Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Ефремовым А.А.,
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Темишев А.Х., по доверенности от 16 декабря 2015 года N 467-Д,
от Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области - Анохин О.И., по доверенности от 11 января 2016 года,
от Администрации Люберецкого муниципального района Московской области - представитель не явился, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 15 октября 2015 года по делу N А41-47578/15, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по заявлению Администрации муниципального образования городское поселение Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации,
установил:
Администрация городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области (далее - администрация городское поселение Люберцы) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) и Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области (далее - администрация Люберецкого муниципального района) со следующими требованиями:
- - признать незаконным решение управления от 21 января 2015 года N 22/131/2014-930 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0010109:28882 площадью 7420 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под кладбище, с местоположением: Московская область, г. Люберцы, ул. Интернациональная, около кладбища;
- - обязать управление зарегистрировать право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0010109:28882 площадью 7420 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под кладбище, с местоположением: Московская область, г. Люберцы, ул. Интернациональная, около кладбища.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 октября 2015 года по делу N А41-47578/15 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Администрации Люберецкого муниципального района Московской области, извещенной надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель управления в полном объеме поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, от 13 ноября 2014 года Администрацией Люберецкого муниципального района Московской области было принято постановление N 3033-ПА о предоставлении в муниципальную собственность Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010109:28882 площадью 7420 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под кладбище, с местоположением: Московская область, г. Люберцы, ул. Интернациональная, около кладбища (л.д. 17 - 18).
Пунктом 2 указанного постановления на Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области предписано обеспечить государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0010109:28882.
08 декабря 2014 года Администрация городского поселения Люберцы обратилась у управлению с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный выше земельный участок.
Сообщением от 21 января 2016 года N 22/131/2014-930 управление известило Администрацию Люберецкого муниципального района Московской области об отказе в государственной регистрации права собственности со ссылкой на абзац 11 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), указав, что на регистрацию не были представлены документы, подтверждающие возникновение права собственности.
Полагая, что отказ управления является незаконным, Администрация городского поселения Люберцы обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на государственную регистрацию администрацией городского поселения Люберцы были представлены все необходимые документы в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2006 года N 404.
Данный вывод суда первой инстанции является правильным по следующим основаниям.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что часть 4 статьи 198 АПК РФ связывает начало течения срока на подачу заявления о признании ненормативного акта недействительным с моментом, когда лицо узнало о нарушении своих прав и законных интересов, а не с моментом, когда оно могло или должно было узнать о таком нарушении.
Как усматривается из материалов дела, сообщением от 21 января 2016 года N 22/131/2014-930 управление отказало Администрации Люберецкого муниципального района Московской области в государственной регистрации права собственности.
При этом арбитражный апелляционный суд обращает внимание на то, что отказ в государственной регистрации права, оформленный письмом от 21 января 2016 года N 22/131/2014-930, был адресован Администрации Люберецкого муниципального района, а не Администрации городского поселения Люберцы, в то время как с заявлением о государственной регистрации права к управлению обращалась именно Администрация городского поселения Люберцы.
Доказательства направления оспариваемого сообщения в адрес Администрации городского поселения Люберцы регистрирующим органом суду не представлено.
Вместе с тем, как пояснил представитель администрации городского поселения Люберцы, оспариваемое сообщение было получено заявителем по настоящему делу по почте лишь 19 мая 2015 года.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок, заявителем не пропущен.
Пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В силу пункта 1 статья 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
Согласно статье 4 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Исходя из положений пунктов 4 и 5 статьи 16 Федерального закона N 8-ФЗ предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.
Таким образом, исходя из системного толкования пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации Федерального закона N 137-ФЗ, пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ, Федерального закона N 8-ФЗ, суд пришел к выводу, что земельные участки, занимаемые общественными кладбищами, находятся в муниципальной собственности в силу прямого указания в законе, и право на данные земельные участки является разграниченным в силу закона.
Согласно кадастровому паспорту от 13 августа 2015 года земельный участок площадью 7420 кв. м с кадастровым номером 50:22:0010109:28882, с местоположением: Московская область, г. Люберцы, ул. Интернациональная, около кладбища, отнесен к категории земель - земли населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования - под кладбище.
Статьей 30.1 Федерального закона N 122-ФЗ определено, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок (пункт 1).
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно Перечню документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2006 года N 404 в регистрирующий орган заинтересованным лицом представляются следующие документы:
1. Заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок.
2. Правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками), - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
3. Правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
4. Иные документы - в случаях, установленных федеральными законами.
Как следует из материалов дела, администрация городского поселения Люберцы обратилась к управлению с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0010109:28882, возникшего в силу закона и в соответствии с постановлением Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области постановлением от 13 ноября 2014 года N 3033-ПА.
В материалы дела представлена расписка в получении документов на государственную регистрацию, в которой указано, что к заявлению от 08 декабря 2014 года администрацией городского поселения были приложены: доверенность представителя, кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010109:28882, постановление администрации Люберецкого муниципального района от 13 ноября 2014 года N 3033-ПА "О предоставлении Администрации муниципального образования городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области земельного участка с местоположением: Московская область, г. Люберцы, ул. Интернациональная, около кладбища.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что на государственную регистрацию Администрацией муниципального образования городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области были представлены все необходимые документы в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2006 года N 404.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требований заявителя полностью или в части.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование об обязании управления зарегистрировать право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0010109:28882 площадью 7420 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под кладбище, с местоположением: Московская область, г. Люберцы, ул. Интернациональная, около кладбища.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 октября 2015 года по делу N А41-47578/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.02.2016 N 10АП-15469/2015 ПО ДЕЛУ N А41-47578/15
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2016 г. по делу N А41-47578/15
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Ефремовым А.А.,
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Темишев А.Х., по доверенности от 16 декабря 2015 года N 467-Д,
от Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области - Анохин О.И., по доверенности от 11 января 2016 года,
от Администрации Люберецкого муниципального района Московской области - представитель не явился, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 15 октября 2015 года по делу N А41-47578/15, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по заявлению Администрации муниципального образования городское поселение Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации,
установил:
Администрация городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области (далее - администрация городское поселение Люберцы) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) и Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области (далее - администрация Люберецкого муниципального района) со следующими требованиями:
- - признать незаконным решение управления от 21 января 2015 года N 22/131/2014-930 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0010109:28882 площадью 7420 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под кладбище, с местоположением: Московская область, г. Люберцы, ул. Интернациональная, около кладбища;
- - обязать управление зарегистрировать право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0010109:28882 площадью 7420 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под кладбище, с местоположением: Московская область, г. Люберцы, ул. Интернациональная, около кладбища.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 октября 2015 года по делу N А41-47578/15 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Администрации Люберецкого муниципального района Московской области, извещенной надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель управления в полном объеме поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, от 13 ноября 2014 года Администрацией Люберецкого муниципального района Московской области было принято постановление N 3033-ПА о предоставлении в муниципальную собственность Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010109:28882 площадью 7420 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под кладбище, с местоположением: Московская область, г. Люберцы, ул. Интернациональная, около кладбища (л.д. 17 - 18).
Пунктом 2 указанного постановления на Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области предписано обеспечить государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0010109:28882.
08 декабря 2014 года Администрация городского поселения Люберцы обратилась у управлению с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный выше земельный участок.
Сообщением от 21 января 2016 года N 22/131/2014-930 управление известило Администрацию Люберецкого муниципального района Московской области об отказе в государственной регистрации права собственности со ссылкой на абзац 11 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), указав, что на регистрацию не были представлены документы, подтверждающие возникновение права собственности.
Полагая, что отказ управления является незаконным, Администрация городского поселения Люберцы обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на государственную регистрацию администрацией городского поселения Люберцы были представлены все необходимые документы в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2006 года N 404.
Данный вывод суда первой инстанции является правильным по следующим основаниям.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что часть 4 статьи 198 АПК РФ связывает начало течения срока на подачу заявления о признании ненормативного акта недействительным с моментом, когда лицо узнало о нарушении своих прав и законных интересов, а не с моментом, когда оно могло или должно было узнать о таком нарушении.
Как усматривается из материалов дела, сообщением от 21 января 2016 года N 22/131/2014-930 управление отказало Администрации Люберецкого муниципального района Московской области в государственной регистрации права собственности.
При этом арбитражный апелляционный суд обращает внимание на то, что отказ в государственной регистрации права, оформленный письмом от 21 января 2016 года N 22/131/2014-930, был адресован Администрации Люберецкого муниципального района, а не Администрации городского поселения Люберцы, в то время как с заявлением о государственной регистрации права к управлению обращалась именно Администрация городского поселения Люберцы.
Доказательства направления оспариваемого сообщения в адрес Администрации городского поселения Люберцы регистрирующим органом суду не представлено.
Вместе с тем, как пояснил представитель администрации городского поселения Люберцы, оспариваемое сообщение было получено заявителем по настоящему делу по почте лишь 19 мая 2015 года.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок, заявителем не пропущен.
Пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В силу пункта 1 статья 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
Согласно статье 4 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Исходя из положений пунктов 4 и 5 статьи 16 Федерального закона N 8-ФЗ предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.
Таким образом, исходя из системного толкования пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации Федерального закона N 137-ФЗ, пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ, Федерального закона N 8-ФЗ, суд пришел к выводу, что земельные участки, занимаемые общественными кладбищами, находятся в муниципальной собственности в силу прямого указания в законе, и право на данные земельные участки является разграниченным в силу закона.
Согласно кадастровому паспорту от 13 августа 2015 года земельный участок площадью 7420 кв. м с кадастровым номером 50:22:0010109:28882, с местоположением: Московская область, г. Люберцы, ул. Интернациональная, около кладбища, отнесен к категории земель - земли населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования - под кладбище.
Статьей 30.1 Федерального закона N 122-ФЗ определено, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок (пункт 1).
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно Перечню документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2006 года N 404 в регистрирующий орган заинтересованным лицом представляются следующие документы:
1. Заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок.
2. Правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками), - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
3. Правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
4. Иные документы - в случаях, установленных федеральными законами.
Как следует из материалов дела, администрация городского поселения Люберцы обратилась к управлению с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0010109:28882, возникшего в силу закона и в соответствии с постановлением Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области постановлением от 13 ноября 2014 года N 3033-ПА.
В материалы дела представлена расписка в получении документов на государственную регистрацию, в которой указано, что к заявлению от 08 декабря 2014 года администрацией городского поселения были приложены: доверенность представителя, кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010109:28882, постановление администрации Люберецкого муниципального района от 13 ноября 2014 года N 3033-ПА "О предоставлении Администрации муниципального образования городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области земельного участка с местоположением: Московская область, г. Люберцы, ул. Интернациональная, около кладбища.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что на государственную регистрацию Администрацией муниципального образования городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области были представлены все необходимые документы в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2006 года N 404.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требований заявителя полностью или в части.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование об обязании управления зарегистрировать право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0010109:28882 площадью 7420 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под кладбище, с местоположением: Московская область, г. Люберцы, ул. Интернациональная, около кладбища.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 октября 2015 года по делу N А41-47578/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)