Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 14.10.2015 ПО ДЕЛУ N 7-10734/2015

Требование: Об отмене судебных актов о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ за порчу земель.

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 14 октября 2015 г. по делу N 7-10734/15


Судья Рысенков Д.А.

Судья Московского городского суда Буренина О.Н.,
с участием защитника АО "Мосинжпроект" *** В.В.,
прокурора *** О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО "Мосинжпроект" *** В.В. на решение Тимирязевского районного суда г. Москвы от 08 сентября 2015 года, постановление N 0713-323/2015/6 от 21.07.2015 г. заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды о привлечении АО "Мосинжпроект" к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ,

установил:

Постановлением по делу об административном правонарушении N 0713-323/2015/6 от 21.07.2015 г., заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды *** Н.Н. - АО "Мосинжпроект" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Решением судьи Тимирязевского районного суда г. Москвы от 08 сентября 2015 года постановление N 0713-323/2015/6 заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды от 21.07.2015 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в отношении АО "Мосинжпроект" оставить без изменения, жалоба АО "Мосинжпроект" - без удовлетворения.
В поданной на решение судьи жалобе, защитник АО "Мосинжпроект" *** В.В. просит об отмене судебного акта и постановления должностного лица и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, поскольку общество не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, в силу заключенного между данной организацией и ЗАО "Моспромстрой" договора подряда на строительство объекта по объекту: электродепо "Лихоборы", который в силу условий данного договора взял на себя обязательства по выполнению всего комплекса работ по обращению с отходами производства и потребления, при том, что подрядчик выступает собственником и образователем данных отходов, образующихся при работе на объекте, а также осуществляет все расчеты и платежи, связанными с негативным воздействием на окружающую среду, несет все риски связанные с деятельностью по образованию отходов; АО "Мосинжпроект" не является субъектом вменяемого правонарушения, поскольку оно не осуществляло деятельности, образовывающей отходы, земельные участки обществом не использовалось, работы на земельных участках не выполняло, не осуществляло уничтожение плодородного слоя почвы, а также порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Законный представитель АО "Мосинжпроект" в судебное заседание не явился, защитник АО "Мосинжпроект" *** В.В. в судебном заседании жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Прокурор *** О.Н. в судебном заседании возражала по доводам жалобы, полагая постановление должностного лица и решение судьи районного суда законными и обоснованными.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав защитника АО "Мосинжпроект", прокурора *** О.Н., оснований для отмены или изменения постановления должностного лица от 21.07.2015 г. и решения судьи от 08 сентября 2015 года не усматриваю по следующим основаниям.
Частью 2 ст. 8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются в частности Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
При этом юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно подпункту 1 части 2 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации одной из целей охраны земель является предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель (подпункт 2 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственник: -: земельного участка и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарных, гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов; не допускать загрязнения, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Как следует из материалов дела, 25.03.2015 г. прокурором САО г. Москвы возбуждено производство по делу об административном правонарушении в отношении АО "Мосинжпроект" по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в ходе которого установлено, что Прокуратурой Северного административного округа г. Москвы во исполнение задания прокуратуры города в связи с поручением Генеральной прокуратуры Российской Федерации, пунктом 10 плана работы прокуратуры города на первое полугодие 2015 г. организована проверка исполнения законодательства при использовании и охране водных объектов, атмосферного воздуха, в том числе соблюдения порядка сброса и выбросов загрязняющих веществ, режима использования водоохранных, санитарно-защитных зон, а также зон санитарной охраны водоисточников на территории Северного округа.
Так, прокуратурой Северного административного округа г. Москвы 10.03.2015 г. проведено обследование, в ходе которого установлено, что по адресу: г. Москва, ул. Верхнелихоборская вл. 5 работы по строительству электродепо "Лихоборы", на правом берегу реки Лихоборки и тоннельного перехода к электродепо "Лихоборы" ведутся АО "Мосинжпроект" - заказчик и генеральный подрядчик и ОАО "Мосметрстрой" - субподрядчик.
Работы ведутся на основании выданных Мосгосстройнадзором разрешений на строительство от 22.02.2013 г. N ***-*** и от 10.04.2014 г. N ***-***. ОАТИ г. Москвы выданы ордера на производство земляных работ, обустройство и содержание строительной площадки от 03.12.2014 г. N ***/6 и от 04.03.2015 г. N ***/7.
По результатам государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объекта капитального строительства "Электродепо "Лихоборы" по указанному адресу, Мосгосэкспертизой выдано Положительное заключение N ***.
Работы по строительству метрополитена ведутся АО "Мосинжпроект" на земельных участках с кадастровыми номерами ***, площадью *** кв. м, и *** кв. м, расположенных в водоохранной зоне реки Лихоборки, по адресу: г. Москва, ул. *** на основании актов допуска от 01.11.2012 г. и 31.10.2012 г.
В ходе проверки установлено, что по вышеуказанному адресу АО "Мосинжпроект" осуществляет хозяйственную деятельность, в результате которой образуются отходы производства и потребления различных классов опасности.
Так, в прибрежной защитной полосе реки Лихоборки размещен отвал размываемых грунтов (котлованная выемка) на площади *** на *** кв. м, со средней высотой навала 6 метров.
Вместе с тем, вопреки данным нормам закона АО "Мосинжпроект" на момент проверки осуществлял хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на компонент окружающей природной среды - почву.
Указанные действия АО "Мосинжпроект" квалифицированы по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина АО "Мосинжпроект" в его совершении подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; договором N 382-0513-ЗПРП-1 на выполнение подрядных работ по объекту: электродепо "Лихоборы" от 24 июня 2013 года; свидетельством о допуске к определенному виду (видам) работ АО "Мосинжпроект", разрешением на строительство объекта метрополитена - Депо "Лихоборы", ордером на производство земляных работ, обустройство и содержание строительной площадки, графиком производства работ по объекту Электродепо "Лихоборы", заключением госэкспертизы по проекту строительства, приказом о назначении ответственных представителей по осуществлению строительного контроля на объектах строительства Московского метрополитена по АО "Мосинжпроект", актом проверки от 10.03.2015 г. объекта строительства по адресу: г. Москва, ул. Верхнелихоборская, д. (вл.) 5, с план схемой, фотоматериалами, актом отбора грунта, со схемой, протоколами исследования грунта, протоколами исследования отхода - из которых усматривается, что для изъятых для исследования отходов определен 5 класс опасности; учредительными документами АО "Мосинжпроект" и другими материалами дела.
Проверив собранные доказательства и дав им надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, судья районного суда и должностное лицо правильно установили обстоятельства дела и обоснованно пришли к выводу о доказанности вины АО "Мосинжпроект" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Объективная сторона ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, представляет собой действия по внесению в почву не характерных для нее физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов. Разновидностью порчи земель является захламление их отходами. В ч. 2 данной статьи указаны способы порчи земель в результате нарушения правил обращения с: а) пестицидами и агрохимикатами; б) иными опасными веществами; в) отходами производства и потребления.
По результатам проверки на основании проведенного количественного химического анализа отобранных при проведении проверки проб грунта на двух площадках по вышеуказанному адресу установлено, что АО "Мосинжпроект" при осуществлении деятельности, в ходе которой образуются отходы производства и потребления, несмотря на имевшуюся у АО "Мосинжпроект" возможность для соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, допустило на используемых площадках сброс на почву отходов производства и потребления 5 класса опасности.
Довод о том, что АО "Мосинжпроект" не является субъектом административного правонарушения проверялся судьей районного суда, и обоснованно был признан несостоятельным, поскольку, согласно письменных материалов дела, в том числе ордера на производство земляных работ, обустройство и содержание строительной площадки выданного ОАТИ города Москвы - АО "Мосинжпроект" является организацией техническим заказчиком, организацией техническим застройщиком в месте выявленного нарушения природоохранного законодательства. Правонарушение совершено АО "Мосинжпроект" в форме бездействия, при наличии обязанности, соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, при этом АО "Мосинжпроект" не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Ссылка в жалобе на недоказанность вины АО "Мосинжпроект" в совершении вмененного правонарушения является голословной, поскольку доказательств того, что Обществом были приняты достаточные и необходимые меры по исполнению возложенной на него законом обязанности материалы дела не содержат и к жалобе не представлено.
Иные доводы, на которые защитник ссылается в жалобе, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, а потому не влекут оснований для пересмотра принятых по делу актов.
При рассмотрении дела нарушений требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение решения судьи либо постановления должностного лица, допущено не было.
Административное наказание АО "Мосинжпроект" назначено в соответствии с санкцией ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение Тимирязевского районного суда г. Москвы от 08 сентября 2015 года, постановление N 0713-323/2015/6 от 21.07.2015 г. заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды по делу об административном правонарушении, предусмотренном 2 ст. 8.6 КоАП РФ в отношении АО "Мосинжпроект" - оставить без изменения, жалобу защитника АО "Мосинжпроект" *** В.В. - без удовлетворения.

Судья
Московского городского суда
О.Н.БУРЕНИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)