Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.02.2016 N 17АП-203/2016-ГК ПО ДЕЛУ N А50-19312/2015

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2016 г. N 17АП-203/2016-ГК

Дело N А50-19312/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жуковой Т.М.,
судей Макарова Т.В., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кычевой С.В.,
при участии:
от истца - Садоводческого некоммерческого товарищества "Городские сады" (СНТ "Городские сады"),
от ответчика - Департамента земельных отношений Администрации города Перми,
от третьего лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра"),
от третьего лица - Садоводческого некоммерческого товарищества "Коллективный сад "Васильевка" (Садоводческое товарищество "Васильевка"): не явились
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца - Садоводческого некоммерческого товарищества "Городские сады",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 07 декабря 2015 года,
принятое судьей Е.И.Гуляевой,
по делу N А50-19312/2015
по иску СНТ "Городские сады" (ОГРН 1115905006062, ИНН 5905287454)
к Департаменту земельных отношений Администрации города Перми,
третьи лица: ФГБУ "ФКП Росреестра", Садоводческое товарищество "Васильевка" (ОГРН 1035901167180, ИНН 5907015865),
о возложении обязанности снять земельный участок с кадастрового учета,

установил:

СНТ "Городские сады" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми, Садоводческому товариществу "Васильевка" о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 59:01:3610220:134 площадью 1284 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Водозаборная, 19, коллективный сад "Васильевка", участок N 16.
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ФГБУ "ФКП Росреестра".
Определением Арбитражного суда Пермского края от 16.11.2015 приняты изменение истцом предмета иска, а также отказ истца от иска к ответчику Садоводческому товариществу "Васильевка" (ст. 41, 49 АПК РФ), производство по делу в отношении Садоводческому товариществу "Васильевка" прекращено (ст. 150 АПК РФ). Садоводческое товарищество "Васильевка" привлечено к участию в деле в качестве третье лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора (ст. 51 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 07 декабря 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись, истец обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе истец указывает на то, что суд ошибочно ссылается на ч. 2 ст. 18 Земельного кодекса Российской Федерации. Отмечает, что у СНТ "Коллективный сад "Васильевка" не возникло право на образованный земельный участок. Считает, что судом нарушены ч. 1 ст. 162, ч. 1 ст. 168, ч. 4 ст. 170 Арбитражного Процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, у суда отсутствовали основания для применения ст. 10 ГК РФ.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ответчик указывает на законность и обоснованность оспариваемого решения, просит провести заседание в отсутствие представителя.
Третьи лица Кадастровая палата и СНТ "Коллективный сад "Васильевка" отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, садоводческое некоммерческое товарищество "Городские сады" создано тремя физическими лицами, зарегистрировано в качестве юридического лица 12.10.2011.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 04.07.2014 по делу N А50-6268/14 признано незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми об отказе в предоставлении СНТ "Городские сады" земельного участка общей площадью 2600 кв. м западнее коллективного сада "Васильевка" (ул. Водозаборная) в Орджоникидзевском районе, содержащееся в письме N И-21-01-09-1270 от 27.01.2014, на Департамент судом возложена обязанность принять решение о предоставлении СНТ "Городские сады" испрашиваемого земельного участка.
Во исполнение решения 07.08.2014 начальником Департамента принято распоряжение N 1705 о предоставлении СНТ "Городские сады" в аренду на 11 месяцев земельного участка площадью 2600 кв. м для целей, не связанных со строительством (для садоводства), расположенного западнее коллективного сада "Васильевка" по ул. Водозаборной в Индустриальном районе.
Как указывает истец, в ходе установления границ указанного земельного участка выявлено их наложение на границы земельного участка с кадастровым номером 59:01:3610220:134 площадью 1284 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Водозаборная, 19, коллективный сад "Васильевка", участок N 16.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в суд с иском об обязании Департамента снять участок с государственного кадастрового учета.
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о государственном кадастре недвижимости (ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации).
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (ч. 3 ст. 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
В соответствии с ч. 1 ст. 16 указанного Закона (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10-21, 25-29 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Частью 4 ст. 24 Закона о государственном кадастре недвижимости (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ) установлено, что если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в ч. 3.1 данной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 названного Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости (ч. 2 ст. 25 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Как следует из искового заявления (с учетом уточнения), СНТ "Городские сады" обратилось в арбитражный суд с иском о обязании Департамента земельных отношений администрации г. Перми обратиться в филиал Кадастровой палаты с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 59:01:3610220:134 площадью 1284 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Водозаборная, 19, коллективный сад "Васильевка", участок N 16 (л.д. 112). Таким образом, требования истца направлены на исключение из ГКН информации (сведений) об указанном земельном участке.
В силу ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
Из разъяснений, содержащихся в п. 52, 53, 56 Постановления Пленумов от 29.04.2010 N 10/22, следует, что требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке.
Согласно п. 53 названного Постановления ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны.
Исходя из заявленных истцом требований, следует, что они направлены на исключение из ГКН информации (сведений) о земельном участке с кадастровым номером 59:01:3610220:134.
Вместе с тем, из материалов настоящего дела, в том числе из кадастровых паспортов (л.д. 70), межевого плана от 06.02.2015 (л.д. 71-77), а также отзыва Кадастровой палаты (л.д. 37-38) следует, что земельный участок с кадастровым номером 59:01:3610220:134 площадью 1284 кв. м образован из земельного участка с кадастровым номером 59:01:3610220:100 путем его раздела (выдела); указанный участок с кадастровым номером 59:01:3610220:100 ранее учтен в ГКН 01.03.1994; в ГКН внесены сведения о принадлежности указанного участка Коллективному саду "Васильевка" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
При рассмотрении настоящего дела Департаментом земельных отношений администрации г. Перми представлены доказательства наличия прав иных лиц на земельный участок с кадастровым номером 59:01:3610220:100.
Так, постановлением Администрации г. Перми от 23.12.1993 N 1866 дополнительно предоставлен в долгосрочную аренду, сроком до 25 лет, коллективному саду "Светлана" под его расширение земельный участок площадью 3 га, расположенный на городских землях, восточнее железной дороги Пермь - Новые Ляды, и примыкающей к существующему коллективному саду "Светлана"; в постановлении указано на необходимость именовать коллективный сад "Васильевка".
Далее, постановлением Администрации г. Перми от 21.02.1994 N 299 п. 1 ранее принятого постановления N 1866 от 23.12.1993 изложен в редакции: "Предоставить в бессрочное (постоянное) пользование коллективному саду "Светлана" земельный участок площадью 3,9 га, расположенный на городских землях, восточнее железной дороги Пермь - Новые Ляды и прилегающий к существующему саду "Светлана"; коллективный сад впредь именовать "Васильевка".
Коллективному саду "Васильевка" выдано свидетельство N 290 от 01.03.1994 о праве постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок площадью 3,9 га (л.д. 64-65).
Кроме того, постановлением Администрации г. Перми от 10.02.1995 N 731 двадцати членам коллективного сада "Васильевка" предоставлены в собственность и аренду на 15 лет земельные участки общей площадью 30000 кв. м (л.д. 66).
В силу ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сроком не ограничивается (п. 2.1 ст. 3 указанного Федерального закона).
Также по правилам п. 9 ст. 3 указанного Федерального закона государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:3610220:100 на момент образования из него иных участков (в том числе участка с кадастровым номером 59:01:3610220:134) в 2015 году имелись ранее возникшие вещные и обязательственные права иных лиц, доказательств прекращения которых, в установленном порядке истцом при рассмотрении дела не представлено.
По правилам ч. 2 ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки.
С учетом этого земельный участок с кадастровым номером 59:01:3610220:134, образованный из земельного участка с кадастровым номером 59:01:3610220:100 также является объектом существующих гражданских прав.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
С учетом этого решение суда об исключении из ГКН земельного участка или об обязании органа, осуществляющего распоряжение участком, обратиться с заявлением о снятии участка с учета не может быть исполнено принудительно при наличии вещных или обязательственных прав на этот участок.
То обстоятельство, что земельный участок, в отношении которого принято решение о его предоставлении в аренду истцу, накладывается на земельный участок с кадастровым номером 59:01:3610220:134, подтверждается представленными истцом схемами и участвующими в деле лицами не оспаривается.
Таким образом, интерес истца в получении земельного участка может быть реализован им исключительно путем обращения в суд с иском к лицу - правообладателю об оспаривании прав на земельный участок с кадастровым номером 59:01:3610220:134, в том числе об установлении его границ.
Арбитражный суд определениями от 28.08.2015, от 29.09.2015 по настоящему делу предлагал истцу уточнить заявленные требования.
Несмотря на это, в период судебного разбирательства истец требований, подпадающих под понятие "спор о праве" не заявил, от иска к СНТ "Коллективный сад "Васильевка" отказался.
С учетом этого, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного истцом требования о понуждении Департамента земельных отношений администрации г. Перми обратиться в кадастровую палату с заявлением о снятии земельного участка с кадастрового учета.
Кроме того, при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции обоснованно принято во внимание следующее:
В соответствии с пунктом 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям в порядке, установленном Кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
По смыслу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 12 Закона о садоводческих объединениях (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
В статье 13 Закона о садоводческих объединениях установлено, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона о садоводческих объединениях (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. Фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения (пункт 1 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" фондах перераспределения земель.
Таким образом, земля, не распределенная на земельные паи и остающаяся в государственной собственности, поступает в фонд перераспределения земель.
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки (пункт 2 статьи 14 Закона о садоводческих объединениях в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона о садоводческих объединениях в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в указанном порядке (пункты 4, 5 статьи 14 Закона о садоводческих объединениях в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Таким образом, списочное количество нуждающихся в предоставлении дачных земельных участков граждан является существенным критерием для определения площади земельного участка для его бесплатного предоставления, в том числе на праве аренды. При этом именно в зависимости от количества подлежащих образованию земельных участков определяется площадь земельных участков общего пользования, необходимая на размещения общей инфраструктуры товарищества.
Поскольку спорные правоотношения связаны с предоставлением земельных участков для целей ведения дачного хозяйства, нормы Земельного кодекса Российской Федерации подлежат применению во взаимосвязи с положениями Закона о садоводческих объединениях.
На территории г. Перми фонд перераспределения земель не сформирован.
Материалами настоящего дела, в том числе сведениями ЕГРЮЛ, подтверждается, что СНТ "Городские сады" было создано тремя физическими лицами.
Как установлено судами при рассмотрении дела N А50-2799/2014, по договору аренды от 17.10.2013 N 088-13Д Департамент (арендодатель) передал товариществу "Городские сады" (арендатор) во временное пользование на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:47810 площадью 6 140 кв. м, расположенный на землях населенных пунктов и находящийся по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Новоколхозная, для размещения садоводческого некоммерческого товарищества; из земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:47810 площадью 6 140 кв. м путем раздела образованы земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4515016:46, 59:01:4515016:47, 59:01:4515016:48; 59:01:4515016:49, 59:01:4515026:403, 59:01:4515026:404, 59:01:4515026:405; сведения о данных участках внесены в государственный кадастр недвижимости 29.11.2013; распоряжением начальника Департамента от 07.02.2014 N 248 прекращено право аренды товарищества "Городские сады" на земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:47810; земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4515016:46, 59:01:4515016:47, 59:01:4515016:48; 59:01:4515016:49, 59:01:4515026:403, 59:01:4515026:404, 59:01:4515026:405 предоставлены в собственность семи членам товарищества "Городские сады".
Таким образом, потребность членов СНТ "Городские сады" в садоводстве удовлетворена органом местного самоуправления путем предоставления в пользование товариществу земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:47810 на территории г. Перми и путем последующего предоставления в собственность членам данного товарищества земельных участков.
Данное обстоятельство исключает возможность получения истцом в пользование для целей садоводства, то есть в льготном порядке, земельных участков.
Также из материалов настоящего дела следует, что при принятии Департаментом земельных отношений распоряжения от 07.08.2014 N 1705 о предоставлении СНТ "Городские сады" земельного участка площадью 2600 кв. м, расположенного западнее коллективного сада "Васильевка" по ул. Водозаборной для садоводства, был нарушен порядок, установленный Федерального закона N 66-ФЗ.
Так, регистрация и учет заявлений граждан, являвшихся членами товарищества, в качестве нуждающихся в получении садовых, огородных земельных участков органом местного самоуправления по месту жительства граждан не осуществлялся; очередность предоставления дачных земельных участков при этом на основании регистрации соответствующих заявлений не определялась; лица, являющиеся членами СНТ "Городские сады", не включены в списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, утвержденные Администрацией г. Перми постановлениями N 182 от 27.03.2013 и N 875 от 27.10.2015.
Помимо прочего, потребность в земельных участках на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении земельного участка, определена не была, расчет исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования - не производился.
При рассмотрении дела N А50-12394/2014 с участием СНТ "Городские сады" судами, при установлении аналогичных обстоятельств, сделаны выводы о том, что у Департамента отсутствовали основания для предоставления СНТ "Городские сады" иного земельного участка - площадью 6092 кв. м с кадастровым номером 59:01:3810346:317 по ул. Александра Пархоменко, восточнее дома N 20 в Орджоникидзевском районе г. Перми, для целей садоводства.
Согласно ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве одного из основных принципов земельного законодательства установлено сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Положения Земельного кодекса Российской Федерации о возможности любого лица получить земельный участок в пользование для целей садоводства направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в пользование земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом предоставление одному лицу земельных участков без проведения торгов означает исключение потенциальной возможности иных лиц получить данные участки в пользование.
Из совокупности материалов настоящего дела, и с учетом обстоятельств, установленных судами при рассмотрении дел N А50-2799/2014 и N А50-12394/2014, следует, что несмотря на удовлетворение потребности членов СНТ "Городские сады" в садоводстве, товарищество продолжает требовать в льготном порядке, в том числе путем обращения в суд с исками, предоставления земельных участков на территории г. Перми.
Тем самым товарищество злоупотребляет предоставленным ему правом получения в пользование земельных участков. Предоставление земельных участков для ведения садоводства исключительно по общим нормам Земельного кодекса Российской Федерации без учета требований Закона о садоводческих объединениях, и со злоупотреблением ответчиком правом приводит к нарушению прав граждан, претендующих на приобретение земельных участков для садоводства в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона о садоводческих объединениях.
В целях оценки действий истца СНТ "Городские сады" суд первой инстанции правомерно применил положения ст. 10 ГК РФ и отказал в удовлетворении иска.
То обстоятельство, что обязанность по предоставлению истцу земельного участка площадью 2600 кв. м, расположенного западнее коллективного сада "Васильевка" по ул. Водозаборной в Орджоникидзевском районе г. Перми, возложена на Департамент вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не свидетельствует о соответствии принятого Департаментом решения положениям Федерального закона N 66-ФЗ.
Как следует из судебных актов, принятых по делу N А50-6268/14, предметом рассмотрения по нему являлось лишь принятое Департаментом земельных отношений администрации г. Перми решение об отказе в предоставлении земельного участка по заявлению товарищества; определение нуждаемости членов товарищества в получении участка, определение соответствия размера испрашиваемого земельного участка закону, установление очередности предоставления участков не являлось предметом судебного разбирательства по указанному делу.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о нарушении судом ч. 1 ст. 162, ч. 1 ст. 168, ч. 4 ст. 170 АПК РФ, отклоняются судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
В силу ч. 1 ст. 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела арбитражный суд должен непосредственно исследовать доказательства по делу. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (ч. 4 ст. 71 названного Кодекса).
Согласно ч. 1 ст. 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Частью 4 ст. 170 АПК РФ предусмотрено, что судебный акт должен быть обоснованным и содержать мотивы, по которым суды приняли во внимание одни доказательства и отклонили другие.
Суд первой инстанции исследовал представленные доказательства, поскольку представленные сторонами в материалы дела документы были достаточны для принятия обоснованного решения, дал им правовую оценку и изложил выводы, к которым пришел в результате их оценки.
С учетом вышеизложенного, у суда первой инстанции отсутствовали основания для выводов, отличных от тех, которые изложены в обжалуемом решении, поэтому суд апелляционной инстанции находит довод необоснованным, нарушений в применении положений приведенных статей судом первой инстанции не допущено.
Суд апелляционной инстанции считает иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взыскивается с заявителя согласно ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 07 декабря 2015 года по делу N А50-19312/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Т.М.ЖУКОВА

Судьи
Т.В.МАКАРОВ
В.В.СЕМЕНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)