Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.08.2016 N 18АП-9632/2016 ПО ДЕЛУ N А07-1993/2016

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2016 г. N 18АП-9632/2016

Дело N А07-1993/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Пивоваровой Л.В., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа города Стерлитамак Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.06.2016 по делу N А07-1993/2016 (судья Вальшина М.Х.).
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "ТрансИнвест" - Кабиров Алмаз Уралович (доверенность от 28.09.2015).

Общество с ограниченной ответственностью "ТрансИнвест" (далее - заявитель, общество, ООО "ТрансИнвест") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным отказа Администрации городского округа города Стерлитамак (далее - Администрация) в согласовании схемы расположения земельного участка с условным номером 02:56:040201 ЗУ 1, общей площадью 5632 кв. м, выраженного в письме от 09.12.2015. исх. N 16-8393.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.06.2016 (резолютивная часть оглашена 17.06.2016) заявленные требования удовлетворены. Суд признал отказ Администрации в согласовании заявления ООО "ТрансИнвест" об утверждении схемы расположения земельного участка с условным номером 02:56:040201 ЗУ 1, общей площадью 5632 кв. м выраженный в письме от 09.12.2015. исх. N 16-8393 незаконным. Обязал Администрацию согласовать схему расположения земельного участка с условным номером 02:56:040201 ЗУ 1, общей площадью 5632 кв. м.
С вынесенным решением не согласилась Администрация, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы указывает на вынесение решения при неполном исследовании имеющих значение для дела обстоятельств.
Ссылается на несоблюдение заявителем требований пункта 7 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется на бумажном носителе, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 (далее - Требования к подготовке схемы). В силу названного пункта, при подготовке схемы расположения земельного участка графическая информация дополняется схематичным отображением территорий общего пользования красных линий, а также объектов естественного или искусственного происхождения (включая железные дороги, здания и сооружения).
Также податель апелляционной жалобы указывает на обременение земельного участка с кадастровым номером 02:56:040201:10 правом аренды, что исключает перераспределение земель в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации. Ссылается на расположение образуемого земельного участка в двух территориальных зонах "И-3" и "П-2", что препятствует утверждению схемы, согласно пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представитель ответчика не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившегося лица.
В судебном заседании представитель заявителя изложил возражения на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 14.05.2012 заявителю на праве собственности принадлежит недвижимое имущество - подъездной железнодорожный путь протяженностью 340 кв. м с кадастровым номером 02:56:030301:956 расположенный по адресу г. Стерлитамак, ул. Элеваторная, 7 (договор купли-продажи, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, свидетельство о государственной регистрации права л.д. 17,43,53).
18.12.2012 между Администрацией и ООО "ТрансИнвест" был заключен договор аренды земельного участка площадью 4330 кв. м с кадастровым номером 02:56:030301:10 для целей, не связанных со строительством (склады с использованием участка вне здания, по адресу: г. Стерлитамак, ул. Элеваторная прилегающий к подъездному железнодорожному пути по улице Элеваторная (л.д. 55-57).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержится запись об обременении указанного земельного участка арендой сроком до 02.10.2015 в пользу ООО "ТрансИнвест" (л.д. 18).
26.11.2015 общество обратилось в Администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с условным номером 02:56:040201 ЗУ 1, общей площадью 5632 кв. м, в целях использования находящегося на земельном участке нежилого сооружения - железнодорожного пути (л.д. 15-16). В числе приложений к заявлению были представлены выписки из Единого государственного реестра прав на вышеназванные объекты недвижимого имущества, а также схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Графическая часть указанной схемы, выполненная на бумажном носителе позволяет сделать вывод о включении в состав формируемого земельного участка площади земельного участка с кадастровым номером 02:56:030301:10 и дополнительной площади непосредственно занятой железнодорожными подъездными путями (л.д. 42, оборот). Соответствующие пояснения даны в заседании суда апелляционной инстанции представителем заявителя.
Администрация письмом от 09.12.2015. исх. N 16-6393 отказала в согласовании схемы на основании подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Отказ мотивирован тем, что представленная заявителем схема не соответствует Требованиям к подготовке схемы, поскольку на ней не указаны существующие инженерные сети, красные линии, земельные участки общего пользования, сооружения, объекты незавершенного производства (л.д. 19-20)
Заявитель, полагая, что данный отказ не соответствует закону, нарушает интересы общества, обратился в арбитражный суд с данным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии отказа Администрации положениям пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом, на основании исследования публичной кадастровой карты (л.д. 53) судом не было определено в пределах формируемого земельного участка каких-либо инженерных сетей, красных линий, земельных участков общего пользования, сооружений, объектов незавершенного производства. Оснований, препятствующих утверждений схемы расположения земельного участка судом не установлено.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рамках настоящего дела заявитель оспаривает отказ Администрации в утверждении схемы расположения земельного участка, который, как это следует из приведенных выше обстоятельств, образуется путем объединения земельного участка с кадастровым номером 02:56:030301:10 с несформированным земельным участком, занятым подъездными железнодорожными путями, с установлением вида разрешенного использования - для эксплуатации нежилого сооружения - подъездные железнодорожные пути.
В соответствии с положениями статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1); земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт 2); споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке (пункт 8).
В соответствии с положениями статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (пункт 1). Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
Положения, определяющие порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утверждения такой схемы решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, а также устанавливающие основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, приведены в статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение и выдача заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории является одним из этапов решения вопроса о предоставлении земельного участка без проведения торгов. Аналогичным образом определена процедуры предоставления земельного участка по результатам аукциона (пункт 3 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В силу пункта 12 названной нормы форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такие правила определены Требованиями к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется на бумажном носителе, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762.
Пункты 4 и 7 Требований к подготовке схемы предусматривают учет и отображение красных линий, местоположения железных дорог, зданий, сооружений.
Согласно подпункту 1 пункта 16 статьи Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
Из представленной заявителем схемы (л.д. 42 оборот) не усматривается отображения таких объектов, в том числе подъездного железнодорожного пути, для обслуживания которого формируется земельный участок (в соответствии с поданным им заявлением).
Признанная обоснованной судом первой инстанции ссылка заявителя на материалы публичной кадастровой карты, как свидетельствующей об отсутствии в пределах земельного участка вышеназванных объектов, находится в противоречии с заинтересованностью общества "ТрасИнвест" в формировании схемы расположения земельного участка.
Цель формирования земельного участка для обслуживания принадлежащего обществу объекта недвижимого имущества - железнодорожного пути следует из содержания направленного в суд заявления и пояснений представителей заявителя в заседании суда апелляционной инстанции.
Таким образом, выводы суда первой инстанции, касающиеся необоснованности оснований, приведенных в обжалуемом отказе, не соответствуют материалам дела и приведенным нормам права.
При этом, само по себе обременение земельного участка с кадастровым номером 02:56:040201:10 правом аренды в пользу заявителя не исключает перераспределение земель в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оценивая обусловленное заинтересованностью в формировании земельного участка нарушение прав общества, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Материалами дела подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером 02:56:030301:10 арендуется заявителем на основании договора от 18.12.2012 N 477-12-59зем (в отсутствие доказательств возврата земельного участка арендодателя по окончания предусмотренного договором срока). По условиям договора предоставление земельного участка произведено для целей, не связанных со строительством и эксплуатацией объектов недвижимого имущества - для размещения складов с использованием участка вне здания. Аналогичные сведения о разрешенном использовании приведены в государственном кадастре недвижимости (л.д. 106). Указанные объекты (склады) не являются недвижимым имуществом как объектом гражданских прав, что следует из данных публичной кадастровой карты, отсутствием государственной регистрации прав на них и не оспаривается заявителем.
Объединение указанного земельного участка с земельным участком, занятым подъездным железнодорожным путем преследует цель формирование нового земельного участка с разрешенным использованием эксплуатации подъездного железнодорожного пути, то есть с видом разрешенного использования, отличающегося от видов разрешенного использования исходного земельного участка.
Иной направленности из содержания анализируемого обращения не следует.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Однако названная правовая норма должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения.
Объем полномочий собственников объектов недвижимого имущества и объектов, не относящихся к таковым - различен. В отличии от собственников объектов недвижимого имущества иные лица не имеют исключительных прав на предоставление земельных участков. Различен и порядок их предоставления, который не предусматривает проведения торгов, при предоставлении земельных участков собственникам расположенных на них объектов (статья 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не нарушает требования действующего земельного законодательства и законные интересы заявителя, что исключает удовлетворение заявленных им требований, независимо от отсутствия в материалах настоящего дела доказательных подтверждений доводов подателя апелляционной относительно расположение образуемого земельного участка в двух территориальных зонах "И-3" и "П-2", что препятствует утверждению схемы, согласно пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, принятое судом первой инстанции решение подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов изложенных в решении обстоятельствам дела (пункты 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку, являясь органом местного самоуправления, Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.06.2016 по делу N А07-1993/2016 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "ТрансИнвест" - отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.Ю.СОКОЛОВА

Судьи
Л.В.ПИВОВАРОВА
Л.А.СУСПИЦИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)