Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 08.11.2017 ПО ДЕЛУ N 33-23342/2017

Требование: О признании незаконным отказа органа местного самоуправления в предоставлении в собственность садовых земельных участков.

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Граждане ссылаются на то, что им было отказано в предоставлении в собственность спорных земельных участков в связи с тем, что спорные участки расположены во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 ноября 2017 г. по делу N 33-23342/2017


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Мугиновой Р.Х.,
судей Милютина В.Н.,
Портновой Л.В.,
при секретаре Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н.Е., З.М., Б., А.З., К.И., А.С., Т., К.А., М., Ш., А.О., Н.Н., И.А., И.О. к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков, признании права собственности на земельные участки, по апелляционной жалобе представителя Н.Е., З.М., Б., А.З., К.И., А.С., Т., К.А., М., Ш., А.О., Н.Н., И.А., И.О. - У. на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 августа 2017 года.
Заслушав доклад судьи Милютина В.Н., судебная коллегия

установила:

Н.Е., З.М., Б., А.З., К.И., А.С., Т., К.А., М., Ш., А.О., Н.Н., И.А., И.О. обратились в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа Администрации городского округа г. Уфы Республики Башкортостан в предоставлении в собственность садовых земельных участков N..., расположенных в СНТ "...", в части включениях приведенных садовых земельные участков в 1-й и 2-й пояс санитарной зоны охраны водозаборов; признании права собственности за Н.Е. на земельный участок N..., площадью 500 кв. м, с кадастровым N..., за З.М. на земельный участок N..., площадью 450 кв. м, с кадастровым номером N... за Б. на земельный участок N..., площадью 450+/-7 кв. м, с кадастровым номером N..., за А.З. на земельный участок N..., площадью 400 кв. м, с кадастровый номером N..., за К.И. на земельные участки N... и N... площадью 450 кв. м и 450 кв. м, с кадастровыми номерами N... и N... соответственно, за А.С. на земельный участок N..., площадью 450 кв. м, с кадастровым номером N..., за Т. на земельный участок N..., площадью 400 кв. м, с кадастровым номером N..., за К.А. на земельный участок N..., площадью 450 кв. м, с кадастровым номером N..., за М. на земельный участок N..., площадью 500 кв. м, с кадастровый номером N..., за Ш. на земельный участок N..., площадью 450 кв. м, с кадастровым номером N..., за А.О. права собственности на земельный участок N..., площадью 450 кв. м, с кадастровым номером N..., за Н.М. на земельный участок N..., площадью 450 кв. м, с кадастровым номером N..., за И.А. на земельный участок N..., площадью 450 кв. м, с кадастровым номером N..., за И.О. на земельный участок N..., площадью 450 кв. м, с кадастровым номером N..., расположенные в садовом некоммерческом товариществе "..." по адресу: адрес.
Исковые требования мотивированы тем, что истцы являются членами СНТ "...", владеют и пользуются указанными садовыми земельными участками, расположенными в СНТ "..." по адресу: РБ, адрес. Земельные участки были выделены СНТ "..." решением исполнительного комитета Уфимского городского округа народных депутатов Башкирской АССР г. Уфы N... от 21 июля 19971 года, впоследствии участки были выделены решением исполнительного комитета Кировского районного совета депутатов трудящихся г. Уфы N... от 20 июля 1977 года, N... от 09 января 1890 года и решением исполнительного комитета Уфимского городского округа народных депутатов Башкирской АССР г. Уфы N... от дата. Истцы обратились в Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность, на которое письмом от дата Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан истцам в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков отказало в связи с тем, что указанные земельные участки расположены во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов. Считая данный отказ незаконным, а также в связи с тем, что доказательств того, что земельные участки расположены во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов не представлено, истцы обратились с настоящим иском в суд.
Определением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 мая 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, МУП "Уфаводоканал".
Решением Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от 23 августа 2017 года постановлено: в удовлетворении искового заявления Н.В., З.М., Б., А.З., К.И., А.С., Т., К.А., М., Ш., А.О., Н.Н., И.А., И.О. о признании незаконным отказа Администрации городского округа г. Уфы РБ в предоставлении в собственность садовых земельных участков N... в СНТ "...", в части включениях садовых земельные участков в 1 и 2 пояс санитарной зоны охраны водозаборов; признании за Н.Е. права собственности на земельный участок N..., площадью 500 кв. метров, кадастровый N..., расположенный в садовом некоммерческом товариществе "..." по адресу: РБ, адрес; признании за З.М. права собственности на земельный участок N..., площадью 450 кв. метров, кадастровый N..., расположенный в садовом некоммерческом товариществе "..." по адресу: РБ, адрес; признании за Б. права собственности на земельный участок N..., площадью 450+/-7 кв. м, кадастровым N..., расположенный в садовом некоммерческом товариществе "..." по адресу: РБ, адрес; признании за А.З. права собственности на земельный участок N..., площадью 400 кв. метров, кадастровый N..., расположенный в садовом некоммерческом товариществе "..." по адресу: РБ, адрес; признании за К.И. права собственности на земельные участки N... и N... площадью 450 кв. м и 450 кв. м, кадастровый N... и N..., соответственно, расположенные в садовом некоммерческом товариществе "..." по адресу: адрес; признании за А.С. права собственности на земельный участок N..., площадью 450 кв. метров, кадастровый N..., расположенный в садовом некоммерческом товариществе "..." по адресу: РБ, адрес; признании за Т. права собственности на земельный участок N..., площадью 400 кв. метров, кадастровый N..., расположенный в садовом некоммерческом товариществе "..." по адресу: РБ, адрес; признании за К.А. права собственности на земельный участок N..., площадью 450 кв. метров, кадастровый N..., расположенный в садовом некоммерческом товариществе "..." по адресу: РБ, адрес; признании за М. права собственности на земельный участок N..., площадью 500 кв. метров, кадастровый N..., расположенный в садовом некоммерческом товариществе "..." по адресу: РБ, адрес; признании за Ш. права собственности на земельный участок N..., площадью 450 кв. метров, кадастровый N..., расположенный в садовом некоммерческом товариществе "..." по адресу: РБ, адрес; признании за А.О. права собственности на земельный участок N..., площадью 450 кв. метров, кадастровый N..., расположенный в садовом некоммерческом товариществе "..." по адресу: РБ, адрес; признании за Н.Н. права собственности на земельный участок N..., площадью 450 кв. метров, кадастровый N..., расположенный в садовом некоммерческом товариществе "..." по адресу: РБ, адрес; признании за И.А. права собственности на земельный участок N..., площадью 450 кв. метров, кадастровый N..., расположенный в садовом некоммерческом товариществе "..." по адресу: РБ, адрес; признании за И.О. права собственности на земельный участок N..., площадью 450 кв. метров, кадастровый N..., расположенный в садовом некоммерческом товариществе "..." по адресу: РБ, адрес, отказать.
В апелляционной жалобе представитель истцов У. не согласен с решением суда, просит его отменить, указывая, что спорные земельные участки находятся в 1500 м от реки Уфимка, в связи с чем, не входят в зону санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. В силу норм ЗК РФ и ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" у истцов возникает право приватизировать земельные участки.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно положений ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся заседание лиц, изучив материалы дела, выслушав, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
- по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и 15 отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Водный кодекс Российской Федерации, регулируя вопросы водопользования, предусматривает, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43).
В силу абзаца 2 пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10.
В соответствии с пунктом 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Согласно пункту 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 защитные санитарные зоны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Границы зон второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определяются в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02.
Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
В силу пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Такой закон для земельных участков, находящихся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на сегодняшний день не принят.
Из приведенных нормативных положений следует, что земельные участки, находящиеся во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте и в силу прямого указания закона не предоставляются в частную собственность.
Как было установлено судом и подтверждается материалами дела, истцы являются членами СНТ "...", владеют земельными участками, расположенными в садовом некоммерческом товариществе "..." по адресу: РБ, адрес:
Н.Е. - земельным участком N..., площадью 500 кв. м, с кадастровым номером N...
З.М. - земельным участком N..., площадью 450 кв. м, с кадастровым номером N...
Б. - земельным участком N..., площадью 450+/-7 кв. м, с кадастровым номером N...
А.З. - земельным участком N..., площадью 400 кв. м, с кадастровым номером N...
- К.И. - земельными участками N... и N... площадью 450 кв. м и 450 кв. м, с кадастровыми номерами N... и N...;
- А.С. - земельным участком N..., площадью 450 кв. м, с кадастровым номером N...
Т. - земельным участком N..., площадью 400 кв. м, м кадастровым номером N...
К.А. - земельным участком N..., площадью 450 кв. м, с кадастровым номером N...
М. - земельным участком N..., площадью 500 кв. м, с кадастровым номером N...
Ш. - земельным участком N..., площадью 450 кв. м, с кадастровым номером N...
А.О. - земельным участком N..., площадью 450 кв. м, с кадастровым номером N...
Н.Н. - земельным участком N..., площадью 450 кв. м, с кадастровым номером N...
И.А. - земельным участком N..., площадью 450 кв. м, с кадастровым номером N...
И.О. - земельным участком N..., площадью 450 кв. м, с кадастровым номером N...
01 марта 2017 года, истцы обратились в Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность (л.д. 96-97, том 1), на которое письмом Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в предоставлении земельных участков в собственность отказано, поскольку земельные участки расположены во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов на основании проекта "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы", разработанным институтом "Коммунводоканалпроект" в 1994 году по заказу МУП "Уфаводоканал", утвержденным Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан N 801 от 24.07.1995 г.
Как следует из материалов дела, Институтом "Коммунводоканалпроект" в целях обеспечения санитарно - эпидемиологичекой надежности источников хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Уфы, в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 разработан проект "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы", которым определена граница 2-го пояса зоны санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Уфы.
Согласно письму МУП "Уфаводоканал" от 22 мая 2017 года, в соответствии с проектом "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы", разработанным институтом "Коммунводоканалпроект" и утвержденным Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан N 801 от 24.07.1995 г., земельные участки с кадастровыми номерами: N...; N... N... N... N...; N... N...; N...; N...; N...; N...; N... N...; N...: N..., находящиеся по адресу: адрес", расположены на территории второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения г. Уфы (л.д. 217, том 1).
Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан является правовым актом исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан, в настоящее время распоряжение не отменено, не признано утратившим силу, является действующим правовым актом, применяется в части, не противоречащей более поздним актам, регулирующим однородные отношения. Назначение охранных зон - защита окружающей среды и конкретных объектов от негативного воздействия. Согласно указанных норм и правил, в пределах II пояса запрещено ведение всех видов строительства, ведущих к разрушению перекрывающих водоносный горизонт горных пород и пластов. Кроме того, строго запрещается загрязнять территорию II пояса ЗСО нечистотами, применять ядохимикаты и удобрения. Во втором поясе также запрещено размещение кладбищ, хранилищ, складов ГСМ, выпас скота, распашка земли и т.п.
Разрешая спор, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, поскольку спорные земельные участки находятся во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в связи с чем относятся к землям, ограниченным в обороте, а потому не могут быть предоставлены в частную собственность.
Довод жалобы об отсутствии доказательств того, что земельный участок расположен во втором поясе санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы судебная коллегия не может признать состоятельным, поскольку он опровергается собранными по делу доказательствами, в частности письмом МУП "Уфаводоканал" N 13-24/268 от 22 мая 2017 года, схемой границ 2-го пояса зоны санитарной охраны питьевых водозаборов г. Уфы, оснований не согласиться с выводом суда в данной части судебная коллегия не усматривает.
Доводы жалобы о том, что спорные земельные участки находится в 1500 метров от реки Уфимки, в связи с чем, не входят в Зону санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, также несостоятельны, материалами дела достоверно подтвержден факт нахождения испрашиваемых земельных участков во втором поясе зон санитарной охраны водных объектов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу норм ЗК РФ и Федерального закона "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" у истцов возникает право приватизировать спорные земельные участки, не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Довод жалобы о необходимости применения судебной практики по аналогичным делам несостоятелен, поскольку, вынесение судебного решения по другому гражданскому делу с участием других сторон не имеет преюдициального значения для данного спора.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Они направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Таким образом, жалоба не содержит ссылки на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда, свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Н.Е., З.М., Б., А.З., К.И., А.С., Т., К.А., М., Ш., А.О., Н.Н., И.А., И.О. - У., оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Р.Х.МУГИНОВА

Судьи
В.Н.МИЛЮТИН
Л.В.ПОРТНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)