Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.04.2017 N 15АП-4678/2017 ПО ДЕЛУ N А32-9242/2016

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2017 г. N 15АП-4678/2017

Дело N А32-9242/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Т.Г. Гуденица, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель Михайлова А.В. по доверенности от 30.12.2016,
от заинтересованных лиц: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Краснодар, Департамента муниципальной собственности и городских земель муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 06.02.2017 по делу N А32-9242/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прометей"
к заинтересованным лицам - Администрации муниципального образования город Краснодар, Департаменту муниципальной собственности и городских земель муниципального образования город Краснодар
о признании незаконным бездействия, об обязании,
принятое в составе судьи А.М. Боровика,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Прометей" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация), выразившегося в уклонении от представления ООО "Прометей" договора купли-продажи земельного участка (с ценой договора 132184 рублей 19 копеек), расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Новороссийская, 17, кадастровый номер 23:43:0412001:1781, общей площадью 1120 кв. м, с разрешенным использованием: производственные базы; об обязании Администрации муниципального образования город Краснодар направить ООО "Прометей" указанный договор с ценой договора 132184 рублей 19 копеек, а также документы, необходимые для проведения регистрационных действий в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю (с учетом уточнений первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.02.2017 бездействие администрации признано незаконным, суд обязал администрацию направить ООО "Прометей" договор купли-продажи земельного участка с ценой договора 132184 рублей 19 копеек, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Новороссийская, 17, кадастровый номер 23:43:0412001:1781, общей площадью 1120 кв. м, с разрешенным использованием: производственные базы. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Администрация муниципального образования город Краснодар, Департамент муниципальной собственности и городских земель обжаловали решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.02.2017 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просили обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что настоящий спор не подлежит рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку носит гражданско-правовой характер. Цена, установленная уполномоченным органом, соответствует положениям постановления главы Администрации муниципального образования город Краснодар от 10.12.2015 N 1192 "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность не которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края".
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просил оставить решение без изменения. Апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заинтересованных лиц, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 27.05.2015 года через Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг ООО "Прометей" обратилось в Департамент муниципальной собственности и городских земель Администрации г. Краснодар с заявлением о принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Краснодар, ул. Новороссийская, 17. В результате было вынесено постановление N 5770 от 14.08.2015 г. Администрации МО г. Краснодар о предварительном согласовании ООО "Прометей" предоставления земельного участка в Карасунском внутригородском округе города Краснодара.
Согласно вышеуказанному постановлению N 5770 от 14.08.2015 г ООО "Прометей" были проведены работы по образованию земельного участка и внесены сведения в государственный кадастр недвижимости о земельных участках. В результате земельному участку присвоен кадастровый номер 23:43:0412001:1781 и получен кадастровый паспорт земельного участка от 29.10.2015 г.
ООО "Прометей" был сформирован пакет необходимых документов для заключения договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Новороссийская, 17 кадастровый номер 23:43:0412001:1781, и 12.11.2015 года документы сданы через Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг в Администрацию муниципального образования г. Краснодар.
Как указал заявитель, договор купли-продажи в месячный срок не предоставлен ООО "Прометей".
По утверждению заявителя, 15.12.2015 г. Администрацией муниципального образования город Краснодар был приглашен директор ООО "Прометей" для подписания договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Новороссийская, 17 с кадастровым номером 23:43:0412001:1781. Согласно условиям договора стоимость земельного участка составила 132184 рубля 19 копеек. Директором ООО "Прометей" 15.12.2015 г. договор и акт приема-передачи были подписаны в Администрации муниципального образования город Краснодар. Для оплаты стоимости участка согласно п. 2.1. договора купли-продажи, директором ООО "Прометей" была сделана копия вышеуказанного договора и 15.12.2015 г. договор был оплачен в полном размере, что подтверждается платежным поручением N 14 от 15.12.2016 г.
В дальнейшем Администрация муниципального образования город Краснодар не направила ООО "Прометей" договор купли-продажи земельного участка, необходимый для государственной регистрации права собственности.
Ссылаясь на бездействие Администрации муниципального образования город Краснодар, выразившееся в уклонении от представления ООО "Прометей" договора купли-продажи земельного участка с ценой договора 132184 рублей 19 копеек, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Новороссийская, 17, кадастровый номер 23:43:0412001:1781, общей площадью 1120 кв. м, с разрешенным использованием: производственные базы, ООО "Прометей" обратилось в суд.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции не согласился с доводами администрации о том, что кадастровая стоимость земельного участка составила 7549068,80 руб. с учетом вступившего в силу постановления главы Администрации муниципального образования город Краснодар от 10.12.2015 N 1192.
Суд пришел к выводу о том, что цена земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:1781 должна составлять 132184,19 руб.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В статье 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что основанием возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в случае предоставления земельного участка в собственность за плату является договор купли-продажи.
В силу пунктов 2, 3 части 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В силу п. 16 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.17 названного Кодекса.
Пунктом 1 части 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации закреплена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки осуществить подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ.
Согласно части 6 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
В силу пункта 7 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Из материалов дела усматривается, что постановлением Администрации муниципального образования город Краснодар от 14.08.2015 N 5770 о предварительном согласовании ООО "Прометей" предоставления земельного участка в Карасунском внутригородском округе города Краснодара принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1120 кв. м, расположенного в радиусе 15 км от контрольной точки аэродрома, в радиусе 15 км, 30 км от контрольной точки аэродрома "Краснодар-Центральный, 3-м поясе зоны санитарной охраны артезианских скважин, по ул. Новороссийской, 17 в Карасунском внутригородском округе города Краснодара.
ООО "Прометей" в одностороннем порядке подписан договор купли-продажи спорного земельного участка с ценой договора 132184 рублей 19 копеек.
Между тем, департамент подготовил договор в иной редакции, в соответствии с которой стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:1781 площадью 1120 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Новороссийская, 17, составила 7549068,80 руб.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 39.4 Земельного кодекса РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральным законом, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта РФ.
Согласно п. 3 ст. 39.4 Земельного кодекса РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
Таким образом, департамент верно руководствовался пунктом 3.1 постановления главы Администрации муниципального образования город Краснодар от 10.12.2015 N 1192 "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность не которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края", согласно которому в случае продажи земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации цена таких земельных участков определяется в размере их кадастровой стоимости, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, на которых расположены здания, сооружения, цена за которые определяется в следующем порядке: в городе Краснодаре - в семнадцатикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, но не более кадастровой стоимости земельного участка или иного размера цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
Исходя из смысла приведенных правовых норм, цена земельного участка определяется на момент заключения договора купли-продажи и должна соответствовать цене, установленной органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Материалы дела опровергают наличие бездействия уполномоченного органа, выразившегося в уклонении от заключения с ООО "Прометей" договора купли-продажи земельного участка.
Из дела видно, что 18.02.2016 за исх. номером 4633.26 департаментом в адрес общества было направлено сопроводительное письмо с приложением трех экземпляров договора купли-продажи спорного земельного участка (Т. 1, л.д. 16).
Следует также отменить, что размер выкупа земельного участка не может быть определен в рамках заявленных требований, рассматриваемых в порядке главы 24 АПК РФ, так как цена выкупа подлежит согласованию сторонами при заключении договора купли-продажи земельного участка.
Согласно абзацу 7 пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Требование о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка может быть заявлено в суд только после направления истцом органу местного самоуправления (для которого заключение такого договора является обязательным), оферты (проекта договора) и получения от обязанной стороны отказа от акцепта либо неполучения ответа на свое предложение в установленный законом срок.
Таким образом, в рамках настоящего спора у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для возложения на уполномоченный орган обязанности заключить договор купли-продажи на условиях, предложенных обществом, по конкретной цене.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявленные обществом требования - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 269.27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.02.2017 по делу N А32-9242/2016 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Р.Р.ИЛЮШИН

Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)