Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16.10.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 17.10.2017
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дайнеко М.М., судей Тучковой О.Г. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Понкратовой А.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Терем" - Лужиковой В.Г. (доверенность от 23.09.2016), от администрации города Тулы - Львовой М.С. (доверенность от 28.10.2017), от инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия - Шейкина М.С. (доверенность от 20.07.2017), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Тулы на решение Арбитражного суда Тульской области от 03.08.2017 по делу N А68-2406/2017 (судья Рыжикова Н.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Терем" (ИНН 7107071960, ОГРН 1037101135026) к администрации города Тулы (ОГРН 1037101133552, ИНН 7107030032), третьи лица: министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, инспекция Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия, о признании отказа от 08.02.2017 N 757-к/1 незаконным, обязании установить вид разрешенного использования земельного участка - "для эксплуатации административно-торгового здания",
установил:
следующие.
Общество с ограниченной ответственностью "Терем" (далее - ООО "Терем", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с требованием (с учетом уточнений) о признании незаконным отказа администрации города Тулы (далее - администрация, ответчик) от 08.02.2017 N 757-к/1 в изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 603 кв. м с кадастровым номером 71:30:050201:3, расположенного по адресу: г. Тула, Центральный район, проспект Ленина, д. 14; обязании установить вид разрешенного использования земельного участка - "для предпринимательства".
Решением суда области от 03.08.2017 иск удовлетворен в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить. В обоснование своей позиции ссылается на отсутствие оснований для признания оспариваемого отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка. По мнению заявителя, администрация города Тулы не является уполномоченным органом на изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка. Кроме того, администрация указывает, что истцом при обращении указан непредусмотренный вид разрешенного использования. Ответчик указывает на необходимость применения п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Закона Тульской области от 20.11.2014 N 2218-ЗТО. Ответчик указывает, что суд области применил недействующую редакцию п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". По мнению ответчика, суд также вышел за пределы заявленных требований, что является нарушением ст. 49 АПК РФ.
Представитель ответчика доводы жалобы поддержал в полном объеме. Решение просил отменить, в иске отказать.
Истец с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве. Решение просил оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14.03.2007 между комитетом имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы и ООО "Терем" заключен договор аренды N 07Ц1465 земельного участка 603 кв. м с кадастровым номером 71:30:050201:3, расположенного по адресу: г. Тула, Центральный район, проспект Ленина, д. 14, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства торгово-офисного здания.
В соответствии с разрешением на строительство N 71-130/09 от 26.03.2009, выданным администрацией города Тулы, ООО "Терем" построено здание административно-торгового назначения на арендуемом земельном участке с кадастровым номером 71:30:050201:3, расположенном по адресу: г. Тула, проспект Ленина, д. 14, и введено в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU71326000-062/10 от 18.11.2010, выданного администрацией города Тулы.
12.10.2016 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за обществом зарегистрировано право собственности на здание, внесена запись о регистрации 71-71/001-71/001/007/2016-7747/1.
Поскольку для дальнейшей эксплуатации данного земельного участка и его последующего выкупа необходимо изменение вида разрешенного использования, ООО "Терем", руководствуясь нормами пункта 2 статьи 7, пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, обратилось в адрес администрации с заявлением, в котором просило изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 71:30:050201:3.
Письмом N 757-к/1 от 08.02.2017 администрация города Тулы отказала обществу в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 71:30:050201:3 по причине того, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденными решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 N 33/839, вышеуказанный земельный участок расположен в зоне исторического центра (О-4); требования к градостроительным регламентам земельных участков и объектов капитального строительства для зоны О-4 установлены постановлением Правительства Тульской области от 01.07.2015 N 304 "Об утверждении границы территории и зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Тульского кремля: Стены и башни, 1521 г.; Успенский собор, XVIII в.", режимов использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон".
Не согласившись с отказом Администрации, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из приведенных норм следует, что для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) требованиям законодательства, и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как следует из пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
По смыслу статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки (частью которых является градостроительный регламент) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 данной части и статьи 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
На территории муниципального образования город Тула действуют Правила землепользования и застройки, утвержденные Решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 N 33/839, вступившие в силу с 01.01.2017.
Согласно ст. 3 положения 2 Правил землепользования и застройки изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства осуществляется на основании градостроительных регламентов, установленных настоящими Правилами, при условии соблюдения требований технических регламентов.
В целях изменения основного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (в случае предполагаемого строительства, реконструкции объекта капитального строительства) правообладатель земельного участка и объекта капитального строительства направляет заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства в администрацию муниципального образования город Тула с приложением пакета необходимых документов.
В связи с изложенным, не принимается довод жалобы об отсутствии у ответчика полномочий на изменение разрешенного вида использования земельного участка.
При этом в силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид из предусмотренных зонированием видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу п. 2 ст. 3 положения 2 Правил землепользования и застройки основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Часть 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.12.2011 N 12651/11 фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходится со сведениями, внесенными в кадастр.
В соответствии со статьей 15 Правил землепользования и застройки в результате градостроительного зонирования на территории муниципального образования город Тула установлены виды территориальных зон, в том числе, зона О-4 - зона исторического центра. Согласно статье 21 Правил землепользования и застройки "Градостроительные регламенты. Общественно-деловые зоны "О", общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов административно-хозяйственного управления, здравоохранения, культуры, просвещения, связи, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, коммерческой деятельности, общественного управления, а также учреждений среднего профессионального и высшего образования, научно-исследовательских учреждений, культовых объектов, центров деловой, финансовой и общественной активности, стоянок автомобильного транспорта и иных зданий и сооружений общегородского и областного значения.
Зона О-4 установлена в целях сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Требования к видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства утверждены Постановлением правительства Тульской области от 01.07.2015 N 304 "Об утверждении границы территории и зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Тульского кремля: Стены и башни, 1521 г.; Успенский собор, XVIII в.", режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон". Постановлением правительства Тульской области от 01.07.2015 N 304 утверждены границы территории и зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Тульского кремля: Стены и башни, 1521 г.; Успенский собор, XVIII в.", режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон.
В соответствии с Постановлением N 304 режимом использования земель на территории охранной зоны разрешается: сохранение существующих градостроительных (планировочных, типологических) характеристик историко-градостроительной среды.
В границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности Р-1-1 "Ансамбля Тульского кремля" разрешается: строительство новых объектов капитального строительства общественно-культурного или торгового назначения, высотой не более 4,2 м до карниза и 7,2 м до конька скатной кровли с архитектурным обликом, имитирующим существовавшие здесь торговые ряды XVIII в., при протяженности каждого строения не более 30,0 м. В границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности Р-1-2 разрешается: строительство новых объектов капитального строительства офисного, гостиничного, торгового, общественно-культурного назначения, высотой до карниза не более 9,5 м до конька скатной кровли 13,5 м с архитектурным обликом, имитирующим архитектуру фасадов кон. XIX - нач. XX в. в., включая возможность их пристройки к дворовым фасадам по границе территорий объектов культурного наследия по ул. Металлистов и ее охранной зоны.
В границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности Р-2 разрешается: строительство новых объектов капитального строительства жилого, офисного, гостиничного, торгового, общественно-культурного назначения, высотой не более 18,5 м.
В границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности Р-3 разрешается: строительство новых объектов капитального строительства офисного, производственного, общественно-культурного назначения, не выше кровли существующих производственных корпусов Тульского Оружейного завода, старой (западной) его части, которые не контрастируют с архитектурой Тульского кремля и прилегающей к нему застройкой, высота вновь сооружаемых зданий и объектов реконструкции не должна превышать 18,5 м в западной части (на территории старых производственных корпусов Тульского оружейного завода) и до 24,0 м в восточной части острова (на территории современных корпусов Тульского оружейного завода).
Судом области установлено, что строительство здания административно-торгового назначения, принадлежащего на праве собственности ООО "Терем", осуществлено на основании разрешения на строительство, выданного администрацией г. Тулы 26.03.2009, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано администрацией г. Тулы 18.11.2010, то есть, до принятия указанного постановления N 304 о территории зон охраны объекта культурного наследия (Тульского кремля), следовательно размещение спорного объекта не противоречит требованиям данного нормативного акта.
Кроме того, судом первой инстанции учтено, что приказом Правительства Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, где среди видов разрешенного использования под кодом 4.0 указано "предпринимательство", что связано с размещением объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности.
Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4.1-4.9 (деловое управление, торгово-развлекательные центры, рынки, банковская и страховая деятельность, магазины, общественное питание, гостиничное обслуживание, развлечения, обслуживание автотранспорта).
Следовательно, согласно данному Классификатору виды разрешенного использования земельных участков определяются не конкретным видом объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, а его целевым назначением - для предпринимательства (с целью извлечения прибыли) или иного назначения.
В соответствии с пунктом 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Согласно пункту 12 статьи 34 Закона N 171-ФЗ орган местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обязаны до 01.01.2020 внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.
По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка (пункт 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ).
С учетом изложенного, суд области пришел к правомерному выводу об отсутствии у ответчика законных оснований для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка по заявлению собственника расположенного на нем объекта недвижимости.
Ссылка на положения п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Закона Тульской области от 20.11.2014 N 2218-ЗТО не принимается во внимание, поскольку данная норма не регулирует порядок изменения вида разрешенного использования земельных участков, установленный Федеральным законом и Правилами землепользования и застройки.
Доводы жалобы не принимаются во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Поскольку установленных ст. 270 АПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции нет, то апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 03.08.2017 по делу N А68-2406/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.10.2017 N 20АП-5745/2017 ПО ДЕЛУ N А68-2406/2017
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2017 г. по делу N А68-2406/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 16.10.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 17.10.2017
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дайнеко М.М., судей Тучковой О.Г. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Понкратовой А.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Терем" - Лужиковой В.Г. (доверенность от 23.09.2016), от администрации города Тулы - Львовой М.С. (доверенность от 28.10.2017), от инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия - Шейкина М.С. (доверенность от 20.07.2017), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Тулы на решение Арбитражного суда Тульской области от 03.08.2017 по делу N А68-2406/2017 (судья Рыжикова Н.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Терем" (ИНН 7107071960, ОГРН 1037101135026) к администрации города Тулы (ОГРН 1037101133552, ИНН 7107030032), третьи лица: министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, инспекция Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия, о признании отказа от 08.02.2017 N 757-к/1 незаконным, обязании установить вид разрешенного использования земельного участка - "для эксплуатации административно-торгового здания",
установил:
следующие.
Общество с ограниченной ответственностью "Терем" (далее - ООО "Терем", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с требованием (с учетом уточнений) о признании незаконным отказа администрации города Тулы (далее - администрация, ответчик) от 08.02.2017 N 757-к/1 в изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 603 кв. м с кадастровым номером 71:30:050201:3, расположенного по адресу: г. Тула, Центральный район, проспект Ленина, д. 14; обязании установить вид разрешенного использования земельного участка - "для предпринимательства".
Решением суда области от 03.08.2017 иск удовлетворен в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить. В обоснование своей позиции ссылается на отсутствие оснований для признания оспариваемого отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка. По мнению заявителя, администрация города Тулы не является уполномоченным органом на изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка. Кроме того, администрация указывает, что истцом при обращении указан непредусмотренный вид разрешенного использования. Ответчик указывает на необходимость применения п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Закона Тульской области от 20.11.2014 N 2218-ЗТО. Ответчик указывает, что суд области применил недействующую редакцию п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". По мнению ответчика, суд также вышел за пределы заявленных требований, что является нарушением ст. 49 АПК РФ.
Представитель ответчика доводы жалобы поддержал в полном объеме. Решение просил отменить, в иске отказать.
Истец с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве. Решение просил оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14.03.2007 между комитетом имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы и ООО "Терем" заключен договор аренды N 07Ц1465 земельного участка 603 кв. м с кадастровым номером 71:30:050201:3, расположенного по адресу: г. Тула, Центральный район, проспект Ленина, д. 14, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства торгово-офисного здания.
В соответствии с разрешением на строительство N 71-130/09 от 26.03.2009, выданным администрацией города Тулы, ООО "Терем" построено здание административно-торгового назначения на арендуемом земельном участке с кадастровым номером 71:30:050201:3, расположенном по адресу: г. Тула, проспект Ленина, д. 14, и введено в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU71326000-062/10 от 18.11.2010, выданного администрацией города Тулы.
12.10.2016 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за обществом зарегистрировано право собственности на здание, внесена запись о регистрации 71-71/001-71/001/007/2016-7747/1.
Поскольку для дальнейшей эксплуатации данного земельного участка и его последующего выкупа необходимо изменение вида разрешенного использования, ООО "Терем", руководствуясь нормами пункта 2 статьи 7, пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, обратилось в адрес администрации с заявлением, в котором просило изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 71:30:050201:3.
Письмом N 757-к/1 от 08.02.2017 администрация города Тулы отказала обществу в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 71:30:050201:3 по причине того, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденными решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 N 33/839, вышеуказанный земельный участок расположен в зоне исторического центра (О-4); требования к градостроительным регламентам земельных участков и объектов капитального строительства для зоны О-4 установлены постановлением Правительства Тульской области от 01.07.2015 N 304 "Об утверждении границы территории и зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Тульского кремля: Стены и башни, 1521 г.; Успенский собор, XVIII в.", режимов использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон".
Не согласившись с отказом Администрации, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из приведенных норм следует, что для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) требованиям законодательства, и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как следует из пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
По смыслу статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки (частью которых является градостроительный регламент) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 данной части и статьи 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
На территории муниципального образования город Тула действуют Правила землепользования и застройки, утвержденные Решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 N 33/839, вступившие в силу с 01.01.2017.
Согласно ст. 3 положения 2 Правил землепользования и застройки изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства осуществляется на основании градостроительных регламентов, установленных настоящими Правилами, при условии соблюдения требований технических регламентов.
В целях изменения основного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (в случае предполагаемого строительства, реконструкции объекта капитального строительства) правообладатель земельного участка и объекта капитального строительства направляет заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства в администрацию муниципального образования город Тула с приложением пакета необходимых документов.
В связи с изложенным, не принимается довод жалобы об отсутствии у ответчика полномочий на изменение разрешенного вида использования земельного участка.
При этом в силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид из предусмотренных зонированием видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу п. 2 ст. 3 положения 2 Правил землепользования и застройки основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Часть 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.12.2011 N 12651/11 фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходится со сведениями, внесенными в кадастр.
В соответствии со статьей 15 Правил землепользования и застройки в результате градостроительного зонирования на территории муниципального образования город Тула установлены виды территориальных зон, в том числе, зона О-4 - зона исторического центра. Согласно статье 21 Правил землепользования и застройки "Градостроительные регламенты. Общественно-деловые зоны "О", общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов административно-хозяйственного управления, здравоохранения, культуры, просвещения, связи, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, коммерческой деятельности, общественного управления, а также учреждений среднего профессионального и высшего образования, научно-исследовательских учреждений, культовых объектов, центров деловой, финансовой и общественной активности, стоянок автомобильного транспорта и иных зданий и сооружений общегородского и областного значения.
Зона О-4 установлена в целях сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Требования к видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства утверждены Постановлением правительства Тульской области от 01.07.2015 N 304 "Об утверждении границы территории и зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Тульского кремля: Стены и башни, 1521 г.; Успенский собор, XVIII в.", режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон". Постановлением правительства Тульской области от 01.07.2015 N 304 утверждены границы территории и зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Тульского кремля: Стены и башни, 1521 г.; Успенский собор, XVIII в.", режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон.
В соответствии с Постановлением N 304 режимом использования земель на территории охранной зоны разрешается: сохранение существующих градостроительных (планировочных, типологических) характеристик историко-градостроительной среды.
В границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности Р-1-1 "Ансамбля Тульского кремля" разрешается: строительство новых объектов капитального строительства общественно-культурного или торгового назначения, высотой не более 4,2 м до карниза и 7,2 м до конька скатной кровли с архитектурным обликом, имитирующим существовавшие здесь торговые ряды XVIII в., при протяженности каждого строения не более 30,0 м. В границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности Р-1-2 разрешается: строительство новых объектов капитального строительства офисного, гостиничного, торгового, общественно-культурного назначения, высотой до карниза не более 9,5 м до конька скатной кровли 13,5 м с архитектурным обликом, имитирующим архитектуру фасадов кон. XIX - нач. XX в. в., включая возможность их пристройки к дворовым фасадам по границе территорий объектов культурного наследия по ул. Металлистов и ее охранной зоны.
В границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности Р-2 разрешается: строительство новых объектов капитального строительства жилого, офисного, гостиничного, торгового, общественно-культурного назначения, высотой не более 18,5 м.
В границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности Р-3 разрешается: строительство новых объектов капитального строительства офисного, производственного, общественно-культурного назначения, не выше кровли существующих производственных корпусов Тульского Оружейного завода, старой (западной) его части, которые не контрастируют с архитектурой Тульского кремля и прилегающей к нему застройкой, высота вновь сооружаемых зданий и объектов реконструкции не должна превышать 18,5 м в западной части (на территории старых производственных корпусов Тульского оружейного завода) и до 24,0 м в восточной части острова (на территории современных корпусов Тульского оружейного завода).
Судом области установлено, что строительство здания административно-торгового назначения, принадлежащего на праве собственности ООО "Терем", осуществлено на основании разрешения на строительство, выданного администрацией г. Тулы 26.03.2009, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано администрацией г. Тулы 18.11.2010, то есть, до принятия указанного постановления N 304 о территории зон охраны объекта культурного наследия (Тульского кремля), следовательно размещение спорного объекта не противоречит требованиям данного нормативного акта.
Кроме того, судом первой инстанции учтено, что приказом Правительства Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, где среди видов разрешенного использования под кодом 4.0 указано "предпринимательство", что связано с размещением объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности.
Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4.1-4.9 (деловое управление, торгово-развлекательные центры, рынки, банковская и страховая деятельность, магазины, общественное питание, гостиничное обслуживание, развлечения, обслуживание автотранспорта).
Следовательно, согласно данному Классификатору виды разрешенного использования земельных участков определяются не конкретным видом объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, а его целевым назначением - для предпринимательства (с целью извлечения прибыли) или иного назначения.
В соответствии с пунктом 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Согласно пункту 12 статьи 34 Закона N 171-ФЗ орган местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обязаны до 01.01.2020 внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.
По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка (пункт 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ).
С учетом изложенного, суд области пришел к правомерному выводу об отсутствии у ответчика законных оснований для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка по заявлению собственника расположенного на нем объекта недвижимости.
Ссылка на положения п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Закона Тульской области от 20.11.2014 N 2218-ЗТО не принимается во внимание, поскольку данная норма не регулирует порядок изменения вида разрешенного использования земельных участков, установленный Федеральным законом и Правилами землепользования и застройки.
Доводы жалобы не принимаются во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Поскольку установленных ст. 270 АПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции нет, то апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 03.08.2017 по делу N А68-2406/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.М.ДАЙНЕКО
Судьи
Е.Н.ТИМАШКОВА
О.Г.ТУЧКОВА
М.М.ДАЙНЕКО
Судьи
Е.Н.ТИМАШКОВА
О.Г.ТУЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)