Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что спорный земельный участок входит в границы природного парка регионального значения и относится в силу закона к собственности Волгоградской области. Вопреки установленному законом запрету на предоставление земель природного парка в частную собственность постановлением органа местного самоуправления участок был передан в собственность третьего лица, а затем по договору купли-продажи перешел в собственность ответчика.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Соломенцева Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Малышевой И.А.,
судей Бабайцевой Е.А., Грымзиной Е.В.,
при секретаре И.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> к К об истребовании имущества из чужого незаконного владения
по апелляционной жалобе К
на решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 07 апреля 2016 года, которым исковые требования Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Бабайцевой Е.А., пояснения представителя ответчика К - К, поддержавшего доводы жалобы, представителя истца Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области Р, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - Облкомимущество) обратился в суд с иском к К, в котором просил обязать ответчика вернуть Облкомимуществу по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером N <...> площадью 2500 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>; установить решение суда по настоящему делу основанием для исключения из ЕГРП записи о регистрации права собственности К на данный земельный участок.
В обоснование требований указал, что спорный земельный участок входит в границы природного парка регионального значения "Волго-Ахтубинская пойма" на территории Волгоградской области и относятся в силу закона к собственности Волгоградской области. Вопреки установленному законом запрету на предоставление земель природного парка в частную собственность постановлением администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 28 февраля 2008 года данный земельный участок был передан в собственность М, а затем по договору купли-продажи перешел в собственность К
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе К оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить, в удовлетворении требований отказать.
В апелляционную инстанцию ответчик К, представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, представители третьих лиц комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области, администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, ГБУ Волгоградской области "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма", третьи лица М и А не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Права на земельные участки (право собственности, постоянное пользование, пожизненное наследуемое владение, сервитут, аренда, безвозмездное срочное пользование) возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации (ст. 25 ЗК РФ).
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10, 11 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 28 ЗК РФ).
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Вместе с тем, одним из критериев, позволяющим разграничить публичную собственность на земельные участки, является отнесение их к конкретному виду собственности в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В собственности субъектов Российской Федерации, в том числе, находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами (п. 1 ст. 18 ЗК РФ).
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения (п. 1 ст. 95 ЗК РФ, п. 5 ст. 2, п. 1 ст. 18 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", ч. 1 ст. 15 Закона Волгоградской области от 07 декабря 2001 года N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области").
Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (действовавшей до 28 декабря 2013 года).
Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью Волгоградской области и находятся в ведении органов государственной власти Волгоградской области (ч. 1 ст. 7 Закона Волгоградской области от 07 декабря 2001 года N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" (действовавшей до 04 декабря 2014 года).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 ГК РФ).
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (п. 3 ст. 209 ГК РФ).
По договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (п. 1 ст. 549 ГК РФ).
Сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 1 ст. 166, п. п. 1 и 2 ст. 167 ГК РФ).
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если законом не установлено, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168 ГК РФ).
Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ).
Если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли (п. 1 ст. 302 ГК РФ).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на территории Волгоградской области создано государственное учреждение "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма", утверждены границы парка регионального значения (Постановления главы администрации Волгоградской области от 05 июня 2000 года N 404 "О создании государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" и от 26 апреля 2002 года N 339 "Об утверждении границ государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма").
Территория природного парка "Волго-Ахтубинская пойма" является особо охраняемой природной территорией регионального значения и находится в ведении комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области. Природный парк расположен на территории Среднеахтубинского, Светлоярского и Ленинского муниципальных районов Волгоградской области в пределах границ согласно приложению (п. п. 1.2.1.3 Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма", утвержденного постановлением главы администрации Волгоградской области от 17 июня 2010 года N 917).
В силу приведенных выше норм права с момента образования природного парка и установления его границ все земельные участки, находящиеся в его границах и не являющиеся на момент их установления собственностью иных лиц, являются собственностью Волгоградской области.
Постановлением Администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 28 февраля 2008 года М в собственность (бесплатно) был предоставлен земельный участок с кадастровым номером N <...> площадью 2500 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства. Право собственности М на данный объект было зарегистрировано в установленном законом порядке.
По результатам инвентаризации земельных участков природного парка "Волго-Ахтубинская пойма", проводимой Облкомимуществом по состоянию на 29 мая 2015 года, установлено, что земельный участок с кадастровым номером N <...> расположен в границах природного парка "Волго-Ахтубинская пойма". Сведения о территориальной зоне земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости.
Факт расположения спорного земельного участка на особо охраняемой природной территории "Волго-Ахтубинская пойма" также подтверждается письмом ГБУ "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" от 06 апреля 2016 года.
Согласно кадастровому плану земельного участка по состоянию на 01 февраля 2008 года земельный участок с кадастровым номером N <...> площадью 2500 кв. м имеет вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, особый режим использования земли: особо охраняемая природная территория Волго-Ахтубинской поймы.
По договору купли-продажи от 15 апреля 2008 года М произвел отчуждение спорного земельного участка А, которая по договору купли-продажи от 29 июля 2008 года передала участок в собственность К Право собственности последней также зарегистрировано в установленном законом порядке.
Земельный участок с кадастровым номером N <...> в силу закона является собственностью Волгоградской области и находятся в ведении органов государственной власти Волгоградской области.
Доказательств тому, что право собственности Волгоградской области на земельный участок с кадастровым номером N <...> с момента образования природного парка и установления его границ (2000 год, 2002 год) было прекращено или перешло к муниципальному образованию, ответчиком не представлено.
Органом, уполномоченным на совершение действий по управлению и распоряжению областной собственностью, на момент образования природного парка, установления его границ и передачи в собственность бесплатно в 2008 году М земельного участка являлся Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ст. 7 Закона Волгоградской области от 06 декабря 1999 года N 335-ОД "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Волгоградской области", Положение о комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области, утвержденного 18 марта 2005 года N 225).
В настоящее время органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере имущественных и земельных отношений на территории Волгоградской области, осуществляющим управление и распоряжение имуществом и земельными участками, находящимися в собственности Волгоградской области, за исключением жилищного фонда Волгоградской области, и самостоятельно выступающим в судах и иных органах от своего имени и от имени Волгоградской области по вопросам, входящим в его компетенцию, также является Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (постановление Администрации Волгоградской области от 09 ноября 2009 года N 399-п "О полномочиях органов исполнительной власти Волгоградской области в сфере регулирования земельных отношений", п. п. 1.1., 2.2., 2.58. Положения о Комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 26 апреля 2012 года N 222).
Учитывая, что администрация Среднеахтубинского района в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" вправе осуществлять распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, однако не наделена полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными в границах особо охраняемой природной территории регионального значения и являющимися собственностью Волгоградской области, передача земельного участка с кадастровым номером N <...> М в собственность бесплатно была осуществлена за пределами предоставленных органу местного самоуправления полномочий.
В связи с незаконностью получения М земельного участка, принадлежащего на праве собственности Волгоградской области, данное лицо не имело права ими распоряжаться.
Следовательно, договоры купли-продажи земельного участка, заключенные с А, а затем с К, не соответствуют требованиям закона - положениям п. 2 ст. 209 ГК РФ, п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (действовавшей до 28 декабря 2013 года), ч. 1 ст. 7 Закона Волгоградской области от 07 декабря 2001 года N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" (действовавшей до 04 декабря 2014 года) и являются ничтожными.
Кроме того, согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером N <...> выбыл из владения собственника помимо его воли, приобретен К у лица, которое не имело права его отчуждать, возмездно, постольку Облкомимущество как орган, осуществляющий управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Волгоградской области, вправе истребовать спорный земельный участок из незаконного владения К (п. 1 ст. 302 ГК РФ).
Принимая во внимание изложенное выше, суд пришел к правильному выводу об истребовании из чужого незаконного владения К в пользу Облкомимущества земельного участка с кадастровым номером N <...>, возложении на нее обязанности вернуть истцу земельный участок по акту приема-передачи.
При рассмотрении спора суд не нашел оснований для применения к требованиям Облкомимущества последствий пропуска срока исковой давности, с чем судебная коллегия соглашается, так как общий срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ, составляющий три года и применяемый к искам об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения, истцом не пропущен.
Облкомимущество узнало о нарушении своих прав только в мае 2015 года в ходе проведения инвентаризации земельных участков, расположенных на территории природного парка "Волго-Ахтубинская пойма", с иском же в суд обратилось 28 декабря 2015 года.
Имеющийся в материалах землеустроительного дела акт выбора и предварительного согласования размещения земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в <адрес>, 10, 12, 14, датированный 20 апреля 2007 года и согласованный с ГУ "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма", а также с государственным инспектором комитета Государственного экологического контроля администрации Волгоградской области, вопреки доводам ответчика, не свидетельствует об осведомленности истца о нарушении его прав.
Доводы апелляционной жалобы К о том, что она является добросовестным приобретателем земельного участка по возмездной сделке, заключенной с лицом, обладавшим зарегистрированным правом собственности на спорный объект недвижимости, несостоятельны для отмены решения.
В абз. 3 п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что ответчик может быть признан добросовестным приобретателем имущества при условии, если сделка, по которой он приобрел владение спорным имуществом, отвечает признакам действительной сделки во всем, за исключением того, что она совершена неуправомоченным отчуждателем.
Между тем, как было указано ранее, договоры купли-продажи земельного участка, заключенные с А, а затем с К, не соответствуют не только требованиям закона - положениям п. 2 ст. 209 ГК РФ, п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (действовавшей до 28 декабря 2013 года), ч. 1 ст. 7 Закона Волгоградской области от 07 декабря 2001 года N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" (действовавшей до 04 декабря 2014 года), но нормам п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", не допускающим отчуждение земельных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий.
Суждения в жалобе о том, что постановление Администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 30 октября 2007 года об утверждении проекта границ земельного участка не оспорено и недействительным не признано, ГУ "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" и комитет Государственного экологического контроля администрации Волгоградской области принимали участие в определении границ земельного участка, дав на это согласие, для существа рассматриваемого спора значения не имеют.
Ссылки в жалобе на то, что истец должен был узнать о нарушении своего права с момента утверждения положения о природном парке и изменения его границ, о пропуске срока исковой давности, вопреки позиции апеллянта не свидетельствуют. Облкомимущество узнало о нарушении своих прав только в мае 2015 года в ходе проведения инвентаризации земельных участков, доказательств тому, что истец узнал или должен был узнать о нарушении прав до мая 2015 года материалы дела не содержат.
Утверждение апеллянта о нарушении судом положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, так как требований о признании сделок недействительными истцом не заявлялось, подлежат отклонению.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не установлено.
При таких данных решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области об удовлетворении исковых требований Облкомимущества является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 07 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.08.2016 ПО ДЕЛУ N 33-10582/2016
Требование: О возврате земельного участка, исключении из ЕГРП записи о праве собственности на участок.Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что спорный земельный участок входит в границы природного парка регионального значения и относится в силу закона к собственности Волгоградской области. Вопреки установленному законом запрету на предоставление земель природного парка в частную собственность постановлением органа местного самоуправления участок был передан в собственность третьего лица, а затем по договору купли-продажи перешел в собственность ответчика.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 августа 2016 г. по делу N 33-10582/2016
Судья Соломенцева Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Малышевой И.А.,
судей Бабайцевой Е.А., Грымзиной Е.В.,
при секретаре И.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> к К об истребовании имущества из чужого незаконного владения
по апелляционной жалобе К
на решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 07 апреля 2016 года, которым исковые требования Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Бабайцевой Е.А., пояснения представителя ответчика К - К, поддержавшего доводы жалобы, представителя истца Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области Р, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - Облкомимущество) обратился в суд с иском к К, в котором просил обязать ответчика вернуть Облкомимуществу по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером N <...> площадью 2500 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>; установить решение суда по настоящему делу основанием для исключения из ЕГРП записи о регистрации права собственности К на данный земельный участок.
В обоснование требований указал, что спорный земельный участок входит в границы природного парка регионального значения "Волго-Ахтубинская пойма" на территории Волгоградской области и относятся в силу закона к собственности Волгоградской области. Вопреки установленному законом запрету на предоставление земель природного парка в частную собственность постановлением администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 28 февраля 2008 года данный земельный участок был передан в собственность М, а затем по договору купли-продажи перешел в собственность К
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе К оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить, в удовлетворении требований отказать.
В апелляционную инстанцию ответчик К, представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, представители третьих лиц комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области, администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, ГБУ Волгоградской области "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма", третьи лица М и А не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Права на земельные участки (право собственности, постоянное пользование, пожизненное наследуемое владение, сервитут, аренда, безвозмездное срочное пользование) возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации (ст. 25 ЗК РФ).
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10, 11 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 28 ЗК РФ).
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Вместе с тем, одним из критериев, позволяющим разграничить публичную собственность на земельные участки, является отнесение их к конкретному виду собственности в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В собственности субъектов Российской Федерации, в том числе, находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами (п. 1 ст. 18 ЗК РФ).
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения (п. 1 ст. 95 ЗК РФ, п. 5 ст. 2, п. 1 ст. 18 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", ч. 1 ст. 15 Закона Волгоградской области от 07 декабря 2001 года N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области").
Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (действовавшей до 28 декабря 2013 года).
Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью Волгоградской области и находятся в ведении органов государственной власти Волгоградской области (ч. 1 ст. 7 Закона Волгоградской области от 07 декабря 2001 года N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" (действовавшей до 04 декабря 2014 года).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 ГК РФ).
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (п. 3 ст. 209 ГК РФ).
По договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (п. 1 ст. 549 ГК РФ).
Сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 1 ст. 166, п. п. 1 и 2 ст. 167 ГК РФ).
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если законом не установлено, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168 ГК РФ).
Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ).
Если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли (п. 1 ст. 302 ГК РФ).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на территории Волгоградской области создано государственное учреждение "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма", утверждены границы парка регионального значения (Постановления главы администрации Волгоградской области от 05 июня 2000 года N 404 "О создании государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" и от 26 апреля 2002 года N 339 "Об утверждении границ государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма").
Территория природного парка "Волго-Ахтубинская пойма" является особо охраняемой природной территорией регионального значения и находится в ведении комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области. Природный парк расположен на территории Среднеахтубинского, Светлоярского и Ленинского муниципальных районов Волгоградской области в пределах границ согласно приложению (п. п. 1.2.1.3 Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма", утвержденного постановлением главы администрации Волгоградской области от 17 июня 2010 года N 917).
В силу приведенных выше норм права с момента образования природного парка и установления его границ все земельные участки, находящиеся в его границах и не являющиеся на момент их установления собственностью иных лиц, являются собственностью Волгоградской области.
Постановлением Администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 28 февраля 2008 года М в собственность (бесплатно) был предоставлен земельный участок с кадастровым номером N <...> площадью 2500 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства. Право собственности М на данный объект было зарегистрировано в установленном законом порядке.
По результатам инвентаризации земельных участков природного парка "Волго-Ахтубинская пойма", проводимой Облкомимуществом по состоянию на 29 мая 2015 года, установлено, что земельный участок с кадастровым номером N <...> расположен в границах природного парка "Волго-Ахтубинская пойма". Сведения о территориальной зоне земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости.
Факт расположения спорного земельного участка на особо охраняемой природной территории "Волго-Ахтубинская пойма" также подтверждается письмом ГБУ "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" от 06 апреля 2016 года.
Согласно кадастровому плану земельного участка по состоянию на 01 февраля 2008 года земельный участок с кадастровым номером N <...> площадью 2500 кв. м имеет вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, особый режим использования земли: особо охраняемая природная территория Волго-Ахтубинской поймы.
По договору купли-продажи от 15 апреля 2008 года М произвел отчуждение спорного земельного участка А, которая по договору купли-продажи от 29 июля 2008 года передала участок в собственность К Право собственности последней также зарегистрировано в установленном законом порядке.
Земельный участок с кадастровым номером N <...> в силу закона является собственностью Волгоградской области и находятся в ведении органов государственной власти Волгоградской области.
Доказательств тому, что право собственности Волгоградской области на земельный участок с кадастровым номером N <...> с момента образования природного парка и установления его границ (2000 год, 2002 год) было прекращено или перешло к муниципальному образованию, ответчиком не представлено.
Органом, уполномоченным на совершение действий по управлению и распоряжению областной собственностью, на момент образования природного парка, установления его границ и передачи в собственность бесплатно в 2008 году М земельного участка являлся Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ст. 7 Закона Волгоградской области от 06 декабря 1999 года N 335-ОД "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Волгоградской области", Положение о комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области, утвержденного 18 марта 2005 года N 225).
В настоящее время органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере имущественных и земельных отношений на территории Волгоградской области, осуществляющим управление и распоряжение имуществом и земельными участками, находящимися в собственности Волгоградской области, за исключением жилищного фонда Волгоградской области, и самостоятельно выступающим в судах и иных органах от своего имени и от имени Волгоградской области по вопросам, входящим в его компетенцию, также является Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (постановление Администрации Волгоградской области от 09 ноября 2009 года N 399-п "О полномочиях органов исполнительной власти Волгоградской области в сфере регулирования земельных отношений", п. п. 1.1., 2.2., 2.58. Положения о Комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 26 апреля 2012 года N 222).
Учитывая, что администрация Среднеахтубинского района в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" вправе осуществлять распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, однако не наделена полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными в границах особо охраняемой природной территории регионального значения и являющимися собственностью Волгоградской области, передача земельного участка с кадастровым номером N <...> М в собственность бесплатно была осуществлена за пределами предоставленных органу местного самоуправления полномочий.
В связи с незаконностью получения М земельного участка, принадлежащего на праве собственности Волгоградской области, данное лицо не имело права ими распоряжаться.
Следовательно, договоры купли-продажи земельного участка, заключенные с А, а затем с К, не соответствуют требованиям закона - положениям п. 2 ст. 209 ГК РФ, п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (действовавшей до 28 декабря 2013 года), ч. 1 ст. 7 Закона Волгоградской области от 07 декабря 2001 года N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" (действовавшей до 04 декабря 2014 года) и являются ничтожными.
Кроме того, согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером N <...> выбыл из владения собственника помимо его воли, приобретен К у лица, которое не имело права его отчуждать, возмездно, постольку Облкомимущество как орган, осуществляющий управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Волгоградской области, вправе истребовать спорный земельный участок из незаконного владения К (п. 1 ст. 302 ГК РФ).
Принимая во внимание изложенное выше, суд пришел к правильному выводу об истребовании из чужого незаконного владения К в пользу Облкомимущества земельного участка с кадастровым номером N <...>, возложении на нее обязанности вернуть истцу земельный участок по акту приема-передачи.
При рассмотрении спора суд не нашел оснований для применения к требованиям Облкомимущества последствий пропуска срока исковой давности, с чем судебная коллегия соглашается, так как общий срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ, составляющий три года и применяемый к искам об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения, истцом не пропущен.
Облкомимущество узнало о нарушении своих прав только в мае 2015 года в ходе проведения инвентаризации земельных участков, расположенных на территории природного парка "Волго-Ахтубинская пойма", с иском же в суд обратилось 28 декабря 2015 года.
Имеющийся в материалах землеустроительного дела акт выбора и предварительного согласования размещения земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в <адрес>, 10, 12, 14, датированный 20 апреля 2007 года и согласованный с ГУ "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма", а также с государственным инспектором комитета Государственного экологического контроля администрации Волгоградской области, вопреки доводам ответчика, не свидетельствует об осведомленности истца о нарушении его прав.
Доводы апелляционной жалобы К о том, что она является добросовестным приобретателем земельного участка по возмездной сделке, заключенной с лицом, обладавшим зарегистрированным правом собственности на спорный объект недвижимости, несостоятельны для отмены решения.
В абз. 3 п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что ответчик может быть признан добросовестным приобретателем имущества при условии, если сделка, по которой он приобрел владение спорным имуществом, отвечает признакам действительной сделки во всем, за исключением того, что она совершена неуправомоченным отчуждателем.
Между тем, как было указано ранее, договоры купли-продажи земельного участка, заключенные с А, а затем с К, не соответствуют не только требованиям закона - положениям п. 2 ст. 209 ГК РФ, п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (действовавшей до 28 декабря 2013 года), ч. 1 ст. 7 Закона Волгоградской области от 07 декабря 2001 года N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" (действовавшей до 04 декабря 2014 года), но нормам п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", не допускающим отчуждение земельных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий.
Суждения в жалобе о том, что постановление Администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 30 октября 2007 года об утверждении проекта границ земельного участка не оспорено и недействительным не признано, ГУ "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" и комитет Государственного экологического контроля администрации Волгоградской области принимали участие в определении границ земельного участка, дав на это согласие, для существа рассматриваемого спора значения не имеют.
Ссылки в жалобе на то, что истец должен был узнать о нарушении своего права с момента утверждения положения о природном парке и изменения его границ, о пропуске срока исковой давности, вопреки позиции апеллянта не свидетельствуют. Облкомимущество узнало о нарушении своих прав только в мае 2015 года в ходе проведения инвентаризации земельных участков, доказательств тому, что истец узнал или должен был узнать о нарушении прав до мая 2015 года материалы дела не содержат.
Утверждение апеллянта о нарушении судом положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, так как требований о признании сделок недействительными истцом не заявлялось, подлежат отклонению.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не установлено.
При таких данных решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области об удовлетворении исковых требований Облкомимущества является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 07 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)