Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 05.09.2016 ПО ДЕЛУ N А60-6310/2016

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 сентября 2016 г. по делу N А60-6310/2016


Резолютивная часть решения объявлена 01 сентября 2016 года
Полный текст решения изготовлен 05 сентября 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.Н. Подгорновой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Э.Ю. Пайлеваняном рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Маяк" (ИНН 6645003798, ОГРН 1026601232030)
к Администрации городского округа Красноуфимск (ИНН 6619003093)
с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, органа местного самоуправления, уполномоченного в сфере управления муниципальным имуществом "Управление муниципальным имуществом городского округа Красноуфимск" (ИНН 6619007115, ОГРН 1026601228961)
о признании отказов в утверждении схем земельных участков неправомерными.
В судебном заседании участвовали:
- от заявителя - М.Н. Красникова, представитель, доверенность N 2 от 12.01.2016 г.;
- от заинтересованного лица: не явились;
- от третьего лица: не явились.
Заинтересованное лицо, третье лицо о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда. В соответствии со ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится в их отсутствие.
Права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявитель уточнил требования. Уточнение судом принято.

ООО "Маяк" с учетом уточнения просит признать незаконным отказ отдела Архитектуры и градостроительства Администрации городского округа Красноуфимск исх. N 237 от 20.10.2015 г. в утверждении схемы земельного участка с целевым использованием под здание заправочной станции, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Ачитская, д. 14.
Кроме того, заявитель просит возложить обязанность по утверждению схемы земельного участка под принадлежащим обществу объектом недвижимости на Администрацию городского округа Красноуфимск.
Заинтересованное лицо требования не признает, полагая, что отказ является законным.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд

установил:

ООО "Маяк" зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией муниципального образования "Красноуфимский район" 17.02.1997 (свидетельство серии Х1-КИ N 256) и является правопреемником ТОО "Красноуфимское", которое прекратило свою деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к ООО "Маяк" (свидетельство N 2036601054280 от 22.07.2003 г.).
ТОО "Красноуфимское" было зарегистрировано 28.12.1992 г. за регистрационным номером Х1-КИ N 65 согласно постановлению главы администрации Красноуфимского района от 14.12.1992 г. N 387 в качестве правопреемника совхоза "Красноуфимский" на основании решения N 97 от 18.01.1993 г. "О реорганизации совхоза Красноуфимский в Товарищество с ограниченной ответственностью "Красноуфимское" и постановления главы Администрации Красноуфимского района от 14.12.1992 г. N 387 "О реорганизации совхоза "Красноуфимский".
В ходе конкурсного производства, открытого в отношении ООО "Маяк", было обнаружено, что в перечень имущества должника не включен объект - здание заправочной станции, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Ачитская, д. 14.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-56768/2014, возбужденному по иску конкурсного управляющего ООО "Маяк" Евченко В.В., признано право собственности общества с ограниченной ответственностью "Маяк" на объект недвижимости: здание заправочной станции общей площадью 101,3 кв. м, Литер А, инвентарный номер БТИ N 6096/01/38-00, адрес: Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Ачитская, д. 14.
29.09.2015 г. конкурсный управляющий обратился в Администрацию городского округа Красноуфимск с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 1957 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Ачитская, 15 под зданием заправочной станции.
Письмом N 237 от 20.10.2015 г. отдел Архитектуры и градостроительства Администрации городского округа Красноуфимск отказал заявителю в утверждении схемы расположения земельного участка.
Как видно из письма, основанием для отказа послужило то, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки в городском округе Красноуфимск, утвержденными решением Думы городского округа Красноуфимск N 29/6 от 24.06.2010 г., расположен в территориальной зоне сельскохозяйственных угодий (СХ-4), а градостроительными регламентами зоны не предусмотрено использование земельного участка под здание заправочной станции.
Полагая, что данный отказ является незаконным, ООО "Маяк" обратилось в суд с настоящим заявлением.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Заинтересованность ООО "Маяк" в заявленных им требованиях заключается в необходимости государственной регистрации права собственности на здание заправочной станции, для чего обществу необходимо оформление права на земельный участок под указанным объектом.
В силу п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
- Согласно пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса;
- Согласно п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Таким образом, собственникам объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, земельный участок предоставляется без проведения торгов как в собственность, так и в аренду.
При этом в силу п. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов начинается с подготовки и утверждения его схемы, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.
Пунктом 4 ст. 11.10 ЗК РФ правом на подготовку схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов наделено заинтересованное в предоставлении земельного участка лицо.
В силу п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основания для отказа в утверждении схемы исчерпывающим образом перечислены в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, к ним относятся: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Между тем, оспариваемый обществом отказ в утверждении схемы, оформленный письмом отдела архитектуры и градостроительства Администрации городского округа Красноуфимск N 237 от 20.10.2015 г., не содержит ни одного из перечисленных в п. 16 ст. 11.10 оснований.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание наличие у заявителя установленного вступившим в законную силу судебным актом права собственности на здание заправочной станции в г. Красноуфимск по ул. Ачитская, д. 14, суд считает отказ в утверждении изготовленной обществом схемы земельного участка под указанным зданием не соответствующим приведенным выше нормам земельного законодательства, а также нарушающим право общества на предоставление ему земельного участка, расположенного под указанным зданием.
Ссылка заинтересованного лица на то, что испрашиваемый обществом земельный участок согласно Правилам землепользования и застройки в ГО Красноуфимск, утвержденным решением Думы ГО Красноуфимск N 29/6 от 24.06.2010 г., находится в зоне сельскохозяйственного назначения (СХ-4), на выводы суда относительно существа спора не влияет.
В силу ч. 8 ст. 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
То же правило содержится и в п. 4 статьи 85 ЗК РФ, устанавливающей состав земель населенных пунктов и зонирование территорий.
Согласно пп. 6 п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе, к территориальным зонам сельскохозяйственного использования.
При этом согласно п. 11 ст. 85 ЗК РФ в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах могут находиться земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, наличие на земельном участке заправочной станции не свидетельствует о несоответствии использования земельного участка утвержденному градостроительному регламенту.
При указанных обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
Поскольку полномочиями по утверждению схем земельных участков в ГО Красноуфимск обладает Администрация указанного муниципального образования, обязанность по утверждению схемы земельного участка в порядке устранения нарушенного права заявителя суд возлагает на указанный орган местного самоуправления.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным отказ отдела Архитектуры и градостроительства Администрации городского округа Красноуфимск исх. N 237 от 20.10.2015 г. в утверждении схемы земельного участка с целевым использованием под здание заправочной станции, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Ачитская, д. 14.
Обязать Администрацию городского округа Красноуфимск утвердить схему расположения земельного участка с целевым использованием под здание заправочной станции, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Ачитская, д. 14.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Г.Н.ПОДГОРНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)