Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.06.2017 N 10АП-7374/2017 ПО ДЕЛУ N А41-81956/16

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2017 г. по делу N А41-81956/16


Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Иевлева П.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
- от заявителя, ТУ ФАУГИ в МО: Гуляева К.О. по доверенности от 11.10.16 N 616-Д;
- от заинтересованного лица, Управления Росреестра по Московской области: Цюрюмов Л.М. по доверенности от 03.05.17 N 313-Д;
- от 3-их лиц, ПАО Газпром, Администрация Шаховского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
- ООО "Газпром трансгаз Москва" (Белоусовское линейное производственное управление магистральных газопроводов): Казакова Н.П. по доверенности от 05.12.15 N 857,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 07 апреля 2017 года по делу N А41-81956/16, принятое судьей Кузьминой О.А.,
по заявлению ТУ ФАУГИ в МО
к Управлению Росреестра по Московской области
о признании незаконным отказа,
третьи лица: - ПАО Газпром, - ООО "Газпром трансгаз Москва" (Белоусовское линейное производственное управление магистральных газопроводов), - Администрация Шаховского муниципального района Московской области,

установил:

ТУ ФАУГИ в Московской области (далее - заявитель) обратилось в суд с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области (далее - заинтересованное лицо) со следующими требованиями:
признать незаконным отказ в государственной регистрации права федеральной собственности Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области от 02.11.2016 N 50-50/001-50/001/002/2016-345 на земельный участок: - с кадастровым номером 50:06:0000000:72, площадью 44 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Шаховский район.
Обязать Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области произвести регистрацию права федеральной собственности на земельный участок: - с кадастровым номером 50:06:0000000:72, площадью 44 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Шаховский район.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ПАО "Газпром", ООО "Газпром трансгаз Москва", Администрация Шаховского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 апреля 2017 года по делу N А41-81956/16 признаны незаконными отказ в государственной регистрации права федеральной собственности Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области от 02.11.2016 N 50-50/001-50/001/002/2016-345 на земельный участок с кадастровым номером 50:06:0000000:72, площадью 44 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Шаховский район.
Суд обязал управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области произвести регистрацию права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:06:0000000:72, площадью 44 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Шаховский район.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель истца возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие 3-х лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В обоснование своих требований заявитель указал, что обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:06:0000000:72, площадью 44 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Шаховский район. 02.11.2016 г. заинтересованным лицом принято решение, оформленное в виде сообщения N 50-50/001-50/001/002/2016 об отказе в государственной регистрации права собственности РФ на спорный земельный участок с кадастровым номером 50:06:0000000:72.
В обоснование управление указало об отсутствии оснований для государственной регистрации права собственности РФ на данный земельный участок с кадастровым номером 50:06:0000000:72.
Считая отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, ТУ ФАУГИ в Московской области обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, а также положений совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, правомерно исходил из нижеследующего.
Согласно пункту 1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05 марта 2009 года N 66, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - Территориальное управление) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Пунктом 4.1.24 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05 марта 2009 года N 66, предусмотрено, что Территориальный орган самостоятельно выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации:
а) права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, в том числе составляющее государственную казну Российской Федерации, и сделок с ним;
б) права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы. При этом регистрационным округом согласно ст. 1 указанного Закона является территория, на которой осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с положениями статей 16 - 18 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
Пунктом 1 статьи 17 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ предусмотрены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии со вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов (исполнительные листы предоставляются государственному регистратору совместно с решениями третейских судов);
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 указанной статьи).
Пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации прав установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав содержится в статье 20 Закона о государственной регистрации.
Отказы Управления Росреестра по Московской области в государственной регистрации права собственности РФ на спорные земельные участки мотивированы тем, что доказательств, подтверждающих факт принадлежности спорных земельных участков к федеральной собственности, а также доказательств того, что расположенные на указанных земельных участках объекты входят в состав федеральной энергетической системы газоснабжения, не предоставлено.
Согласно ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу п. 4 ст. 87 Земельного кодекса РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 31.03.1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Закона N 69-ФЗ единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Следовательно, в соответствии с положениями статьи 17 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 31.03.1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" земельные участки, на которых располагаются объекты, составляющие единую систему газоснабжения, должны находиться в федеральной собственности.
Спорный объект недвижимости представляет собой земельный участок с кадастровым номером 50:06:0000000:72, площадью 44 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Шаховский район.
Согласно кадастровому паспорту от 05.12.2005 г. (л.д. 13), земельный участок относится к землям промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, деятельности, энергетики, обороны и иного назначения, вид разрешенного использования - для размещения объекта транспорта - под КИК ГО ГРС. 28.09.2010 г. ОАО "Газпром" (правопредшественник ПАО "Газпром") получило свидетельство N 50 АА N 509421 о государственной регистрации права на газопровод-отвод к ГРС "Шаховская", протяженностью 18800 м, инв. N 096-1004, лит. 1Г, 1Б, 2Б, 3Б, 2Л, 3Л, 4Л, 5Л, 6Л, 7Л, адрес: Московская область, Волоколамский район, Шаховской район (л.д. 16).
Таким образом, как правомерно установлено судом первой инстанции, на спорном земельном участке расположен объект недвижимого имущества, находящийся в собственности ПАО "Газпром", который входит в перечень имущества, относящегося к магистральным газопроводам, газопроводам- отводам, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, определяющимися нормативными актами: Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов", Приказом Минпромэнерго РФ от 01.08.2007 N 295 "О перечнях видов имуществ, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно- энергетического комплекса".
В соответствии со ст. 135 Гражданского кодекса РФ газопровод-отвод к ГРС "Шаховская" выступает как принадлежность газораспределительных станций, так как данный объект предназначен для обслуживания ГРС "Шаховская" и связан с газораспределительными станциями общим назначением. Вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Как правомерно указал суд первой инстанции, учитывая, что на спорном земельном участке с кадастровым номером 50:06:0000000:72 расположен объект недвижимого имущества, который принадлежит субъекту газоснабжения и используется им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, следовательно, спорный земельный участок относится к землям, занятым федеральными энергетическими системами и в силу прямого указания закона являются федеральной собственностью.
Кроме того, согласно п. 4 раздела IV приложения I Постановления Верховного Суда РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к объектам, исключительно относящимся к Федеральной собственности, относятся "предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации".
Таким образом, в силу прямого указания закона (ЗК РФ, Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации") земли, занятые объектами системы газоснабжения, входящими в единую системы газоснабжения Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации.
При этом, исходя из взаимосвязанных положений Земельного кодекса РФ, в том числе положений статьи 17, 35 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 31.03.1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" следует, что право собственности Российской Федерации на земельные участки, на которых располагаются объекты единой системы газоснабжения, возникает в отношении той части земельного участка, на которой указанные объекты расположены и которая необходима для их использования.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что у управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером 50:06:0000000:72, в связи с чем, удовлетворил заявленные требования.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что документы, подтверждающие, что спорный земельный участок занят зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации, либо предоставлены органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти, на государственную регистрацию не представлены, подлежит отклонению, с учетом установленных обстоятельств об обратном, изложенных выше.
Доводы, приведенные Управлением Росреестра по Московской области в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Несогласие Управления Росреестра по Московской области с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 07.04.2017 года по делу N А41-81956/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
Н.В.МАРЧЕНКОВА

Судьи
П.А.ИЕВЛЕВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)