Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.06.2017 N 13АП-10653/2017 ПО ДЕЛУ N А56-81470/2016

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2017 г. N 13АП-10653/2017

Дело N А56-81470/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Колосовой Ж.В.
судей Жиляевой Е.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Волковой Е.В.
при участии:
от заявителя: представитель Мохин И.Н. по доверенности от 20.11.2016
от заинтересованных лиц: представитель Денисов В.В. по доверенности от 28.12.2016 и по доверенности от 28.12.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10653/2017) закрытого акционерного общества "ТРИУМФ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.03.2017 по делу N А56-81470/2016 (судья Воробьева Ю.В.), принятое
по заявлению закрытого акционерного общества "ТРИУМФ"
заинтересованные лица: 1) администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, 2) Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области
о признании незаконным действия, обязании,
установил:

Закрытое акционерное общество "ТРИУМФ" (188970, Ленинградская обл., Выборгский р-н, пос. Бородинское, ОГРН: 1034700879510, далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, ул. Ушакова, д. 1; ОГРН: 1034700894689, далее - Комитет), выразившихся в отказе Комитета, изложенного в письме от 14.11.2016 (N оз-5084), а также об обязании Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, ул. Советская, д. 12; ОГРН: 1054700191391, далее - Администрация) не позднее одного месяца с момента вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении Обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 47:01:0812001:465, земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н МО "Каменногорское городское поселение" вблизи пос. Михалево, и направить ему проект договора купли-продажи земельного участка.
Решением от 10.03.2017 суд отказал в удовлетворении требований.
Общество не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
По мнению подателя апелляционной жалобы, судом не принято во внимание, что Обществом в материалы дела были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что Общество является сельскохозяйственной организацией, при этом, Обществом были предоставлены в суд и доказательства использования земельного участка по целевому назначению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заинтересованных лиц возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 06.08.2014 Общество обратилось к Главе Администрации с заявлением N 54 о предоставлении за плату земельного участка площадью 197 727 кв. м с кадастровым номером 47:01:0812001:465, земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район МО "Каменногорское городское поселение" вблизи пос. Михалево (далее - Участок, земельный участок).
В обоснование заявления Общество ссылалось на то, что на испрашиваемом Участке расположены принадлежащие Обществу на праве собственности объекты недвижимости, а именно:
- - сенной сарай, назначение нежилое, 1-этажный, общей площадью 979,80 кв. м, инв. N 50, лит. А а, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Выборгский район МО "Каменногорское городское поселение" вблизи пос. Михалево д. б/н, кадастровый номер 47:01:0000000:21367;
- - сенной сарай, назначение нежилое, 1-этажный, общей площадью 972 кв. м, инв. N 50, лит. Б, расположенный по адресу: Ленинградская область, Выборгский район МО "Каменногорское городское поселение" вблизи пос. Михалево д. б/н, кадастровый номер 47:01:0000000:20585.
Сформированный земельный участок образован из состава земель, принадлежащих Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования с кадастровым номером 47:01:00-00-000:0055 на основании Постановления Главы Администрации N 918 от 14.04.1994.
По материалам инвентаризации земель Общества данный земельный участок с кадастровым номером 47:01:0812001:465 представляет собой единую неделимую производственную территорию (контур N 760 на картах М1:10000).
Письмом N 03-344 от 19.09.2014 Администрация указала на необходимость предоставить сведения в обоснование размера земельного участка, в связи с чем Обществом предоставлена Справка о земельном участке и обоснование размера (исх. N 137 от 22.12.2014).
Письмом от 17.04.2015 N 24 Общество повторно обратилось с заявлением о предоставлении Участка за плату.
Письмом от 16.04.2015 N А-16-42 Администрация направила Обществу повторный отказ.
21.10.2016 Общество в третий раз обратилось с заявлением о предоставлении за плату Участка.
Письмом Администрации N оз-5084 от 14.11.2016 Обществу отказано в предоставлении Участка за плату, с указанием на возможности выкупа земельного участка непосредственно под объектами недвижимости, находящимися на праве собственности, при этом рекомендовано сформировать земельный участок, находящийся непосредственно под строениями, находящимися в собственности Общества, а также представить документы, являющиеся доказательством использования участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования.
Ссылаясь на неправомерность названного отказа, Общество обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Применив нормы гражданского и процессуального законодательства, исследовав представленные доказательства, суд первой инстанции счел требования необоснованными.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 101-ФЗ отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, регулируются Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 4 статьи 1 Закона N 101-ФЗ приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном названным Законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Согласно пункту 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Из указанных норм следует, что право на выкуп земельных участков сельскохозяйственного назначения принадлежит лицам, имеющим статус сельскохозяйственных организаций или осуществляющим деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, которые используют принадлежащие им земельные участки по целевому назначению.
Пунктом 1.6 приказа Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 22.11.2005 N 244 "Об установлении перечня документов, представляемых сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, совместно с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения на имеющиеся у них земельные участки, находящиеся в собственности Ленинградской области, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, на право собственности или право аренды" установлено, что при обращении в целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, на право собственности или право аренды, сельскохозяйственные организации совместно с заявлением о переоформлении права на земельный участок предоставляют, в том числе документы, подтверждающие статус заявителя как сельскохозяйственной организации (копия расшифровки дохода по видам деятельности за последний отчетный период с отметкой о принятии налоговым органом, уведомление территориального органа Росстата о присвоении кодов Общероссийских классификаторов, иные документы).
Принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в собственность.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, при обращении в Комитет с заявлением от 20.10.2016 о предоставлении земельного участка в собственность заявитель не представил надлежащих документов в соответствии с названным выше Перечнем.
Данный факт подтвержден как материалами дела /л.д. 7/, так и пояснениями представителя Общества о том, что все необходимые документы им были представлены именно в суд первой инстанции в ходе судебного разбирательства, тем самым, заявителем не опровергнуты как основания для отказа Комитетом в предоставлении земельного участка на праве собственности со ссылкой на непредставление доказательств использования земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования, так и выводы суда первой инстанции о том, что Обществом не было представлено доказательств по использованию земельного участка по целевому назначению.
При этом, суд первой инстанции обосновано исходил из того, что часть из договоров, представленных Обществом в суд составлено после обращения в Комитет с названным выше заявлением, а остальные договоры ранее не представлялись и в Комитет.
Кроме того, ссылка Общества на представление в суд первой инстанции доказательств того, что оно имеет статус сельскохозяйственных организаций, отклоняется апелляционной коллегией, с учетом того, что все необходимые документы должны были быть представлены именно в Комитет как приложение к соответствующему заявлению.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия полагает, что отказ Комитета, выраженный в оспариваемом письме от 14.11.2016, в предоставлении в собственность названного выше земельного участка в собственность Обществу, в отсутствии всех необходимых документов, подтверждающих как статус сельскохозяйственных организаций, так и использования земельного участка по целевому назначению, является правомерным.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу том, что у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований заявителя, в отсутствие доказательств того, что действиями заинтересованного лица были нарушены права и законные интересы Общества.
При этом иные доводы подателя жалобы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в силу чего отсутствуют основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.03.2017 по делу N А56-81470/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Ж.В.КОЛОСОВА
Судьи
Е.В.ЖИЛЯЕВА
И.А.ТИМУХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)