Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.10.2017 N 12АП-9989/2017 ПО ДЕЛУ N А57-4522/2017

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2017 г. по делу N А57-4522/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Храмовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 июля 2017 года по делу N А57-4522/2017 (судья Степура С.М.)
по заявлению открытого акционерного общества "Балашовская хлебная база" (ОГРН 1026401585264, ИНН 6440001648, 412310, Саратовская обл., г. Балашов, ул. Спортивная, 26)
заинтересованные лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (410054, г. Саратов, ул. Советская, д. 60),
Главное управление МЧС России по Саратовской области (ОГРН 1046405036886, ИНН 6450604733, 410028, г. Саратов, пл. Соборная, 7)
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка,
при участии в судебном заседании:
представителя открытого акционерного общества "Балашовская хлебная база" - Дорофеева А.В., действующего на основании доверенности от 11.01.2016,

установил:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество "Балашовская хлебная база" (далее - заявитель, ОАО "Балашовская хлебная база") с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (далее - ТУ Росимущества в Саратовской области, Управление) в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 64:41:41 0938:0026; обязании принять решение о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка и направить в адрес истца проект договора купли-продажи.
Решением от 27 июля 2017 года Арбитражный суд Саратовской области признал незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, выраженный в письме от 21.12.2016 N 02-7143, в предоставлении в собственность без проведения торгов ОАО "Балашовская хлебная база" земельного участка площадью 233534 кв. м с кадастровым номером 64:41:410938:26, расположенного по адресу: г. Балашов, ул. Спортивная, 26.
Суд также обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу направить в адрес ОАО "Балашовская хлебная база" проект договора купли-продажи земельного участка площадью 233534 кв. м с кадастровым номером 64:41:410938:26, расположенного по адресу: г. Балашов, ул. Спортивная, 26.
Кроме того, суд взыскал с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области в пользу ОАО "Балашовская хлебная база" расходы по госпошлине в сумме 3000 руб.
ТУ Росимущества в Саратовской области не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
ОАО "Балашовская хлебная база" считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ТУ Росимущества в Саратовской области и Главное управление МЧС России по Саратовской области извещены о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений NN 764384, 764391), явку представителей не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 02.09.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения Территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Саратовской области N 308-р от 20.04.2004 ОАО "Балашовская хлебная база" предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 329869 кв. м с кадастровым номером 64:41:41 0938:0002, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Балашов, ул. Спортивная, д. 26, являющийся федеральной собственностью.
На основании указанного Распоряжения между ТУ Министерства имущественных отношений РФ по Саратовской области и ОАО "Балашовская хлебная база" заключен договор аренды указанного земельного участка от 20.04.2004 N 198 сроком на 20 лет.
Приложение N 2 к Договору от 20.04.2004 N 198 содержит перечень недвижимого имущества, расположенного на данном земельном участке.
Данный договор прошел в установленном законом порядке государственную регистрацию. Указанный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 64 AAN 812483 от 13 августа 2004 года.
ОАО "Балашовская хлебная база" является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: Саратовская область, г. Балашов, ул. Спортивная, д. 26:
- нежилое одноэтажное здание кадастровый номер 64:40:000000:3699, площадь 142, 5 кв. м,
- рабочая башня зерносушилки N 2, производительность 15 т/час, площадь застройки 133 кв. м кадастровый номер 64:40:00000:3719,
- нежилое одноэтажное здание с подвалом кадастровый номер 64:40:00000:3703, площадь 4157,9 кв. м,
- нежилое одноэтажное здание с подвалом кадастровый номер 64:40:00000:3725, площадь 4112, 6 кв. м,
- нежилое здание кадастровый номер 64:41:410938:159, площадь 300,4 кв. м,
- здание топочное с зерносушильным агрегатом А1-ДСП-50 кадастровый номер 64:40:00000:3713, площадь 44,4 кв. м,
- здание механической мастерской кадастровый номер 64:40:00000:3701, площадь 306,1 кв. м,
- нежилое одноэтажное здание с подвалом кадастровый номер 64:40:00000:3734, площадь 4111, 6 кв. м,
- нежилое одноэтажное здание кадастровый номер 64:41:410938:163, площадь 1075, 6 кв. м,
- нежилое двухэтажное здание кадастровый номер 64:41:410938:152, площадь 438,6 кв. м,
- силосный корпус мехлинии N 3 левый, емкость 7350, площадь застройки 694,9 кв. м кадастровый номер 64:40:00000:3702,
- рабочая башня элеватора N 2 кадастровый номер 64:40:00000:3714, площадь 136,6 кв. м,
- здание гаража для мотовоза кадастровый номер 64:40:00000:3862, площадь 171,4 кв. м,
- здание производственной лаборатории кадастровый номер 64:40:00000:3860, площадь 888,1 кв. м,
- нежилое одноэтажное здание кадастровый номер 64:40:00000:3705, площадь 816,4 кв. м,
- нежилое здание кадастровый номер 64:41:410938:161, площадь 46,4 кв. м,
- нежилое двухэтажное здание кадастровый номер 64:40:00000:3694, площадь 665,3 кв. м,
- нежилое одноэтажное здание с подвалом кадастровый номер 64:40:00000:3723, 4067,6 кв. м,
- нежилое одноэтажное здание с подвалом кадастровый номер 64:40:00000:3712, площадь 2055,5 кв. м,
- рабочая башня зерносушилки N 1, объем 4475 куб. м, площадь застройки 136,5 кв. м кадастровый номер 64:40:00000:3709,
- рабочая башня зерносушилки N 1, производительность 15 т/час, площадь застройки 113,6 кв. м кадастровый номер 64:40:00000:3720,
- силосный корпус мехлинии N 1 левый, емкость 7350 т, площадь застройки 693,7 кв. м кадастровый номер 64:40:00000:3710,
- силосный корпус мехлинии N 1 правый кадастровый номер 64:40:00000:3732, площадь 691,9 кв. м,
- нежилое одноэтажное здание с подвалом кадастровый номер 64:40:00000:3698, площадь 4106,1 кв. м,
- нежилое одноэтажное здание с подвалом кадастровый номер 64:40:00000:3721, площадь 4135,1 кв. м,
- нежилое одноэтажное здание с подвалом кадастровый номер 64:40:00000:3711, площадь 4144,4 кв. м,
- силосный корпус мехлинии N 2 правый, емкость 7350 т, площадь застройки 689,6 кв. м кадастровый номер 64:40:00000:3724,
- силосный корпус мехлинии N 2 левый, емкость 7350 т, площадь застройки 692,7 кв. м кадастровый номер 64:40:00000:3707,
- силосный корпус мехлинии N 3 правый, емкость 7350 т, площадь застройки 693,5 кв. м кадастровый номер 64:40:00000:3708,
- здание гаража для грузовых автомобилей кадастровый номер 64:40:00000:3700, площадь 443,5 кв. м,
- нежилое одноэтажное здание с подвалом кадастровый номер 64:40:00000:3715, площадь 4108,3 кв. м,
- нежилое одноэтажное здание кадастровый номер 64:41:410938:160, площадь 196 кв. м,
- подземная галерея зерносушилки А1-ДСП-50 кадастровый номер 64:40:00000:3731,
- рабочая башня элеватора N 3, объем 4467 куб. м, площадь застройки 136,3 кв. м кадастровый номер 64:40:00000:3861, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 64/194/4044/2016-52 от 27.06.2016.
Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем ОАО "Балашовская хлебная база" выданы свидетельства о государственной регистрации права.
18 августа 2006 года Управлением было издано распоряжение "О разделе земельного участка, находящегося в федеральной собственности.
В соответствии с п. 1 Распоряжения по результатам межевания был утвержден раздел земельного участка на восемь участков, в том числе участок, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ОАО "Балашовская хлебная база" общей площадью 233534 кв. м.
11 октября 2006 года между ТУ Министерства имущественных отношений РФ по Саратовской области и ОАО "Балашовская хлебная база" было заключено дополнительное соглашение к договору аренды N 198 от 20.04.2004, в соответствии с пунктом 2 которого, стороны пришли к соглашению, что Арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 64:41:41 0938:0026, находящийся по адресу: г. Балашов, ул. Спортивная, 26, общей площадью 233534 кв. м с разрешенным использованием для осуществления производственной деятельности.
18 октября 2016 года в соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса РФ, ОАО "Балашовская хлебная база" обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 64:41:41 0938:0026, находящийся по адресу: г. Балашов, ул. Спортивная, 26, общей площадью 233534 кв. м для ведения производственной деятельности.
К заявлению о предоставлении земельного участка были приложены следующие документы:
- сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке;
- кадастровый паспорт земельного участка кадастровые паспорта зданий, сооружений, расположенных на земельном участке; выписка из ЕГРП о правах на объекты недвижимого имущества, доверенность представителя; копия паспорта представителя;
- выписка из ЕГРЮЛ в отношении ОАО "Балашовская хлебная база".
В соответствии с пунктом 4.8. Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278, для решения вопроса о предоставлении в собственность испрашиваемого участка, заявление ОАО "Балашовская хлебная база" с приложением документов было направлено на рассмотрение в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
15 декабря 2016 года Управление получило ответ из Федерального агентства по управлению государственным имуществом в отношении предоставления в собственность испрашиваемого земельного.
По результатам рассмотрения заявления в предоставлении участка было отказано, данный отказ изложен в письме N 02-7143 от 21 декабря 2016 года.
В обоснование отказа Управление указало, что на данном земельном участке расположен объект недвижимого имущества, имеющий признаки защитного сооружения гражданской обороны, собственником которого ОАО "Балашовская хлебная база" не является. Данный факт установлен ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области в ходе проведения внеплановой проверки вышеназванного земельного участка.
В целях выяснения указанных обстоятельств обществом сделан запрос от 10 января 2017 года за N 01 в Главное управление МЧС России по Саратовской области о предоставлении сведений о наличии каких-либо защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на земельном участке по адресу Саратовская область, город Балашов, ул. Спортивная дом 26.
16 января 2017 года за N 3093-3-2 от Главного управления МЧС России по Саратовской области на N 01 от 10 января 2017 года получен ответ, из которого следует, что по адресу: Саратовская область, г, Балашов, ул. Спортивная, дом 26, защитных сооружений гражданской обороны не числится.
Не согласившись с отказом в предоставлении земельного участка в собственность ОАО "Балашовская хлебная база" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что оспариваемым отказом нарушено исключительное право заявителя на приобретение земельного участка в собственность.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу частей 4, 5 статьи 200 АПК РФ в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие (совершение), а также наличие нарушений ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) лежит на органе, принявшем решение.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
На спорный земельный участок с кадастровым номером 64:41:410938:26 зарегистрировано право собственности РФ (запись о регистрации N 64-64-14/007/2007-298 от 21.02.2007). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" проверяемый земельный участок учтен в реестре федерального имущества (РНФИ П 1140007656 от 11.04.2012).
Статьей 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Положение) предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).
Полномочия территориальных органов определены в Типовом положении о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденном Приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 N 374.
Согласно пунктам 4.1, 4.1.8. Типового положения территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, осуществляет передачу в аренду федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, за исключением имущества, указанного в пунктах 4.1.13 и 4.2.10 настоящего Положения.
Таким образом, как верно указал суд, заявление о предоставлении земельного участка подано заявителем в уполномоченный орган государственной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса осуществляется без проведения торгов.
Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и по результатам указанного рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Судами установлено и не опровергнуто лицами, участвующими в деле, что ОАО "Балашовская хлебная база" при обращении в государственный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность представлены все необходимые документы.
ОАО "Балашовская хлебная база" является собственником 34 вышеуказанных объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 64:41:41 0938:0026, находящимся по адресу: Саратовская область, г. Балашов, ул. Спортивная, д. 26, общей площадью 233 234 кв. м, с разрешенным использованием - для осуществления производственной деятельности.
Сторонами договора аренды от 20.04.2004 N 198 заключено дополнительное соглашение от 11.10.2006 г., в соответствии с которым пункт 1.1 договора изложен в следующей редакции: Арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 64:41:41 0938:0026, находящийся по адресу: Саратовская область, г. Балашов, ул. Спортивная, д. 26, общей площадью 233 234 кв. м, с разрешенным использованием - для осуществления производственной деятельности.
Данное соглашение прошло государственную регистрацию 21.02.2007, номер регистрации 64-64-14/064/2006-150.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394, площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.
Доводов о том, что площадь подлежащего предоставлению земельного участка не соразмерна площади объектов недвижимого имущества, ТУ Росимущества в Саратовской области не приводит.
Единственным основанием для отказа в предоставлении земельного участка послужило то, что, по мнению Управления, на спорном земельном участке расположен объект недвижимого имущества, имеющий признаки защитного сооружения гражданской обороны, собственником которого ОАО "Балашовская хлебная база" не является. Данный факт установлен ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области в ходе проведения внеплановой проверки вышеназванного земельного участка.
Данный довод был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно судом отклонен.
По результатам проверки использования имущества, находящегося в федеральной собственности - земельного участка с кадастровым номером 64:41:410938:26 Управлением составлен Акт от 25.06.2015 N 452, в котором отражено, что на земельный участок зарегистрировано право собственности РФ (запись о регистрации N 64-64-14/007/2007-298 от 21.02.2007). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" проверяемый земельный участок учтен в реестре федерального имущества (РНФИ П 1140007656 от 11.04.2012). На момент проверки имеется кадастровый паспорт земельного участка N 64/201/2015-565233 от 23.06.2015, в котором указано разрешенное использование участка - для производственной деятельности.
Проверяемый земельный участок находится на праве аренды у ОАО "Балашовская хлебная база" на основании договора аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка от 20.04.2004 г, N 198 и дополнительного соглашения к нему от 11.10.2006 г.
Также в Акте проверки указано, что на проверяемом земельном участке, расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие арендатору на праве собственности, и приведен перечень данных объектов, состоящий из 34 пунктов. Объектов, принадлежащих на праве собственности иным правообладателям, а также временных сооружений и самовольных построек на земельном участке с кадастровым номером 64:41:410938:26 площадью 233 234 кв. м, расположенном по адресу: Саратовская область, г. Балашов, ул. Спортивная, д. 26, не выявлено.
Также в результате визуального осмотра установлено наличие на проверяемом земельном участке объекта, имеющего признаки защитного сооружения. Согласно письма ОАО "Балашовская хлебная база" от 23.06.2015 б/н, на балансе предприятия объектов ГО и ЧС не имеется. Установить собственника данного объекта в ходе проверки не представилось возможным.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 (далее - Порядок N 1309) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В силу пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила N 583), требования указанных Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытий.
Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны (пункт 2.1 Правил N 583).
На основании запроса арбитражного суда ГУ МЧС России по Саратовской области в материалы дела представлено письмо от 13.06.2017 N 5078-3-3-5, из содержания которого следует, что по адресу: Саратовская область, г. Балашов, ул. Спортивная, д. 26, защитные сооружения гражданской обороны не числятся.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Кроме того, как верно указал суд, из акта проверки от 25.06.2015 N 452 не следует, какими конкретно признаками защитного сооружения обладает объект, выявленный в ходе проверки.
В апелляционной жалобе Управление также ссылается на наличие на спорном земельном участке объекта недвижимого имущества, имеющего признаки защитного сооружения гражданской обороны, собственником которого ОАО "Балашовская хлебная база" не является.
Однако каких-либо доказательств наличия такого объекта, его описания, отнесения его к объектам гражданской обороны, Управлением судам первой и апелляционной инстанций не представлено.
Также, возражая против удовлетворения заявленных требований, ТУ Росимущества ссылалось на то, что в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 64:41:410938:26 от 11.10.2016 N 64/201/2016-723960 отсутствуют сведения о расположенных в границах данного земельного участка объектах капитального строительства.
Данный довод правомерно судом отклонен.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона N 221-ФЗ), государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, дополнительные сведения об объекте недвижимости, а именно кадастровые номера, расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, если объектом недвижимости является земельный участок.
Таким образом, как верно указал суд, сведения о кадастровых номерах зданий, сооружений являются дополнительными.
Кроме того, факт расположения на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих обществу, подтвержден в том числе актом осмотра от 25.06.2015 N 452, проведенного сотрудниками ТУ Росимущества, и не оспаривается заинтересованным лицом.
При таких обстоятельствах, Общество имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 июля 2017 года по делу N А57-4522/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ

Судьи
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
А.В.СМИРНИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)