Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.06.2017 N 09АП-20053/2017 ПО ДЕЛУ N А40-251614/16

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2017 г. N 09АП-20053/2017

Дело N А40-251614/16

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей Поташовой Ж.В., Каменецкого Д.В.,
при ведении протокола И.о. секретаря судебного заседания Столяровым Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.03.2017 по делу N А40-251614/16
по заявлению ООО Фирма "ЭКОДОР"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным бездействия и решения, об обязании,
при участии:
от заявителя: Нарейко А.В.по дов. от 04.04.2017
Фроликов Д.И. по дов. от 03.02.2017
Немцев С.А. по дов. от 09.01.2017
от ответчика: Забаринова Н.С. по дов. от 30.12.2016

установил:

Решением от 16.03.2017 Арбитражный суд города Москвы присудил:
- - признать незаконным решение Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674) от 07.12.2016 г. исх. N ДГИ-1-99732/16-1 по жалобе Общества с ограниченной ответственностью Фирма "ЭКОДОР" (ОГРН 1057716017260, ИНН 7716237807) от 22.11.2016 г. N 2211/01 на нарушение срока предоставления государственной услуги;
- - признать незаконным бездействие Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674) в предоставлении государственной услуги по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Фирма "ЭКОДОР" (ОГРН 1057716017260, ИНН 7716237807) (вх. от 18.08.2016 N 33-5-122213/16-(0)-0) о предоставлении земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0015013:1205, общей площадью 15 002 кв. м, расположенного по адресу г. Москва, пр. Серебрякова вл. 2;
- - в качестве восстановления нарушенного права обязать Департамент городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674) в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении в аренду Обществу с ограниченной ответственностью Фирма "ЭКОДОР" (ОГРН 1057716017260, ИНН 7716237807) земельного участка общей площадью 15 002 кв. м, с кадастровым номером 77:02:0015013:1205, расположенного по адресу г. Москва, пр. Серебрякова вл. 2, на срок 49 лет, подготовить и направить в адрес Общества с ограниченной ответственностью Фирма "ЭКОДОР" (ОГРН 1057716017260, ИНН 7716237807) проект договора аренды земельного участка общей площадью 15 002 кв. м, с кадастровым номером 77:02:0015013:1205, расположенного по адресу г. Москва, пр. Серебрякова вл. 2:
- - взыскать с Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674) в пользу Общества с ограниченной ответственностью Фирма "ЭКОДОР" (ОГРН 1057716017260, ИНН 7716237807) расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 (шесть тысяч) руб.;
- - возвратить Обществу с ограниченной ответственностью Фирма "ЭКОДОР" (ОГРН 1057716017260, ИНН 7716237807) из дохода федерального бюджета РФ государственную пошлину в размере 3 000 руб. уплаченную платежным поручением N 2193 от 14.12.2016 года.
При этом суд исходил из того, что оспариваемый отказ ответчика нарушает требования действующего законодательства, а также права и законные интересы общества, которое обладает исключительным правом на предоставление в аренду, занятого принадлежащими ему объектами недвижимого имущества земельного участка необходимого для их использования.
Ответчик не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в полном объеме, ссылаясь на отсутствие нарушенных прав заявителя, который избрал ненадлежащий способ защиты права, в то время как судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права; не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела, которые суд посчитал установленными и сделаны выводы не соответствующие обстоятельствам дела.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает апелляционную жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, 18.08.2016 г. ООО Фирма "ЭКОДОР" (далее - Заявитель) направило в Департамент городского имущества города Москвы (ДГИ г. Москвы) заявление вх. от 18.08.2016 N 33-5-122213/16-(0)-0 о предоставлении земельного участка в аренду правообладателям зданий, сооружений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0015013:1205, общей площадью 15.002 кв. м, расположенного по адресу г. Москва, пр. Серебрякова вл. 2.
30.08.2016 ДГИ г. Москвы принял решение о приостановлении государственной услуги сроком на 20 рабочих дней (исх. от 30.08.2016 г. N 33-5-122213/16-(1)-0) на основании п. 2.9.1.3 Административного регламента, ввиду направления информации о выявленных признаках с незаконного (нецелевого) использования земельных участков, признаках незаконного размещенных объектов недвижимости на земельном участке в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы для проведения проверки. Решение о приостановлении государственной услуги сроком на 20 рабочих дней в судебном порядке не обжаловалось.
С учетом положений п. п. 2.11.1, 2.7.1 Административного регламента, по мнению заявителя, общий срок предоставления государственной услуги по заявлению от 18.08.2016 г. N 005728 не может превышать 42 рабочих дней, который истек 17.10.2016.
Результаты предоставления государственной услуги заявителю не представлены и доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено. Проект договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, пр. Серебрякова вл. 2 с кадастровым номером 77:02:0015013:1205 в адрес собственника зданий, сооружений, расположенных на нем - ООО Фирма "ЭКОДОР" не поступал, в том числе не представлен в период рассмотрения дела, также не представлен и отказ в предоставлении такой госуслуги.
22.11.2016 заявитель обратился в адрес ДГИ г. Москвы (вх. N ДГИ-257028/16-0-0) на нарушение срока предоставления государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, сооружений, расположенных на земельном участке" и предоставление заявителю проекта договора аренды, поданную в порядке п. 5.3.3 Административного регламента.
По результатам обращения ДГИ г. Москвы (исх. N ДГИ-1-99732/16-1 от 07.12.2016 г.) в ответ на жалобу от 22.11.2016 г. о нарушении сроков предоставления государственной услуги, для принятия решения возможности предоставления государственной услуги в ДГИ г. Москвы, заинтересованным лицом указано, что заявителем не представлен полный комплект необходимых документов, без уточнения перечня недостающих документов.
В указанном уведомлении содержится ссылка на направление запросов в Госинспекцию с целью проведения проверки использования земельного участка, а также на направление запросов в органы технического учета. До поступления указанных документов заинтересованное лицо отказало в возобновлении рассмотрения заявления до момента поступления указанных выше документов.
Из материалов дела следует, что земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, пр. Серебрякова вл. 2 с кадастровым номером 77:02:0015013:1205 образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 77:02:0015013:15 на два участка на основании распоряжения ДГИ г. Москвы от 20.02.2016 г. N 3175.
В пункте 7 распоряжения N 3175 имеется указание на предоставление заявителю земельного участка на праве аренды для эксплуатации склада.
Существовавший до раздела земельный участок с кадастровым номером 77:02:0015013:15 использовался в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием ООО Фирма "ЭКОДОР" и АО "МГОАО "Промжелдортранс".
На земельном участке с кадастровым номером 77:02:0015013:1205 ООО Фирма ЭКОДОР" расположены объекты недвижимости, а именно: Нежилое здание общей площадью 454,7 кв. м, кадастровый номер: 77:02:0015013:1002, Нежилое здание общей площадью 475,6 кв. м, кадастровый номер: 77:02:0015013:1004, Грузовая площадка общей площадью 11448 кв. м, кадастровый (или условный) номер: N 3175916, Разгрузка базы инертных грузов протяженностью 241 м, кадастровый номер: N 77:02:0015013:1175.
Зарегистрированные в установленном законом порядке права собственности ООО Фирма ЭКОДОР" на объекты недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0015013:1205, на момент подачи заявления о предоставлении земельного участка не оспорены.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для возникновения прав землепользования, в том числе права аренды является решение компетентного органа исполнительной власти.
Законом города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" предусмотрено, что решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю.
Правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с п. 2 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы (утв. постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП).
ООО Фирма "ЭКОДОР" обратилось в Департамент за предоставлением государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке".
Предоставление данной государственной услуги осуществляется Департаментом в соответствии с Административным регламентом, утвержденным пунктом 1.15 постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" (далее - Административный регламент).
В соответствии с п. 2.7.1 Административного регламента "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, сооружений, расположенных на земельном участке" (утв. постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП) общий срок предоставления государственной услуги включает срок межведомственного информационного взаимодействия органов исполнительной власти и организаций в процессе предоставления государственной услуги и не может превышать 22 рабочих дня.
Согласно п. 2.9.1.3 Административного регламента основанием для приостановления предоставления государственной услуги является направление в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы для проведения проверки использования земельного участка информации о выявленных признаках незаконного (нецелевого) использования земельных участков в случае выявления таких признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков в процессе предоставления государственной услуги, а также о выявленных признаках незаконно размещенных объектов недвижимости на земельном участке.
В силу п. 2.9.3.3 Административного регламента срок приостановления предоставления государственной услуги по основанию, указанному в пункте 2.9.1.3 настоящего Регламента, не превышает 20 дней. Как установлено п. 2.11.1 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является выдача (направление) договора аренды земельного участка либо выдача (направление) решения об отказе в предоставлении государственной услуги.
Применительно к содержанию спора по данному делу под бездействием следует понимать неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами) и, в частности, - нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Так, согласно ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
В соответствии с данными ИС РЕОН (ИС РЕОН - является государственным информационным ресурсом города Москвы, Положения о котором утверждено распоряжением Правительства Москвы от 22.12.2009 г. N 3277-РП) земельный участок с кадастровым номером 77:02:0015013:1205 по адресу: г. Москва, пр. Серебрякова, вл. 2 имеет статус временный.
Как следует из материалов дела, о результатах рассмотрения запроса от 18.08.2016 N 33-5-122213/16-(0)-0 на предоставление государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке" Департамент неоднократно сообщал заявителю, в том числе о приостановке осуществления работ в соответствии с Административным регламентом оказания государственных услуг, до получения соответствующего Акта госинспекции (исх. N ДГИ-1-997132/16-1).
Также, в связи с рассмотрением запроса общества Департамент неоднократно направлял запросы в Госинспекцию и органы технического учета.
Признание данных действий неправомерными, поскольку, как указано в решении суда, срок на рассмотрение истек 17.10.2016, само по себе является безосновательным, поскольку не обусловлено существом заявленной обществом услуги.
Безотносительным является утверждение суда первой инстанции о том, что уведомление от 07.12.2016 не содержит оснований, свидетельствующих о правомерности не рассмотрения заявления, поскольку наличие такового в контексте действий и уведомлений Департамента исключается.
Данные действия Департамента, вопреки утверждению в решении суда, соответствуют содержанию заявленной обществом государственной услуги, что свидетельствует о совершении надлежащих действий направленных на соблюдение порядка рассмотрении заявления общества и разрешения его по существу в соответствии с действующими нормами права.
При этом, как следует материалов дела, на все обращения заявителя компетентными лицами даны ответы, а оспаривание бездействия в контексте заявленных требований, по существу, сводятся к несогласию с упомянутыми ответами Департамента.
При этом, вопреки правильно установленным обстоятельствам, суд в своем решении, со ссылкой на п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ неправомерно указал, о наличии оснований для устранения допущенных нарушений прав и законных интересов ООО Фирма "ЭКОДОР" - в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении в аренду Обществу с ограниченной ответственностью Фирма "ЭКОДОР" (ОГРН 1057716017260, ИНН 7716237807) земельного участка общей площадью 15 002 кв. м, с кадастровым номером 77:02:0015013:1205, расположенного по адресу г. Москва, пр. Серебрякова вл. 2 на срок 49 лет; подготовить и направить в адрес Общества с ограниченной ответственностью Фирма "ЭКОДОР" (ОГРН 1057716017260, ИНН 7716237807) проект договора аренды земельного участка общей площадью 15 002 кв. м, с кадастровым номером 77:02:0015013:1205, расположенного по адресу г. Москва, пр. Серебрякова вл. 2, (с учетом принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ заявления об уточнении требований)
Отсутствие оснований для возложения на ответчика такой обязанности обусловлено также и тем, что при рассмотрении заявления общества по существу Департаментом решение по данному вопросу не принималось, а сам вопрос выходит за предмет спора по данному делу.
Как следует из положений ч. 3 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом исследованных доказательств и установленных по делу обстоятельств суд апелляционной инстанции полагает необходимым принять по делу новый судебный акт, отменив оспоренное решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения норм материального права не доказанности обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными, также наличия выводов не соответствующих обстоятельствам дела.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.03.2017 года по делу N А40-251614/16 отменить.
В удовлетворении заявленных требований о признании незаконными:
- - решения Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674) от 07.12.2016 г. исх. N ДГИ-1-99732/16-1 по жалобе Общества с ограниченной ответственностью Фирма "ЭКОДОР" (ОГРН 1057716017260, ИНН 7716237807) от 22.11.2016 г. N 2211/01 на нарушение срока предоставления государственной услуги;
- - о признании незаконным бездействие Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674) в предоставлении государственной услуги по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Фирма "ЭКОДОР" (ОГРН 1057716017260, ИНН 7716237807) (вх. от 18.08.2016 N 33-5-122213/16-(0)-0) о предоставлении земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0015013:1205, общей площадью 15 002 кв. м, расположенного по адресу г. Москва, пр. Серебрякова вл. 2.;
- а также о возложении на Департамент городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674) обязанности
- в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении в аренду Обществу с ограниченной ответственностью Фирма "ЭКОДОР" (ОГРН 1057716017260, ИНН 7716237807) земельного участка общей площадью 15 002 кв. м, с кадастровым номером 77:02:0015013:1205, расположенного по адресу г. Москва, пр. Серебрякова вл. 2 на срок 49 лет; подготовить и направить в адрес Общества с ограниченной ответственностью Фирма "ЭКОДОР" (ОГРН 1057716017260, ИНН 7716237807) проект договора аренды земельного участка общей площадью 15 002 кв. м, с кадастровым номером 77:02:0015013:1205, расположенного по адресу г. Москва, пр. Серебрякова вл. 2, (с учетом принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ заявления об уточнении требований) - отказать полностью.
Взыскать с Фирма "ЭКОДОР" (ОГРН 1057716017260, ИНН 7716237807) в пользу федерального бюджета расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО

Судьи
Ж.В.ПОТАШОВА
Д.В.КАМЕНЕЦКОГО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)