Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 10.07.2017 N Ф06-22100/2017 ПО ДЕЛУ N А65-14343/2016

Требование: Об отмене предписания антимонопольного органа.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал орган по управлению имуществом нарушившим законодательство о защите конкуренции в связи с нарушением установленного законом порядка предоставления земельного участка в аренду.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2017 г. N Ф06-22100/2017

Дело N А65-14343/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителя:
ответчика - Камалутдинова А.Р., доверенность от 03.07.2017,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, Республика Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.12.2016 (судья Кириллов А.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2017 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Семушкин В.С.)
по делу N А65-14343/2016
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, с привлечением в качестве третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Строй-ка", Исполнительного комитета г. Казани, о признании предписания от 18.04.2016 N 06-406/2015 незаконным, об отмене предписания от 18.04.2016 N 06-406/2015,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик, антимонопольный орган, УФАС по РТ) о признании предписания УФАС по РТ от 18.04.2016 N 06-406/2015 незаконным предписания УФАС по РТ от 18.04.2016 N 06-406/2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью "Строй-ка" (далее - ООО "Строй-ка"), Исполнительный комитет г. Казани.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.12.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2017 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.12.2016 оставлено без изменения.
Заявитель, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель УФАС по РТ в судебном заседании кассационную жалобу отклонила по основаниям, изложенным в отзыве.
Заявитель и третьи лица в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия заявителя и третьих лиц.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившегося в судебное заседание представителя УФАС по РТ, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведения плановой проверки УФАС по РТ установлено, что Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан от 27.06.2013 N 152-р "О предварительном согласовании места размещения гостиничного комплекса "Тулпар" утвержден акт выбора земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка на территории "Ферма-2" общей площадью 12 000 кв.м.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан от 05.07.2013 N 163-р "О предоставлении ООО "Строй-Ка" в аренду земельного участка, находящегося в федеральной собственности" ООО "Строй-Ка" предоставлен земельный участок с кадастровым номером: 16:50:171124:162 общей площадью 12 000 кв. м для строительства гостиничного комплекса "Тулпар".
На основании указанного Распоряжения от 05.07.2013, между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и ООО "Строй-Ка" заключен договор аренды земельного участка от 05.07.2013 N 13-02з.
Вместе с тем, антимонопольным органом установлено, что сообщения о возможном предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:50:171124:162 общей площадью 12 000 кв. м в периодические печатные издания заявителем не направлялись.
Приказом УФАС по РТ от 19.11.2015 N 01/791-к было возбуждено дело N 06-406/2015 по признакам нарушения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части предоставления ООО "Строй-Ка" земельного участка с кадастровым номером: 16:50:171124:162 общей площадью 12 000 кв. м для строительства гостиничного комплекса без публикации информационного сообщения, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Заявителю было выдано предупреждение о необходимости прекращения указанных действий путем отмены распоряжения от 27.06.2013 N 152-р "О предварительном согласовании места размещения гостиничного комплекса "Тулпар", отмены распоряжения от 05.07.2013 N 163-р "О предоставлении ООО "Строй-Ка" в аренду земельного участка, находящегося в федеральной собственности" в срок до 18.03.2016.
Указанное предупреждение заявителем исполнено не было.
18.04.2016 УФАС по РТ было принято решение по делу N 06-406/2015, которым Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан было признано нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части предоставления ООО "Строй-Ка" земельного участка с кадастровым номером 16:50:171124:162 общей площадью 12 000 кв. м для строительства гостиничного комплекса без публикации информационного сообщения, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Заявителю было выдано предписание от 18.04.2016 N 06-406/2015 о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно: отменить распоряжение от 27.06.2013 N 152-р "О предварительном согласовании места размещения гостиничного комплекса "Тулпар"; отменить распоряжение от 05.07.2013 N 163-р "О предоставлении ООО "Строй-Ка" в аренду земельного участка, находящегося в федеральной собственности".
Не согласившись с вынесенным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходили из следующего.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный Кодексом срок (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суды установили, что заявителем не было представлено сведений о публикации информации о предстоящем предоставлении спорного земельного участка.
Суды, исследовав публикацию постановления Исполкома г. Казани от 30.04.2013 N 4161 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на территории "Ферма-2", правомерно указали, что она не может свидетельствовать о надлежащем информировании населения и выполнении требований пункта 3 статьи 31 ЗК РФ, поскольку не содержит информацию о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка.
Иных сообщений антимонопольному органу в ходе рассмотрения дела N 06-406/2015 не представлено.
Сообщения о предоставлении земельного участка, представленные в ходе судебного разбирательства (публикация от 18.06.2013 в газете "Казанские ведомости", от 22.06.2013 в газете "Республика Татарстан"), также не могут свидетельствовать соблюдении положений пункта 3 статьи 31 ЗК РФ.
Как установлено судами, в указанных публикациях не содержится сведений о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, в них сообщается о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:50:171124:155. Кроме того, публикации сделаны за несколько дней до принятия заявителем Распоряжения от 27.06.2013 N 152-р "О предварительном согласовании места размещения гостиничного комплекса "Тулпар", которым был утвержден акт выбора земельного участка. (Публикации от 18.06.2013 и 22.06.2013, Распоряжение от 27.06.2013).
Доводы заявителя о неисполнимости предписания рассмотрены судами, им дана надлежащая правовая оценка.
Согласно статье 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготавливается одновременно с решением. Копия предписания немедленно направляется или вручается лицу, которому предписывается совершить определенные решением действия.
Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок.
Заявитель не привел соответствующего нормативно-правового обоснования тому, что предписанные в оспариваемом предписании действия не основаны на законе и не могут быть исполнены в силу отсутствия у заявителя соответствующих полномочий. Учитывая существо нарушения, выбор способа его устранения определен ответчиком верно и в пределах компетенции заявителя.
Согласно статье 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
С учетом вышеизложенного суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов, что в действиях заявителя антимонопольным органом правильно установлено нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части предоставления ООО "Строй-Ка" земельного участка с кадастровым номером 16:50:171124:162 общей площадью 12 000 кв. м для строительства гостиничного комплекса без публикации информационного сообщения, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела.
Возражения заявителя, что судами не исследованы все обстоятельства дела, не дана надлежащая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы судов, положенные в основу обжалуемых судебных актов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.12.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2017 по делу N А65-14343/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
О.В.ЛОГИНОВ

Судьи
М.В.ЕГОРОВА
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)