Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей Свиридова В.А., Чеботаревой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Батаевым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ФГБУ ФКП "Росреестра" по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.06.2017 по делу N А40-9248/17 судьи Панфиловой Г.Е. (35-92)
по заявлению ОАО "РЖД"
к 1) ФГБУ ФКП "Росреестра" по Москве, 2) Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: ТУ Росимущества по Москве
о признании незаконным решения.
при участии:
- от заявителя: Плетнева О.Н. по дов. от 18.07.2016;
- от ответчиков: 1) не явился, извещен; 2) Габдрахманова Э.А. по дов. от 17.01.2017;
- от третьего лица: не явился, извещен.
установил:
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве и Управлению Росреестра по Москве о признании незаконными решения от 12.10.2016 N 77/601/16-428735 и об обязании устранить допущенные нарушения.
Решением суда от 26.06.2017 требования заявителя были удовлетворены.
ФГБУ ФКП "Росреестра" по Москве не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Представители ФГБУ ФКП "Росреестра" по Москве, ТУ Росимущества по Москве в судебное заседание не явились, извещены. Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы ФГБУ ФКП "Росреестра" по Москве поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как усматривается из материалов дела, 30.10.2008 между ТУ Росимущества по г. Москве и ОАО "РЖД" в порядке, установленном ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом" от 27.02.2003 N 29-ФЗ и принятым в соответствии с ним Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД", заключен договор аренды земельного участка N Д-30/191-3.
Согласно п. 1 Договора предметом договора является земельный участок, поставленный на кадастровый учет ДЗР г. Москвы в 2005 году, находящийся в федеральной собственности, с кадастровым номером 77:04:0001021:27, расположенный по адресу: г. Москва, Юго-Восточный Административный Округ, Курское направление Московской железной дороги площадью 43613,7 кв. м.
Земельный участок предоставлен для эксплуатации и обслуживания железнодорожного транспорта и полностью занят объектами железнодорожного транспорта, принадлежащими ОАО "РЖД" на праве собственности.
В настоящее время в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о правообладателе земельного участка (Российской Федерации).
ОАО "РЖД", являясь арендатором земельного участка федеральной собственности, обратилось в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве с заявлением от 04.10.2016 о внесении сведений о правах Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001021:27.
Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве N 77/601/16-428735 от 12.10.2016 в учете изменений в сведениях о земельном участке отказано на основании п. 5 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
При этом орган кадастрового учета в решении об отказе во внесении сведений о правообладателе земельного участка указывает, что с заявлением об учете изменений объекта недвижимого имущества с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001021:27 обратился представитель ОАО "РЖД", в то время как правообладателем земельного участка по данным ГКН, по мнению органа кадастрового учета, является Департамент городского имущества г. Москвы.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Земельного кодекса РФ определено понятие правообладателей земельных участков - это собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. Судом не принимается утверждение органа кадастрового учета о принадлежности земельного участка Департаменту городского имущества города Москвы, поскольку участок является федеральной собственностью.
В силу п. 3 ст. 4 и ст. 8 ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" от 27.02.2003 N 29-ФЗ земли полосы отвода железной дороги являются федеральной собственностью.
При этом, п. 3 ст. 4 указанного Федерального закона установлено, что порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью (в том числе земельными участками полосы отвода железной дороги) устанавливаются Правительством РФ.
Во исполнение указанной нормы Закона было принято Постановление Правительства РФ от 29.04.2006 N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД", которым утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД".
В соответствии с п. 2 указанных Правил пользование земельными участками полосы отвода железной дороги осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с ОАО "РЖД".
Во исполнение указанного пункта Правил 30.10.2008 между ОАО "РЖД" и ТУ Росимущества по г. Москве заключен договор аренды земельного участка полосы отвода железной дороги N Д-30/191-з площадью 43 613 кв. м с кадастровым номером 77:04:01021:027.
Соответственно, ОАО "РЖД", как заинтересованное лицо, вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении сведений о правах Российской Федерации на ранее учтенный земельный участок полосы отвода железной дороги.
Земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001021:27 является ранее учтенным земельным участком. Это также подтверждается данными Публичной кадастровой карты - общедоступного ресурса государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе, технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с этим Законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые, зарегистрированы и не прекращены, и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Сведения о ранее учетных объектах недвижимости вносятся уполномоченным органом на основании соответствующего заявления заинтересованного лица с приложением к нему документов, устанавливающих или подтверждающих право на указанный объект недвижимости, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный кадастровый учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него, предоставленных соответствующими органами по запросам учреждения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.09.2017 N 09АП-39830/2017 ПО ДЕЛУ N А40-9248/17
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2017 г. N 09АП-39830/2017
Дело N А40-9248/17
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей Свиридова В.А., Чеботаревой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Батаевым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ФГБУ ФКП "Росреестра" по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.06.2017 по делу N А40-9248/17 судьи Панфиловой Г.Е. (35-92)
по заявлению ОАО "РЖД"
к 1) ФГБУ ФКП "Росреестра" по Москве, 2) Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: ТУ Росимущества по Москве
о признании незаконным решения.
при участии:
- от заявителя: Плетнева О.Н. по дов. от 18.07.2016;
- от ответчиков: 1) не явился, извещен; 2) Габдрахманова Э.А. по дов. от 17.01.2017;
- от третьего лица: не явился, извещен.
установил:
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве и Управлению Росреестра по Москве о признании незаконными решения от 12.10.2016 N 77/601/16-428735 и об обязании устранить допущенные нарушения.
Решением суда от 26.06.2017 требования заявителя были удовлетворены.
ФГБУ ФКП "Росреестра" по Москве не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Представители ФГБУ ФКП "Росреестра" по Москве, ТУ Росимущества по Москве в судебное заседание не явились, извещены. Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы ФГБУ ФКП "Росреестра" по Москве поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как усматривается из материалов дела, 30.10.2008 между ТУ Росимущества по г. Москве и ОАО "РЖД" в порядке, установленном ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом" от 27.02.2003 N 29-ФЗ и принятым в соответствии с ним Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД", заключен договор аренды земельного участка N Д-30/191-3.
Согласно п. 1 Договора предметом договора является земельный участок, поставленный на кадастровый учет ДЗР г. Москвы в 2005 году, находящийся в федеральной собственности, с кадастровым номером 77:04:0001021:27, расположенный по адресу: г. Москва, Юго-Восточный Административный Округ, Курское направление Московской железной дороги площадью 43613,7 кв. м.
Земельный участок предоставлен для эксплуатации и обслуживания железнодорожного транспорта и полностью занят объектами железнодорожного транспорта, принадлежащими ОАО "РЖД" на праве собственности.
В настоящее время в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о правообладателе земельного участка (Российской Федерации).
ОАО "РЖД", являясь арендатором земельного участка федеральной собственности, обратилось в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве с заявлением от 04.10.2016 о внесении сведений о правах Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001021:27.
Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве N 77/601/16-428735 от 12.10.2016 в учете изменений в сведениях о земельном участке отказано на основании п. 5 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
При этом орган кадастрового учета в решении об отказе во внесении сведений о правообладателе земельного участка указывает, что с заявлением об учете изменений объекта недвижимого имущества с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001021:27 обратился представитель ОАО "РЖД", в то время как правообладателем земельного участка по данным ГКН, по мнению органа кадастрового учета, является Департамент городского имущества г. Москвы.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Земельного кодекса РФ определено понятие правообладателей земельных участков - это собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. Судом не принимается утверждение органа кадастрового учета о принадлежности земельного участка Департаменту городского имущества города Москвы, поскольку участок является федеральной собственностью.
В силу п. 3 ст. 4 и ст. 8 ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" от 27.02.2003 N 29-ФЗ земли полосы отвода железной дороги являются федеральной собственностью.
При этом, п. 3 ст. 4 указанного Федерального закона установлено, что порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью (в том числе земельными участками полосы отвода железной дороги) устанавливаются Правительством РФ.
Во исполнение указанной нормы Закона было принято Постановление Правительства РФ от 29.04.2006 N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД", которым утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД".
В соответствии с п. 2 указанных Правил пользование земельными участками полосы отвода железной дороги осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с ОАО "РЖД".
Во исполнение указанного пункта Правил 30.10.2008 между ОАО "РЖД" и ТУ Росимущества по г. Москве заключен договор аренды земельного участка полосы отвода железной дороги N Д-30/191-з площадью 43 613 кв. м с кадастровым номером 77:04:01021:027.
Соответственно, ОАО "РЖД", как заинтересованное лицо, вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении сведений о правах Российской Федерации на ранее учтенный земельный участок полосы отвода железной дороги.
Земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001021:27 является ранее учтенным земельным участком. Это также подтверждается данными Публичной кадастровой карты - общедоступного ресурса государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе, технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с этим Законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые, зарегистрированы и не прекращены, и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Сведения о ранее учетных объектах недвижимости вносятся уполномоченным органом на основании соответствующего заявления заинтересованного лица с приложением к нему документов, устанавливающих или подтверждающих право на указанный объект недвижимости, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный кадастровый учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него, предоставленных соответствующими органами по запросам учреждения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)