Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.09.2017 N 15АП-12942/2017 ПО ДЕЛУ N А32-20462/2016

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2017 г. N 15АП-12942/2017

Дело N А32-20462/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Ю.А. Смородиной,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Калюжного Александра Сергеевича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 03.04.2017 по делу N А32-20462/2016, принятое судьей Боровик А.М.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Калюжного Александра Сергеевича
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьего лица: Северского районного казачьего общества
о признании незаконным отказа; об обязании,
установил:

индивидуальный предприниматель Калюжный Александр Сергеевич (далее - заявитель, ИП Калюжный А.С., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании отказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) в предоставлении земельного участка в аренду, выраженный в письме Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 24.03.2016 г. N 52-1219т/16-12.03, незаконным. Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:26:0501000:830 для сельскохозяйственного производства в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.04.2017 в удовлетворении заявленных требовании отказано. Судебный акт мотивирован тем, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты, спор не подлежит разрешению в порядке главы 24 АПК РФ, так как имеется спор о праве, подлежащий разрешению в порядке искового производства.
Не согласившись с принятым судебным актом, индивидуальный предприниматель Калюжный Александр Сергеевич обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования, полагает, что выводы суда о том, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, не соответствуют обстоятельствам дела. Предприниматель не согласен с выводом суда о том, что им избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку он обратился в суд 15.06.2016 г., а договор аренды заключен в начале 2017 г. в период судебного разбирательства.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 18.03.2016 индивидуальный предприниматель Калюжный Александр Сергеевич обратился к Департаменту имущественных отношений с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:26:0501000:830 сроком на 49 лет. Земельный участок из фонда перераспределения земель.
Письмом от 24.03.2016 N 52-1219т/16-12.03 Департаментом имущественных отношений отказано в предоставлении земельного участка по следующим причинам:
- - не указана цель использования земельного участка, установленная ст. 19 закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-К3;
- - ранее был проведен аукцион на испрашиваемый земельный участок и в связи с отсутствием заявок аукцион был признан несостоявшимся;
- Не согласившись с данным отказом, индивидуальный предприниматель Калюжный Александр Сергеевич обратился в арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По смыслу статей 1, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующее принудительной защиты.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345 "О департаменте имущественных отношений Краснодарского края" департамент имущественных отношений Краснодарского края является органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Краснодарского края.
Земельный участок с кадастровым номером 23:26:0501000:830 находится в собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись государственной регистрации от 04.04.2011 N 23-23-17/008/2011-261.
ИП Калюжный А.С. обратился в департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:26:0501000:830 в аренду на 49 лет.
Для реализации права на предоставление земельного участка по специальной процедуре, предусматривающей предоставление земельных участков без торгов, заявителю необходимо подать заявление о предоставлении земельного участка в соответствии со статьей 39.17 Земельного Кодекса Российской Федерации.
В случае подачи заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в соответствии со статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации заявителю необходимо указать:
1) фамилию, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 данного кодекса оснований;
5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;
6) цель использования земельного участка;
7) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Пунктом 2 приказа Министерства экономического развития РФ от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" установлено, что лицо, подающее заявление о приобретении прав на земельный участок, предъявляет документ, подтверждающий личность заявителя, копия которого заверяется должностным лицом органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принимающим заявление, и приобщается к поданному заявлению.
В случае направления заявления о приобретении прав на земельный участок посредством почтовой связи на бумажном носителе к такому заявлению прилагается копия документа, подтверждающего личность заявителя, а в случае направления такого заявления представителем юридического или физического лица - копия документа, подтверждающего полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены фермерам по специальной процедуре, предусматривающей после поступления заявления о предоставлении участка для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства опубликование извещения о предоставлении участка, при отсутствии заявок от иных граждан - участок предоставляется без торгов заявителю.
Опубликование извещения о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка. Также извещение размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" и на официальном сайте уполномоченного органа.
При наличии заявок от иных заинтересованных фермеров о намерении участвовать в аукционе - по результатам проведенных аукционов.
В случае проведения аукциона не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона извещение о проведении аукциона будет размещено на сайте, а также в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов.
Закон Краснодарского края от 05.11.2002 N 532 - КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" устанавливает, что по общим правилам предельный максимальный размер всех земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, должен составлять не более 200 гектаров, а максимальный размер общей площади земельных участков (приусадебных и полевых), которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляет 1,5 гектара, занимающихся виноградарством, садоводством, молочным животноводством и откормом крупного рогатого скота - 2,5 гектара.
Согласно статье 19 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532 - КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", земельные участки из фонда перераспределения земель Краснодарского края, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края (за исключением занятых лесополосами, рисовыми оросительными системами, состоящими из каналов оросительной и водоотводной сети, сооружений (водозаборов, насосных станций, отстойников), сети дорог, оборудования и построек для нужд эксплуатации и предназначенными для орошения риса и сопутствующих культур севооборота), используются арендаторами для:
- развития отрасли животноводства для выращивания кормовых культур (кормовые травы, силосные культуры, кормовые корнеплоды, кормовые клубнеплоды, кормовые бахчевые культуры, зернофуражные культуры) в целях обеспечения кормами собственных животных и птицы из расчета не менее 20 условных голов на 100 гектаров либо в целях обеспечения кормами животных и птицы, принадлежащих другим владельцам, в том числе ведущим личное подсобное хозяйство, из расчета ежегодного производства и реализации не менее 7 центнеров кормовых единиц с каждого арендуемого гектара; рыбоводства;
- производства винограда, плодов, картофеля, овощей и ягод с поддержанием способности почвы обеспечивать урожаи сельскохозяйственных культур не менее указанных в статье 7 Закона Краснодарского края "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края";
- создания питомников для выращивания и реализации подроста деревьев и кустарников, используемых в сельском хозяйстве, а также иных сельскохозяйственных культур для получения рассады и семян.
Как установлено заинтересованным лицом и не опровергнуто заявителем, по заявлению от 18.03.2016, подготовлен отказ в предоставлении земельного участка по основаниям, указанным в пункте 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае если, разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, поскольку в заявлении ИП Калюжного А.С. не указаны случаи и основания предоставления земельных участков, установленные статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, невозможно определить процедуру предоставления испрашиваемого земельного участка, установленную Земельным кодексом Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что ИП Калюжным А.С. не указаны цели использования земельного участка, установленные статьей 19 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532 - КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае".
При рассмотрении обращения ИП Калюжного А.С. установлено, что по поручению департамента КГКСУ "Фонд госимущества Краснодарского края" был проведен аукцион на право заключения договора аренды на участок, извещение о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.
В связи с отсутствием заявок на участие в аукционе, аукцион на право заключения договора аренды участка признан несостоявшимся.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что доводы заявителя с указанием на обращение, используя подпункт 15 статьи 39.6 ЗК РФ, не являются основанием для признания отказа незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Порядок и правила предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности установлены статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка может обратиться гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство.
В силу пункта 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Пунктом 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
С учетом изложенного, судом правомерно установлено, что заявителем также не соблюдены указанные нормы законодательства.
Кроме того, на момент направления отказа департамент осуществляет организационно-правовые мероприятия, направленные на проведение повторного аукциона на право заключения договора аренды данного участка, о чем также сообщено заявителю в оспариваемом отказе.
Таким образом, для реализации прав на участок с кадастровым номером 23:26:0501000:830 информацию о проведении аукциона на право заключения договора аренды указанных земельных участков ИП Калюжный А.С. вправе получить путем ознакомления с публикациями, размещенными на официальном сайте Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Департамента об отказе в предоставлении отвечает всем вышеуказанным признакам ненормативного правового акта в смысле норм главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений закона в действиях Департамента при принятии оспариваемого отказа судом не выявлено.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Однако, для удовлетворения требования в судебном порядке в соответствии со ст. 201 АПК РФ, заявитель должен доказать суду наличие нарушения его прав и законных интересов, а суд на основании этих доказательств, сделать вывод о законности или незаконности постановления, действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия.
Установленные главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации особенности распределения бремени доказывания, не отменяют общего правила доказывания, закрепленного в части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому каждое участвующее в деле лицо должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих доводов и возражений. То есть, применительно к делам, рассматриваемым в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель, ссылаясь на наличие нарушений его прав и законных интересов вследствие совершения должностным лицом государственного органа противоречащих закону действий (бездействия), должен указать суду, в чем конкретно выразились данные нарушения и представить надлежащие доказательства наличия этих нарушений и неблагоприятных последствий.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что на основании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 30.09.2016 N 1891 "О предоставлении в аренду без торгов Северскому районному казачьему обществу Екатеринодарского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства в муниципальном образовании Северский район", между Департаментом имущественных отношений Краснодарского края и Северским районным казачьим обществом Екатеринодарского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества заключен договор от 30.09.2016 аренды земельного участка 23:26:0501000:830.
На основании изложенного апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты. При наличии заключенного договора аренды, спор не подлежит разрешению в порядке главы 24 АПК РФ, так как имеется спор о праве, подлежащий разрешению в порядке искового производства.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.04.2017 по делу N А32-20462/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объеме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА
Судьи
Г.А.СУРМАЛЯН
С.С.ФИЛИМОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)