Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.05.2016 N 15АП-6145/2016 ПО ДЕЛУ N А32-32749/2015

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2016 г. N 15АП-6145/2016

Дело N А32-32749/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Авдониной О.Г.,
судей Ломидзе О.Г., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Даниловым Е.С.,
при участии:
от истца: представителя Соболева А.С. по доверенности от 01.09.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Детско-юношеская спортивная школа "Пилот рейсинг Тим"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 01 марта 2016 года по делу N А32-32749/2015 (судья Данько М.М.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Детско-юношеская спортивная школа "Пилот рейсинг Тим" (ИНН 23040491047,
ОГРН 1072304000999)
к ответчикам министерству природных ресурсов Краснодарского края

о согласовании материалов проектирования лесных участков, регистрации права собственности Российской Федерации на образованные лесные участки, внесении изменений в договор аренды лесного участка,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Детско-юношеская спортивная школа "Пилот рейсинг тим" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - ответчик, министерство) с требованиями:
- обязать Министерство природных ресурсов Краснодарского края согласовать (утвердить) материалы проектирования лесных участков с кадастровым номером 23:40:0505000:82 площадью 94 264 кв. м и с кадастровым номером 23:40:0505000:83 площадью 1 484 735 кв. м,
- обязать Министерство природных ресурсов Краснодарского края зарегистрировать право собственности Российской Федерации на образованные лесные участки с кадастровым номером 23:40:0505000:82 площадью 94 264 кв. м и с кадастровым номером 23:40:0505000:83 площадью 1 484 735 кв. м,
- внести изменения в договор аренды лесного участка от 29.08.2008 N 08-03а-007 в части образования лесных участков с кадастровым номером 23:40:0505000:82 площадью 94 264 кв. м и с кадастровым номером 23:40:0505000:83 площадью 1 484 735 кв. м (уточненные в порядке статьи 49 АПК РФ требования - л.д. 106).
Исковые требования мотивированы необходимостью раздела предоставленного в аренду по договору от 29.08.2008 N 08-03а-007 участка лесного фонда для более рационального использования. Истец указал, что им было выполнено проектирование с целью раздела участка лесного фонда на два лесных участка площадью 94264 кв. м и 1484735 кв. м. Министерство необоснованно отказывает обществу в согласовании материалов проектирования с целью раздела первоначально предоставленного лесного участка и изменении условий договора аренды.
Определением суда от 26.10.2015 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - ТУ ФАУГИ в КК) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра по КК).
Решением суда от 01 марта 2016 года обществу в удовлетворении требований об обязании министерства согласовать материалы проектирования лесных участков с кадастровым номером 23:40:0505000:82 площадью 94 264 кв. м и с кадастровым номером 23:40:0505000:83 площадью 1 484 735 кв. м, а также в удовлетворении требования об обязании министерства зарегистрировать право собственности Российской Федерации на образованные лесные участки отказано. Требование истца о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 29.08.2008 N 08-03а-007 в части образования лесных участков с кадастровым номером 23:40:0505000:82 и с кадастровым номером 23:40:0505000:83 оставлено без рассмотрения ввиду несоблюдения истцом в указанной части досудебного порядка урегулирования спора.
Суд, отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, указал, что истцом не представлены доказательства возникновения или существования обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) допускающих изменение условий аукциона, по результатам которого заключен договор участка лесного фонда. Из разъяснений Минэкономразвития России от 11.10.2013 N 21709-ПК/Д23и и толкования положений Земельного кодекса Российской Федерации и Лесного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, полномочиями по принятию решений об образовании земельных участков из состава земель лесного фонда обладают уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Истец не доказал наделение ответчика правом на представление интересов Российской Федерации при регистрации прав на имущество федерального уровня собственности.
Общество обжаловало решение в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение отменить в полном объеме, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами:
- государственные услуги по заключению договоров аренды лесных участков оказываются именно Министерством природных ресурсов Краснодарского края. Наличие у министерства полномочий по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда предполагает право по формированию соответствующих участков, без которого осуществление полномочий по предварительному согласованию их предоставления невозможно. Следовательно, решение вопроса о разделе спорного лесного (земельного) участка находится в компетенции министерства. В силу пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации решения об образовании земельных участков могут быть приняты и на основании заявлений арендаторов земельных участков.
- министерству были предоставлены все необходимые документы для принятия решения об утверждении материалов проектирования. Пункт 2.1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации позволяет по решению суда изменить условия договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу указало, что предметом договора аренды от 29.08.2008 N 08-03а-007 является участок определенной площади, в определенных границах и определенной конфигурации с конкретным видом использования. Истец не представил доказательства возникновения обстоятельств, позволяющих в силу пункта 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации внести изменения в договор аренды. Общество до предъявления иска в суд не обращалось к министерству с предложением о внесении в договор аренды изменений в части образованных лесных участков с кадастровым номером 23:40:0505000:82 площадью 94 264 кв. м и с кадастровым номером 23:40:0505000:83 площадью 1 484 735 кв. м.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал. Пояснил, что необходимость раздела арендуемого участка лесного фонда обусловлена тем, что после раздела участка общество намерено отказаться от аренды одной части участка, оставив в пользовании другую часть участка.
Ответчики явку представителей в судебное заседание не обеспечили, будучи уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство просило рассмотреть дело без участия его представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие ответчиков.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 29.08.2008 департаментом лесного хозяйства Краснодарского края и ООО "Южная линия" был заключен договор N 08-03а-007 аренды лесного участка площадью 157,9 га, имеющего местоположение: Краснодарский край, лесничество Геленджикское, участковое лесничество Кабардинское, квартал 49А, выдел 1, 2, 3, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 43, 44, 45, 46, части выделов 47, номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-05-01-0800008, кадастровый номер 23:40:0505000:16.
По соглашению от 30.06.2010 ООО "Южная линия" передало права и обязанности арендатора по указанному договору ООО "Детско-юношеская спортивная школа "Пилот рейсинг тим".
Договор и соглашение прошли государственную регистрацию в уполномоченном органе.
Арендатор из предоставленного в аренду земельного участка площадью 157,9 га спроектировал два земельных участка: с кадастровым номером 23:40:0505000:82 площадью 94 264 кв. м и с кадастровым номером 23:40:0505000:83 площадью 1 484 735 кв. м.
Сведения об указанных земельных участках были внесены в государственный кадастр недвижимости 06.03.2015.
После этого 11.08.2015 общество обратилось в Министерство природных ресурсов Краснодарского края с заявлением о согласовании (утверждении) материалов проектирования арендованного лесного участка с целью раздела на два лесных участка.
Письмом от 20.08.2015 N 202-13942/15-05.2 министерство отказало обществу в согласовании материалов проектирования, указав на возможность внесения изменений в условия заключенного договора аренды лишь в случае существенного количественного и качественного изменения лесного участка.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца с иском по настоящему делу.
Частями 2 и 2.1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции от 21.07.2014, действовавшей на момент возникновения спора), было установлено, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" (вступил в силу с 01.10.2015) Лесной кодекс Российской Федерации дополнен статьей 74.1, часть 3 которой также предусматривает возможность изменения договора аренды лесного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, исключительно в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Истец не представил суду доказательства возникновения или существования обстоятельств, перечисленных в приведенных нормах закона, позволяющих внести изменения в предмет договора аренды.
Как пояснил в судебном заседании представитель общества, необходимость раздела арендуемого участка лесного фонда обусловлена целью отказа от аренды части участка после его раздела.
Возможность внесения изменений в предмет договора по указанным основаниям законом не предусмотрена, соответственно у арендодателя отсутствует обязанность согласовать материалы проектирования лесных участков с кадастровым номером 23:40:0505000:82 площадью 94 264 кв. м и с кадастровым номером 23:40:0505000:83 площадью 1 484 735 кв. м для целей внесения изменений в договор аренды.
В указанной части суд первой инстанции правомерно отказал истцу в удовлетворении иска о согласовании материалов проектирования арендованного лесного участка с целью раздела на два лесных участка.
В исковом заявлении и в уточнениях к иску от 22.01.2016 (л.д. 106) общество требование об обязании зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:40:0505000:82 и 23:40:0505000:83 адресовало исключительно к одному ответчику - Министерству природных ресурсов Краснодарского края.
Уточнения к иску с требованием о возложении обязанности зарегистрировать право собственности Российской Федерации на формируемые земельные участки на министерство были поданы истцом в суд после вынесения судом определения от 26.10.2015 о привлечении к участию в деле в качестве ответчиков ТУ ФАУГИ в КК и Управления Росреестра по КК.
Иные уточнения к иску в рамках рассмотрения дела истцом не были заявлены.
Как правильно указал суд первой инстанции, обществом не представлены доказательства того, что министерство наделено в установленном законом порядке правом на представление интересов Российской Федерации во взаимоотношениях с органами исполнительной власти Краснодарского края, касающихся регистрации прав на имущество федерального уровня собственности.
Требование о внесении изменений в договор аренды от 29.08.2008 N 08-03а-007 правомерно оставлено судом первой инстанции без рассмотрения.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Истец не представил в материалы дела доказательства направления ответчику предложения об изменении условий заключенной сделки.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
По изложенным обстоятельствам суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущены нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе суд в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01 марта 2016 года по делу N А32-32749/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
О.Г.АВДОНИНА

Судьи
О.Г.ЛОМИДЗЕ
М.Н.МАЛЫХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)