Л. обратился с заявлением в Правительство Иркутской области, просил утвердить схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка, расположенного: <данные изъяты>, образуемого при разделе земельного участка <данные изъяты> с разрешенным использованием согласно пункту 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно выписке из ЕГРП, кадастрового паспорта помещения от 19 сентября 2016 года <номер изъят> нежилое помещение гаражный бокс <номер изъят> имеет площадь <данные изъяты>.
21 сентября 2016 года министерством имущественных отношений от имени Правительства Иркутской области принято решение <номер изъят>, которым Л. отказано в разделе земельного участка с кадастровым <номер изъят> и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: <данные изъяты>.
Оспариваемое решение мотивировано тем, что согласно проекту планировки Октябрьского округа города Иркутска, утвержденному постановлением администрации города Иркутска от 16 ноября 2011 года N 031-06-2585/11, земельный участок расположен частично в границах территории парков, скверов, бульваров, частично в границах территории общего пользования; согласно правилам землепользования и застройки части территории города Иркутска, утвержденным решением Думы города Иркутска от 29 апреля 2013 года N 005-20-46077/3, земельный участок расположен в планировочном микрорайоне <номер изъят>, в зоне парков, скверов, бульваров, на часть земельного участка действие градостроительных регламентов не распространяется в соответствии с частью 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия правил землепользования и застройки части территории города Иркутска, утвержденных решением Думы города Иркутска от 29 апреля 2013 года N 005-20-460771/3), при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;
3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;
4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
5) планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории;
6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.
Границы территориальных зон могут устанавливаться по:
1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;
2) красным линиям;
3) границам земельных участков;
4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;
5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
6) естественным границам природных объектов;
7) иным границам.
Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.
Таким образом, при принятии проекта планировки Октябрьского округа города Иркутска, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 16 ноября 2011 года N 031-06-2585/11, правил землепользования и застройки части территории города Иркутска, утвержденных решением Думы города Иркутска от 29 апреля 2013 года N 005-20-460771/3 (действовавших на момент принятия оспариваемого решения), и включения земельного участка, испрашиваемого административным истцом, в зону парков, скверов, бульваров, администрации города Иркутска, Думе города Иркутска следовало учесть ранее принятые решение исполкома Иркутского городского совета народных депутатов от 23 сентября 1989 года <номер изъят>, решение исполкома Иркутского городского совета народных депутатов от 15 августа 1990 года <номер изъят>.
На момент рассмотрения дела в связи с принятием решения Думы города Иркутска от 28 октября 2016 года N 006-20-260428/6 "Об утверждении правил землепользования и застройки части территории города Иркутска, включающей территорию в границах исторического поселения город Иркутск" правила землепользования и застройки части территории города Иркутска, утвержденные решением Думы города Иркутска от 29 апреля 2013 года N 005-20-460771/3 (в том числе и последние изменения в него, внесенные решением Думы города Иркутска от 27 декабря 2013 года N 005-20-530901/3 "Об утверждении правил землепользования и застройки части территории города Иркутска"), отменены, что исключает возможность их обжалования административным истцом.
Оценивая представленные сторонами доказательства в соответствии с правилами статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, руководствуясь нормами действующего законодательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о незаконности принятого органом местного самоуправления решения, поскольку отнесение испрашиваемого Л. земельного участка к территории общего пользования произведено без учета фактического землепользования, оспариваемым отказом нарушено его право на приобретение земельного участка.
В соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации Л. как собственник гаражного бокса, расположенного на испрашиваемом земельном участке, имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность.
Учитывая изложенное выше, суд правомерно удовлетворил требования Л., признав незаконным отказ министерства имущественных отношений Иркутской области от 21 сентября 2016 года в разделе земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым <номер изъят> и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного <адрес изъят>, возложив на министерство имущественных отношений Иркутской области обязанность повторно рассмотреть заявление Л. от 25 августа 2016 года.
Фактическое использование земельного участка, испрашиваемого административным истцом, также подлежит учету при принятии иных нормативных актов территориального планирования.
Судебная коллегия находит выводы суда, изложенные в решении, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам, нормам материального и процессуального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Доводы апелляционной жалобы в дополнительной проверке не нуждаются, сводятся к изложению правовой позиции министерства имущественных отношений Иркутской области при рассмотрении дела судом первой инстанции, не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права не имеется.
Нарушений либо неправильного применения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Кировского районного суда города Иркутска от 15 марта 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Л. к министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным отказа в разделе земельного участка, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
А.С.ПАПУША

Судьи
Л.В.ГУСАРОВА
Л.Г.ТУГЛАКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)