Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15074/2015) общества с ограниченной ответственностью "Таврический тепличный комбинат" (далее - ООО "Таврический тепличный комбинат", Общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Омской области от 17.11.2015 по делу N А46-10317/2015 (судья Пермяков В.В.), принятое
по заявлению ООО "Таврический тепличный комбинат" (ИНН 5534020517, ОГРН 1075509000874)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества в Омской области, Управление, заинтересованное лицо)
о признании незаконным отказа, изложенного в письме N ТУ-02/4303 от 09.06.2015, об обязании принять соответствующие решения по образованию земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067, произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:1067, после государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:1067 обеспечить проведение открытого аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
- от ООО "Таврический тепличный комбинат" - Зыков А.С. по доверенности от 11.08.2015 сроком действия 3 года (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
- от ТУ Росимущества в Омской области - Стельмаченок Э.А. по доверенности N 03-Д от 11.01.2016 сроком действия по 31.12.2016 (служебное удостоверение),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Таврический тепличный комбинат" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области о признании незаконным отказа, изложенного в письме N ТУ-02/4303 от 09.06.2015.
Кроме того, Общество просило обязать Управление принять соответствующие решения по образованию земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067, произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:1067 и в двухмесячный срок после государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:1067 обеспечить проведение открытого аукциона на право заключения договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067.
Решением Арбитражного суда Омской области от 17.11.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на то, что согласно кадастровой выписке сведения о земельном участке с кадастровым номером 55:26:000000:1067 носят временный характер, на то, что такие сведения не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и на то, что заявление об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067 с целью его образования в Управление не поступало, поэтому достаточные основания для удовлетворения заявления Общества у Управления отсутствовали.
Суд первой инстанции также отметил, что в письме от 15.10.2015 ТУ Росимущества в Омской области не указывало на отсутствие у Общества права на получение в аренду испрашиваемого земельного участка, а лишь разъяснило порядок предоставления земельного участка, предусмотренный действующим законодательством, и что ООО "Таврический тепличный комбинат" не лишено права на обращение с заявлением о приобретении права аренды на соответствующий земельный участок с соблюдением требований статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь при этом на следующие обстоятельства.
Так, податель апелляционной жалобы указывает на то, что:
- - в отношении испрашиваемого земельного участка уже проведены кадастровые работы и осуществлен государственный кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, в то время как схема расположения земельного участка и заявление о ее утверждении предоставляются в уполномоченный орган только тогда, когда земельный участок предстоит образовать и когда проект межевания территории не утвержден;
- - после осуществления государственного кадастрового учета земельного участка заинтересованные физические и юридические лица вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона на предоставление спорного участка в пользование с указанием цели использования.
По мнению заявителя, предоставление в уполномоченный орган схемы расположения земельного участка не требуется, если земельный участок образован и учтен в государственном кадастре, как это имеет место в настоящем случае, и что в данном случае имеются основания для государственной регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок и для проведения аукциона по поводу предоставления права пользования таким участком.
ООО "Таврический тепличный комбинат" настаивает на том, что при подаче заявления в ТУ Росимущества в Омской области Обществом соблюдены все требования законодательства и, в том числе статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, поэтому у Управления возникла обязанность зарегистрировать право собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:1067 и организовать проведение аукциона на предоставление права пользования им.
Кроме того, заявитель указывает, что ТУ Росимущества в Омской области наделено полномочиями собственника в отношении рассматриваемого земельного участка, и, в том числе, полномочием по передаче такого участка в пользование третьим лицами, и что внутриведомственная система взаимоотношений Росимущества не должна влиять на исполнение требований законодательства и обязательств, возложенных на соответствующий орган в силу реализуемых им функций собственника имущества, находящегося в федеральной собственности.
В судебном заседании представитель ООО "Таврический тепличный комбинат" поддержал требования и доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме.
До начала судебного заседания от ТУ Росимущества в Омской области поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который остается в материалах дела, но судом апелляционной инстанции не принимается во внимание, поскольку отсутствуют доказательства его направления или вручения заявителю (часть 1 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:1067 образован из земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:15, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем свидетельствует содержание кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067 от 10.02.2014 N 55/201/14-40327 (л.д. 23-24), а также выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 24.09.2015 (л.д. 27).
В связи с осуществлением кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067 ООО "Таврический тепличный комбинат" обратилось в ТУ Росимущества в Омской области с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка, площадью 929114 кв. м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием "для научной, учебной и производственной деятельности", с целью организации на таком участке сельскохозяйственного производства по выращиванию овощных культур (л.д. 16).
В указанном заявлении Общество просило Управление произвести государственную регистрацию права собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:1067 и обеспечить проведение открытого аукциона на право заключения договора аренды соответствующего земельного участка.
При этом приложением к указанному заявлению ООО "Таврический тепличный комбинат" является, в том числе, кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067.
Письмом от 09.06.2015 N ТУ-02/4303 ТУ Росимущества в Омской области сообщило Обществу об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду (л.д. 10-11).
В обоснование отказа ТУ Росимущества в Омской области указало на нахождение земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:15 в аренде у общества с ограниченной ответственностью "Восход" (далее - ООО "Восход"), а также на непоступление от ООО "Таврический тепличный комбинат" заявления об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067 с целью его образования и отсутствие регистрации права собственности Российской Федерации на данный объект недвижимого имущества.
Кроме того, Управление отметило, что решения об образовании и о предоставлении в аренду земельных участков площадью больше 10 гектаров принимаются ТУ Росимущества в Омской области на основании поручения Росимущества.
Полагая, что обозначенный выше отказ ТУ Росимущества в Омской области является незаконным и нарушает права ООО "Таврический тепличный комбинат" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
17.11.2015 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В рассматриваемом случае Обществом оспаривается законность отказа Управления в предоставлении ООО "Таврический тепличный комбинат" в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067, изложенного в письме от 09.06.2015 N ТУ-02/4303 и мотивированного тем, что:
1) земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:15 находится в аренде у ООО "Восход";
2) от ООО "Таврический тепличный комбинат" не поступало заявление об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067, и регистрация права собственности Российской Федерации на данный объект недвижимого имущества отсутствует.
Как следует из системного толкования положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении споров об оспаривании ненормативных актов и решений органов власти суд должен исходить из тех обстоятельств, которые явились основанием для принятия оспариваемого акта или решения.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав сформулированные выше обстоятельства, указанные в уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067, доводы заявителя по существу заявленного требования о признании такого отказа незаконным, а также оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу о том, что приведенные ТУ Росимущества в Омской области в письме от 09.06.2015 N ТУ-02/4303 обстоятельства не могут служить основаниями для отказа в предоставлении ООО "Таврический тепличный комбинат" земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067, площадью 929114 кв. м, ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Таврический тепличный комбинат" обратилось в ТУ Росимущества в Омской области с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067 и о предоставлении такого участка, площадью 929114 кв. м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием "для научной, учебной и производственной деятельности", в аренду Обществу для организации сельскохозяйственного производства по выращиванию овощных культур.
При этом земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:1067 образован из земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:15, что следует из материалов дела и лицами, участвующими в деле (в том числе Управлением), не оспаривается.
Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определен статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.03.2015).
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Согласно пункту 4 той же статьи проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 данной статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения;
4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 данного пункта схемой расположения земельного участка;
5) осуществление на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образование которого осуществляется на основании схемы расположения земельного участка, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;
7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 данной статьи.
Таким образом, из буквального содержания процитированных выше норм подпунктов 1 - 4 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что обращение в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, подготовленной заинтересованным в предоставлении такого участка лицом, как и последующее проведение межевых и кадастровых работ в соответствии с такой схемой, утвержденной уполномоченным органом, или в соответствии с проектом межевания территории, требуется только в том случае, если испрашиваемый земельный участок еще не образован, в отношении него не утвержден проект межевания территории, и если такой участок не поставлен на государственный кадастровый учет.
В то же время в случае обращения заинтересованного лица с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности и уже прошедшего государственный кадастровый учет, совершение действий, предусмотренных названными выше подпунктами, не требуется.
В этом случае, как следует из буквального содержания пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, заинтересованное в предоставлении земельного участка лицо вправе обращаться в уполномоченный орган непосредственно с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок и с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера испрашиваемого земельного участка и цели использования участка в соответствии с подпунктами 5, 6 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Между тем, из имеющихся в материалах дела документов усматривается, что в рассматриваемом случае земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:1067 сформирован из земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:15 и поставлен на кадастровый учет 23.12.2013 (см. кадастровый паспорт земельного участка от 10.02.2014 N 55/201/14-40327 - л.д. 23), и в государственном кадастре недвижимости имеется план (схема) соответствующего земельного участка, позволяющая точно определить границы и координаты точек углов такого участка (л.д. 24).
Кроме того, согласно кадастровой выписке от 06.11.2015 N 55/201/15-492322, в государственном кадастре недвижимости содержится детальное описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067, сформулированное путем указания дирекционных углов, горизонтального положения и кадастровых номеров смежных участков (л.д. 53-54).
При таких обстоятельствах, учитывая установленные выше факты, суд апелляционной инстанции считает доказанным то, что испрашиваемый Обществом в данном случае земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:1067 является сформированным и учтенным в государственном кадастре недвижимости, в связи с чем, при реализации в отношении такого участка процедуры, предусмотренной пунктом 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществление лицом, заинтересованным в его предоставлении, действий по подготовке схемы расположения земельного участка, утверждению такой схемы и последующему межеванию и кадастровому учету участка, не требуется.
Иными словами, в данном случае ООО "Таврический тепличный комбинат", как лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067, в отношении которого имеются полные сведения в государственном кадастре недвижимости, вправе обратиться в уполномоченный орган (ТУ Росимущества в Омской области) непосредственно с заявлением о государственной регистрации права государственной собственности на такой участок и о проведении аукциона на предоставление права аренды соответствующего участка.
При этом то обстоятельство, что сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067 носят временный характер (отметка в кадастровой выписке от 06.11.2015 - л.д. 51), вопреки выводу суда первой инстанции, само по себе не свидетельствует о необходимости проведения в отношении такого участка (испрашиваемого Обществом) мероприятий, предусмотренных подпунктами 1 - 5 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, и о необходимости обращения ООО "Таврический тепличный комбинат" с заявлением об утверждении схемы расположения соответствующего участка, а также не опровергает сформулированный выше вывод, в силу следующего.
Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, однако такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
Иными словами, сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067 в связи с его образованием, носят характер временных лишь в силу того, что до настоящего времени в отношении такого участка не зарегистрировано право собственности, которое, как уже указывалось выше, принадлежит Российской Федерации.
Таким образом, с учетом изложенного выше, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ООО "Таврический тепличный комбинат" правомерно обратилось в ТУ Росимущества в Омской области непосредственно с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067, в котором, в том числе, просило произвести государственную регистрацию права государственной собственности Российской Федерации в отношении такого участка, поскольку утверждение схемы расположения испрашиваемого земельного участка, уже прошедшего государственный кадастровый учет и имеющего утвержденные в установленном порядке точные границы, не требовалось.
Как следствие, ссылка на непоступление от ООО "Таврический тепличный комбинат" заявления об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067, и на отсутствие регистрации права собственности Российской Федерации на данный объект недвижимого имущества, не может быть принята в качестве законного основания для отказа в представлении ООО "Таврический тепличный комбинат" в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067 для целей организации на таком участке сельскохозяйственного производства по выращиванию овощных культур.
Кроме того, суд апелляционной инстанции также считает необоснованной ссылку заинтересованного лица на то, что земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:15, из которого образован испрашиваемый заявителем участок, предоставлен на праве аренды ООО "Восход", поскольку данное обстоятельство не находит подтверждения в материалах дела.
Так, согласно выписке из ЕГРП от 24.09.2015 N 55/001/018/2015-4641 в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:15, площадью 156751512 кв. м, данный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации, при этом ограничений такого права, правопритязаний на соответствующий объект и возражений в отношении зарегистрированного права не зарегистрировано (л.д. 27, в том числе оборотная сторона).
Аналогичным образом в кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 55:26:000000:1067 (строка "Особые отметки") отмечено, что на земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:15 зарегистрировано право собственности и сервитут (л.д. 51).
В то же время доказательств того, соответствующее ограничение (сервитут) распространяется, в том числе, и на вновь образованный участок с кадастровым номером 55:26:000000:1067, в материалах дела не имеется.
Таким образом, Управлением надлежащим образом не подтверждено наличие прав третьих лиц, препятствующих проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067, как в отношении указанного земельного участка, так и в отношении участка, из которого он образован (с кадастровым номером 55:26:000000:15).
Более того, суд апелляционной инстанции считает несостоятельной ссылку ТУ Росимущества в Омской области в письме N ТУ-02/4303 от 09.06.2015 на то, что принятие решений об образовании и о предоставлении в аренду земельных участков площадью больше 10 гектаров осуществляется на основании поручения Роимущества, по следующим основаниям.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 214 и пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение), в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В силу пункта 4 Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 4.1, 4.1.8 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, осуществляет передачу в аренду федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, за исключением имущества, указанного в пунктах 4.1.13 и 4.2.10 такого Положения.
Таким образом, анализ приведенных выше положений позволяет сделать вывод о том, что соответствующие территориальные органы Росимущества (в данном случае - Управление Росимущества по Омской области) наделены полномочиями собственника, предусмотренными статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.
Как следствие, ТУ Росимущества в Омской области обязано в установленные сроки обеспечивать реализацию процедуры проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, предусмотренной статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, по заявлению заинтересованного физического или юридического лица.
При этом необходимость согласования порядка предоставления конкретного земельного участка заявителю (победителю аукциона) с Росимуществом, предусмотренная внутриведомственными актами названного агентства, как правильно указывает податель апелляционной жалобы, не может являться основанием для несоблюдения порядка и требований при реализации положений статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:1067 уже сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, а также то, что иных (кроме рассмотренных выше) правовых оснований, препятствующих предоставлению земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067 по заявлению Общества для организации сельскохозяйственного производства по выращиванию овощных культур, заинтересованным лицом в оспариваемом решении, изложенном в письме N ТУ-02/4303 от 09.06.2015, не приведено, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что законные основания для отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067, площадью 929114 кв. м, по заявлению ООО "Таврический тепличный комбинат", отсутствовали.
Ответ ТУ Росимущества в Омской области, изложенный в письме N ТУ-02/4303 от 09.06.2015, по мнению суда апелляционной инстанции, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку незаконно создает препятствия для реализации предусмотренного земельным законодательством права каждого на получение в пользование земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в связи с чем, подлежит признанию незаконным.
Частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При этом системное толкование норм частей 4 и 5 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать о том, что подлежащий применению способ устранения органами государственной власти допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в итоге определяется арбитражным судом.
Как следует из материалов дела, ООО "Таврический тепличный комбинат" в качестве способа восстановления его прав, нарушенных незаконным отказом ТУ Росимущества в Омской области N ТУ-02/4303 от 09.06.2015, просило обязать Управление принять соответствующие решения по образованию земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067, произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:1067 и в двухмесячный срок после государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:1067 обеспечить проведение открытого аукциона на право заключения договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067.
Вместе с тем, согласно положению подпункта 6 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, в случаях, когда не требуется образовывать земельный участок, утверждать проект межевания территории и проводить кадастровый учет вновь образуемого земельного участка, уполномоченный орган обязан рассмотреть заявление заинтересованного в предоставлении земельного участка физического или юридического лица о проведении аукциона, установить наличие или отсутствие достаточных оснований для проведения аукциона в соответствии с подпунктом 8 и отсутствие обстоятельств, препятствующих его проведению в соответствии с подпунктами 8, 9, и по результатам рассмотрения такого заявления в порядке подпунктов 7 - 9 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации принять либо решение о проведении аукциона, либо решения об отказе в проведении аукциона.
При таких обстоятельствах, учитывая, что заявление ООО "Таврический тепличный комбинат" от 04.06.2015 о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067 Управлением по существу, то есть на предмет соответствия требованиям подпунктов 8, 9 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, и на предмет отсутствия обстоятельств, препятствующих проведению аукциона, не рассматривалось, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае надлежащим и законным способом восстановления прав ООО "Таврический тепличный комбинат", нарушенных противоправным актом ТУ Росимущества в Омской области, будет являться возложение на Управление обязанности рассмотреть заявление ООО "Таврический тепличный комбинат" от 04.06.2015 повторно и принять решение по результатам его рассмотрения в соответствии с требованиями подпунктов 7 - 9 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенных правовых норм и обстоятельств дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции вынес решение, неправильно применив нормы материального права. Арбитражный суд Омской области при вынесении решения применил нормы подпунктов 1 - 2 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, не подлежащие применению к рассматриваемым правоотношениям, и не применил нормы подпунктов 6 - 9 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми должен быть разрешен возникший между сторонами спорный вопрос. Указанное в соответствии с пунктом 4 части 1, пунктами 1, 2 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Таврический тепличный комбинат".
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат отнесению на такой орган в полном размере.
В связи с удовлетворением заявления Общества об оспаривании отказа Управления в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067, изложенного в письме N ТУ-02/4303 от 09.06.2015, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отнесения судебных расходов заявителя по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций в размере 4 500 руб. (3 000 руб. - за подачу заявления в суд первой инстанции, 1 500 руб. - за подачу апелляционной жалобы) на ТУ Росимущества в Омской области.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 17.11.2015 по делу N А46-10317/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Признать отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, изложенный в письме N ТУ-02/4303 от 09.06.2015, незаконным, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Таврический тепличный комбинат" от 04.06.2015 повторно и принять решение по результатам его рассмотрения в соответствии с требованиями подпунктов 7 - 9 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Таврический тепличный комбинат" судебные расходы в размере 4 500 руб., связанные с обращением с заявлением в суд и апелляционной жалобой.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Е.П.КЛИВЕР
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.02.2016 N 08АП-15074/2015 ПО ДЕЛУ N А46-10317/2015
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2016 г. N 08АП-15074/2015
Дело N А46-10317/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15074/2015) общества с ограниченной ответственностью "Таврический тепличный комбинат" (далее - ООО "Таврический тепличный комбинат", Общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Омской области от 17.11.2015 по делу N А46-10317/2015 (судья Пермяков В.В.), принятое
по заявлению ООО "Таврический тепличный комбинат" (ИНН 5534020517, ОГРН 1075509000874)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества в Омской области, Управление, заинтересованное лицо)
о признании незаконным отказа, изложенного в письме N ТУ-02/4303 от 09.06.2015, об обязании принять соответствующие решения по образованию земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067, произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:1067, после государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:1067 обеспечить проведение открытого аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
- от ООО "Таврический тепличный комбинат" - Зыков А.С. по доверенности от 11.08.2015 сроком действия 3 года (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
- от ТУ Росимущества в Омской области - Стельмаченок Э.А. по доверенности N 03-Д от 11.01.2016 сроком действия по 31.12.2016 (служебное удостоверение),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Таврический тепличный комбинат" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области о признании незаконным отказа, изложенного в письме N ТУ-02/4303 от 09.06.2015.
Кроме того, Общество просило обязать Управление принять соответствующие решения по образованию земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067, произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:1067 и в двухмесячный срок после государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:1067 обеспечить проведение открытого аукциона на право заключения договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067.
Решением Арбитражного суда Омской области от 17.11.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на то, что согласно кадастровой выписке сведения о земельном участке с кадастровым номером 55:26:000000:1067 носят временный характер, на то, что такие сведения не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и на то, что заявление об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067 с целью его образования в Управление не поступало, поэтому достаточные основания для удовлетворения заявления Общества у Управления отсутствовали.
Суд первой инстанции также отметил, что в письме от 15.10.2015 ТУ Росимущества в Омской области не указывало на отсутствие у Общества права на получение в аренду испрашиваемого земельного участка, а лишь разъяснило порядок предоставления земельного участка, предусмотренный действующим законодательством, и что ООО "Таврический тепличный комбинат" не лишено права на обращение с заявлением о приобретении права аренды на соответствующий земельный участок с соблюдением требований статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь при этом на следующие обстоятельства.
Так, податель апелляционной жалобы указывает на то, что:
- - в отношении испрашиваемого земельного участка уже проведены кадастровые работы и осуществлен государственный кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, в то время как схема расположения земельного участка и заявление о ее утверждении предоставляются в уполномоченный орган только тогда, когда земельный участок предстоит образовать и когда проект межевания территории не утвержден;
- - после осуществления государственного кадастрового учета земельного участка заинтересованные физические и юридические лица вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона на предоставление спорного участка в пользование с указанием цели использования.
По мнению заявителя, предоставление в уполномоченный орган схемы расположения земельного участка не требуется, если земельный участок образован и учтен в государственном кадастре, как это имеет место в настоящем случае, и что в данном случае имеются основания для государственной регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок и для проведения аукциона по поводу предоставления права пользования таким участком.
ООО "Таврический тепличный комбинат" настаивает на том, что при подаче заявления в ТУ Росимущества в Омской области Обществом соблюдены все требования законодательства и, в том числе статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, поэтому у Управления возникла обязанность зарегистрировать право собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:1067 и организовать проведение аукциона на предоставление права пользования им.
Кроме того, заявитель указывает, что ТУ Росимущества в Омской области наделено полномочиями собственника в отношении рассматриваемого земельного участка, и, в том числе, полномочием по передаче такого участка в пользование третьим лицами, и что внутриведомственная система взаимоотношений Росимущества не должна влиять на исполнение требований законодательства и обязательств, возложенных на соответствующий орган в силу реализуемых им функций собственника имущества, находящегося в федеральной собственности.
В судебном заседании представитель ООО "Таврический тепличный комбинат" поддержал требования и доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме.
До начала судебного заседания от ТУ Росимущества в Омской области поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который остается в материалах дела, но судом апелляционной инстанции не принимается во внимание, поскольку отсутствуют доказательства его направления или вручения заявителю (часть 1 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:1067 образован из земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:15, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем свидетельствует содержание кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067 от 10.02.2014 N 55/201/14-40327 (л.д. 23-24), а также выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 24.09.2015 (л.д. 27).
В связи с осуществлением кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067 ООО "Таврический тепличный комбинат" обратилось в ТУ Росимущества в Омской области с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка, площадью 929114 кв. м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием "для научной, учебной и производственной деятельности", с целью организации на таком участке сельскохозяйственного производства по выращиванию овощных культур (л.д. 16).
В указанном заявлении Общество просило Управление произвести государственную регистрацию права собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:1067 и обеспечить проведение открытого аукциона на право заключения договора аренды соответствующего земельного участка.
При этом приложением к указанному заявлению ООО "Таврический тепличный комбинат" является, в том числе, кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067.
Письмом от 09.06.2015 N ТУ-02/4303 ТУ Росимущества в Омской области сообщило Обществу об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду (л.д. 10-11).
В обоснование отказа ТУ Росимущества в Омской области указало на нахождение земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:15 в аренде у общества с ограниченной ответственностью "Восход" (далее - ООО "Восход"), а также на непоступление от ООО "Таврический тепличный комбинат" заявления об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067 с целью его образования и отсутствие регистрации права собственности Российской Федерации на данный объект недвижимого имущества.
Кроме того, Управление отметило, что решения об образовании и о предоставлении в аренду земельных участков площадью больше 10 гектаров принимаются ТУ Росимущества в Омской области на основании поручения Росимущества.
Полагая, что обозначенный выше отказ ТУ Росимущества в Омской области является незаконным и нарушает права ООО "Таврический тепличный комбинат" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
17.11.2015 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В рассматриваемом случае Обществом оспаривается законность отказа Управления в предоставлении ООО "Таврический тепличный комбинат" в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067, изложенного в письме от 09.06.2015 N ТУ-02/4303 и мотивированного тем, что:
1) земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:15 находится в аренде у ООО "Восход";
2) от ООО "Таврический тепличный комбинат" не поступало заявление об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067, и регистрация права собственности Российской Федерации на данный объект недвижимого имущества отсутствует.
Как следует из системного толкования положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении споров об оспаривании ненормативных актов и решений органов власти суд должен исходить из тех обстоятельств, которые явились основанием для принятия оспариваемого акта или решения.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав сформулированные выше обстоятельства, указанные в уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067, доводы заявителя по существу заявленного требования о признании такого отказа незаконным, а также оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу о том, что приведенные ТУ Росимущества в Омской области в письме от 09.06.2015 N ТУ-02/4303 обстоятельства не могут служить основаниями для отказа в предоставлении ООО "Таврический тепличный комбинат" земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067, площадью 929114 кв. м, ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Таврический тепличный комбинат" обратилось в ТУ Росимущества в Омской области с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067 и о предоставлении такого участка, площадью 929114 кв. м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием "для научной, учебной и производственной деятельности", в аренду Обществу для организации сельскохозяйственного производства по выращиванию овощных культур.
При этом земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:1067 образован из земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:15, что следует из материалов дела и лицами, участвующими в деле (в том числе Управлением), не оспаривается.
Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определен статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.03.2015).
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Согласно пункту 4 той же статьи проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 данной статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения;
4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 данного пункта схемой расположения земельного участка;
5) осуществление на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образование которого осуществляется на основании схемы расположения земельного участка, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;
7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 данной статьи.
Таким образом, из буквального содержания процитированных выше норм подпунктов 1 - 4 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что обращение в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, подготовленной заинтересованным в предоставлении такого участка лицом, как и последующее проведение межевых и кадастровых работ в соответствии с такой схемой, утвержденной уполномоченным органом, или в соответствии с проектом межевания территории, требуется только в том случае, если испрашиваемый земельный участок еще не образован, в отношении него не утвержден проект межевания территории, и если такой участок не поставлен на государственный кадастровый учет.
В то же время в случае обращения заинтересованного лица с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности и уже прошедшего государственный кадастровый учет, совершение действий, предусмотренных названными выше подпунктами, не требуется.
В этом случае, как следует из буквального содержания пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, заинтересованное в предоставлении земельного участка лицо вправе обращаться в уполномоченный орган непосредственно с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок и с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера испрашиваемого земельного участка и цели использования участка в соответствии с подпунктами 5, 6 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Между тем, из имеющихся в материалах дела документов усматривается, что в рассматриваемом случае земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:1067 сформирован из земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:15 и поставлен на кадастровый учет 23.12.2013 (см. кадастровый паспорт земельного участка от 10.02.2014 N 55/201/14-40327 - л.д. 23), и в государственном кадастре недвижимости имеется план (схема) соответствующего земельного участка, позволяющая точно определить границы и координаты точек углов такого участка (л.д. 24).
Кроме того, согласно кадастровой выписке от 06.11.2015 N 55/201/15-492322, в государственном кадастре недвижимости содержится детальное описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067, сформулированное путем указания дирекционных углов, горизонтального положения и кадастровых номеров смежных участков (л.д. 53-54).
При таких обстоятельствах, учитывая установленные выше факты, суд апелляционной инстанции считает доказанным то, что испрашиваемый Обществом в данном случае земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:1067 является сформированным и учтенным в государственном кадастре недвижимости, в связи с чем, при реализации в отношении такого участка процедуры, предусмотренной пунктом 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществление лицом, заинтересованным в его предоставлении, действий по подготовке схемы расположения земельного участка, утверждению такой схемы и последующему межеванию и кадастровому учету участка, не требуется.
Иными словами, в данном случае ООО "Таврический тепличный комбинат", как лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067, в отношении которого имеются полные сведения в государственном кадастре недвижимости, вправе обратиться в уполномоченный орган (ТУ Росимущества в Омской области) непосредственно с заявлением о государственной регистрации права государственной собственности на такой участок и о проведении аукциона на предоставление права аренды соответствующего участка.
При этом то обстоятельство, что сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067 носят временный характер (отметка в кадастровой выписке от 06.11.2015 - л.д. 51), вопреки выводу суда первой инстанции, само по себе не свидетельствует о необходимости проведения в отношении такого участка (испрашиваемого Обществом) мероприятий, предусмотренных подпунктами 1 - 5 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, и о необходимости обращения ООО "Таврический тепличный комбинат" с заявлением об утверждении схемы расположения соответствующего участка, а также не опровергает сформулированный выше вывод, в силу следующего.
Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, однако такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
Иными словами, сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067 в связи с его образованием, носят характер временных лишь в силу того, что до настоящего времени в отношении такого участка не зарегистрировано право собственности, которое, как уже указывалось выше, принадлежит Российской Федерации.
Таким образом, с учетом изложенного выше, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ООО "Таврический тепличный комбинат" правомерно обратилось в ТУ Росимущества в Омской области непосредственно с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067, в котором, в том числе, просило произвести государственную регистрацию права государственной собственности Российской Федерации в отношении такого участка, поскольку утверждение схемы расположения испрашиваемого земельного участка, уже прошедшего государственный кадастровый учет и имеющего утвержденные в установленном порядке точные границы, не требовалось.
Как следствие, ссылка на непоступление от ООО "Таврический тепличный комбинат" заявления об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067, и на отсутствие регистрации права собственности Российской Федерации на данный объект недвижимого имущества, не может быть принята в качестве законного основания для отказа в представлении ООО "Таврический тепличный комбинат" в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067 для целей организации на таком участке сельскохозяйственного производства по выращиванию овощных культур.
Кроме того, суд апелляционной инстанции также считает необоснованной ссылку заинтересованного лица на то, что земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:15, из которого образован испрашиваемый заявителем участок, предоставлен на праве аренды ООО "Восход", поскольку данное обстоятельство не находит подтверждения в материалах дела.
Так, согласно выписке из ЕГРП от 24.09.2015 N 55/001/018/2015-4641 в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:15, площадью 156751512 кв. м, данный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации, при этом ограничений такого права, правопритязаний на соответствующий объект и возражений в отношении зарегистрированного права не зарегистрировано (л.д. 27, в том числе оборотная сторона).
Аналогичным образом в кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 55:26:000000:1067 (строка "Особые отметки") отмечено, что на земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:15 зарегистрировано право собственности и сервитут (л.д. 51).
В то же время доказательств того, соответствующее ограничение (сервитут) распространяется, в том числе, и на вновь образованный участок с кадастровым номером 55:26:000000:1067, в материалах дела не имеется.
Таким образом, Управлением надлежащим образом не подтверждено наличие прав третьих лиц, препятствующих проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067, как в отношении указанного земельного участка, так и в отношении участка, из которого он образован (с кадастровым номером 55:26:000000:15).
Более того, суд апелляционной инстанции считает несостоятельной ссылку ТУ Росимущества в Омской области в письме N ТУ-02/4303 от 09.06.2015 на то, что принятие решений об образовании и о предоставлении в аренду земельных участков площадью больше 10 гектаров осуществляется на основании поручения Роимущества, по следующим основаниям.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 214 и пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение), в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В силу пункта 4 Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 4.1, 4.1.8 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, осуществляет передачу в аренду федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, за исключением имущества, указанного в пунктах 4.1.13 и 4.2.10 такого Положения.
Таким образом, анализ приведенных выше положений позволяет сделать вывод о том, что соответствующие территориальные органы Росимущества (в данном случае - Управление Росимущества по Омской области) наделены полномочиями собственника, предусмотренными статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.
Как следствие, ТУ Росимущества в Омской области обязано в установленные сроки обеспечивать реализацию процедуры проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, предусмотренной статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, по заявлению заинтересованного физического или юридического лица.
При этом необходимость согласования порядка предоставления конкретного земельного участка заявителю (победителю аукциона) с Росимуществом, предусмотренная внутриведомственными актами названного агентства, как правильно указывает податель апелляционной жалобы, не может являться основанием для несоблюдения порядка и требований при реализации положений статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:1067 уже сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, а также то, что иных (кроме рассмотренных выше) правовых оснований, препятствующих предоставлению земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067 по заявлению Общества для организации сельскохозяйственного производства по выращиванию овощных культур, заинтересованным лицом в оспариваемом решении, изложенном в письме N ТУ-02/4303 от 09.06.2015, не приведено, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что законные основания для отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067, площадью 929114 кв. м, по заявлению ООО "Таврический тепличный комбинат", отсутствовали.
Ответ ТУ Росимущества в Омской области, изложенный в письме N ТУ-02/4303 от 09.06.2015, по мнению суда апелляционной инстанции, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку незаконно создает препятствия для реализации предусмотренного земельным законодательством права каждого на получение в пользование земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в связи с чем, подлежит признанию незаконным.
Частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При этом системное толкование норм частей 4 и 5 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать о том, что подлежащий применению способ устранения органами государственной власти допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в итоге определяется арбитражным судом.
Как следует из материалов дела, ООО "Таврический тепличный комбинат" в качестве способа восстановления его прав, нарушенных незаконным отказом ТУ Росимущества в Омской области N ТУ-02/4303 от 09.06.2015, просило обязать Управление принять соответствующие решения по образованию земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067, произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:1067 и в двухмесячный срок после государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:1067 обеспечить проведение открытого аукциона на право заключения договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067.
Вместе с тем, согласно положению подпункта 6 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, в случаях, когда не требуется образовывать земельный участок, утверждать проект межевания территории и проводить кадастровый учет вновь образуемого земельного участка, уполномоченный орган обязан рассмотреть заявление заинтересованного в предоставлении земельного участка физического или юридического лица о проведении аукциона, установить наличие или отсутствие достаточных оснований для проведения аукциона в соответствии с подпунктом 8 и отсутствие обстоятельств, препятствующих его проведению в соответствии с подпунктами 8, 9, и по результатам рассмотрения такого заявления в порядке подпунктов 7 - 9 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации принять либо решение о проведении аукциона, либо решения об отказе в проведении аукциона.
При таких обстоятельствах, учитывая, что заявление ООО "Таврический тепличный комбинат" от 04.06.2015 о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067 Управлением по существу, то есть на предмет соответствия требованиям подпунктов 8, 9 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, и на предмет отсутствия обстоятельств, препятствующих проведению аукциона, не рассматривалось, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае надлежащим и законным способом восстановления прав ООО "Таврический тепличный комбинат", нарушенных противоправным актом ТУ Росимущества в Омской области, будет являться возложение на Управление обязанности рассмотреть заявление ООО "Таврический тепличный комбинат" от 04.06.2015 повторно и принять решение по результатам его рассмотрения в соответствии с требованиями подпунктов 7 - 9 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенных правовых норм и обстоятельств дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции вынес решение, неправильно применив нормы материального права. Арбитражный суд Омской области при вынесении решения применил нормы подпунктов 1 - 2 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, не подлежащие применению к рассматриваемым правоотношениям, и не применил нормы подпунктов 6 - 9 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми должен быть разрешен возникший между сторонами спорный вопрос. Указанное в соответствии с пунктом 4 части 1, пунктами 1, 2 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Таврический тепличный комбинат".
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат отнесению на такой орган в полном размере.
В связи с удовлетворением заявления Общества об оспаривании отказа Управления в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067, изложенного в письме N ТУ-02/4303 от 09.06.2015, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отнесения судебных расходов заявителя по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций в размере 4 500 руб. (3 000 руб. - за подачу заявления в суд первой инстанции, 1 500 руб. - за подачу апелляционной жалобы) на ТУ Росимущества в Омской области.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 17.11.2015 по делу N А46-10317/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Признать отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, изложенный в письме N ТУ-02/4303 от 09.06.2015, незаконным, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Таврический тепличный комбинат" от 04.06.2015 повторно и принять решение по результатам его рассмотрения в соответствии с требованиями подпунктов 7 - 9 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Таврический тепличный комбинат" судебные расходы в размере 4 500 руб., связанные с обращением с заявлением в суд и апелляционной жалобой.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Е.П.КЛИВЕР
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)