Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.08.2017 ПО ДЕЛУ N А05-13214/2016

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2017 г. по делу N А05-13214/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 1 августа 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.,
при ведении протокола с применением аудиозаписи секретарем судебного заседания Ждановой В.Н.,
при участии от муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" Саловой Ю.Р. по доверенности от 09.01.2017 N 17,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новый век" на решение Арбитражного суда Архангельской области 27 апреля 2017 года по делу N А05-13214/2016 (судья Тюпин А.Н.),
установил:

муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" (место нахождения: 163002, г. Архангельск, ул. Касаткиной, д. 9; ОГРН 1022900510709, ИНН 2901012238; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Новый век" (место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Попова, д. 14 оф. 602; ОГРН 1022900520235, ИНН 2901096862; далее - ООО "Новый век", Общество) о взыскании 16 277 руб. 96 коп., в том числе 731 руб. 20 коп. в качестве платы за превышение нормативных показателей сбросов по составу сточных вод, 15 546 руб. 76 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения предельно допустимых концентраций веществ в составе сточных вод.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (место нахождения: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 14; ОГРН 1042900024562, ИНН 2901127831).
Решением суда от 27 апреля 2017 года исковые требования удовлетворены в полном объеме, кроме того, с Общества в доход федерального бюджета взыскано 2000 руб. государственной пошлины.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что ООО "Новый век" не относится к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Предприятие в отзыве и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили, считают решение суда обоснованным и законным.
Отзыв на жалобу от третьего лица не поступил.
Судебное заседание состоялось в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя ответчика, третьего лица надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.
Заслушав пояснения истца, исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, Предприятие (Водоканал) и Общество (Абонент) 01.07.2010 заключили единый договор N 3-169 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ, согласно которому Водоканал обязуется отпускать из сетей городского водопровода Абоненту питьевую воду и принимать в точки сброса сточные воды, а Абонент - оплачивать услуги Водоканала в соответствии с условиями настоящего договора.
Границы ответственности за состояние и эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, сооружений и устройств устанавливаются по балансовой принадлежности сетей (пункт 3.1 договора).
В силу пункта 5.3 договора Абонент обязан соблюдать установленные режимы и условия водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов. В данном пункте договора приведен перечень загрязняющих веществ с указанием их предельно допустимых концентраций в сточных водах.
Пункт 5.1 договора предусмотрено, что Водоканал имеет право с уведомлением Абонента о времени и месте отбора проб отбирать контрольные пробы сточных вод и проводить их анализ в своей лаборатории.
В силу пункта 7.1 договора он вступает в силу с 01.07.2010, действует до 30.06.2011 (пункт 7.1 договора) и считается пролонгированным на тех же условиях на тот же срок при отсутствии возражений сторон.
Сторонами подписан акт о разграничении балансовой принадлежности к договору от 01.07.2010 N 3-169, согласно которому на Абонента возлагается ответственность за состояние и эксплуатацию внутренних сетей водопровода и три выпуска канализации до колодцев к-1, к-2, к-3.
Материалами дела подтверждается, что 10.08.2016 в период с 11 час. 00 мин. до 11 час. 00 мин. работником Предприятия произведен отбор четырех проб объемами по 1 л и одной пробы объемом 0,25 л в выпускном колодце.
Отбор проб произведен в присутствии представителя Абонента - генерального директора Общества Сафончика В.Е.; оформлен акт отбора проб от 10.08.2016 N 96-ПДК/16.
Согласно протоколу испытания от 15.08.2016 N АВ-542/01 в исследованных образцах обнаружено превышение нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения Предприятия, в частности показатель ХПК равен 980 мг/куб. дм, показатель БПК-5 - 480 мг/куб. дм, взвешенные вещества - 320 мг/куб. дм.
В связи с выявленными нарушениями Предприятие произвело начисление Обществу платы за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах и платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в общей сумме 16 277 руб. 96 коп., выставило счета от 31.08.2016 N П0004113, N 0004112.
Счета направлены в адрес ООО "Новый век" с сопроводительным письмом от 19.09.2016 N 4395, однако остались неоплаченными.
Предприятие обратилось к Обществу с претензией от 18.10.2016 об оплате счетов от 31.08.2016 в течение 7 рабочих дней со дня ее получения.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства и неисполнение Обществом претензионных требований, Предприятие обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал исковые требования обоснованными.
Апелляционная инстанция находит выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, правомерными.
С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), главой 5 которого предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии со статьями 13, 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоснабжения (водоотведения) абонент обязан оплачивать принятую воду и водоотведение, соблюдать предусмотренный договором режим потребления и водоотведения, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета, соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 30 Закона N 416-ФЗ).
Раздел VII Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), устанавливает порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно подпункту "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
В силу пункта 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением 3 к настоящим Правилам.
В приложении 3 к Правилам N 644 указаны нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
Пунктом 118 Правил N 644, предусмотрено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктом 114 названных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены данными Правилами.
Таким образом, в силу Правил N 644 все абоненты обязаны соблюдать требования к составу сточных вод, установленные данными Правилами, а организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право контролировать соблюдение абонентом указанных требований и в случае их нарушения взимать за это плату.
На основании пункта 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) установлено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Администрации Архангельской области от 09.07.2007 N 132-па утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Архангельской области (далее - Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка взимание платы с абонентов за сброс (прием) сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Архангельской области производится организациями водопроводно-канализационного хозяйства за фактический сброс (прием) сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов. Фактический сброс (прием) сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Архангельской области включает, в том числе: сброс сточных вод и загрязняющих веществ сверх соответствующих пределов установленных нормативов водоотведения по объему и (или) составу (качеству).
В силу пункта 15 Порядка плата абонента за сверхнормативные и (или) сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ в сбрасываемых в системы канализации населенного пункта сточных водах определяется как сумма платы по каждому из загрязняющих веществ, по которому установлен факт сверхнормативного сброса по каждому из выпусков канализации абонента. Плата за сверхнормативные сбросы определяется по каждому веществу, норматив содержания которого превышен, по формуле.
В данном случае факт превышения допустимого уровня концентрации загрязняющих веществ в сточных водах ответчика подтверждается материалами дела, в частности актом отбора проб от 10.08.2016 N 96-ПДК/16 и соответствующим протоколом испытания от 15.08.2016 N АВ-542/01, и ответчиком не опровергнут.
Расчеты платы за негативное воздействие на централизованные системы водоотведения и платы за превышение нормативных показателей сбросов по составу сточных вод судом проверены, признаны верными. Арифметическая правильность расчетов ответчиком не оспорена, контррасчет суммы исковых требований не представлен.
Таким образом, в силу доказанности факта превышения нормативных показателей сбросов по составу сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых ответчиком в систему канализации, требования Предприятия о взыскании с Общества платы за негативное воздействие на централизованные системы водоотведения и платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ правомерно удовлетворены судом в заявленном в иске размере.
В апелляционной ответчик ссылается на то, что он не относится к категории абонентов, подлежащих нормированию по постановлению Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и иных веществ и микроорганизмов" (далее - Постановление N 230). Апелляционный суд находит данные доводы подлежащими отклонению.
С 01.01.2014 вступила в действие в полном объеме глава 5 Закона N 416-ФЗ и все абоненты организации водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющие отведение сточных вод в систему централизованного водоотведения, подразделяются на две категории: первая категория - абоненты, указанные в части 1 статьи 27 Закона N 416-ФЗ, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы (признаки которых определены Постановлением N 230); вторая категория - абоненты, которым нормативы допустимых сбросов не устанавливаются, то есть не относящиеся к первой категории (не охватываются признаками Постановления N 230).
При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2015 N 1101 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения" в Правила N 644 внесены изменения и установлено, что действие пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил N 167 и Постановления N 1310, с 01.01.2019 не распространяется на абонентов, в отношении которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в соответствии со статьей 27 Закона N 416-ФЗ.
В соответствии с частью 8 статьи 42 Закона N 416-ФЗ нормативы сбросов для объектов абонентов, указанных в части 1 статьи 27 данного Закона, и лимиты на сбросы для объектов таких абонентов должны быть установлены до 01.01.2019.
Для второй группы абонентов (не нормируемых в соответствии с Постановлением N 230) продолжает сохранять свое действие Постановление N 1310 и пункты 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил N 67.
Таким образом, из совокупности приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что в случае не отнесения ответчика к категории абонентов, которым в соответствии с Постановлением N 230 устанавливаются нормативы допустимых сбросов, при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод в отношении данного абонента необходимо руководствоваться требованиями пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил N 167, Постановления N 1310, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а также положениями договора.
Следовательно, независимо от отнесения ответчика к категории абонентов, предусмотренных Постановлением N 230, до 01.01.2019 на него распространяются положения Правил N 167 (пункты 61, 64, 65, 67), в которых предусмотрены необходимость и порядок осуществления лабораторного контроля, а именно, определено, что абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод (пункт 64 Правил N 167), а нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства (пункт 61 Правил N 167).
В связи с этим суд первой инстанции правомерно руководствовался указанными положениями Правил N 167.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба ООО "Новый век" удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области 27 апреля 2017 года по делу N А05-13214/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новый век" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ЧЕРЕДИНА
Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.В.РОМАНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)