Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
- от заявителя, ЗАО "Аквасток": не явились, извещены;
- от заинтересованного лица, ГКУ Московской области "Мособллес": Козиков В.В. по доверенности от 20.07.16 N 49,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес" на решение Арбитражного суда Московской области от 28 февраля 2017 года по делу N А41-81965/16, принятое судьей Гвоздевым Ю.Г., по заявлению ЗАО "Аквасток" к ГКУ Московской области "Мособллес" о признании недействительным предписания N 02/257/2016 от 01.11.2016 года,
установил:
ЗАО "Аквасток" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ГКУ Московской области "Мособллес" (далее - ГКУ МО "Мособллес", административный орган) с требованием признать недействительным в полном объеме предписание государственного лесного инспектора Московской области ГКУ МО "Мособллес" Юдина С.В. N 02/257/2016 от 01.11.2016 года.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 февраля 2017 года по делу N А41-81965/16 требования ЗАО "Аквасток" удовлетворены в части.
Признано недействительным предписание ГКУ МО "Мособллес" от 01.11.2016 N 02-257/2016 в части, обязывающей ЗАО "Аквасток" устранить нарушение исключительно путем освобождения самовольно занятой территории государственного лесного фонда в квартале 14, выделе 6 Воскресенского участкового лесничества Виноградовского филиала ГКУ "Мособллес", расположенного вблизи г. Воскресенск Московской области, проведения рекультивации дороги, восстановления лесных культур.
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ГКУ МО "Мособллес" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Общество является арендатором земельного участка площадью 900 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Воскресенский район, д. Маришкино, водозаборный узел "Лесной", который используется для эксплуатации арендованной Обществом артезианской скважины N 11а в целях водоснабжения г. Воскресенска.
11 октября 2016 года при патрулировании земель лесного фонда в квартале 14 выделе 6 Воскресенского участкового лесничества государственным лесным инспектором Московской области старшим участковым лесничим Воскресенского участкового лесничества Виноградовского филиала ГКУ МО "Мособллес" Юдиным С.В., было выявлено нарушение лесного законодательства, а именно, в количестве трех человек в форме без опознавательных знаков на автомобиле "Газель" N Е 819 МР 150 проехал по дороге через лесные культуры к водосборнику, который находится в квартале 14 выделе 6 Воскресенского участкового лесничества.
В устной беседе люди пояснили, что они работают в ЗАО "Аквасток", и что это дорогу сделало их руководство во главе с главным инженером Янущиком В.В.
Ширина дороги составила 4 метра, протяженностью 56 метров.
Дорога была обустроена путем сгребания и выравнивания верхнего слоя грунта неустановленным механизмом.
В результате обустройства дороги были уничтожены лесные культуры, посажанные осенью 2016 года.
Площадь уничтожения культур составила 0,0224 га.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте осмотра территории лесного участка от 11.10.2016 с приложением фотоматериалов.
В целях устранения выявленных нарушений Обществу выдано предписание N 02-257/2016 от 01.11.2016 г., в котором указало освободить самовольно занятую территорию государственного лесного фонда, произвести рекультивацию дороги, восстановить лесные культуры в срок до 05.12.2016 г.
Не согласившись с выданным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, учетом положений ст. ст. 198, 200 АПК РФ, правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 названного Кодекса.
Частями 2, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (статья 9 Лесного кодекса Российской Федерации).
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (статья 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
В статье 24 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) определено, что использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Согласно части 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 45 ЛК РФ).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 3, 4 Правил, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации для строительства линейных объектов.
Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 96 Лесного кодекса РФ, в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований лесного законодательства РФ осуществляется федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана).
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора, а также государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.
Должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: 1) предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использования лесов; 2) осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 3) проверять у граждан документы, подтверждающие право осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение; 4) пресекать нарушения лесного законодательства, в том числе приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных настоящим Кодексом документов; 5) ограничивать и предотвращать доступ граждан, въезд транспортных средств на лесные участки в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах; 6) осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства; 7) составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение; 8) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки; 9) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание; 10) уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и о выявленных нарушениях; 11) предъявлять гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, требования об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений.
11.10.2016 при проведении уполномоченным лицом административного органа патрулирования территории лесного фонда установлено использование работниками ЗАО "Аквасток" лесной дороги для проезда к используемому Обществом объекту - артезианской скважине.
Кроме того, установлено, что на указанной дороге ликвидированы лесные насаждения, посажанные осенью 2016 года в рамках утвержденного ГКУ МО "Мособллес" 24.03.2016 проекта лесовосстановления.
Опрошенная по данному факту представитель Общества Саютина Е.В. (доверенность от 31.10.2016) пояснила, что действующая артезианская скважина 11а построена в 1972 году, в течение 44 лет эксплуатации объекта существовала подъездная дорога для проезда транспортных средств, которая была ликвидирована при посадке новых насаждений.
Об изменении маршрута для проезда транспортных средств ЗАО "Аквасток" не уведомлялся.
В целях эксплуатации артезианской скважины, являющейся объектом жизнеобеспечения г. Воскресенск подъездная дорога была восстановлена.
Указанные пояснения зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 01.11.2016 N 02-257/2016.
Суд первой инстанции правомерно указал, что Обществом не были представлены документы, подтверждающие право Общества на создание и эксплуатацию лесной дороги.
Спорная лесная дорога действительно существовала, однако возникла стихийно, какими-либо документами не оформлена, в лесоустроительной документации не обозначена.
Представленными в дело доказательствами также не подтверждается, что спорная лесная дорога была создана в публичных интересах и является автомобильной дорогой общего пользования.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции стороны также не смогли пояснить суду о наличии или отсутствии возможности проезда к арендованному Обществом земельному участку с использованием иных подъездных путей, данный вопрос административным органом не выяснялся.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что Общество эксплуатировало лесную дорогу при осуществлении своей предпринимательской деятельности в отсутствие законных оснований.
Следовательно, административным органом правомерно выдано оспариваемое предписание, направленное на устранение выявленного нарушения лесного законодательства.
Предписание выдано надлежащему субъекту уполномоченным должностным лицом в рамках компетенции с соблюдением установленного порядка.
Вместе с тем, в выданном предписании административный орган обязывает Общество устранить нарушение определенным способом, а именно путем освобождения самовольно занятой территории государственного лесного фонда в квартале 14, выделе 6 Воскресенского участкового лесничества Виноградовского филиала ГКУ "Мособллес", расположенного вблизи г. Воскресенск Московской области, проведения рекультивации дороги, восстановления лесных культур.
При этом административным органом не приняты во внимание, что использование дороги необходимо для обслуживания артезианской скважины, являющейся одним из объектов водоснабжения г. Воскресенска, не выяснен вопрос о возможности использования иных подъездных путей к указанной скважине, не предоставлена возможность эксплуатации лесной дороги с оформлением необходимых правоустанавливающих документов.
Следовательно, как правомерно указал суд первой инстанции, в этой части оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы Общества, поскольку необоснованно ограничивает права Общества при осуществлении деятельности по использованию арендованной артезианской скважины.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы о том, что требование о рекультивации и восстановление лесных культур является законным, не является основания для отмены решения суда первой инстанции, с учетом отсутствия сведений о возможности эксплуатации лесной дороги с оформлением необходимых правоустанавливающих документов.
При этом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 28.02.2017 года по делу N А41-81965/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.05.2017 N 10АП-5182/2017 ПО ДЕЛУ N А41-81965/16
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2017 г. по делу N А41-81965/16
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
- от заявителя, ЗАО "Аквасток": не явились, извещены;
- от заинтересованного лица, ГКУ Московской области "Мособллес": Козиков В.В. по доверенности от 20.07.16 N 49,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес" на решение Арбитражного суда Московской области от 28 февраля 2017 года по делу N А41-81965/16, принятое судьей Гвоздевым Ю.Г., по заявлению ЗАО "Аквасток" к ГКУ Московской области "Мособллес" о признании недействительным предписания N 02/257/2016 от 01.11.2016 года,
установил:
ЗАО "Аквасток" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ГКУ Московской области "Мособллес" (далее - ГКУ МО "Мособллес", административный орган) с требованием признать недействительным в полном объеме предписание государственного лесного инспектора Московской области ГКУ МО "Мособллес" Юдина С.В. N 02/257/2016 от 01.11.2016 года.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 февраля 2017 года по делу N А41-81965/16 требования ЗАО "Аквасток" удовлетворены в части.
Признано недействительным предписание ГКУ МО "Мособллес" от 01.11.2016 N 02-257/2016 в части, обязывающей ЗАО "Аквасток" устранить нарушение исключительно путем освобождения самовольно занятой территории государственного лесного фонда в квартале 14, выделе 6 Воскресенского участкового лесничества Виноградовского филиала ГКУ "Мособллес", расположенного вблизи г. Воскресенск Московской области, проведения рекультивации дороги, восстановления лесных культур.
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ГКУ МО "Мособллес" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Общество является арендатором земельного участка площадью 900 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Воскресенский район, д. Маришкино, водозаборный узел "Лесной", который используется для эксплуатации арендованной Обществом артезианской скважины N 11а в целях водоснабжения г. Воскресенска.
11 октября 2016 года при патрулировании земель лесного фонда в квартале 14 выделе 6 Воскресенского участкового лесничества государственным лесным инспектором Московской области старшим участковым лесничим Воскресенского участкового лесничества Виноградовского филиала ГКУ МО "Мособллес" Юдиным С.В., было выявлено нарушение лесного законодательства, а именно, в количестве трех человек в форме без опознавательных знаков на автомобиле "Газель" N Е 819 МР 150 проехал по дороге через лесные культуры к водосборнику, который находится в квартале 14 выделе 6 Воскресенского участкового лесничества.
В устной беседе люди пояснили, что они работают в ЗАО "Аквасток", и что это дорогу сделало их руководство во главе с главным инженером Янущиком В.В.
Ширина дороги составила 4 метра, протяженностью 56 метров.
Дорога была обустроена путем сгребания и выравнивания верхнего слоя грунта неустановленным механизмом.
В результате обустройства дороги были уничтожены лесные культуры, посажанные осенью 2016 года.
Площадь уничтожения культур составила 0,0224 га.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте осмотра территории лесного участка от 11.10.2016 с приложением фотоматериалов.
В целях устранения выявленных нарушений Обществу выдано предписание N 02-257/2016 от 01.11.2016 г., в котором указало освободить самовольно занятую территорию государственного лесного фонда, произвести рекультивацию дороги, восстановить лесные культуры в срок до 05.12.2016 г.
Не согласившись с выданным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, учетом положений ст. ст. 198, 200 АПК РФ, правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 названного Кодекса.
Частями 2, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (статья 9 Лесного кодекса Российской Федерации).
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (статья 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
В статье 24 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) определено, что использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Согласно части 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 45 ЛК РФ).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 3, 4 Правил, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации для строительства линейных объектов.
Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 96 Лесного кодекса РФ, в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований лесного законодательства РФ осуществляется федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана).
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора, а также государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.
Должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: 1) предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использования лесов; 2) осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 3) проверять у граждан документы, подтверждающие право осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение; 4) пресекать нарушения лесного законодательства, в том числе приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных настоящим Кодексом документов; 5) ограничивать и предотвращать доступ граждан, въезд транспортных средств на лесные участки в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах; 6) осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства; 7) составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение; 8) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки; 9) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание; 10) уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и о выявленных нарушениях; 11) предъявлять гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, требования об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений.
11.10.2016 при проведении уполномоченным лицом административного органа патрулирования территории лесного фонда установлено использование работниками ЗАО "Аквасток" лесной дороги для проезда к используемому Обществом объекту - артезианской скважине.
Кроме того, установлено, что на указанной дороге ликвидированы лесные насаждения, посажанные осенью 2016 года в рамках утвержденного ГКУ МО "Мособллес" 24.03.2016 проекта лесовосстановления.
Опрошенная по данному факту представитель Общества Саютина Е.В. (доверенность от 31.10.2016) пояснила, что действующая артезианская скважина 11а построена в 1972 году, в течение 44 лет эксплуатации объекта существовала подъездная дорога для проезда транспортных средств, которая была ликвидирована при посадке новых насаждений.
Об изменении маршрута для проезда транспортных средств ЗАО "Аквасток" не уведомлялся.
В целях эксплуатации артезианской скважины, являющейся объектом жизнеобеспечения г. Воскресенск подъездная дорога была восстановлена.
Указанные пояснения зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 01.11.2016 N 02-257/2016.
Суд первой инстанции правомерно указал, что Обществом не были представлены документы, подтверждающие право Общества на создание и эксплуатацию лесной дороги.
Спорная лесная дорога действительно существовала, однако возникла стихийно, какими-либо документами не оформлена, в лесоустроительной документации не обозначена.
Представленными в дело доказательствами также не подтверждается, что спорная лесная дорога была создана в публичных интересах и является автомобильной дорогой общего пользования.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции стороны также не смогли пояснить суду о наличии или отсутствии возможности проезда к арендованному Обществом земельному участку с использованием иных подъездных путей, данный вопрос административным органом не выяснялся.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что Общество эксплуатировало лесную дорогу при осуществлении своей предпринимательской деятельности в отсутствие законных оснований.
Следовательно, административным органом правомерно выдано оспариваемое предписание, направленное на устранение выявленного нарушения лесного законодательства.
Предписание выдано надлежащему субъекту уполномоченным должностным лицом в рамках компетенции с соблюдением установленного порядка.
Вместе с тем, в выданном предписании административный орган обязывает Общество устранить нарушение определенным способом, а именно путем освобождения самовольно занятой территории государственного лесного фонда в квартале 14, выделе 6 Воскресенского участкового лесничества Виноградовского филиала ГКУ "Мособллес", расположенного вблизи г. Воскресенск Московской области, проведения рекультивации дороги, восстановления лесных культур.
При этом административным органом не приняты во внимание, что использование дороги необходимо для обслуживания артезианской скважины, являющейся одним из объектов водоснабжения г. Воскресенска, не выяснен вопрос о возможности использования иных подъездных путей к указанной скважине, не предоставлена возможность эксплуатации лесной дороги с оформлением необходимых правоустанавливающих документов.
Следовательно, как правомерно указал суд первой инстанции, в этой части оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы Общества, поскольку необоснованно ограничивает права Общества при осуществлении деятельности по использованию арендованной артезианской скважины.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы о том, что требование о рекультивации и восстановление лесных культур является законным, не является основания для отмены решения суда первой инстанции, с учетом отсутствия сведений о возможности эксплуатации лесной дороги с оформлением необходимых правоустанавливающих документов.
При этом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 28.02.2017 года по делу N А41-81965/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
Н.В.МАРЧЕНКОВА
Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
П.А.ИЕВЛЕВ
Н.В.МАРЧЕНКОВА
Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
П.А.ИЕВЛЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)