Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.07.2016 ПО ДЕЛУ N 33А-11354/2016

Требование: О признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что образуемый участок расположен в зоне возможного затопления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 июля 2016 г. по делу N 33а-11354/2016


Судья Зонова А.Е.

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И.,
судей Шумкова Е.С., Шабалдиной Н.В.,
при секретаре П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Д. к администрации Белоярского городского округа о признании незаконным решения N 01-18/5058 от 04 декабря 2015 года об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
по апелляционной жалобе административного ответчика администрации Белоярского городского округа на решение Кировского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 04 апреля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Шабалдиной Н.В., судебная коллегия

установила:

Д. обратился в Кировский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области с административным иском к администрации Белоярского городского округа о признании незаконным решения N 01-18/5058 от 04 декабря 2015 года об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В обоснование административного иска указано, что Д. обратился к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, деревня Ялунина, переулок <...> с условным номером ЗУ:1. По результатам рассмотрения заявления административным ответчиком Д. был дан ответ N 01-18/5058 об отказе по причине того, что образуемый согласно приложенной схемы земельный участок расположен в зоне возможного затопления. Полагает данный отказ необоснованным, немотивированным, понятие возможное затопление законом не предусмотрено, территория, на которой расположен земельный участок, не относится к зонам затопления, так как законодателем предусмотрен иной порядок отнесения территорий к данному виду. Между тем, согласно информации из Генерального плана деревни Ялунина, испрашиваемый земельный участок отнесен к зоне индивидуальной жилой застройки и находится в середине жилой улицы. Спор о праве на земельный участок отсутствует, поскольку ответчик отказал не в предоставлении земельного участка, так как он не сформирован, а в самой возможности его образования. Полагая свои права нарушенными, административный истец просит признать незаконным решение администрации Белоярского городского округа N 01-18/5085 от 04 декабря 2015 года об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Определением Кировского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 09 марта 2016 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление МЧС России по Свердловской области.
В судебном заседании административный истец Д. на доводах и требованиях заявления настаивал по предмету и основанию, изложенным в иске, полагая, что поскольку зоны затопления в установленном порядке не зарегистрированы на данной территории, отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка административным ответчиком следует признать незаконным.
Представитель административного ответчика Б., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в письменном отзыве на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица Главного управления МЧС России по Свердловской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск и ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Решением Кировского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 04 апреля 2016 года административное исковое заявление Д. к администрации Белоярского городского округа о признании незаконным решения N 01-18/5058 от 04 декабря 2015 года об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка удовлетворено: признано незаконным решение администрации Белоярского городского округа в предварительном согласовании предоставления земельного участка N 01-18/5058 от 04 декабря 2015 года на основании заявления административного истца от 04 ноября 2015 года N 2395; возложена обязанность на Администрацию Белоярского городского округа повторно рассмотреть заявление Д. о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 04 ноября 2015 года, входящий 2395.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик администрация Белоярского городского округа подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Административный истец Д., представитель административного ответчика администрации Белоярского городского округа, представитель заинтересованного лица Главного управления МЧС России по Свердловской области, в судебное заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены заблаговременно, надлежащим образом, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда. Учитывая изложенное, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, Д. обратился в установленном законом порядке в администрацию Белоярского городского округа с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду площадью 1200 кв. м, предполагаемое местонахождение: Свердловская область, Белоярский район, деревня Ялунина, переулок <...>, условный номер ЗУ:1 (согласно схеме расположения земельного участка) для ведения личного подсобного хозяйства.
Письмом от 04 декабря 2015 года N 01-18/5085 Д. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 и пункта 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которых не допускается образование земельного участка, если образование земельного участка приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в зоне возможного затопления, где в силу статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещается.
Административный истец Д., полагая, что отказ в предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка от 04 декабря 2015 года нарушает его права, обратился в суд.
Принимая решение об удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что отказ администрации, изложенный в письме N 01-18/5085 от 01 декабря 2015 года является незаконным, поскольку земельный участок в деревне Ялунина, Белоярского района, Свердловской области о предварительном согласовании предоставления которого просил истец, не внесен в границы зон затопления (подтопления), зоны затопления не утверждены в установленном порядке, не внесены в генеральный план Белоярского городского округа.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их правильными, основанными на материалах дела.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу положений части 1 данной статьи, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 2).
Согласно положениям пункта 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Как следует из материалов дела, свой отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка администрация Белоярского городского округа мотивировала тем, что формирование испрашиваемого земельного участка невозможно по причине нахождения земельного участка в зоне возможного затопления, где в силу статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещается.
Согласно части 2 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации следует, что размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.
Вместе с тем, исходя из буквального толкование части 2 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, в ней не содержится безусловный запрет на строительство жилых домов в зонах подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон, обязанность проведения которых в силу части 4 указанной нормы возлагается на собственника водного объекта, а не на лицо, осуществившее строительство жилого дома.
Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, что предусмотрено частью 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N 360 утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления, в соответствии с пунктом 3 которых границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и карты (плана) объекта землеустройства, составленной в соответствии с требованиями Федерального закона "О землеустройстве".
В силу пункта 5 данных Правил определения границ зон затопления зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах. Кроме того, определение границ зон затопления, подтопления оформляется путем проставления отметки об утверждении карты (плана), которая заверяется печатью и подписью уполномоченного должностного лица Федерального агентства водных ресурсов.
Действительно, согласно паспорту безопасности опасного объекта деревня Ялунина, Белоярского района, Свердловской области включена в перечень населенных пунктов, попадающих в зону затопления, подтопления при аварии на ГТС при наиболее опасном сценарии развития ЧС (л. д. 55 - 61).
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела административным ответчиком доказательств, что земельный участок площадью 1200 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская область, Белоярский район, деревня Ялунина, переулок <...>, условный номер ЗУ:1, внесен в границы зоны затопления (подтопления) в результате чрезвычайной ситуации на территории Белоярского городского округа, утверждения зон затопления в установленном законом порядке, не представлено.
Кроме того, в материалах административного дела административным истцом представлены сведения с официального сайта Белоярского городского округа за 28 марта 2016 года, согласно которым Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Белоярского городского округа информирует о возможности предоставления земельного участка на основании статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе и спорного земельного участка (л. д. 67 - 68).
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административным ответчиком допустимых и достоверных доказательств нахождения земельного участка, о предварительном согласовании которого просил административный истец, в зоне затопления (подтопления) не представлено, судебная коллегия приходит к выводу, что отказ в предварительном согласовании земельного участка неправомерный.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка является незаконным.
Суд дал надлежащую оценку совокупности собранных по делу доказательств, выводы суда должным образом мотивированы.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть признаны состоятельными, так как, не опровергая выводы суда, по существу сводятся лишь к несогласию с ними, повторяют позицию представителя административного ответчика, изложенные в суде первой инстанции, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены постановленного по делу решения в апелляционном порядке.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям.
Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 04 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика администрации Белоярского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий
Д.И.ГЫЛКЭ

Судьи
Е.С.ШУМКОВ
Н.В.ШАБАЛДИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)