Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.09.2017 N 10АП-13244/2017 ПО ДЕЛУ N А41-34518/17

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2017 г. по делу N А41-34518/17


Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Бархатова В.Ю., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Балкаровым А.З.,
при участии в заседании:
от истца Общества с ограниченной ответственностью Индустриальный парк "Север" - Бондарчук А.В., Романова Г.М. представители по доверенности от 22 июня 2017 года, Трухан Я.Ю., представитель по доверенности от 13 сентября 2017 года
от ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - Гуляева К.О. по доверенности от 11 октября 2016 года,
от ответчика Комитета лесного хозяйства Московской области - Малышева Е.С. по доверенности от 20 июня 2017 года N 27Дов-296,
от третьих лиц Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральной кадастровой палаты федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, Комитета по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 14 июля 2017 года по делу N А41-34518/17, принятое судьей Петропавловской Ю.С.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью Индустриальный парк "Север"
к Комитету лесного хозяйства Московской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
о признании отсутствующим права собственности,
третьи лица - Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральной кадастровой палаты федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области, Комитет по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района Московской области,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Индустриальный парк "Север" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском (с учетом уточнений иска, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ) к Комитету лесного хозяйства Московской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ответчики) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный в границах Верхне-Клязьминского участкового лесничества квартал 51 выдел 16, 17, 3, 20, 21, 14, квартал 19, выдел 9 Клинского лесничества, Клинского сельского участкового лесничества в части наложения площадью 12 434 кв. м на земельный участок, принадлежащий ООО Индустриальный парк "СЕВЕР", площадью 99 513 кв. м/- 110 кв. м, адрес земельного участка Московская область, Солнечногорский район, д. Шелепаново, кадастровый номер 50:09:0020328:884, расположенную в координатах поворотных точек ее границ, указанных в исковом заявлении, признать недействительным сведения государственного лесного реестра в координатах, указанных в исковом заявлении и обязать Комитет лесного хозяйства Московской области исключить из государственного лесного реестра сведения об отнесении к лесному фонду части земельного участка ООО И "СЕВЕР" с кадастровым номером 50:09:0020328:884, адрес земельного участка: Московская область, Солнечногорский район, д. Шелепаново, расположенную в границах координат поворотных точек, указанных в исковом заявлении.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 июля 2017 года суд признал отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный в границах Верхне-Клязьминского участкового лесничества квартал 51 выдел 16, 17, 3, 20, 21, 14, квартал 19, выдел 9 Клинского лесничества, Клинского сельского участкового лесничества в части наложения площадью 12 434 кв. м на земельный участок, принадлежащий ООО Индустриальный парк "СЕВЕР", площадью 99 513 кв. м/- 110 кв. м, адрес земельного участка Московская область, Солнечногорский район, д. Шелепаново, кадастровый номер 50:09:0020328:884, расположенную в указанных координатах поворотных точек ее границ; обязал Комитет лесного хозяйства Московской области исключить из государственного лесного реестра сведения об отнесении к лесному фонду части земельного участка ООО Индустриальный парк "СЕВЕР" с кадастровым номером 50:09:0020328:884, адрес земельного участка: Московская область, Солнечногорский район, д. Шелепаново, расположенную в границах следующих координат поворотных точек. В удовлетворении остальной части иска отказал (л.д. 176 - 181 т. 4).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле принимает участие Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральной кадастровой палаты федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области, Комитет по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района Московской области.
Не согласившись с указанным решением, ТУ ФАУГИ в МО обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить.
Представители ООО Индустриальный парк "Север" возражали против доводов апелляционной жалобы заявителя, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Индустриальный парк "СЕВЕР" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:09:0020328:884 площадью 99513 кв. м/- 110 кв. м, отнесенным к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и земли иного специального назначения", с видом разрешенного использования "склады", расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, д. Шелепаново, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23 ноября 2016 года (л.д. 16 т. 1).
Как следует из представленного в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 50:09:0020328:884, указанный участок образован из земельного участка 50:09:0020328:823, дата образования участка 15 сентября 2016 года, границы установлены (л.д. 19 т. 2).
Земельный участок с кадастровым номером 50:09:0020328:823 образован из земельного участка с кадастровым номером 50:09:0020328:152, дата постановки на кадастровый учет 17 сентября 2015 года, границы установлены.
В свою очередь, земельный участок с кадастровым номером 50:090020328:152 был образован из земельного участка с кадастровым номером 50:09:0020328:58, сведения о границах земельного участка внесены в установленном порядке 07 июля 2009 года (л.д. 81 - 83 т. 2).
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:09:0020328:58 были внесены в Государственный кадастр недвижимости 25 июня 2008 года (л.д. 116 - 117 т. 2).
Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле не оспариваются, подтверждены соответствующими выписками из Государственного реестра недвижимости, а также представленным в материалы дела заключением кадастрового инженера 27 апреля 2017 года ООО "Индустриальный парк "Север" обратилось в Комитет лесного хозяйства Московской области с запросом о наличии пересечения границ земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности с землями лесного фонда.
В ответе от 02 мая 2017 года N исх 7118/27-08 Комитетом лесного хозяйства Московской области сообщается, что имеет место наложение границ земельного участка, относящегося к землям лесного фонда, принадлежащего Российской Федерации, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, квартал 19, выдел 9 Клинского сельского участкового лесничества на участок истца.
Также поступили сведения о пересечении границ земельного участка истца с землями лесного фонда, расположенными в Верхне-Клязьминском участковом лесничестве квартал 51 выдел 16, 17, 3, 20, 21, 14.
Ориентировочная площадь наложения составила 12427,31 кв. м.
29 марта 2017 года в адрес Комитета лесного хозяйства Московской области была направлена досудебная претензия.
Комитет 02 мая 2017 года ответил на данную претензию указав, что разрешение спора в досудебном порядке невозможно, ввиду чего ООО Индустриальный парк "Север" следует обратиться в суд.
Полагая, что необоснованное отнесение части земельного участка истца к землям лесного фонда, существенным образом нарушает право собственности истца, поскольку создает правовую неопределенность относительно субъекта права собственности на спорный участок, границ земельного участка, категории земли и целевого назначения, не позволяет собственнику владеть, пользоваться и распоряжаться участком наиболее полным образом.
В связи с этим истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в совместном постановлении Пленумов от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (пункты 58, 59) разъяснил, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими (пункт 52 постановления N 10/22).
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение (пункт 53 постановления N 10/22).
По смыслу указанных выше разъяснений предъявление иска о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению только тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных (классических) исков, предусмотренных гражданским законодательством.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом, избранный способ защиты должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
В соответствии с законодательством, действовавшим на момент возникновения спорных отношений, а именно, пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно абзацу 4 пункта 52 постановления N 10/22, в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
Истцом в обоснование своих требований представлено заключение кадастрового инженера от 26 июня 2017 года.
Ответчиками выводы указанного заключения не оспорены, ходатайства о проведении судебной экспертизы по делу не заявлено, отзыв ТУ ФАУГИ в МО не представлен.
При таких обстоятельствах суд принимает выводы, содержащиеся в указанном заключении и в дополнении к заключению от 12 июля 2017 года.
В силу статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно части 4 статьи 4.2 Федерального закон от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в редакции, применимой к отношениям сторон, сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 7, пунктом 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно по материалам лесоустройства и данных государственного кадастрового учета лесных участков.
Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, исходя из приведенных норм, данные о государственном кадастровом учете лесных участков в составе земель лесного фонда должны содержаться не только в лесоустроительной документации, но и в государственном кадастре недвижимости.
Вместе с тем, доказательств постановки на кадастровый учет лесного участка в материалы дела не представлено.
При этом в соответствии с пунктом 36 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Суд приходит к выводу, что представленная Комитетом лесного хозяйства Московской области информация о пересечении с земельным участком, принадлежащим на праве собственности истцу, носила ошибочный характер и подлежала проверке.
В силу статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно части 4 статьи 4.2 Федерального закон от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (ред. от 29 июня 2015 года N 24) сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 7, пунктом 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно по материалам лесоустройства и данных государственного кадастрового учета лесных участков.
Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, исходя из приведенных норм, данные о государственном кадастровом учете лесных участков в составе земель лесного фонда должны содержаться не только в лесоустроительной документации, но и в государственном кадастре недвижимости.
Вместе с тем, доказательств постановки на кадастровый учет лесного участка с правовым обоснованием наличия и включения в его границы в установленном порядке земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности в материалы дела не представлено.
Доводы ответчика основаны на данных, полученных исходя из сведений системы "Региональная геоинформационная система Московской области" Государственная информационная система Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" была создана в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23 октября 2012 года.
В соответствии с данным постановлением РГИС Московской области представляет собой государственную информационную систему Московской области, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов Московской области, картографическая, статистическая и иная документированная информация.
При этом в постановлении указано, что Министерству государственного управления, информационных технологий и связи Московской области в срок до 15 декабря 2012 года провести экспертную оценку документов и программ, используемых в рамках планирования, создания и использования РГИС Московской области.
Суд отмечает, сама программа РГИС Московской области стала внедряться только после принятия указанного постановления Правительства Московской области, а постановка земельного участка с кадастровым номером 50:090020328:152 (из которого был образован спорный участок) на государственный кадастровый учет была осуществлена 07.07.2009, то есть до создания и внедрения на территории Московской области данной программы.
РГИС Московской области функционирует на территории Московской области в соответствии с Законом Московской области от 10 июля 2009 года N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации", согласно которому государственные информационные системы Московской области создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами, организациями, органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (пункт 1 статьи 4 Закона).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
Следовательно, государственные информационные системы содержат информацию, которая вносится в них на основании сведений, содержащихся в определенных документах. В данном случае информация о границах земель лесного фонда должна вноситься в РГИС Московской области на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, планах лесных участков, а также лесоустроительной документации.
Таким образом, сами по себе данные, содержащиеся в указанной информационной программе и распечатки из нее, не могут служить доказательствами того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда, поскольку к таким доказательствам в соответствии с положениями Лесного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты).
При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь статьей 71 АПК РФ, приходит к выводу, с учетом представленных сторонами доказательств, доводов ответчика, содержащихся в отзыве, что требования истца подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд отмечает, что требование о признании недействительными сведений Государственного лесного реестра не подлежит удовлетворению, так как указанные сведения не носят правовой характер, сами по себе не влекут правовых последствий.
Следовательно в этой части истцом избран ненадлежащий способ защиты.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 14 июля 2017 года по делу N А41-34518/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий
М.А.НЕМЧИНОВА

Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
В.Н.СЕМУШКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)