Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 14.09.2016 ПО ДЕЛУ N 33-18384/2016

Требование: Об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка.

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец является собственником жилого дома, который расположен на земельном участке, предоставленном ему в аренду. При обращении с заявлением о предоставлении в собственность за плату данного земельного участка истец получил отказ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 сентября 2016 г. по делу N 33-18384/2016


Справка: судья Бикчурина О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Куловой Г.Р. и
Хакимова А.Р.,
при секретаре А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.И. к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, по апелляционной жалобе представителя Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа адрес РБ Т. на решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от 23 мая 2016 г.,
заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Науширбановой З.А., выслушав объяснения истца П.И., ее представителя З. о законности решения суда,

установила:

П.И. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка.
В обоснование иска указала, что она является собственником жилого дома по адресу: адрес, который расположен на земельном участке площадью ... кв. м, предоставленном истцу в аренду. Истец обратилась к ответчику о предоставлении в собственность за плату данного земельного участка. Ответчиком истцу было отказано в предоставлении данного земельного участка в собственность за плату со ссылкой, что земельный участок расположен в границах резервируемых земель и в соответствии с пп. 13 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, отнесен к землям, ограниченным в обороте. Считая отказ незаконным, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Решением Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 мая 2016 г. исковые требования П.И. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, удовлетворены. Суд обязал администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан в лице Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан заключить с П.И. договор купли-продажи земельного участка, под кадастровым номером N ..., общей площадью ... кв. м, расположенного по адресу: адрес, путем подготовки и направления П.И. проекта договора купли-продажи земельного участка.
В апелляционной жалобе представителя Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа адрес РБ Т. ставится вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, считая его постановленным с нарушением норм материального права, поскольку в соответствии с решением Совета городского округа адрес Республики Башкортостан N ... от дата. о внесении изменения в решение Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата г. N ... "О резервировании земель в границах городского округа адрес Республики Башкортостан для муниципальных нужд" земельный участок с кадастровым номером N ... включен в число зарезервированных в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для муниципальных нужд исходя из проекта планировки жилого района Максимовка в адрес РБ. Отсутствие необходимости государственной регистрации ограничений (обременений), возникающих из резервирования для муниципальных нужд, подтверждается решением Арбитражного суда РБ от 22.10.2015 г. N А07-16516/2015 по заявлению Муниципального образования городской округ адрес об оспаривании отказа в государственной регистрации ограничения (обременения) и обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации по РБ произвести государственную регистрацию ограничения (обременения) права в отношении земельных участков. При наличии обременения испрашиваемого земельного участка в виде его резервирования для муниципальных нужд указанные земельный участок не может быть предоставлен в собственность. Со стороны администрации адрес соблюдена процедура обременения испрашиваемого земельного участка в виде его резервирования для муниципальных нужд.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельное законодательство основываются на принципах единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
На основании п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 1 ст. 39.20. ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с п. п. 2. п. 1 ст. 39.1. ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов (п. 2 ст. 39.3. ЗК РФ).
Для реализации указанного права в соответствии с п. 5 ст. 39.20 ЗК РФ собственники зданий, сооружений и помещений в них обращаются в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Согласно ст. 39.2. ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрены ст. 39.16. ЗК РФ.
- Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок из оборота не изъят, ограниченным в обороте не является, какие-либо законные основания для отказа в передаче испрашиваемого земельного участка в собственность истцу отсутствуют.
Выводы суда являются правильными и соответствуют материалам дела.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от дата., соглашения от дата. жилой дом, общей площадью ... кв. м, ...-этажный, инв. N ..., под кадастровым номером N ..., расположенный по адресу: адрес, принадлежит на праве собственности истцу.
Право собственности истца на данный жилой дом зарегистрировано в ЕГРПН за N ..., о чем выдано соответствующее свидетельство о государственной регистрации права серии N ... от дата.
Указанный жилой дом расположен на земельном участке, общей площадью ... кв. м, с кадастровым номером N ....
Судом установлено, что указанный земельный участок предоставлен по договору аренды земельного участка N ... от дата. П.О. на основании постановления Главы администрации адрес N... от дата. сроком с дата. до дата.
Земельный участок предоставлен для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
Как усматривается из договора аренды, участок обладает всеми свойствами и качествами, необходимыми для его использования по целевому назначению.
В материалах дела имеется копия кадастровой выписки о земельном участке N ... от дата, согласно которой земельный участок по адресу: адрес, площадью ... кв. м отнесен к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
Судом исследована Публичная кадастровая карта, согласно сведениям, которой земельный участок входит в санитарную зону охраны водозаборов (3 пояс).
Согласно выписке из ЕГРПН Управления Росреестра по РБ на спорный земельный участок от дата., какие-либо ограничения на испрашиваемый земельный участок, кроме аренды, не зарегистрированы. В п. 9 выписки указано на отсутствие данных о решениях об изъятии объекта недвижимости для государственных и муниципальных нужд.
дата. истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
Как усматривается из ответа Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО адрес N П-382 от дата. истцу было отказано в предоставлении земельного участка в собственность, на том основании, что согласно решению Совета городского округа адрес РБ N ... "О резервировании земельных участков в границах городского округа адрес РБ для муниципальных нужд" испрашиваемый земельный участок входит в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель и в соответствии с пп. 13 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, отнесен к землям, ограниченным в обороте. Согласно п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельный участок отнесен к землям, ограниченным в обороте, и поэтому не может быть предоставлен в частную собственность.
Таким образом, суд первой инстанции, исходя из положений ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, ст. 56 ЗК РФ, п. 5 ст. 27 ЗК РФ, правильно установил, что испрашиваемый земельный участок не имеет какие-либо обременения.
Суд правомерно отклонил доводы представителя ответчиков о том, что земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд, поскольку ответчиком не доказано, а судом не добыто доказательств наличия указанного обстоятельства.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда об удовлетворении исковых требований П.И. к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, поскольку согласно выписки из ЕГРПН Управления Росреестра по РБ, ограничение прав на испрашиваемый земельный участок в виде резервирования земельного участка для государственных или муниципальных нужд, какие-либо другие ограничения, препятствующие в соответствии с законом приобретению земельного участка в собственность, не зарегистрированы.
Доводы жалобы ответчика о том, что отсутствует необходимость государственной регистрации ограничений (обременений), возникающих из решения о резервировании спорного земельного участка для муниципальных нужд, поскольку данное обстоятельство подтверждается решением Арбитражного Суда Республики Башкортостан от дата, судебная коллегия находит несостоятельными. Между тем решением Арбитражного Суда Республики Башкортостан от дата не разрешался спор в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером N ... площадью ... кв. м, по адресу: адрес.
Согласно положениям п. 6 ст. 27 ЗК РФ, п. 6 ст. 56 ЗК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Согласно пункту 8 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 9 указанного Постановления, государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены решения - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 198, 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа РБ Т. - без удовлетворения.
Председательствующий
З.А.НАУШИРБАНОВА

Судьи
Г.Р.КУЛОВА
А.Р.ХАКИМОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)