Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.09.2017 N 19АП-2283/2016 ПО ДЕЛУ N А35-9/2016

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2017 г. по делу N А35-9/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 5 сентября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 12 сентября 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Протасова А.И.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синюгиной Ю.А.,
при участии:
- от Садоводческого некоммерческого товарищества "Смородинец": Подтуркин А.А., представитель по доверенности от 10.02.2016, Григорьева В.А., представитель по доверенности от 10.02.2016;
- от Администрации Центрального округа г. Курска: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Прокуратуры города Курска: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Земельного комитета города Курска: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Комитета архитектуры и градостроительства города Курска: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Центрального округа города Курска на решение Арбитражного суда Курской области от 30.06.2017 по делу N А35-9/2016 (судья Силакова О.Н.) по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Смородинец" (ИНН 4632171248, ОГРН 1124632015265) к Администрации Центрального округа г. Курска (ИНН 4629028294, ОГРН 1034637008218) о признании незаконными действий Администрации Центрального округа г. Курска по отказу в предоставлении земельного участка в аренду, выразившихся в письмах N 1540/01.301-34 от 23.03.2015, N 6132/01.301-34 от 23.09.2015, N 31/1 от 09.11.2015, об обязании Администрации Центрального округа г. Курска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов СНТ "Смородинец", посредством совершения последовательности юридически значимых действий, а именно: в течение двухнедельного срока со дня вступления решения Арбитражного суда Курской области по делу N А35-9/2016 в законную силу принять решение о предоставлении СНТ "Смородинец" земельного участка с кадастровым номером 46:29:102024:370 площадью 8868 кв. м в аренду сроком на 5 (пять) лет для дачного хозяйства без проведения торгов и направить копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка в адрес СНТ "Смородинец",
третьи лица: Прокуратура города Курска, Земельный комитет города Курска, Комитет архитектуры и градостроительства города Курска, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области,
установил:

Садоводческое некоммерческое товарищество "Смородинец" (далее - СНТ "Смородинец", Товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом его уточнения от 01.08.2016) о признании незаконными действий Администрации Центрального округа г. Курска (далее - Администрация, заявитель) по отказу в предоставлении земельного участка в аренду, выразившихся в письмах N 1540/01.301-34 от 23.03.2015, N 6132/01.301-34 от 23.09.2015, N 31/1 от 09.11.2015, и об обязании Администрации Центрального округа г. Курска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов СНТ"Смородинец", посредством совершения последовательности юридически значимых действий, а именно: в течение двухнедельного срока со дня вступления решения Арбитражного суда Курской области по делу N А35-9/2016 в законную силу принять решение о предоставлении СНТ "Смородинец" земельного участка с кадастровым номером 46:29:102024:370 площадью 8868 кв. м в аренду сроком на 5 (пять) лет для дачного хозяйства без проведения торгов и направить копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка в адрес СНТ "Смородинец".
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Прокуратура города Курска, Земельный комитет города Курска, Комитет архитектуры и градостроительства города Курска, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 30.06.2017 по делу N А35-9/2016 заявленные требования удовлетворены.
Действия Администрации Центрального округа г. Курска по отказу в предоставлении СНТ "Смородинец" земельного участка в аренду, выразившиеся в письмах N 1540/01.301-34 от 23.03.2015, N 6132/01.301-34 от 23.09.2015, N 31/1 от 09.11.2015 признаны незаконными.
Суд обязал Администрацию Центрального округа г. Курска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов СНТ "Смородинец", посредством совершения последовательности юридически значимых действий, а именно: в течение двухнедельного срока со дня вступления решения Арбитражного суда Курской области по делу N А35-9/2016 в законную силу принять решение о предоставлении СНТ "Смородинец" земельного участка с кадастровым номером 46:29:102024:370 площадью 8868 кв. м в аренду сроком на 5 (пять) лет для дачного хозяйства без проведения торгов и направить копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка в адрес СНТ "Смородинец".
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, Администрация обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что в Администрации отсутствует порядок по предоставлению земельных участков для садоводства и дачного хозяйства на территории МО "город Курск".
Считает, что необходимо применить положения п. 2.9.2 Постановления Администрации г. Курска от 29.05.2013 N 1685 "Об утверждении административного регламента Администрации ЦАО г. Курска по предоставлению муниципальной услуги "предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством".
Полагает, что СНТ "Смородинец" не имеет права на получение указанного земельного участка ввиду отсутствия в его составе граждан-членов, стоящих на учете в качестве нуждающихся в земельных участках.
В представленном суду отзыве товарищество отклоняет доводы, изложенные в апелляционной жалобе, соглашаясь со всеми выводами суда первой инстанции.
В судебном заседании представители СНТ "Смородинец" доводы апелляционной жалобы отклонили, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание апелляционного не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ рассматривалась в отсутствие их представителей.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы на основании положений статей 158 и 268 АПК РФ судебной коллегией было отказано в удовлетворении ходатайства Администрации Центрального округа г. Курска об отложении рассмотрения апелляционной жалобы в связи с невозможностью явки представителя в судебное заседание, а также в связи с необходимостью представления дополнительных документов, поскольку данное ходатайство не подтверждено документально (невозможность направить представителя), а также, заявляя данное ходатайство, ответчик не указал, какие именно документы он собирается представить, каким образом представленные доказательства могут повлиять на невозможность рассмотрения данного дела судом апелляционной инстанции, а также не обосновал уважительность и объективность причины невозможности представления конкретных доказательств в суд первой инстанции.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение явившихся представителей лица, участвующего в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции.
Садоводческое некоммерческое товарищество "Смородинец", юридический адрес: 305003, Курская область, город Курск, улица Бойцов 9 Дивизии, дом 179 А, офис 25, зарегистрировано в качестве юридического лица 16.11.2012 и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН 1124632015265, ИНН 4632171248.
СНТ "Смородинец" 20.02.2015 обратилось в Администрацию Центрального округа г. Курска с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 46:29:102024:370 площадью 8868 кв. м в аренду сроком на 5 лет для дачного хозяйства.
Администрация Центрального округа г. Курска письмом от 23.03.2015 N 1540/01.3.01-34 отказала СНТ "Смородинец" в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, в связи с отсутствием установленного законодательством порядка предоставления таких земельных участков в аренду.
Администрация также уведомила Товарищество, что 23.03.2015 поступило обращение СНТ "Орхидея" вх. N 01.3.01-35/742-р, касающееся испрашиваемого земельного участка.
СНТ "Смородинец" 17.04.2015 обратилось к Главе Администрации г. Курска с жалобой на бездействие Администрации, в которой просило взять под личный контроль устранение допущенных нарушений и применить меры по привлечению к ответственности виновных лиц.
Администрация г. Курска в письме от 14.05.2015 N 544/01-03 в ответ на письмо от 17.04.2015 сообщила СНТ "Смородинец" о том, что предоставление испрашиваемого земельного участка возможно только по результатам проведения торгов.
СНТ "Смородинец" 07.07.2015 обратилось к Прокурору г. Курска с заявлением о проведении проверки по факту допущенных нарушений со стороны Администрации Центрального округа г. Курска при рассмотрении заявления Товарищества о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 46:29:102024:370.
Прокуратура г. Курска 06.08.2015 уведомила СНТ "Смородинец" о проведении проверки в отношении Администрации Центрального округа г. Курска по обращению Товарищества, в ходе которой подтвердились доводы о нарушении требований Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан РФ", Земельного кодекса РФ должностными лицами администрации Центрального округа г. Курска.
Прокуратура г. Курска уведомила СНТ "Смородинец" о том, что в связи с выявленными нарушениями действующего законодательства в адрес Администрации Центрального округа г. Курска направлено представление.
СНТ "Смородинец" повторно 09.09.2015 обратилось в Администрацию Центрального округа г. Курска с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка с кадастровым номером 46:29:102024:370 для дачного хозяйства. Товарищество сообщило, что пакет документов необходимый для рассмотрения заявления, был направлен с первоначальным заявлением от 20.02.2015.
Администрация Центрального округа г. Курска в письме от 23.09.2015 N 6132/01.301-34 сообщила о рассмотрении вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка путем проведения аукционного торга, а также, что Земельным комитетом города Курска рассматривается вопрос об определении рыночной стоимости испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 46:29:102024:370, вид использования - дачное хозяйство для дальнейшей подготовки материалов к проведению аукционных торгов по продаже права на заключение договора купли-продажи данного земельного участка.
СНТ "Смородинец" 17.10.2015 повторно обратилось к Прокурору г. Курска с заявлением о принятии мер прокурорского реагирования к лицам, нарушающим закон, и об обязании Администрации Центрального округа г. Курска принять решение о предоставлении СНТ "Смородинец" земельного участка по адресу: г. Курск, ул. Смородиновая, площадью 8868 кв. м, с кадастровым номером 46:29:102024:370.
01.12.2015 и 02.12.2015 СНТ "Смородинец" обратилось с запросами в Администрацию Центрального округа г. Курска, Комитет архитектуры и градостроительства г. Курска, Земельный комитет г. Курска с просьбой сообщить о действиях, проводимых в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:29:102024:370, площадью 8868 кв. м.
Письмом от 09.11.2015 N 31/1 Администрация Центрального округа г. Курска (Отдел архитектуры и градостроительства) в дополнение к ранее направленному письму, сообщила СНТ "Смородинец" о том, что земельный участок не может быть предметом аукциона в силу п. п. 8.8 ст. 39.11 ЗК РФ, при этом указав, что с выездом на место установлено наличие на запрашиваемом земельном участке металлического сооружения, строительных материалов, двух опор электропередач; часть земельного участка используется под огородничество и имеется частичное ограждение.
Комитет архитектуры и градостроительства г. Курска письмом от 14.12.2015 сообщил о том, что Комитет в рамках своих полномочий не совершал никаких действий в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:29:102024:370, обращений в адрес уполномоченного органа не поступало.
Земельный комитет г. Курска в письме от 15.12.2015 N 6399/07.1.01-16 пояснил, что на основании обращения Администрации Центрального округа г. Курска проведена оценка рыночной стоимости испрашиваемого земельного участка, отчет об оценке направлен в Администрацию Центрального округа г. Курска 09.11.2015. В письме также сообщалось, что Администрацией Центрального округа г. Курска рассматривается вопрос по разделу данного земельного участка и изменению вида разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.
Полагая, что действия Администрации, выраженные в отказах в предоставлении земельного участка, оформленные письмами N 1540/01.301-34 от 23.03.2015, N 6132/01.301-34 от 23.09.2015, N 31/1 от 09.11.2015 СНТ "Смородинец" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемых бездействий и обязал ответчика устранить нарушение прав и законных интересов Общества.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.
Статьей 39.18 ЗК РФ предусмотрены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Глава V.1. ЗК РФ "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", введена в действие на основании статьи 1 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и вступила в законную силу с 1 марта 2015 года.
Как верно установлено судом области, с первоначальным заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 46:29:102024:370 площадью 8868 кв. м в аренду сроком на 5 лет для дачного хозяйства СНТ "Смородинец" обратилось в Администрацию Центрального округа г. Курска 20.02.2015, т.е. до вступления в законную силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", следовательно к данным правоотношениям подлежат применению нормы земельного законодательства, действовавшие в период обращения СНТ "Смородинец" с соответствующим заявлением в уполномоченный орган.
Решением Курского городского Собрания от 29.05.2008 N 29-4-РС утверждено Положение об администрации Центрального округа города Курска, которое определяет правовой статус, основные задачи, функции администрации Центрального района города Курска (далее - Положение).
Постановлением Администрации г. Курска от 29.05.2013 N 1685 утвержден административный регламент администрации Центрального района города Курска по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством" (далее - Регламент).
С учетом положений п. 1.1, 3.2 названного Положения, а также п. 1.2 Регламента, суд первой инстанции установил, что Администрация Центрального округа г. Курска является уполномоченным органом на принятие решений о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, для дачного хозяйства.
В соответствии с изменениями, внесенными решением Курского городского Собрания от 11.02.2014 N 62-5-РС "О внесении изменений в решение Курского городского Собрания от 12.02.2009 N 91-4-РС "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством, на территории муниципального образования "Город Курск", из указанного Положения исключена норма о его распространении на случаи предоставления земельных участков для садоводства и дачного хозяйства.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ (действующей в период первоначального обращения СНТ "Смородинец" в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
Земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, настоящий Федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации.
Глава III Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действовавшая до 01.03.2015, определяла правовые основы зонирования территории и предоставления садовых, огородных и дачных земельных участков.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
На основании статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (действовала до 01.03.2015), орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ).
Частью 2 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ определено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
Из части 3 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ следует, что на основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.
Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков (ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ).
Садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи (ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ).
Согласно пункту 3.2 Положения об администрации Центрального округа города Курска (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) Администрация округа в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет распределение и перераспределение земельных участков, предоставляемых под индивидуальное жилищное строительство (далее - ИЖС), строительство гаражей в гаражно-строительных кооперативах (далее - ГСК), садоводство и огородничество на выделенных в установленном порядке под эти цели землях.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что несмотря на внесение соответствующих изменений в решение Курского городского Собрания от 12.02.2009 N 91-4-РС "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством, на территории муниципального образования "Город Курск", обязанность по предоставлению земельных участков для садоводства, огородничества или дачного хозяйства возложена законодателем на Администрацию Центрального округа города Курска, а соответственно ссылки ответчика на отсутствие правового регулирования данного вопроса являются несостоятельными.
Арбитражный суд Курской области, обоснованно принял во внимание, что в спецприложении к газете "Городские известия" от 12.03.2013 Администрацией Центрального округа города Курска в соответствии с Положением о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования "город Курск", утвержденным решением Курского городского Собрания от 12.02.2009 N 91-4-РС, размещено объявление о формировании границ земельного участка площадью 8868 кв. м по улице Смородиновая для последующего предоставления в аренду под дачное хозяйство.
Постановлением Администрации г. Курска от 15.05.2009 N 473 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте" установлен порядок утверждения схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в пределах границ муниципального образования "Город Курск".
В силу п. 1.3 указанного Порядка согласование и утверждение схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в пределах границ муниципального образования "Город Курск" при оформлении прав на земельные участки, предназначенные для размещения временных гаражей, садоводства, огородничества или дачного хозяйства, присоединения к существующему (смежному) землепользованию, осуществляются администрацией соответствующего округа города Курска.
Распоряжением Администрации Центрального округа г. Курска от 04.03.2013 N 200-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Смородиновая" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:29:102024 из категории земель - земли населенных пунктов, площадью 8868 кв. м по улице Смородиновая города Курска для дачного хозяйства.
В материалах дела имеется схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:29:102024, подготовленная ООО "Геомастер" на основании заявления СНТ "Смородинец", а также схема расположения земельного участка на топографическом плане, согласованная с Главным архитектором города Курска Казьминым В.В. и Председателем Земельного комитета города Курска Алябьевым М.Д.
Из межевого плана земельного участка усматривается, что СНТ "Смородинец" являлось заказчиком кадастровых работ по образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Смородиновая.
Сформированный земельный участок поставлен на кадастровый учет 03.04.2013 с присвоением кадастрового номера 46:29:102024:370, по адресу: город Курск, улица Смородиновая, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для дачного хозяйства, общей площадью 8868 кв. м.
В материалах дела имеются доказательства того, что гражданами, нуждающимися в дачных земельных участках, были поданы заявления о постановке их на учет в Администрацию Центрального округа г. Курска. Данные заявления внесены в журнал регистрации под порядковыми номерами 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 30, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", что подтверждается письмами Администрации Центрального округа г. Курска.
Граждане, обратившиеся в Администрацию Центрального округа г. Курска с соответствующими заявлениями, состоят на учете в качестве нуждающихся в дачных земельных участках, являются членами СНТ "Смородинец", которое было создано с целью организации и последующего ведения дачного хозяйства его членами, для чего сначала обратилось в уполномоченный орган с целью формирования земельного участка в порядке статьи 34 ЗК РФ, а затем его межеванием, постановкой на кадастровый учет, и заявлением о его предоставлении в аренду товариществу для ведения дачного хозяйства.
Судом области установлено и подтверждается материалами дела, что члены СНТ "Смородинец" в период с 2013 по 2016 годы несли расходы в виде членских взносов на подготовку схемы земельного участка, изготовление его топографической съемки, межевание земельного участка, его постановку на кадастровый учет, выплаты заработной платы председателю и бухгалтеру СНТ "Смородинец".
С учетом установленных обстоятельств, апелляционная коллегия соглашается с судом первой инстанции, что к возникшим правоотношениям следует применять следующие нормы права.
Статьей 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) определен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В силу статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (ч. 1 ст. 34 ЗК РФ).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Из части 2 статьи 34 ЗК РФ следует, что соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (ч. 3 ст. 34 ЗК РФ).
Из части 4 статьи 34 ЗК РФ следует, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (ч. 5 ст. 34 ЗК РФ).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (ч. 6 ст. 34 ЗК РФ).
Суд области правомерно отметил, что поскольку земельное законодательство во время возникновения спорного правоотношения (20.02.2015) не устанавливало запрета на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, юридическим лицам, к правоотношениям, возникшим между СНТ "Смородинец" и Администрацией Центрального округа г. Курска подлежат применению положения статьи 34 ЗК РФ.
Пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен заявительный порядок предоставления земельных участков заинтересованным в этом лицам, проведение торгов при этом не предусматривается, поскольку земельный участок предоставляется лицу, произведшему кадастровые работы и кадастровый учет испрашиваемого участка, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2014 N 44-КГ14-4.
Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" определяет дачный земельный участок как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Исходя из системного толкования приведенных норм права, целью использования дачного земельного участка является отдых, право же возведения жилого строения является дополнительным правом, а не целью использования земельного участка, и свидетельствует о том, что земельный участок для дачного хозяйства должен предоставляться в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть без проведения торгов.
В статье 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержатся переходные положения для тех, кто начал процедуру получения публичного земельного участка в аренду до 01.03.2015.
Согласно пункту 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Таким образом, указанные нормы права императивно устанавливают возможность предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 01.03.2015, только в случае если органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для указанных целей.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно установил, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:29:102024, утверждена распоряжением главы Администрации Центрального округа г. Курска от 04.03.2013 N 200-р на основании обращения председателя СНТ "Смородинец" и в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ.
После утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка СНТ "Смородинец" неоднократно обращалось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении соответствующего земельного участка для дачного хозяйства, однако положительных решений по данному вопросу до момента рассмотрения настоящего спора по существу уполномоченным органом принято не было.
С учетом установленных обстоятельств, суд области пришел к обоснованному выводу о том, что к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, в связи с чем, предоставление СНТ "Смородинец" испрашиваемого земельного участка должно быть осуществлено без проведения торгов.
Так же как установлено в рамках рассматриваемого спора, Администрацией не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о совершении в период с 2013 года по настоящее время действий, направленных на организацию и проведение аукциона по вопросу предоставления земельного участка с кадастровым номером 46:29:102024:370 в аренду.
В письме N 31/1 от 09.11.2015 Администрация указала на необходимость уточнения границ испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 46:29:102024:370, в связи с тем, что схема расположения данного земельного участка утверждалась в зимнее время, и Администрацией не были приняты во внимание существующие постройки и освоение земель в границах сформированного участка.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:29:102024 подготовлена ООО "Геомастер" 14.05.2012 и утверждена распоряжением главы Администрации Центрального округа города Курска от 04.03.2013 N 200-р.
Схема расположения земельного участка на топографическом плане также подготовлена ООО "Геомастер" 14.05.2012 и согласованна с Главным архитектором города Курска Казьминым В.В. 31.10.2012 и Председателем Земельного комитета города Курска Алябьевым М.Д. 01.11.2012.
Вместе с тем, Администрация не представила документальных доказательств, свидетельствующих о том, что при утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка были допущены какие-либо неточности при определении границ земельного участка, а также то, что в период с 2013 года по настоящее время, Администрацией были предприняты фактические действия по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 46:29:102024:370.
Также в письме N 31/1 от 09.11.2015 Администрацией указано, что с выездом на место установлено, что на испрашиваемом земельном участке расположены металлическое сооружение, строительные материалы, две опоры электропередач; часть данного земельного участка используется под огородничество и имеется частичное ограждение.
В подтверждение указанного довода Администрацией представлен Акт обследования земельного участка с кадастровым номером 46:29:102024:370, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Смородиновая, б/н, датированный 06.11.2015. Данный акт составлен комиссией в составе: юрисконсульта администрации Центрального округа г. Курска Лыкова Р.Н., начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации Центрального округа г. Курска Салаи В.Ю., заместителя начальника отдела коммунального хозяйства администрации Центрального округа города Курска, главного специалиста-эксперта отдела по работе с населением, органами общественного самоуправления администрации Центрального округа города Курска Чувилиной И.В.
При этом, суд посчитал, что данный акт, составленный должностными лицами заинтересованного лица, без привлечения специалистов и без применения средств фото- либо видеофиксации, не может служить безусловным доказательством отраженных в нем обстоятельств.
Администрацией Центрального округа г. Курска, на которую в силу положений ст. ст. 65, 200 АПК РФ возложена обязанность по доказыванию в рамках настоящего спора, не представлено документальных доказательств, отвечающих критериям достаточности и достоверности, свидетельствующих о наличии на испрашиваемом земельном участке, сооружений, отвечающих критериям, определенным Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", и принадлежащих на праве собственности тому или иному лицу.
Судом области также установлено, что линии электропередач были учтены при формировании земельного участка и постановке его на кадастровый учет, в связи с чем, установлена охранная зона линии ЛЭП-04 кВ - 86 кв. м.
Суд первой инстанции принял во внимание, что представителями СНТ "Смородинец" с привлечением специалиста ООО "Эксперт-Кадастр" и двух понятых также составлен акт обследования испрашиваемого земельного участка 29.03.2016, в котором отражено, что земельные участки под двумя линиями электропередач не входят в площадь земельного участка с кадастровым номером 46:29:102024:370, их фактическое расположение соответствует схеме и кадастровому учету. Ограждения на территории земельного участка отсутствуют; сооружения и постройки на земельном участке отсутствуют; строительные материалы на территории земельного участка не имеются; на участке имеется мусор, кустарники (дикорастущий клен), дикорастущие деревья. К акту обследования земельного участка приложены фототаблицы и видеозапись осмотра земельного участка.
Администрация Центрального округа г. Курска была надлежащим образом уведомлена СНТ "Смородинец" о дате и времени проведения осмотра спорного земельного участка, что также подтверждается письмом от 31.03.2016 N 1711/01.301-34, однако представитель Администрации на составление акта не явился.
Согласно справке от 23.06.2016, выданной Курским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ", по данным натурного обследования от 21.06.2016 земельного участка с кадастровым номером 46:29:102024:370 по адресу: г. Курск ул. Смородиновая, б/н, объекты капитального строительства на нем отсутствуют.
При установленных обстоятельствах суд пришел к выводу, что законные основания для отказа в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, изложенные в оспариваемом письме Администрации Центрального округа г. Курска N 31/1 от 09.11.2015, не нашли своего документального подтверждения в материалах дела.
Доказательствами, имеющиеся в материалы дела, и которые оценены судом области, подтверждается тот факт, что оспариваемые действия по отказу в предоставлении земельного участка в аренду, выразившиеся в письмах N 1540/01.301-34 от 23.03.2015, N 6132/01.301-34 от 23.09.2015, N 31/1 от 09.11.2015, не соответствуют Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федеральному закону от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Апелляционная коллегия соглашается с судом области, что оспариваемые действия нарушают права и законные интересы СНТ "Смородинец" в сфере иной экономической деятельности, поскольку создают препятствия для реализации права Товарищества на получение в аренду земельного участка для ведения садоводства и дачного хозяйства, в целях которого непосредственно и было создано Товарищество с утвержденным персональным списком нуждающихся для организации садоводства и дачного хозяйства граждан, и соответственно препятствуют осуществлению основного вида экономической деятельности данного Товарищества.
Для восстановления нарушенного права заявителя, суд области, правомерно обязал Администрацию Центрального округа г. Курска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов СНТ "Смородинец", посредством совершения последовательности юридически значимых действий, а именно: в течение двухнедельного срока со дня вступления решения Арбитражного суда Курской области по делу N А35-9/2016 в силу принять решение о предоставлении СНТ "Смородинец" земельного участка с кадастровым номером 46:29:102024:370 площадью 8868 кв. м в аренду сроком на 5 (пять) лет для дачного хозяйства без проведения торгов и направить копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка в адрес СНТ "Смородинец".
Ссылка Администрации на необходимость применения положений п. 2.9.2 Постановления Администрации г. Курска от 29.05.2013 N 1685 "Об утверждении административного регламента Администрации ЦАО г. Курска по предоставлению муниципальной услуги "предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством" (далее - Постановление), поскольку имеется также заявление ДТН "Орхидея", отклоняется апелляционной коллегией.
Пункт 2.9.2. Постановления предусматривает, случаи отказа в предоставлении муниципальной услуги, одним из которых является наличие нескольких заявлений на один и тот же земельный участок.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что СНТ "Смородинец" обратилось в Администрацию с заявление о предоставлении земельного участка в аренду 20.02.2015.
Срок для рассмотрения указанного заявления составляет 1 месяц, то есть, до 20.03.2015 включительно.
ДТН "Орхидея" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, только 24.03.2015.
Следовательно, подача заявления ДТН "Орхидея", после истечения срока рассмотрения заявления СНТ "Смородинец" не имеет правового значения для настоящего спора.
Довод заявителя о том, что статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации, которая регулирует порядок предоставления земельных участков только гражданам для целей, не связанных со строительством, и не распространяется на юридических лиц, аналогия закона в этих отношениях не применима, а потому суд неправильно применил указанную норму, судебная коллегия апелляционной инстанции находит несостоятельным, поскольку указанный вывод суда соответствует положениям, изложенным в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.1996 N 17-П, от 17.12.1996 N 20-П, от 18.07.2012 N 19-П, в пункте 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, в которых указано, что поскольку действующим законодательством не определен порядок предоставления юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, положения статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации по аналогии закона распространяются и на юридических лиц.
Также отклоняется ссылка ответчика на то, что имеется заявление гр. Дудла А.М., поскольку оно поступило значительно позднее возникших рассматриваемых правоотношений.
Довод о наличии состоявшегося судебного акта относительно спорного земельного участка также не свидетельствует о законности позиции заявителя жалобы, поскольку в деле N А35-4229/2013 был иной предмет спора, а также оценивались иные фактические обстоятельства.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат новых фактов, которые не были исследованы при рассмотрении дела в суде первой инстанции, они не опровергают выводов суда области, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Каких-либо аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемое решение Управлением на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции также не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Курской области от 30.06.2017 по делу N А35-9/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.А.СЕМЕНЮТА
Судьи
А.И.ПРОТАСОВ
П.В.ДОНЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)