Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Годило Н.Н.. Жукова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Авдыш М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края и администрации муниципального образования села Серафимовского Арзгирского района Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.03.2017 по делу N А63-13220/2016 по иску главы крестьянского фермерского хозяйства Литвинова Николая Георгиевича (ОГРН 304264630000176, с. Серафимское) к администрации муниципального образования села Серафимовского Арзгирского района Ставропольского края (ОГРН 1032601791309, с. Серафимовское) и администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края (ОГРН 1042600685050, с. Арзгир) о признании незаконным отказа от 22.09.2016 N 977/02-10 и обязании предоставить земельный участок с кадастровым номером 26:10:090102:0036 в аренду на новый срок, при участии в судебном заседании: от главы крестьянского фермерского хозяйства Литвинова Николая Георгиевича: Семеновой К.С. - представителя по доверенности от 17.10.2016; в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
установил:
глава КФХ Литвинов Н.Г. (далее - глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации муниципального образования села Серафимовского Арзгирского района (далее - администрация села) о признании незаконным отказа от 22.09.2016 N 977/02-10 в предоставлении в аренду в преимущественном порядке земельного участка и обязании предоставить в аренду на новый срок земельный участок с кадастровым номером 26:10:090102:0036, общей площадью 1 010 000 кв. м, адрес (местоположение): участок находится примерно в 4978 м по направлению на северо-запад от ориентира с. Серафимовское, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Ставропольский край, Арзгирский район.
Определением суда от 10.01.2017 вторым заинтересованным лицом привлечена администрация Арзгирского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация района).
Решением от 27.03.2017 суд признал незаконным как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации отказ администрации села от 22.09.2016 N 977/02-10 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:10:090102:36. Обязал администрацию района в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:10:090102:36 в трех экземплярах, подписать их и направить (выдать) для подписания главе КФХ. Взыскал с администрации села и администрации района в пользу главы КФХ Литвинова Николая Георгиевича по 150 рублей судебных расходов с каждого.
Не согласившись с принятым решением, администрация района и администрация села обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт ссылаясь на нарушение норм права и не применение закона, подлежащего применению.
Глава КФХ направил отзывы на апелляционные жалобы, в которых просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель главы КФХ просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалоб, отзывов на апелляционные жалобы, выслушав представителя главы КФХ и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельства N 74 о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства заявитель был зарегистрирован в качестве крестьянского хозяйства с наименованием "Андреево" без образования юридического лица, главой КХФ зарегистрирован Литвинов Н.Г.
16 ноября 2000 года Арзгирской районной государственной администрацией и КФХ "Андреево" в лице главы КФХ Литвинова Н.Г. (арендатор) был заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с которым арендатору был предоставлен земельный участок площадью 101 га, для сельскохозяйственного использования, сроком на 5 лет. Названный договор был зарегистрирован учреждением юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22.12.2000 за N 2601-10-13/2000-1087, что подтверждается штампом на договоре.
16 ноября 2005 года администрацией Арзгирского муниципального района Ставропольского края с главой крестьянского (фермерского) хозяйства Литвиновым Николаем Георгиевичем (арендатор) заключен договор N 1/39 аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, в соответствии с которым арендатору передан в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:10:090102:36, площадью 101 га кв. м, находящийся примерно в 4 978 м по направлению на северо-запад от ориентира - с. Серафимовское, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Ставропольский край, Арзгирский район, для сельскохозяйственного производства, на срок с 16.11.2005 по 27.08.2006.
24 августа 2006 года заявитель обратился в администрацию Арзгирского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:10:0901002:36.
На основании постановления администрации района N 169 от 28.08.2006 администрацией района (арендодатель) с главой КФХ Литвиновым Н.Г. (арендатор) заключен договор аренды N 23 от 06.10.2006 находящегося в государственной собственности земельного участка, в соответствии с которым арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения с кадастровым номером 26:10:0901002:36, площадью 101 га пастбищ, находящийся примерно в 4978 м по направлению на северо-запад от ориентира - с. Серафимовское, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Ставропольский край, Арзгирский район, для сельскохозяйственного производства, на срок с 28.08.2006 по 27.08.2016.
Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 18.11.2006 за номером 26-26-20/009/2006-115.
23 августа 2016 года глава КФХ обратился в администрацию села с заявлением о продлении срока действия договора аренды N 23 и предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:10:0901002:36 в аренду на 10 лет на основании пункта 3 и пункта 5 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Письмом N 977/02-10 от 22.09.2016 администрация села сообщила главе КФХ о невозможности продления договора аренды и предоставления земельного участка в аренду в преимущественном порядке в связи с подачей заявления позднее, чем за три месяца до истечения срока действия договора, а также уведомила о прекращении договора аренды N 23 от 06.10.2006, приложив проект соглашения о прекращении договора.
Считая названный отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, глава КФХ обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для вынесения оспариваемого отказа послужила подача главой КФХ заявления о продлении договора позднее, чем за 3 месяца до истечения срока действия договора, пунктом 4.3.3 которого предусмотрено, что лицо по истечении срока действия договора в преимущественном порядке перед другими лицами вправе заключить договор аренды на новый срок по письменному заявлению, направленному арендодателю не позднее чем за 3 месяца до истечения срока действия договора.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Согласно пункту 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
Если арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил договор аренды с другим лицом, арендатор вправе по своему выбору потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, либо только возмещения таких убытков.
В пунктах 2, 3 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" указано, что по смыслу части третьей пункта 1 статьи 621 ГК РФ преимущественным правом на заключение договора аренды обладает не только арендатор по действующему договору аренды, но и арендатор по договору, который был прекращен в течение года до заключения договора аренды с другим лицом или проведения торгов для заключения такого договора, при условии письменного уведомления арендодателя в порядке, установленном абзацем первым пункта 1 статьи 621 ГК РФ, о желании заключить новый договор аренды. Поскольку положения, предусматривающие обязательность проведения торгов, не лишают арендатора государственного или муниципального имущества принадлежащего ему в силу статьи 621 ГК РФ преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок, такой арендатор вне зависимости от того, являлся ли он участником указанных торгов, вправе потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному на торгах договору.
Из смысла названных норм преимущественное право арендатора может быть реализовано арендатором путем перевода на себя прав и обязанностей по договору в случае передачи арендодателем спорного имущества в аренду третьему лицу, а также в рамках проведении конкурса или аукциона на право заключения договора аренды государственного или муниципального имущества.
Пунктом 3 статьи 22 ЗК РФ предусматривалось, что по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 названного кодекса.
С 1 марта 2015 года названный пункт утратил силу.
Земельный участок использовался заявителем для ведения сельскохозяйственного производства.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
Вопрос о предоставлении участка сельскохозяйственного назначения путем заключения нового договора аренды без проведения торгов регулируется специальной нормой ЗК РФ - подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Таким образом, глава V.1 Земельного кодекса предусматривает иной порядок заключения нового договора аренды - в рамках административной процедуры предоставления земельных участков без торгов, в отличие от реализации преимущественного права арендатора, предусмотренного статьями 621 ГК РФ и 22 ЗК РФ и пунктом 4.3.3 договора аренды.
Согласно пункту 1 статьи 39.17 Земельного кодекса в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Кодекса оснований; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; цель использования земельного участка; реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем. Пунктом 2 статьи 39.17 ЗК РФ установлено, что к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39.15 Кодекса.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса предусмотрено представление документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренных перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Подпунктами 4 - 6 названной статьи предусмотрено представление: документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя; заверенного перевода на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; подготовленных некоммерческой организацией, созданной гражданами, списков ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
Ссылки в отзыве на заявление на необходимость предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка либо кадастровой выписки об испрашиваемом земельном участке; выписки из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок являются необоснованными, поскольку согласно пункту 60 перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1, данные документы запрашиваются органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, посредством межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Наличие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, не выявлено.
Доказательств, свидетельствующих о нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, в материалы дела не предоставлено.
Заявителем представлены доказательства, подтверждающие отсутствие нарушений, в том числе: справка администрации Арзгирского муниципального района от 24.08.2016 N 63 об отсутствии задолженности по арендным платежам по состоянию на 23.08.2016; справка управления Росреестра от 24.08.2016 N 26-01-38 об отсутствии факта привлечения главы КФХ к административной ответственности за нарушение земельного законодательства; справка административной комиссии Арзгирского муниципального района от 29.08.2016 N 108/16 о том, что глава КФХ к административной ответственности за правонарушение в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения не привлекался; письмо Россельхознадзора от 07.09.2016 N ФССК-ПС-01-04/3585 о том, что в ходе проведенного обследования земельного участка с кадастровым номером 26:10:090103:0036 нарушений земельного законодательства не выявлено. Заявление подписано лично главой КФХ.
Доводы администрации села об отсутствии в заявлении указаний на основание для предоставления земельного участка без торгов правомерно отклонены судом, поскольку в данном случае основание для приобретения участка изложено в заявлении путем указания на новое предоставление в аренду земельного участка со ссылкой на ранее заключенный договор, то есть обстоятельств, подпадающих под действие именно подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Цель использования земельного участка также указана в заявлении - для сельскохозяйственного использования.
На момент обращения главы КФХ за предоставлением земельного участка органом, уполномоченным на распоряжение спорным земельным участком, относящимся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, являлась администрация села (статья 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ с учетом наличия утвержденных решением Совета депутатов МО села Серафимовского от 16.10.2012 N 110 Правил землепользования и застройки муниципального образования).
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2017 в статью 3.3 Закона N 137-ФЗ были внесены изменения, согласно которым распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных вышеназванным пунктом.
Таким образом, изменен порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Следовательно, с 01.01.2017 распорядителем спорного земельного участка является администрация района, поэтому обязанность устранить нарушения - совершить действия, предусмотренные пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ, следует возложить на нее.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заинтересованных лиц.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.03.2017 по делу N А63-13220/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.07.2017 N 16АП-2008/2017 ПО ДЕЛУ N А63-13220/2016
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2017 г. по делу N А63-13220/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Годило Н.Н.. Жукова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Авдыш М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края и администрации муниципального образования села Серафимовского Арзгирского района Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.03.2017 по делу N А63-13220/2016 по иску главы крестьянского фермерского хозяйства Литвинова Николая Георгиевича (ОГРН 304264630000176, с. Серафимское) к администрации муниципального образования села Серафимовского Арзгирского района Ставропольского края (ОГРН 1032601791309, с. Серафимовское) и администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края (ОГРН 1042600685050, с. Арзгир) о признании незаконным отказа от 22.09.2016 N 977/02-10 и обязании предоставить земельный участок с кадастровым номером 26:10:090102:0036 в аренду на новый срок, при участии в судебном заседании: от главы крестьянского фермерского хозяйства Литвинова Николая Георгиевича: Семеновой К.С. - представителя по доверенности от 17.10.2016; в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
установил:
глава КФХ Литвинов Н.Г. (далее - глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации муниципального образования села Серафимовского Арзгирского района (далее - администрация села) о признании незаконным отказа от 22.09.2016 N 977/02-10 в предоставлении в аренду в преимущественном порядке земельного участка и обязании предоставить в аренду на новый срок земельный участок с кадастровым номером 26:10:090102:0036, общей площадью 1 010 000 кв. м, адрес (местоположение): участок находится примерно в 4978 м по направлению на северо-запад от ориентира с. Серафимовское, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Ставропольский край, Арзгирский район.
Определением суда от 10.01.2017 вторым заинтересованным лицом привлечена администрация Арзгирского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация района).
Решением от 27.03.2017 суд признал незаконным как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации отказ администрации села от 22.09.2016 N 977/02-10 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:10:090102:36. Обязал администрацию района в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:10:090102:36 в трех экземплярах, подписать их и направить (выдать) для подписания главе КФХ. Взыскал с администрации села и администрации района в пользу главы КФХ Литвинова Николая Георгиевича по 150 рублей судебных расходов с каждого.
Не согласившись с принятым решением, администрация района и администрация села обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт ссылаясь на нарушение норм права и не применение закона, подлежащего применению.
Глава КФХ направил отзывы на апелляционные жалобы, в которых просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель главы КФХ просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалоб, отзывов на апелляционные жалобы, выслушав представителя главы КФХ и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельства N 74 о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства заявитель был зарегистрирован в качестве крестьянского хозяйства с наименованием "Андреево" без образования юридического лица, главой КХФ зарегистрирован Литвинов Н.Г.
16 ноября 2000 года Арзгирской районной государственной администрацией и КФХ "Андреево" в лице главы КФХ Литвинова Н.Г. (арендатор) был заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с которым арендатору был предоставлен земельный участок площадью 101 га, для сельскохозяйственного использования, сроком на 5 лет. Названный договор был зарегистрирован учреждением юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22.12.2000 за N 2601-10-13/2000-1087, что подтверждается штампом на договоре.
16 ноября 2005 года администрацией Арзгирского муниципального района Ставропольского края с главой крестьянского (фермерского) хозяйства Литвиновым Николаем Георгиевичем (арендатор) заключен договор N 1/39 аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, в соответствии с которым арендатору передан в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:10:090102:36, площадью 101 га кв. м, находящийся примерно в 4 978 м по направлению на северо-запад от ориентира - с. Серафимовское, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Ставропольский край, Арзгирский район, для сельскохозяйственного производства, на срок с 16.11.2005 по 27.08.2006.
24 августа 2006 года заявитель обратился в администрацию Арзгирского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:10:0901002:36.
На основании постановления администрации района N 169 от 28.08.2006 администрацией района (арендодатель) с главой КФХ Литвиновым Н.Г. (арендатор) заключен договор аренды N 23 от 06.10.2006 находящегося в государственной собственности земельного участка, в соответствии с которым арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения с кадастровым номером 26:10:0901002:36, площадью 101 га пастбищ, находящийся примерно в 4978 м по направлению на северо-запад от ориентира - с. Серафимовское, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Ставропольский край, Арзгирский район, для сельскохозяйственного производства, на срок с 28.08.2006 по 27.08.2016.
Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 18.11.2006 за номером 26-26-20/009/2006-115.
23 августа 2016 года глава КФХ обратился в администрацию села с заявлением о продлении срока действия договора аренды N 23 и предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:10:0901002:36 в аренду на 10 лет на основании пункта 3 и пункта 5 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Письмом N 977/02-10 от 22.09.2016 администрация села сообщила главе КФХ о невозможности продления договора аренды и предоставления земельного участка в аренду в преимущественном порядке в связи с подачей заявления позднее, чем за три месяца до истечения срока действия договора, а также уведомила о прекращении договора аренды N 23 от 06.10.2006, приложив проект соглашения о прекращении договора.
Считая названный отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, глава КФХ обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для вынесения оспариваемого отказа послужила подача главой КФХ заявления о продлении договора позднее, чем за 3 месяца до истечения срока действия договора, пунктом 4.3.3 которого предусмотрено, что лицо по истечении срока действия договора в преимущественном порядке перед другими лицами вправе заключить договор аренды на новый срок по письменному заявлению, направленному арендодателю не позднее чем за 3 месяца до истечения срока действия договора.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Согласно пункту 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
Если арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил договор аренды с другим лицом, арендатор вправе по своему выбору потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, либо только возмещения таких убытков.
В пунктах 2, 3 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" указано, что по смыслу части третьей пункта 1 статьи 621 ГК РФ преимущественным правом на заключение договора аренды обладает не только арендатор по действующему договору аренды, но и арендатор по договору, который был прекращен в течение года до заключения договора аренды с другим лицом или проведения торгов для заключения такого договора, при условии письменного уведомления арендодателя в порядке, установленном абзацем первым пункта 1 статьи 621 ГК РФ, о желании заключить новый договор аренды. Поскольку положения, предусматривающие обязательность проведения торгов, не лишают арендатора государственного или муниципального имущества принадлежащего ему в силу статьи 621 ГК РФ преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок, такой арендатор вне зависимости от того, являлся ли он участником указанных торгов, вправе потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному на торгах договору.
Из смысла названных норм преимущественное право арендатора может быть реализовано арендатором путем перевода на себя прав и обязанностей по договору в случае передачи арендодателем спорного имущества в аренду третьему лицу, а также в рамках проведении конкурса или аукциона на право заключения договора аренды государственного или муниципального имущества.
Пунктом 3 статьи 22 ЗК РФ предусматривалось, что по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 названного кодекса.
С 1 марта 2015 года названный пункт утратил силу.
Земельный участок использовался заявителем для ведения сельскохозяйственного производства.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
Вопрос о предоставлении участка сельскохозяйственного назначения путем заключения нового договора аренды без проведения торгов регулируется специальной нормой ЗК РФ - подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Таким образом, глава V.1 Земельного кодекса предусматривает иной порядок заключения нового договора аренды - в рамках административной процедуры предоставления земельных участков без торгов, в отличие от реализации преимущественного права арендатора, предусмотренного статьями 621 ГК РФ и 22 ЗК РФ и пунктом 4.3.3 договора аренды.
Согласно пункту 1 статьи 39.17 Земельного кодекса в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Кодекса оснований; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; цель использования земельного участка; реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем. Пунктом 2 статьи 39.17 ЗК РФ установлено, что к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39.15 Кодекса.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса предусмотрено представление документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренных перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Подпунктами 4 - 6 названной статьи предусмотрено представление: документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя; заверенного перевода на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; подготовленных некоммерческой организацией, созданной гражданами, списков ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
Ссылки в отзыве на заявление на необходимость предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка либо кадастровой выписки об испрашиваемом земельном участке; выписки из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок являются необоснованными, поскольку согласно пункту 60 перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1, данные документы запрашиваются органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, посредством межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Наличие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, не выявлено.
Доказательств, свидетельствующих о нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, в материалы дела не предоставлено.
Заявителем представлены доказательства, подтверждающие отсутствие нарушений, в том числе: справка администрации Арзгирского муниципального района от 24.08.2016 N 63 об отсутствии задолженности по арендным платежам по состоянию на 23.08.2016; справка управления Росреестра от 24.08.2016 N 26-01-38 об отсутствии факта привлечения главы КФХ к административной ответственности за нарушение земельного законодательства; справка административной комиссии Арзгирского муниципального района от 29.08.2016 N 108/16 о том, что глава КФХ к административной ответственности за правонарушение в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения не привлекался; письмо Россельхознадзора от 07.09.2016 N ФССК-ПС-01-04/3585 о том, что в ходе проведенного обследования земельного участка с кадастровым номером 26:10:090103:0036 нарушений земельного законодательства не выявлено. Заявление подписано лично главой КФХ.
Доводы администрации села об отсутствии в заявлении указаний на основание для предоставления земельного участка без торгов правомерно отклонены судом, поскольку в данном случае основание для приобретения участка изложено в заявлении путем указания на новое предоставление в аренду земельного участка со ссылкой на ранее заключенный договор, то есть обстоятельств, подпадающих под действие именно подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Цель использования земельного участка также указана в заявлении - для сельскохозяйственного использования.
На момент обращения главы КФХ за предоставлением земельного участка органом, уполномоченным на распоряжение спорным земельным участком, относящимся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, являлась администрация села (статья 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ с учетом наличия утвержденных решением Совета депутатов МО села Серафимовского от 16.10.2012 N 110 Правил землепользования и застройки муниципального образования).
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2017 в статью 3.3 Закона N 137-ФЗ были внесены изменения, согласно которым распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных вышеназванным пунктом.
Таким образом, изменен порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Следовательно, с 01.01.2017 распорядителем спорного земельного участка является администрация района, поэтому обязанность устранить нарушения - совершить действия, предусмотренные пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ, следует возложить на нее.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заинтересованных лиц.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.03.2017 по делу N А63-13220/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.И.ДЖАМБУЛАТОВ
Судьи
Н.Н.ГОДИЛО
Е.В.ЖУКОВ
С.И.ДЖАМБУЛАТОВ
Судьи
Н.Н.ГОДИЛО
Е.В.ЖУКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)