Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он обращался к ответчику с заявлением по вопросу предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, однако ответчик отказал ему в передаче земельного участка в аренду.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья:{ }Фомина{ }Т.А. Дело{ }N{ }44г-30/16{
Бурцева Л.Н.
Докладчик: Клубничкина А.В.
Президиум Московского областного суда в составе:
председательствующего Виноградова В.Г.,
членов президиума Гаценко О.Н., Овчинниковой Л.А., Самородова А.А., Соловьева С.В.,
при секретаре М.,
рассмотрев гражданское дело по иску Л. к администрации Каширского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка в аренду и обязании заключить договор аренды,
по кассационной жалобе администрации Каширского муниципального района Московской области, Комитета по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области на решение Каширского городского суда Московской области от 03 августа 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 28 сентября 2015 года,
заслушав доклад судьи Абдулгалимовой Н.В.,
установил:
Л. обратился в суд с иском к администрации Каширского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области о признании недействительным решения Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 09 апреля 2015 года об отказе в согласовании постановления администрации Каширского муниципального района "О предоставлении в аренду земельного участка". Истец также просил суд обязать Министерство имущественных отношений Московской области согласовать проект постановления администрации Каширского муниципального района Московской области о предоставлении в аренду земельного участка; обязать Комитет по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района заключить с ним сроком на 20 лет договор аренды земельного участка с кадастровым номером... по адресу: ... с арендной платой, установленной в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона Московской области N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области".
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что в июне 2014 года он обратился с заявлением в администрацию Каширского муниципального района по вопросу предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Администрация опубликовала в газете "Вести Каширского района" N 10 (28) от 11 сентября 2014 года сообщение о намерении предоставить земельный участок в аренду со сроком приема заявок в течение 1 месяца с момента публикации объявления. Так как иных претендентов на испрашиваемый земельный участок не имелось, то торгов в отношении аренды земельного участка не проводилось. 23 апреля 2015 года администрация Каширского муниципального района отказала ему в передаче земельного участка в аренду и рекомендовала реализовать право аренды спорного земельного участка на торгах.
Представитель администрации Каширского муниципального района Московской области и Комитета по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области иск не признал.
Решением Каширского городского суда Московской области от 03 августа 2015 года иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 28 сентября 2015 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация Каширского муниципального района Московской области, Комитет по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области просят отменить судебные постановления.
13 января 2016 года дело истребовано в Московский областной суд.
Определением судьи Московского областного суда Орловой Т.М. от 17 февраля 2016 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в президиум Московского областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит апелляционное определение судебной коллегии подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судом установлено и следует из материалов дела, в 2014 году Л. обратился в администрацию Каширского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении для индивидуального жилищного строительства в аренду земельного участка площадью.. кв. м, расположенного по адресу: ...
11 сентября 2014 года администрацией Каширского муниципального района Московской области в газете "Вести Каширского района" N 10 (28) было опубликовано объявление о намерении предоставить в аренду для индивидуального жилищного строительства земельный участок ориентировочной площадью... кв. м по адресу: ...
Постановлением от 12 декабря 2014 года администрацией Каширского муниципального района Московской области утверждена схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории, Л. предписано обеспечить за свой счет выполнение кадастровых работ.
По результатам рассмотрения на заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 09 апреля 2015 г. администрации Каширского муниципального района отказано в согласовании проекта постановления "О предоставлении Л. в аренду земельного участка с кадастровым номером..".
Письмом администрации Каширского муниципального района Московской области от 23 апреля 2015 года Л. рекомендовано реализовать право аренды спорного земельного участка на торгах.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что процедура публичности предоставления Л. земельного участка была соблюдена. Суд указал, что отказ в предоставлении земельного участка в аренду истцу является незаконным, поскольку такая обязанность у администрации Каширского муниципального района возникла.
Судебная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции.
Между тем такие выводы судебных инстанций нельзя признать правильными.
Согласно ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
Действующее законодательство возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность обеспечивать управление, распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, равного доступа всех заинтересованных лиц к приобретению земельных участков.
В соответствии с п. 16 ч. 3 ст. 2 Закона Московской области от 24.07.2004 года N 106/2014-03 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", полномочия органов местного самоуправления городских округов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена с 01.01.2015 года осуществляет Правительство Московской области или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Московской области.
В силу п. 4, п. 6 ч. 1, ст. 2 указанного Закона Московской области органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана земельного участка, выдаче разрешения на строительство, выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района; распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Часть 3 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 года N 107/2014-ОЗ устанавливает, что реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа Московской области, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.
Частью 3 Постановления Правительства Московской области от 26 декабря 2014 года N 1154/51 "Об уполномоченных центральных исполнительных органах государственной власти на предоставление согласия органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области при реализации отдельных государственных полномочий" определено, что Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области по: принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования; распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности; переводу земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую, за исключением земель сельскохозяйственного назначения и в случае перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 25 ноября 2014 года N 12ВР-1305 утверждены порядок и сроки направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области документов для согласования решения о предоставлении земельных участков на определенном праве.
Таким образом, с 01 января 2015 года, после вступления в действие Законов Московской области N 106/2014-03 от 24.07.2014 и N 107/2014-03 от 24.07.2014 года, предоставление органами местного самоуправления земельных участков осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ, но с предварительным согласованием с Министерством имущественных отношений Московской области.
В данном случае такое согласование Министерством имущественных отношений Московской области на предоставление земельного участка в аренду истцу не дано, рекомендовано реализовать право аренды спорного земельного участка на торгах (л.д. 67).
При этом опубликование в средствах массовой информации сообщения о передаваемом в аренду земельном участке является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления участка.
Абзац 2 пункта 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ предусматривает, что орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня получения соответствующего заявления от гражданина опубликовывает сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также размещает сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Публикации сообщения о приеме заявления должно предшествовать проведение работ по формированию земельного участка (п. 4 ст. 30 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года).
Следовательно, сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства должно было содержать указания на место положения такого земельного участка, его площадь, разрешенное использование.
Однако на момент обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, испрашиваемый земельный участок не был сформирован, а схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории была утверждена администрацией Каширского муниципального района Московской области 12 декабря 2014 года (л.д. 13 - 15), т.е. после публикации сообщения органами местного самоуправления в средствах массовой информации.
Указанные обстоятельства, имеющие юридическое значение, в предмет доказывания судом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не были включены, что привело к неправильному разрешению спора.
Допущенные судом при рассмотрении дела существенные нарушения норм процессуального и материального права и оставленные без внимания судебной коллегией являются в силу ст. 387 ГПК РФ основанием для отмены апелляционного определения и направления дела на новое рассмотрения в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 28 сентября 2015 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
В.Г.ВИНОГРАДОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.03.2016 N 76 ПО ДЕЛУ N 44Г-30/2016
Требование: О признании недействительным решения об отказе в согласовании постановления администрации о предоставлении в аренду земельного участка.Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он обращался к ответчику с заявлением по вопросу предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, однако ответчик отказал ему в передаче земельного участка в аренду.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРЕЗИДИУМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2016 г. N 76
Судья:{ }Фомина{ }Т.А. Дело{ }N{ }44г-30/16{
Бурцева Л.Н.
Докладчик: Клубничкина А.В.
Президиум Московского областного суда в составе:
председательствующего Виноградова В.Г.,
членов президиума Гаценко О.Н., Овчинниковой Л.А., Самородова А.А., Соловьева С.В.,
при секретаре М.,
рассмотрев гражданское дело по иску Л. к администрации Каширского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка в аренду и обязании заключить договор аренды,
по кассационной жалобе администрации Каширского муниципального района Московской области, Комитета по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области на решение Каширского городского суда Московской области от 03 августа 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 28 сентября 2015 года,
заслушав доклад судьи Абдулгалимовой Н.В.,
установил:
Л. обратился в суд с иском к администрации Каширского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области о признании недействительным решения Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 09 апреля 2015 года об отказе в согласовании постановления администрации Каширского муниципального района "О предоставлении в аренду земельного участка". Истец также просил суд обязать Министерство имущественных отношений Московской области согласовать проект постановления администрации Каширского муниципального района Московской области о предоставлении в аренду земельного участка; обязать Комитет по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района заключить с ним сроком на 20 лет договор аренды земельного участка с кадастровым номером... по адресу: ... с арендной платой, установленной в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона Московской области N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области".
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что в июне 2014 года он обратился с заявлением в администрацию Каширского муниципального района по вопросу предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Администрация опубликовала в газете "Вести Каширского района" N 10 (28) от 11 сентября 2014 года сообщение о намерении предоставить земельный участок в аренду со сроком приема заявок в течение 1 месяца с момента публикации объявления. Так как иных претендентов на испрашиваемый земельный участок не имелось, то торгов в отношении аренды земельного участка не проводилось. 23 апреля 2015 года администрация Каширского муниципального района отказала ему в передаче земельного участка в аренду и рекомендовала реализовать право аренды спорного земельного участка на торгах.
Представитель администрации Каширского муниципального района Московской области и Комитета по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области иск не признал.
Решением Каширского городского суда Московской области от 03 августа 2015 года иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 28 сентября 2015 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация Каширского муниципального района Московской области, Комитет по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области просят отменить судебные постановления.
13 января 2016 года дело истребовано в Московский областной суд.
Определением судьи Московского областного суда Орловой Т.М. от 17 февраля 2016 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в президиум Московского областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит апелляционное определение судебной коллегии подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судом установлено и следует из материалов дела, в 2014 году Л. обратился в администрацию Каширского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении для индивидуального жилищного строительства в аренду земельного участка площадью.. кв. м, расположенного по адресу: ...
11 сентября 2014 года администрацией Каширского муниципального района Московской области в газете "Вести Каширского района" N 10 (28) было опубликовано объявление о намерении предоставить в аренду для индивидуального жилищного строительства земельный участок ориентировочной площадью... кв. м по адресу: ...
Постановлением от 12 декабря 2014 года администрацией Каширского муниципального района Московской области утверждена схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории, Л. предписано обеспечить за свой счет выполнение кадастровых работ.
По результатам рассмотрения на заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 09 апреля 2015 г. администрации Каширского муниципального района отказано в согласовании проекта постановления "О предоставлении Л. в аренду земельного участка с кадастровым номером..".
Письмом администрации Каширского муниципального района Московской области от 23 апреля 2015 года Л. рекомендовано реализовать право аренды спорного земельного участка на торгах.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что процедура публичности предоставления Л. земельного участка была соблюдена. Суд указал, что отказ в предоставлении земельного участка в аренду истцу является незаконным, поскольку такая обязанность у администрации Каширского муниципального района возникла.
Судебная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции.
Между тем такие выводы судебных инстанций нельзя признать правильными.
Согласно ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
Действующее законодательство возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность обеспечивать управление, распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, равного доступа всех заинтересованных лиц к приобретению земельных участков.
В соответствии с п. 16 ч. 3 ст. 2 Закона Московской области от 24.07.2004 года N 106/2014-03 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", полномочия органов местного самоуправления городских округов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена с 01.01.2015 года осуществляет Правительство Московской области или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Московской области.
В силу п. 4, п. 6 ч. 1, ст. 2 указанного Закона Московской области органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана земельного участка, выдаче разрешения на строительство, выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района; распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Часть 3 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 года N 107/2014-ОЗ устанавливает, что реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа Московской области, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.
Частью 3 Постановления Правительства Московской области от 26 декабря 2014 года N 1154/51 "Об уполномоченных центральных исполнительных органах государственной власти на предоставление согласия органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области при реализации отдельных государственных полномочий" определено, что Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области по: принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования; распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности; переводу земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую, за исключением земель сельскохозяйственного назначения и в случае перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 25 ноября 2014 года N 12ВР-1305 утверждены порядок и сроки направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области документов для согласования решения о предоставлении земельных участков на определенном праве.
Таким образом, с 01 января 2015 года, после вступления в действие Законов Московской области N 106/2014-03 от 24.07.2014 и N 107/2014-03 от 24.07.2014 года, предоставление органами местного самоуправления земельных участков осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ, но с предварительным согласованием с Министерством имущественных отношений Московской области.
В данном случае такое согласование Министерством имущественных отношений Московской области на предоставление земельного участка в аренду истцу не дано, рекомендовано реализовать право аренды спорного земельного участка на торгах (л.д. 67).
При этом опубликование в средствах массовой информации сообщения о передаваемом в аренду земельном участке является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления участка.
Абзац 2 пункта 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ предусматривает, что орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня получения соответствующего заявления от гражданина опубликовывает сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также размещает сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Публикации сообщения о приеме заявления должно предшествовать проведение работ по формированию земельного участка (п. 4 ст. 30 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года).
Следовательно, сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства должно было содержать указания на место положения такого земельного участка, его площадь, разрешенное использование.
Однако на момент обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, испрашиваемый земельный участок не был сформирован, а схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории была утверждена администрацией Каширского муниципального района Московской области 12 декабря 2014 года (л.д. 13 - 15), т.е. после публикации сообщения органами местного самоуправления в средствах массовой информации.
Указанные обстоятельства, имеющие юридическое значение, в предмет доказывания судом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не были включены, что привело к неправильному разрешению спора.
Допущенные судом при рассмотрении дела существенные нарушения норм процессуального и материального права и оставленные без внимания судебной коллегией являются в силу ст. 387 ГПК РФ основанием для отмены апелляционного определения и направления дела на новое рассмотрения в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 28 сентября 2015 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
В.Г.ВИНОГРАДОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)