Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: В водоохранной зоне выявлены места несанкционированного размещения отходов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Луценко В.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковелина Д.Е.,
судей Фефеловой З.С.,
Хазиевой Е.М.,
при секретаре судебного заседания Н., рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области, государственному казенному учреждению Свердловской области "Нижнетагильское лесничество", государственному бюджетному учреждению Свердловской области "Дирекция по охране государственных зоологических охотничьих заказников и охотничьих животных в Свердловской области", Обществу с ограниченной ответственностью "Выйский ДОК", Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды,
по апелляционной жалобе ответчика Департамента лесного хозяйства Свердловской области на решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 19.01.2017.
Заслушав доклад судьи Фефеловой З.С., объяснения прокурора Волковой М.Н., судебная коллегия
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области, государственному казенному учреждению Свердловской области "Нижнетагильское лесничество", государственному бюджетному учреждению Свердловской области "Дирекция по охране государственных зоологических охотничьих заказников и охотничьих животных в Свердловской области", Обществу с ограниченной ответственностью "Выйский ДОК", Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о возложении на ответчиков обязанности в срок до 01.06.2017 восстановить нарушенное состояние окружающей среды.
В обоснование исковых требований прокурор указывал, что в Нижнетагильскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступил акт проверки Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области <...> от 03.08.2016 об обследовании территории ландшафтного заказника областного значения "Черноисточинский пруд с Ушаковской канавой", согласно которому выявлены места несанкционированного размещения отходов: на участке территории при движении по <...>) в водоохранной зоне в 5 метрах от береговой полосы. Несанкционированная свалка оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие ответчика по неликвидации свалок нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. Учитывая, что установить конкретный круг лиц, чьи права на благоприятную среду нарушаются, не представляется возможным, прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц.
Решением Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены. Возложена обязанность на Департамент лесного хозяйства Свердловской области обязанность в срок до 01.06.2017 восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов общим объемом не менее 20 куб. м, расположенной в <...>, координаты мест складирования отходов: от NN). Возложена обязанность на Общество с ограниченной ответственностью "Выйский ДОК" обязанность в срок до 01.07.2017 восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов общим объемом не менее 4 куб. м, расположенной в <...>), координаты места складирования отходов: NN В удовлетворении исковых требований Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к государственному казенному учреждению Свердловской области "Нижнетагильское лесничество", государственному бюджетному учреждению Свердловской области "Дирекция по охране государственных зоологических охотничьих заказников и охотничьих животных в Свердловской области", Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Департамента лесного хозяйства Свердловской области ставит вопрос об отмене судебного постановления, ссылаясь на нарушения норм материального права. В жалобе указывает, что участок лесного фонда, на котором располагается несанкционированная свалка, имеет статус особо охраняемой природной территории, за сохранность которой отвечает специально созданное для этого учреждение. Считает, что при обнаружении свалок бытовых и строительных отходов в лесах, в первую очередь необходимо устанавливать факт надлежащего исполнения муниципальным образованием своей обязанности по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на соответствующей территории муниципального образования, как реализации вопроса местного значения. Указывает на бюджетное финансирование Департамента из федерального бюджета, ликвидация свалок бытовых отходов не является предусмотренным лесным законодательством переданным Департаменту полномочием и не может финансироваться за счет средств предоставленных субвенций. Возложение на Департамент обязанности осуществить ликвидацию свалок бытовых отходов, которая в дальнейшем потребует финансовых затрат, производимых за счет средств федеральных субвенций, приведет к ситуации нецелевого расходования бюджетных средств. Указывает, что несанкционированная свалка отходов находится на территории земель лесного фонда, которые находятся в федеральной собственности. Полномочия собственника в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, осуществляет Территориальное управление Росимущества в Свердловской области. Полагает, что решением суда полномочия Территориального управления Росимущества в Свердловской области фактически переложены на Департамент.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Волкова М.Н. возражала относительно доводов апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Ответчики Департамент лесного хозяйства Свердловской области, государственное казенное учреждение Свердловской области "Нижнетагильское лесничество", государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Дирекция по охране государственных зоологических охотничьих заказников и охотничьих животных в Свердловской области", Общество с ограниченной ответственностью "Выйский ДОК", Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своевременно извещены о времени и месте судебного заседания в срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, не представили доказательств уважительности причин неявки. Информация о рассмотрении дела размещена также на сайте Свердловского областного суда. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения стороны по делу, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В соответствии с ч. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, - по смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции Российской Федерации), - основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.
Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П., от 07.06.2000 N 10-П, от 02.06.2015 N 12-П).
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации). Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 26-П).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 03.08.2016 ведущим специалистом отдела регионального государственно-экологического надзора по Западному и Горнозаводскому управленческим округах, государственным инспектором в области охраны окружающей среды Свердловской области Ф. проведено обследования территории.
Согласно акту обследования <...> от 03.08.2016, в ходе проверки был проведен осмотр территории, прилегающей к <...> В результате проверки были выявлены места несанкционированного размещения отходов:
1. На участке территории при движении по <...>) выявлены места несанкционированного складирования отходов коммунальных твердых, общим объемом не менее 20 м?. GPS-координаты мест складирования отходов: от N.
2. При движении по восточному берегу ручья без названия <...> в водоохранной зоне в 5 м от береговой полосы зафиксировано место несанкционированного складирования отходов коммунальных твердых, общим объемом не менее 4м?. GPS-координаты места складирования отходов: N
Согласно выписке из государственного лесного реестра N-вн от 18.11.2016 квартал <...> с кадастровым номером N, предоставлен в аренду ООО "Выйский ДОК" для заготовки древесины, и является собственностью Российской Федерации - свидетельство о государственной регистрации права собственности от 02.09.2010 N <...>, категория земель - земли лесного фонда, вид целевого назначения - защитные леса, категория - леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов.
Согласно выписке из государственного лесного реестра N-вн от 18.11.2016 квартал <...> с кадастровым номером N, и является собственностью Российской Федерации - свидетельство о государственной регистрации права собственности от 02.09.2010 NN, категория земель - земли лесного фонда, вид целевого назначения - защитные леса, категория - леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов.
<...> относится к землям государственного лесного фонда и на основании ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации является федеральной собственностью. Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации среди обязанностей собственника земельного участка названы его использование в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществление мероприятий по охране земель, лесов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения земель и почв.
При этом в силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В рассматриваемом случае на основании п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров) и защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга) на указанных землях переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2010 N 1905-ПП, исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим полномочия Свердловской области в области лесных отношений, а также переданные государственные полномочия Российской Федерации в той же области, является Департамент лесного хозяйства Свердловской области - правопреемник Министерства природных ресурсов Свердловской области по всем обязательствам в области лесных отношений (п. 1 Положения). Департамент осуществляет на территории Свердловской области все названные в п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты (подп. 6 п. 8 Положения).
При этом департамент является главным администратором доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по закрепленным источникам доходов, получателем и главным распорядителем бюджетных средств в соответствующей сфере деятельности (подп. 3 п. 9 Положения). Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837, предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров) и защиты (п. 2 Правил). Поскольку проведение мероприятий по охране и защите лесов на федеральных земельных участках охватываются полномочиями департамента, расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенции на эти мероприятия, вопреки доводам департамента, нецелевым не является.
С учетом вышеприведенных требований земельного и лесного законодательства, а также распределения полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, поскольку обнаруженная несанкционированная свалка <...> расположена на землях лесного фонда, не переданных никому в аренду или иное хозяйствование, организация мероприятий по ликвидации этой свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение которых на территории Свердловской области отнесено к полномочиям Департамента лесного хозяйства Свердловской области, обоснованно возложена судом первой инстанции на указанный орган государственной власти Свердловской области.
Определение федеральным законодателем вопросов сбора и транспортировки отходов к полномочиям органов местного самоуправления не может рассматриваться как безусловное основание для возложения на органы местного самоуправления обязанностей, касающихся проведения очистки всех территории от загрязнения отходами. Данная позиция высказана в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Североуральский городской округ".
Положения п. 18 ч. 1 ст. 14, п. 14 ч. 1 ст. 15 и п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относят участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Аналогичная формулировка использована также в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Содержание термина "организация" при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П). В противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода самих муниципальных образований за пределы своей компетенции и тем самым - вмешательства в вопросы, относящиеся к предметам ведения и полномочиям иных публично-правовых образований.
В области лесных отношений полномочия органов местного самоуправления, как следует из ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации, сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) только на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Поэтому иное распределение публичных полномочий в сфере лесных отношений, о чем просит ответчик - департамент, не представляется возможным в отсутствие специальных указаний лесного законодательства.
Довод жалобы о бюджетном финансировании Департамента, и исполнение решения суда может привести к нецелевому расходованию бюджетных средств, не является основанием для отмены решения суда в связи с нижеследующим.
В соответствии частями 3 и 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837, в пункте 2 предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты.
Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Департамента лесного хозяйства по охране и защите лесов, в связи с чем расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенции на эти мероприятия нецелевым не является.
Предложенный ответчиком - Департаментом вариант толкования понятия захламления согласно ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации судебной коллегией отклоняется, поскольку предполагает неправомерное перераспределение полномочий между муниципальными и государственными органами, освобождает государственные органы от решения вопроса о ликвидации имеющейся на участке лесного фонда несанкционированной свалки.
Норма ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации утратила силу с 01.10.2016. Последнее не является свидетельством судебной ошибки, поскольку к моменту принятия оспариваемого решения (19.01.2017) новая редакция Лесного кодекса Российской Федерации не вступила в действие (01.03.2017).
Кроме того, введенная с 01.03.2017 норма п. 3 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не исключает из системы охраны лесов специализированный государственный региональный орган власти - Департамент лесного хозяйства Свердловской области. Поэтому ссылка департамента на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области как на надлежащего ответчика судебной коллегией отклоняется.
Также отклоняется ссылка департамента на ГБУ СО "Дирекция по охране государственных зоологических охотничьих заказников и охотничьих животных в Свердловской области" как на надлежащего ответчика, поскольку согласно Положения об особо охраняемой природной территории областного значения Ландшафтный заказник "Черноисточинский пруд с Ушаковской канавой и окружающими лесами", утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 06.04.2011 N 368-ПП, заказник организован без образования юридического лица, без изъятия земель у собственников, владельцев и пользователей земельных участков и находится в ведении Министерства природных ресурсов Свердловской области. Поэтому поименованное учреждение не осуществляет полномочия собственника или иного владельца земельных участков заказника, не получает соответствующего финансирования.
Доводы апелляционной жалобы приводились представителем ответчика в ходе производства по делу в суде первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции, а также к иному толкованию норм материального права. Доводы сторон тщательно исследованы судом, оценены и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, правила оценки доказательств, установленные ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом нарушены не были.
Дело рассмотрено в пределах доводов апелляционной жалобы.
Решение суда является законным и обоснованным.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 320, п. 1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 19.01.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Департамента лесного хозяйства Свердловской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-11931/2017
Требование: Об обязании восстановить надлежащее состояние окружающей среды.Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: В водоохранной зоне выявлены места несанкционированного размещения отходов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июля 2017 г. по делу N 33-11931/2017
Судья Луценко В.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковелина Д.Е.,
судей Фефеловой З.С.,
Хазиевой Е.М.,
при секретаре судебного заседания Н., рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области, государственному казенному учреждению Свердловской области "Нижнетагильское лесничество", государственному бюджетному учреждению Свердловской области "Дирекция по охране государственных зоологических охотничьих заказников и охотничьих животных в Свердловской области", Обществу с ограниченной ответственностью "Выйский ДОК", Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды,
по апелляционной жалобе ответчика Департамента лесного хозяйства Свердловской области на решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 19.01.2017.
Заслушав доклад судьи Фефеловой З.С., объяснения прокурора Волковой М.Н., судебная коллегия
установила:
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области, государственному казенному учреждению Свердловской области "Нижнетагильское лесничество", государственному бюджетному учреждению Свердловской области "Дирекция по охране государственных зоологических охотничьих заказников и охотничьих животных в Свердловской области", Обществу с ограниченной ответственностью "Выйский ДОК", Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о возложении на ответчиков обязанности в срок до 01.06.2017 восстановить нарушенное состояние окружающей среды.
В обоснование исковых требований прокурор указывал, что в Нижнетагильскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступил акт проверки Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области <...> от 03.08.2016 об обследовании территории ландшафтного заказника областного значения "Черноисточинский пруд с Ушаковской канавой", согласно которому выявлены места несанкционированного размещения отходов: на участке территории при движении по <...>) в водоохранной зоне в 5 метрах от береговой полосы. Несанкционированная свалка оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие ответчика по неликвидации свалок нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. Учитывая, что установить конкретный круг лиц, чьи права на благоприятную среду нарушаются, не представляется возможным, прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц.
Решением Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены. Возложена обязанность на Департамент лесного хозяйства Свердловской области обязанность в срок до 01.06.2017 восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов общим объемом не менее 20 куб. м, расположенной в <...>, координаты мест складирования отходов: от NN). Возложена обязанность на Общество с ограниченной ответственностью "Выйский ДОК" обязанность в срок до 01.07.2017 восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов общим объемом не менее 4 куб. м, расположенной в <...>), координаты места складирования отходов: NN В удовлетворении исковых требований Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к государственному казенному учреждению Свердловской области "Нижнетагильское лесничество", государственному бюджетному учреждению Свердловской области "Дирекция по охране государственных зоологических охотничьих заказников и охотничьих животных в Свердловской области", Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Департамента лесного хозяйства Свердловской области ставит вопрос об отмене судебного постановления, ссылаясь на нарушения норм материального права. В жалобе указывает, что участок лесного фонда, на котором располагается несанкционированная свалка, имеет статус особо охраняемой природной территории, за сохранность которой отвечает специально созданное для этого учреждение. Считает, что при обнаружении свалок бытовых и строительных отходов в лесах, в первую очередь необходимо устанавливать факт надлежащего исполнения муниципальным образованием своей обязанности по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на соответствующей территории муниципального образования, как реализации вопроса местного значения. Указывает на бюджетное финансирование Департамента из федерального бюджета, ликвидация свалок бытовых отходов не является предусмотренным лесным законодательством переданным Департаменту полномочием и не может финансироваться за счет средств предоставленных субвенций. Возложение на Департамент обязанности осуществить ликвидацию свалок бытовых отходов, которая в дальнейшем потребует финансовых затрат, производимых за счет средств федеральных субвенций, приведет к ситуации нецелевого расходования бюджетных средств. Указывает, что несанкционированная свалка отходов находится на территории земель лесного фонда, которые находятся в федеральной собственности. Полномочия собственника в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, осуществляет Территориальное управление Росимущества в Свердловской области. Полагает, что решением суда полномочия Территориального управления Росимущества в Свердловской области фактически переложены на Департамент.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Волкова М.Н. возражала относительно доводов апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Ответчики Департамент лесного хозяйства Свердловской области, государственное казенное учреждение Свердловской области "Нижнетагильское лесничество", государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Дирекция по охране государственных зоологических охотничьих заказников и охотничьих животных в Свердловской области", Общество с ограниченной ответственностью "Выйский ДОК", Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своевременно извещены о времени и месте судебного заседания в срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, не представили доказательств уважительности причин неявки. Информация о рассмотрении дела размещена также на сайте Свердловского областного суда. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения стороны по делу, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В соответствии с ч. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, - по смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции Российской Федерации), - основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.
Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П., от 07.06.2000 N 10-П, от 02.06.2015 N 12-П).
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации). Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 26-П).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 03.08.2016 ведущим специалистом отдела регионального государственно-экологического надзора по Западному и Горнозаводскому управленческим округах, государственным инспектором в области охраны окружающей среды Свердловской области Ф. проведено обследования территории.
Согласно акту обследования <...> от 03.08.2016, в ходе проверки был проведен осмотр территории, прилегающей к <...> В результате проверки были выявлены места несанкционированного размещения отходов:
1. На участке территории при движении по <...>) выявлены места несанкционированного складирования отходов коммунальных твердых, общим объемом не менее 20 м?. GPS-координаты мест складирования отходов: от N.
2. При движении по восточному берегу ручья без названия <...> в водоохранной зоне в 5 м от береговой полосы зафиксировано место несанкционированного складирования отходов коммунальных твердых, общим объемом не менее 4м?. GPS-координаты места складирования отходов: N
Согласно выписке из государственного лесного реестра N-вн от 18.11.2016 квартал <...> с кадастровым номером N, предоставлен в аренду ООО "Выйский ДОК" для заготовки древесины, и является собственностью Российской Федерации - свидетельство о государственной регистрации права собственности от 02.09.2010 N <...>, категория земель - земли лесного фонда, вид целевого назначения - защитные леса, категория - леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов.
Согласно выписке из государственного лесного реестра N-вн от 18.11.2016 квартал <...> с кадастровым номером N, и является собственностью Российской Федерации - свидетельство о государственной регистрации права собственности от 02.09.2010 NN, категория земель - земли лесного фонда, вид целевого назначения - защитные леса, категория - леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов.
<...> относится к землям государственного лесного фонда и на основании ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации является федеральной собственностью. Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации среди обязанностей собственника земельного участка названы его использование в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществление мероприятий по охране земель, лесов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения земель и почв.
При этом в силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В рассматриваемом случае на основании п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров) и защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга) на указанных землях переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2010 N 1905-ПП, исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим полномочия Свердловской области в области лесных отношений, а также переданные государственные полномочия Российской Федерации в той же области, является Департамент лесного хозяйства Свердловской области - правопреемник Министерства природных ресурсов Свердловской области по всем обязательствам в области лесных отношений (п. 1 Положения). Департамент осуществляет на территории Свердловской области все названные в п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты (подп. 6 п. 8 Положения).
При этом департамент является главным администратором доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по закрепленным источникам доходов, получателем и главным распорядителем бюджетных средств в соответствующей сфере деятельности (подп. 3 п. 9 Положения). Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837, предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров) и защиты (п. 2 Правил). Поскольку проведение мероприятий по охране и защите лесов на федеральных земельных участках охватываются полномочиями департамента, расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенции на эти мероприятия, вопреки доводам департамента, нецелевым не является.
С учетом вышеприведенных требований земельного и лесного законодательства, а также распределения полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, поскольку обнаруженная несанкционированная свалка <...> расположена на землях лесного фонда, не переданных никому в аренду или иное хозяйствование, организация мероприятий по ликвидации этой свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение которых на территории Свердловской области отнесено к полномочиям Департамента лесного хозяйства Свердловской области, обоснованно возложена судом первой инстанции на указанный орган государственной власти Свердловской области.
Определение федеральным законодателем вопросов сбора и транспортировки отходов к полномочиям органов местного самоуправления не может рассматриваться как безусловное основание для возложения на органы местного самоуправления обязанностей, касающихся проведения очистки всех территории от загрязнения отходами. Данная позиция высказана в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Североуральский городской округ".
Положения п. 18 ч. 1 ст. 14, п. 14 ч. 1 ст. 15 и п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относят участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Аналогичная формулировка использована также в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Содержание термина "организация" при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П). В противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода самих муниципальных образований за пределы своей компетенции и тем самым - вмешательства в вопросы, относящиеся к предметам ведения и полномочиям иных публично-правовых образований.
В области лесных отношений полномочия органов местного самоуправления, как следует из ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации, сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) только на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Поэтому иное распределение публичных полномочий в сфере лесных отношений, о чем просит ответчик - департамент, не представляется возможным в отсутствие специальных указаний лесного законодательства.
Довод жалобы о бюджетном финансировании Департамента, и исполнение решения суда может привести к нецелевому расходованию бюджетных средств, не является основанием для отмены решения суда в связи с нижеследующим.
В соответствии частями 3 и 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837, в пункте 2 предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты.
Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Департамента лесного хозяйства по охране и защите лесов, в связи с чем расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенции на эти мероприятия нецелевым не является.
Предложенный ответчиком - Департаментом вариант толкования понятия захламления согласно ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации судебной коллегией отклоняется, поскольку предполагает неправомерное перераспределение полномочий между муниципальными и государственными органами, освобождает государственные органы от решения вопроса о ликвидации имеющейся на участке лесного фонда несанкционированной свалки.
Норма ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации утратила силу с 01.10.2016. Последнее не является свидетельством судебной ошибки, поскольку к моменту принятия оспариваемого решения (19.01.2017) новая редакция Лесного кодекса Российской Федерации не вступила в действие (01.03.2017).
Кроме того, введенная с 01.03.2017 норма п. 3 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не исключает из системы охраны лесов специализированный государственный региональный орган власти - Департамент лесного хозяйства Свердловской области. Поэтому ссылка департамента на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области как на надлежащего ответчика судебной коллегией отклоняется.
Также отклоняется ссылка департамента на ГБУ СО "Дирекция по охране государственных зоологических охотничьих заказников и охотничьих животных в Свердловской области" как на надлежащего ответчика, поскольку согласно Положения об особо охраняемой природной территории областного значения Ландшафтный заказник "Черноисточинский пруд с Ушаковской канавой и окружающими лесами", утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 06.04.2011 N 368-ПП, заказник организован без образования юридического лица, без изъятия земель у собственников, владельцев и пользователей земельных участков и находится в ведении Министерства природных ресурсов Свердловской области. Поэтому поименованное учреждение не осуществляет полномочия собственника или иного владельца земельных участков заказника, не получает соответствующего финансирования.
Доводы апелляционной жалобы приводились представителем ответчика в ходе производства по делу в суде первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции, а также к иному толкованию норм материального права. Доводы сторон тщательно исследованы судом, оценены и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, правила оценки доказательств, установленные ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом нарушены не были.
Дело рассмотрено в пределах доводов апелляционной жалобы.
Решение суда является законным и обоснованным.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 320, п. 1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 19.01.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Департамента лесного хозяйства Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Д.Е.КОВЕЛИН
Д.Е.КОВЕЛИН
Судьи
З.С.ФЕФЕЛОВА
Е.М.ХАЗИЕВА
З.С.ФЕФЕЛОВА
Е.М.ХАЗИЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)