Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОТ 13.11.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-8725/2017

Требование: Об оспаривании постановления местной администрации.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Оспариваемым постановлением истцу было отказано в предоставлении в порядке завершения оформления прав в собственность земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 ноября 2017 г. по делу N 33а-8725/2017


Судья Корпачева Л.В.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Кураповой З.И.,
судей Мостовенко Н.Р., Кагитиной И.В.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 июля 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично
по административному исковому заявлению М. об оспаривании постановления администрации города Ялты Республики Крым от 10 марта 2017 г. N 1123-п "О рассмотрении заявления М. о предоставлении земельного участка площадью 197 кв. м, в собственность по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав"
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., пояснения М., судебная коллегия,
установила:

М. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В обоснование указал, что решением Форосского поселкового совета от 27 мая 2010 года N 16 истцу было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность ориентировочной площадью 0,0197 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: <адрес>. 3 марта 2016 года М. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав. Постановлением администрации г. Ялты Республики Крым от 10 марта 2017 г. N 1123-п истцу было отказано в предоставлении земельного участка в собственность, в связи с окончанием срока действия решения Форосского поселкового совета от 27 мая 2010 г. N 16.
Полагая, что указанное постановление органа местного самоуправления является незаконным, административный истец обратился в суд.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 июля 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено частично.
Признано незаконным постановление администрации г. Ялты Республики Крым от 10 марта 2017 г. N 1123-п об отказе М. в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 197 кв. м в порядке завершения оформления прав с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказано.
В апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду нарушения судом первой инстанции норм материального права.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в качестве основания для дооформления земельного участка предоставлено решение N 16 Форосского поселкового совета 57 сессии 5 созыва от 27.05.2010 года, которым дано разрешение истцу на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,0197 га по передаче его бесплатно, в собственность, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: <адрес>. Согласно п. 2.1 указанный гражданин обязан предоставить проект отвода земельного участка в поселковый совет до 27.05.2011 г. В силу п. 3 в случае неисполнения требований п. 2.1., принятое решение будет отменено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции М. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым и представитель администрации г. Ялта Республики Крым о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
На основании статьи 226 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав пояснения административного истца, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Решением Форосского поселкового совета от 27 мая 2010 года N 16 истцу было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность ориентировочной площадью 0, 0197 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: <адрес>. На М. возложена обязанность предоставить в поселковый совет проект отвода земельного участка до истечения одного года со дня принятия решения, то есть в срок до 27 мая 2011 года. В случае неисполнения истцом данной обязанности принятое решение будет отменено.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя административное исковое заявление, исходил из того, что на момент принятия решения Форосского поселкового совета от 27 мая 2010 года N 16 порядок предоставления земельных участков в собственность граждан был установлен законодательством Украины. При принятии Форосским поселковым советом 27 мая 2010 года решения N 16 о предоставлении истцу разрешения на составление проекта землеустройства, у него отсутствовали полномочия по установлению срока его действия. Какие-либо нормативно-правовые акты, позволяющие установить сроки действия решений о даче разрешений на составление проектов землеустройства, отсутствовали. Кроме того, пунктом 2.1 решения Форосского поселкового совета от 27 мая 2010 года N 16, в котором указано на необходимость предоставить проект отвода земельного участка до истечения одного года со дня принятия решения, устанавливающий срок действия решения на составление проекта отвода земельного участка, на момент его принятия не соответствовал требованиям ЗК Украины, в связи с чем не подлежит применению для целей исчисления срока действия указанного решения.
Более того, решением Форосского поселкового совета от 4 февраля 2011 года N 7 отменено решение Форосского поселкового совета от 28 ноября 2002 года N 22, которым были установлены сроки на сбор материалов предварительных согласований и проектов отводов земельных участков, получаемых физическими и юридическими лицами по Форосскому поселковому совету.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2.1 решения Форосского поселкового совета от 27 мая 2010 года N 16, в котором указано на необходимость предоставить проект отвода земельного участка до истечения одного года со дня принятия решения, устанавливающий срок действия решения на составление проекта отвода земельного участка, на момент его принятия не соответствовал требованиям ЗК Украины, в связи с чем не подлежит применению для целей исчисления срока действия указанного решения.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК), ст. 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок N 313).
В соответствии с пунктом 4 Порядка N 313 завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Согласно пункту 5 Порядка N 313 возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.
Во исполнение Постановления Совета министров Республики Крым решением Ялтинского городского совета от 30 марта 2015 года N 37 были утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образование городской округ Ялта Республики Крым (далее - Правила N 37).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 37 завершение оформления прав на земельные участки, начатое до вступления в силу ФКЗ, осуществляется на основании действующих и принятых в соответствии с законодательством до 21 марта 2014 г. органами местного самоуправления решений о разрешении на разработку документации по землеустройству.
Пунктом 4 Правил N 37 определено, что уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является Администрация г. Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, на основании решения Форосского поселкового совета от 27 мая 2010 г. N 16, которым дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка.
3 марта 2016 г. М. обратился к начальнику Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялты Республики Крым с соответствующим заявлением.
В силу пункта 7 Правил N 37, Департамент проверяет заявление на соответствие требованиям пунктов 5, 6 настоящих Правил. Подача заявления с нарушением требований пунктов 5, 6 Правил является основанием для возврата заявления без рассмотрения о чем Департамент уведомляет заявителя в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления.
Из материалов дела усматривается, заявление М. не было возвращено без рассмотрения, что свидетельствует о том, что поданное заявление соответствует требованиям пунктов 5, 6 Правил N 37.
Более того, в силу пункта 3 решения Форосского поселкового совета от 27.05.2010 г. предусматривало условие о том, что в случае неисполнения требований пункта 2.1 в указанный срок, до 27.05.2011 г., принятое решение будет отменено.
В силу части 2 статьи 62 КАС РФ бремя доказывания возложено на административного ответчика.
Материалы дела не содержат сведений о том, что решение Форосского поселкового совета от 27 мая 2010 г. отменено.
Таких доказательств не предоставлено и в суде апелляционной инстанции.
При таком положении, нельзя согласиться с доводами апелляционной жалобы, что решение является недействующим.
Основания для отказа в удовлетворении заявления определены в пункте 11 Правил N 37:
1) нахождение испрашиваемого участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов;
2) несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Их перечень является исчерпывающим.
Как усматривается из оспариваемого решения органа местного самоуправления, основанием для отказа в предоставление в собственность земельного участка явилось окончание срока действия решения 57 сессии 5 созыва Форосского поселкового совета. Таким образом, администрация вынося оспариваемое постановление указала основание, которое не предусмотрено пунктом 11 Правил N 37. При таком положении порядок и основания принятия оспариваемого решения нельзя признать соответствующим Правилам N 37.
В соответствии с пунктом 8 Правил в случае соответствия заявления и прилагаемых к нему документов п. п. 5, 6 Правил Департамент в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления направляет копию поступившего заявления и копию приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка на рассмотрение в Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Ялты Республики Крым (в случае предоставления земельного участка для строительства), который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона, с указанием вида разрешенного использования.
Пунктом 12 Правил N 37 установлено, что решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта подготавливается Департаментом и издается главой администрации г. Ялты Республики Крым в виде постановления.
Постановлением администрации г. Ялты Республики Крым от 10 марта 2017 года N 1123-п М. отказано в предоставлении в порядке завершения оформления прав в собственность земельного участка общей площадью 197 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес> в связи с окончанием срока действия решения Форосского поселкового совета от 27 мая 2010 года N 16.
В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Истец в целях устранения нарушения его прав и законных интересов просит обязать администрацию г. Ялта Республики Крым в десятидневный срок принять решение о предоставлении ему в собственность земельного участка.
Вместе с тем в силу ст. ст. 10 и 118 Конституции Российской Федерации суд не вправе подменять государственные и муниципальные органы или выполнять их функции, в связи с чем необоснованы требования истца о понуждении ответчика к принятию решения о передаче в собственность земельного участка.
Кроме того, в связи с разработкой документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Республики Крым, проведением мониторинга обоснованности принятия решений о предоставлении земельных участков в порядке завершения оформления прав Распоряжением Главы Республики Крым от 12 апреля 2017 года N 180-рг было приостановлено до 1 января 2018 года действие постановления Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N 313 в части действия, в том числе и п. п. 4, 9 - 12 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым.
В связи с приостановлением действия нормативно правового акта, определяющего порядок дооформления прав на приобретение гражданами земельных участков вопрос о повторном рассмотрении заявления истца может быть разрешен после возобновления действия вышеуказанного Порядка.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно отказано в остальной части административного искового заявления.
Мотивы принятого решения подробно изложены в обжалуемом судебном акте, выводы соответствуют нормам, регулирующим возникшие отношения, а также материалам административного дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам,
определила:

Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 июля 2017 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Верховного Суда Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
З.И.КУРАПОВА
Судьи
Н.Р.МОСТОВЕНКО
И.В.КАГИТИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)