Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.10.2016 N 18АП-12249/2016, 18АП-12839/2016 ПО ДЕЛУ N А47-11504/2015

Разделы:
Земли особо охраняемых территорий и их объектов; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2016 г. N 18АП-12249/2016, 18АП-12839/2016

Дело N А47-11504/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального образования "Оренбургский район" Оренбургской области и главы крестьянского (фермерского) хозяйства Табакова Александра Геннадьевича на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.08.2016 по делу N А47-11504/2015 (судья Калашникова А.В.).
В заседании приняли участие:
- представитель заместителя прокурора Оренбургской области - Москвитин Николай Николаевич (поручение об обеспечении участия в процессе от 30.09.2016);
- Глава крестьянского фермерского хозяйства Табаков Александр Геннадьевич и его представитель - Сапрыкин Денис Валерьевич (доверенность от 05.10.2016).

Заместитель прокурора Оренбургской области, в интересах муниципального образования "Оренбургский район" Оренбургской области (далее - Прокурор, истец) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Оренбургский район" Оренбургской области (далее - ответчик, Администрация МО Оренбургский район) и к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Табакову Александру Геннадьевичу (далее - ответчик, глава КФХ Табаков А.Г.) о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности, заключенного 06.05.2013 между Администрацией МО Оренбургский район и КФХ Табаковым А.Г., о применении последствий недействительности ничтожной сделки путем возврата главой КФХ Табаковым А.Г. Администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области - земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1117, адрес: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:1302001, площадью 100 000 кв. м, состоящего из земельных участков с кадастровыми номерами: 56:21:1302001:1617, адрес: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, п.Ленина, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:1302001, площадью 21 957 кв. м; 56:21:1302001:1619, адрес: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:1302001, площадью 12 172 кв. м; 56:21:1302001:1620, адрес: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, п. Ленина, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:1302001, площадью 21 957 кв. м; 56:21:1302001:1621, адрес: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, п. Ленина, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:1302001, площадью 21 957 кв. м; 56:21:1302001:1618, адрес: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, п. Ленина, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:1302001, площадью 21 957 кв. м; возврата администрацией МО Оренбургский район главе КФХ Табакову А.Г. 954 000 руб., уплаченных по платежному поручению N 32 от 05.07.2013 (требования изложены с учетом уточнения их предмета в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (далее - Администрация МО Ленинский сельсовет, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 19.08.2016 (резолютивная часть оглашена 27.07.2016) исковые требования удовлетворены. Суд признал недействительным (ничтожным) договор купли-продажи земельного участка заключенный 06.05.2013 между Администрацией муниципального образования Оренбургский район и КФХ Табаковым А.Г. Применил последствия недействительности ничтожной сделки путем возврата главой КФХ Табаковым А.Г. Администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области - земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1117, адрес: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:1302001, площадью 100 000 кв. м, состоящего из земельных участков с кадастровыми номерами: 56:21:1302001:1617, адрес: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, п. Ленина, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:1302001, площадью 21 957 кв. м; 56:21:1302001:1619, адрес: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:1302001, площадью 12 172 кв. м; 56:21:1302001:1620, адрес: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, п. Ленина, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:1302001, площадью 21 957 кв. м; 56:21:1302001:1621, адрес: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, п. Ленина, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:1302001, площадью 21 957 кв. м; 56:21:1302001:1618, адрес: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, п. Ленина, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:1302001, площадью 21 957 кв. м, а также возврата администрацией муниципального образования Оренбургский район главе КФХ Табакову А.Г. 954 000 руб. 00 коп., уплаченных по платежному поручению N 32 от 05.07.2013.
С вынесенным решением не согласились ответчики, обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе глава КФХ Табаков А.Г. (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Податель апелляционной жалобы ссылается на необоснованность применения судом первой инстанции положений статей 166, 167, 168 и 181 Гражданского кодекса Российской Федерации при признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, оспаривание которого производилось Прокурором на основании положений пункта 2 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации о притворности сделки, в результате которой произведено отчуждение земельного участка рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения по цене и правилам, установленных для отчуждения земель сельскохозяйственного назначения. Таким образом, судом произведено самостоятельное изменение оснований иска. По мнению апеллянта, применение последствий недействительности сделки в виде возврата земельного участка Администрации МО Ленинский сельсовет, которая вправе распоряжаться им, противоречит правилам статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации о применении реституции в отношении сторон недействительной сделки. При этом, Администрации МО Ленинский сельсовет не является ответчиком по делу.
Податель апелляционной жалобы считает вывод об отсутствии в заявлении главы КФХ Табакова А.Г. предусмотренных подпунктами 5, 6 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском фермерском хозяйстве) сведений противоречащим материалам дела. Заявление содержало указание на вид деятельности - пчеловодство и кадастровый номер земельного участка; отсутствие соглашения о создании КФХ подразумевало членство в нем одного человека. Возражая относительно применения общих положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в части обязательности публичного информирования о предоставлении земельного участка, податель апелляционной жалобы ссылается на регулирование спорных отношении специальными правилами статьи 12 Закона о крестьянском фермерском хозяйстве.
В апелляционной жалобе Администрация МО Оренбургский район (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Податель апелляционной жалобы ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции об отсутствии предоставления документов, предусмотренных подпунктами 5, 6 пункта 1 статьи 12 Закона о крестьянском фермерском хозяйстве. Одна часть этих документов была предоставлена Администрацией МО Оренбургский район, а другая главой КФХ Табаковым А.Г., по причине уничтожения документов в результате подтопления помещений администрации. Указывает на ошибочность применения положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации к отношениям, регулируемым статьей 12 Закона о крестьянском фермерском хозяйстве. Кроме того, при применении последствий недействительности сделки в виде возврата полученных денежных средств, судом первой инстанции не учтено зачисление 50% указанной суммы в бюджет сельского поселения, без соответствующего взыскания с Администрации МО Ленинский сельсовет.
Заместителем прокурора Оренбургской области представлен отзыв на апелляционные жалобы, в котором выражено несогласие с их доводами.
Администрацией муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области представлены отзывы на апелляционные жалобы, в которых выражено мнение об их обоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание лица, участвующие в деле, за исключением представителей прокуратуры и главы КФХ Табакова А.Г. не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании участвующие в деле лица поддержали доводы и возражения на апелляционную жалобу, соответственно.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 09.06.2009 Администрация МО Оренбургский район обратилась в муниципальное унитарное предприятие "Застройщик" за проведением межевых работ с постановкой на кадастровый учет земельного участка из земель государственная собственность на которые не разграничена в границах территории МО Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, разрешенное использование земельного участка: для организации мест отдыха, спорта и туризма, местоположение земельного участка: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, участок расположен по правому берегу р. Сакмара, северо-восточнее п. Ленина, в 150 м от объездной автодороги и граничит с южной стороны с территорией, принадлежащей обществу с ограниченной ответственностью "Волна", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадь участка 100 000 кв. м (10,0 га), для решения вопроса предоставления земельного участка с аукциона (торгов) (т. 2, л.д. 88).
На основании постановления Главы администрации МО Оренбургский район от 09.11.2009 N 7806-п "Об установлении местоположения, категории и разрешенного использования земельных участков" сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок, площадью 100 000 кв. м (10,0 га), категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - для организации мест отдыха, спорта и туризма; местоположение - Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:1302001 (т. 2 л.д. 81). Земельному участку присвоен кадастровый номер 56:21:1302001:387, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения (кадастровый паспорт земельного участка от 04.02.2010 N 5621/202/10-5810 (т. 2 л.д. 85-87).
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 56:21:1302001:387 были внесены в государственный кадастр недвижимости 03.02.2010 со статусом "временный".
Постановлением Правительства Оренбургской области от 11.01.2011 N 5-п "О переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов" земельный участок площадью 100 000 кв. м с кадастровым номером 56:21:1302001:387, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, расположенный в центральной части кадастрового квартала 56621:1302001 переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения, в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов для организации мест отдыха, спорта и туризма.
09.11.2011 Администрацией МО Оренбургский район вынесено постановление от N 6203-п "О проведении открытого аукциона по продаже права собственности и права аренды земельных участков 16 декабря 2011 года" на основании которого земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:387 был выставлен на аукцион, предметом которого явилось: право собственности на земельный участок под организацию мест, отдыха, спорта и туризма, в границах населенного пункта п.Ленина Оренбургского района (т. 2 л.д. 96).
Участниками аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:387 являлись общество с ограниченной ответственностью НПО "РЭСт", а также общество с ограниченной ответственностью "Вега", учредителем и директором которого был Табаков А.Г. (т. 2 л.д. 101-105, 106-115).
По просьбе жителей поселка Ленина депутаты муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области обратились к Главе администрации Ленинский сельсовет с ходатайством об отмене аукциона, назначенного на 16.12.2011 по продаже земельного участка площадью 100 000 кв. м, для организации мест отдыха, спорта и туризма, по причине отсутствия подъездных путей (т. 2 л.д. 90).
Глава муниципального образования Ленинский сельсовет письмом от 15.11.2011 исх. N 399 обратился к Главе администрации муниципального образования "Оренбургский район" с просьбой снять земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:387 с открытого аукциона по продаже права аренды 16.12.2011 (т. 2 л.д. 89).
Рассмотрев письмо Администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от 15.11.2011 N 399 Главой администрации муниципального образования Оренбургский район 01.12.2011 вынесено постановление N 6561-п "О снятии земельного участка с открытого аукциона по продаже права аренды земельных участков 16 декабря 2011 года" в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:387, площадью 100 000 кв. м; разрешенное использование - для организации мест отдыха, спорта и туризма; категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, снят с открытого аукциона по продаже права собственности и права аренды земельных участков 16.12.2011 (т. 2 л.д. 99).
После аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости 06.02.2012 сведений о временном земельном участке с кадастровым номером 56:21:1302001:387 в силу части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости",14.03.2012 администрация муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области обратилась к муниципальному унитарному предприятию "Застройщик" с просьбой о восстановлении земельного участка, площадью 100 000 кв. м, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:1302001, разрешенное использование: для организации мест отдыха, спорта и туризма, и постановке его на кадастровый учет в тех же границах (т. 2 л.д. 75).
20.04.2012 Главой администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области вынесено постановление N 136-п "Об уточнении адреса земельного участка", которым уточнен адрес земельного участка, площадью 100 000 кв. м:
- - Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, п. Ленина, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:1302001, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельского хозяйства;
- - ограничения в пользовании: заезд - 2335 кв. м, береговая полоса - 678 кв. м. Запрещается посадка деревьев и строительство капитальных сооружений;
- - обременения в пользовании: заезд - 2335 кв. м, береговая полоса - 678 кв. м. Разрешается выполнение работ сторонними организациями (т. 2 л.д. 79).
02.05.2012 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости N 56-0-1-22/3001/2012-5720 от 19.04.2012 и межевого плана от 17.04.2012 был поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:1117 (кадастровый паспорт земельного участка от 02.05.2012 N 56/12-65007 (т. 2 л.д. 80).
При сопоставлении уникальных характеристик земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1117 с характеристиками аннулированного и исключенного из государственного кадастра недвижимости земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:387: категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения сельского хозяйства, границ земельного участка, усматривается их совпадение.
18.07.2012 Табаков А.Г. был поставлен на учет в налоговом органе по месту жительства в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, о чем в Единый государственном реестре индивидуальных предпринимателей сделана соответствующая запись. Согласно имеющейся в материалах дела выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности КФХ Табакова А.Г. является предоставление услуг в области растениеводства и животноводства, кроме ветеринарных услуг. Одним из дополнительных видов деятельности указано на осуществление прочей деятельности по организации отдыха и развлечений.
Письмом от 28.09.2012 первый заместитель Главы администрации муниципального образования Оренбургский район обратился к Губернатору Оренбургской области с просьбой внести изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 11.01.2011 N 5-п "О переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов" в части кадастрового номера земельного участка, поскольку в мае 2011 года земельный участок, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет. Земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:1302001, площадью 100 000 кв. м, повторно сформирован в тех же границах и поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением земельному участку кадастрового номера 56:21:1302001:1117 (т. 2 л.д. 94).
Письмом от 15.11.2012 Правительство Оренбургской области сообщило об отказе во внесении изменений в вышеуказанное постановление, поскольку в представленных администрацией муниципального образования Оренбургский район документах отсутствует заключение о соответствии характеристик двух земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:1302001:387, 56:21:1302001:1117.
02.04.2013 в Администрацию муниципального образования Оренбургский район главой КФХ Табаковым А.Г. было подано заявление на предоставление в собственность земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1117, площадью 10 га для ведения крестьянско-фермерского хозяйства. Приложение к заявлению отсутствовало (т. 1 л.д. 41).
На заседании комиссии по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц о предоставлении и использовании земельных участков, оформленного выпиской из протокола N 9 от 05.04.2013, комиссией принято положительное решение о предоставлении в собственность КФХ Табакова А.Г. испрашиваемого земельного участка, площадью 10 га (т. 1 л.д. 43).
В дополнение к заявлению от 02.04.2013, 12.04.2013 Глава КФХ Табаков А.Г.сообщил Администрации МО Оренбургский район, что использование испрашиваемого земельного участка не предполагает возникновения биологических отходов, загрязнения поймы реки и будет использоваться для пчеловодства и выращивания саженцев.
26.04.2013 заместителем главы администрации муниципального образования Оренбургский район вынесено постановление N 1537-п "О предоставлении земельного участка в собственность КФХ Табакова А.Г." (т. 1 л.д. 107). Названным постановлением на основании статей 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", решения Совета депутатов от 22.12.2011 N 188 "Об утверждении Положения "О порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области" земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:1117, площадью 100 000 кв. м предоставлен КФК Табакова А.Г. в собственность за плату, определенную отчетом N 82/13 от 25.04.2013 "Об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества" Крестьянскому (фермерскому) хозяйству Табакова А.Г (т. 1 л.д. 104).
06.05.2013 между Администрацией МО Оренбургский район (продавец) и КФХ Табакова А.Г. (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности, по условиям которого продавец продал, а покупатель купил в частную собственность земельный участок, находящийся в государственной собственности, площадью 100 000 кв. м, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:1302001; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения сельского хозяйства.
Цена земельного участка составила 954 000 рублей, которая в полном объеме по платежному поручению N 32 от 05.07.2013 (т. 1 л.д. 111) перечислена покупателем.
Согласно пункту 4 договор имеет силу акта приема-передачи земельного участка.
Государственная регистрация права собственности Табакова А.Г. произведена в установленном законом порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 56-56-01/169/2013-169 (т. 1 л.д. 113).
25.02.2014 Табаковым А.Г. в администрацию МО Ленинский сельсовет Оренбургского района подано заявление об изменении разрешенного использования указанного земельного участка - для ведения сельского хозяйства, на разрешенное использование - организация мест отдыха, спора и туризма (т. 1 л.д. 112).
Постановлением администрации МО Ленинский сельсовет Оренбургского района от 23.02.2014 N 119-п "Об изменении разрешенного использования земельного участка" земельному участку с кадастровым номером 56:21:1302001:1117, установлено разрешенное использование - для организации мест отдыха, спорта и туризма (кадастровая выписка о земельном участке от 18.03.2014 N 56/14-11221 (т. 1 л.д. 116).
07.04.2014 Табаков А.Г. обратился в администрацию МО Ленинский сельсовет Оренбургского района с заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1117 на пять земельных участков (т. 1 л.д. 115).
Постановлением администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области Оренбургской области от 11.04.2014 N 186-п "О присвоении адреса вновь образованным земельным участкам" в связи с разделом земельного участка присвоен адрес вновь образованным земельным участкам (т. 1 л.д. 97).
07.05.2014 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости N 56-0-1-22/3001/2014-8161 от 06.05.2014 (заявитель - Табаков А.Г.), межевого плана от 28.04.2014, постановления Администрации МО Ленинский сельсовет N 186-п от 11.04.2014 земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:1117, в результате раздела явился источником образования земельных участков с кадастровыми номерами: 56:21:1302001:1617, 56:21:1302001:1618, 56:21:1302001:1619, 56:21:1302001:1620, 56:21:1302001:1621 (материалы кадастровых дел - т. 1 л.д. 81-95).
Ссылаясь на нарушение порядка предоставления земельного участка в собственность, предусмотренного Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" заместитель прокурора Оренбургской области обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском. Как указывает истец, в заявлениях о предоставлении права собственности на земельный участок не указана цель использования земельного участка, в т.ч. не указаны условия предоставления земельного участка в собственность (за плату или бесплатно); отсутствует обоснование размеров предоставляемого земельного участка (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства), а приведенные в заявлениях сведения носят общий характер. Кроме того, обстоятельства заключения оспариваемого договора купли-продажи земельного участка свидетельствуют о совершении данной сделки исключительно с целью прикрыть сделку по приобретению КФХ Табаковым А.Г. земельного участка с использованием упрощенной процедуры, без предварительного опубликования информации о предоставлении участков в собственность и проведения торгов, то есть без информирования потенциальных покупателей и арендаторов.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции оценил заявленные исковые требования, как направленные на признание ничтожным договора купли-продажи, совершенного в нарушением правила предоставления земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Не установив доказательств соблюдения требований подпунктов 5, 6 пункта 1 статьи 12 Закона о крестьянском фермерском хозяйстве, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований. Кроме этого, судом учтено, что названный закон не определяет процедуру предоставления земельного участка, сформированного и поставленного на кадастровый учет до подачи заявки на предоставление земельного участка. Установив, что инициатором формирования земельного участка являлось муниципальное образование, суд первой инстанции счел подлежащими применению нормы статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации о публичности и прозрачности процедур предоставления земельного участка, нарушенных в рассматриваемом случае. Применяя последствия недействительности договора купли-продажи путем возврата полученного по сделке каждой из сторон, суд исходил из изменения порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Установив наличие таких полномочий у Администрации МО Ленинский сельсовет, суд счел необходимым произвести возврат земельного участка указанному лицу.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований, а также с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной указанными органами и юридическими лицами.
Спорные правоотношения возникли по поводу признания мнимой сделкой договора купли-продажи недвижимого имущества, заключенного между ответчиками (один из которых является органом местного самоуправления) 06.05.2013, в силу чего они чего регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, без учета изменений внесенных Федеральным законом от 07.05.2013 N 100-ФЗ, вступивших в силу с 01.09.2013.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в пунктах 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земельного фонда, в которую входят наиболее ценные продуктивные земли, в связи с чем законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных не только с их охраной, но и порядком предоставления.
Специальный порядок предоставления земельных участков установлен для отдельных категорий землепользователей, в том числе для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, определяемый Законом о фермерском хозяйстве.
В силу пунктов 1, 3 статьи 11 Закона о фермерском хозяйстве (в редакции, действовавшей на момент подачи Табаковым А.Г. заявления) для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Статьей 12 Закона о фермерском хозяйстве, регламентирован порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
В соответствии с пунктом 1 указанной нормы права, граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления, в которых должны быть указаны: 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); 4) срок аренды земельных участков; 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
К заявлению может быть приложен документ о государственной регистрации фермерского хозяйства. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает по межведомственному запросу документы о государственной регистрации фермерского хозяйства (сведения, содержащиеся в них) в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, если указанные документы не были представлены заявителем по собственной инициативе (пункт 2 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Согласно пунктов 3 - 5 статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве, орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
Оценивая обстоятельства, связанные с предоставлением главой КФХ Табаков А.Г. предусмотренных законом сведений, необходимых для принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1117 на основании заявлений от 02.04.2013 и от 11.04.2013 (т. 1 л.д. 40, 41), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несоответствии их требованиям подпунктов 5, 6 пункта 1 статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве. В частности, заявление не содержало обоснования размера испрашиваемого земельного участка.
Представленному Табаковым А.Г. дополнительному заявлению о предоставлении земельного участка от 11.04.2013, в котором он указывает на необходимость 1 га земли в расчете на один улей и планируемое размещение 15 ульев на 10 га земли (т. 3 л.д. 26) суд первой инстанции дал верную критическую оценку. Наряду с отсутствием доказательств предоставления названного заявления в орган местного самоуправления (при отсутствии документального подтверждения наличие подтопления помещений администрации и уничтожения документов), указанное заявление текстуально не является обоснованием требуемого размера земельного участка. Обоснования приведенных расчетов, ссылок на нормативные документы либо материалы исследований, дополнение к заявлению не содержит.
При установленных судом первой инстанции обстоятельствах, следует признать, что требования статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве при обращении в орган местного самоуправления с заявлением КФХ Табаковым А.Г. о предоставлении спорного земельного участка, не были соблюдены.
Поскольку испрашиваемый земельный участок был поставлен на кадастровый учет 02.05.2012 с присвоением кадастрового номера 56:21:1302001:1117, суд первой инстанции обоснованно счел, что Закон о фермерском хозяйстве, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения лицам, заинтересованным в ведении крестьянского (фермерского) хозяйства, не определяет процедуру предоставления земельного участка, сформированного и поставленного на кадастровый учет до подачи заявки.
Более того, из приведенных выше обстоятельств формирования указанного земельного участка с уникальными характеристиками, тождественными характеристикам земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:387, вопрос о предоставлении которого решался путем проведения аукциона в 2011 году, следует, что ответчики по настоящему делу имели сведения о том, что такой участок пользуется повышенным спросом. Наличие таких сведений у Администрации МО Оренбургский район определяется осуществлением ею действий по организации аукциона и последующего снятии спорного земельного с аукциона постановлением от 01.12.2011 N 6561-п. В свою очередь, одним из претендентов на получение земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:387 в 2011 году являлось общество с ограниченной ответственностью "Вега", учредителем и директором которого был Табаков А.Г. (т. 2 л.д. 101-105, 106-115).
Таким образом, в данной конкретной ситуации подлежала применению статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающая обязательное информирование о предстоящем предоставлении земельного участка, а отсутствие конкурирующих заявлений в рассматриваемом случае связано с отсутствием необходимой информации у потенциально заинтересованных лиц.
Пункт 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения спорного договора) устанавливает обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление и распоряжение земельными участками, предоставлять земли на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур по их предоставлению. Для создания равного доступа всех лиц к приобретению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанным органам предписывается принять нормативный правовой акт о процедуре предоставления земельных участков для данных целей.
Из содержания указанной нормы следует, что орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан подготовить и заблаговременно опубликовать в печатных средствах массовой информации сведения о наличии предполагаемых для передачи земельных участков и не допускать установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Допущенные в рассматриваемом случае нарушения суд первой инстанции правильно не признал формальными, поскольку они свидетельствуют о нарушении основополагающих принципов прозрачности и публичности процедур предоставления земельных участков.
Указанная позиция согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2014 по делу N 308-ЭС14-1222.
Учитывая, что при изложенных обстоятельствах договор купли-продажи спорного земельного участка был заключен Администрацией МО Оренбургский район с главой КФХ в нарушение требований указанных выше законов, а также без проведения торгов, он в силу статьи 168 Гражданского кодекса является недействительной (ничтожной) сделкой, в связи с чем соответствующее требование Прокуратуры Оренбургской области подлежало удовлетворению.
Довод подателя апелляционной жалобы о допущенном судом первой инстанции нарушении норм процессуального права и самостоятельном изменении оснований иска подлежит отклонению.
Под основанием иска понимаются фактические обстоятельства (юридические факты), из которых вытекает право требования истца и на которых истец их основывает (пункт 5 части 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, абзац второй пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции").
Согласно части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу.
Таким образом, правовая квалификации исковых требований не относится к его основаниям.
Поскольку из содержания направленного в арбитражный суд искового заявления, усматриваются ссылки Прокурора Оренбургской области на нарушение порядка предоставления земельного участка, применение судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела положений статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является обоснованным.
Также не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения ссылки апеллянта на применение последствий недействительности сделки в виде возврата земельного участка Администрации МО Ленинский сельсовет, которая не является стороной спорного договора и ответчиком по делу.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в законную силу с 01.03.2015, в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" введена статья 3.3, регламентирующая порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Названной нормой предусмотрено, что при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения вышеуказанными земельными участками, расположенными на территории поселения, распоряжается орган местного самоуправления поселения.
Решением Совета депутатов муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области 20.12.2013 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.
Таким образом, в настоящем случае лицом, обладающим полномочиями по распоряжению спорным земельным участком является - Администрация муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.
В силу статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, возврат сторон в первоначальное положение в настоящем случае предполагает возвращение земельного участка государственная собственность на который не разграничена. Поскольку заключение договора купли-продажи такого земельного участка Администрацией МО Оренбургский района было произведено в связи с реализации предоставленных законом полномочий, а не осуществлением прав собственника, при применении последствий недействительности сделки земельный участок возвращается публичному образованию в лице того органа, который вправе им распоряжаться.
Участием в настоящем деле Администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, исключает принятие судебного акта о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.
Возражения Администрации МО Оренбургский район, касающиеся зачисления перечисленных по платежному поручению N 32 от 05.07.2013 главой КФХ Табаковым А.Г. денежных средств в размере 50% в бюджет муниципального образования сельского поселения подлежат отклонению, как основанные на нормах бюджетного законодательства, тогда как спорные отношения носят гражданско-правовой характер.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.08.2016 по делу N А47-11504/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации муниципального образования "Оренбургский район" Оренбургской области и главы крестьянского (фермерского) хозяйства Табакова Александра Геннадьевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.Ю.СОКОЛОВА

Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
М.И.КАРПАЧЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)