Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.11.2017 N 10АП-9696/2017 ПО ДЕЛУ N А41-77414/16

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2017 г. по делу N А41-77414/16


Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Старчиковым А.В.,
при участии в заседании:
- от публичного акционерного общества "Мосэнергосбыт": Куралесов А.А. по доверенности от 02.12.16 N 97-07-34;
- от администрации Рузского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещена надлежащим образом;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от Грибакиной Татьяны Александровны: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Рузского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2017 года по делу N А41-77414/16,
принятое судьей Петропавловской Ю.С.,
по заявлению публичного акционерного общества "Мосэнергосбыт"
к администрации Рузского муниципального района Московской области,
о признании незаконным постановления.
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Грибакина Татьяна Александровна,

установил:

публичное акционерное общество "Мосэнергосбыт" (далее - заявитель, ПАО "Мосэнергосбыт", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным постановления администрации Рузского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) от 02 августа 2016 года N 2162.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата) и Грибакина Татьяна Александровна (далее - Грибакина Т.А. - т. 1 л.д. 78).
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2017 года по делу N А41-77414/16 заявление удовлетворено (т. 2 л.д. 67 - 68).
Не согласившись с данным судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, а выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей администрации кадастровой палаты и Грибакиной Т.А., надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ПАО "Мосэнергосбыт" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя общества, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ПАО "Мосэнергосбыт" на праве собственности принадлежит часть здания площадью 175,3 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, ул. Лебеденко, д. 30 (т. 1 л.д. 21).
Другая часть данного здания принадлежит на праве собственности Грибакиной Т.А. (т. 1 л.д. 144).
На основании Постановления администрации Московской области от 02 марта 1992 года N 67, Постановления главы администрации Рузского района Московской области от 08 декабря 1992 года N 1291/22 Энергонадзору Мосэнерго, правопреемником которого является ПАО "Мосэнергосбыт" был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 0,2 га (согласно данным публичной кадастровой карты в настоящее время номер участка - 50:19:0020101:1198), находящийся под указанным зданием (т. 1 л.д. 17).
02 августа 2016 года администрацией было вынесено постановление N 2162 о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования общества на земельный участок, с кадастровым номером: 50:19:0020101:1198, адрес: Московская область, район, пос. Тучково, ул. Лебеденко, д. 30 (т. 1 л.д. 11).
Полагая, что указанное постановление является незаконным и нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности, ПАО "Мосэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судом первой инстанции, ПАО "Мосэнергосбыт" совместно с Грибакиной Т.А. были проведены работы по разделу земельного участка, находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования у заявителя. В результате земельный участок с кадастровым номером 50:19:0020101:1198 был разделен на 2 земельных участка с кадастровыми номерами 50:19:0020101:5939 и 50:19:0020101:5933 площадью 552 кв. м, и 810 кв. м соответственно.
10 ноября 2015 года ПАО "Мосэнергосбыт" обратилось к заинтересованному лицу с заявлением N 162-01Вх-14732 о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности.
При этом по электронной почте от заявителя 13 декабря 2016 года поступило заявление о предоставлении на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020101:5933.
Полагая, что процедура раздела земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020101:1198 завершена, заинтересованным лицом было издано оспариваемое постановление.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 01 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса.
Приведенной нормой определено право лица, владеющего правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на его переоформление.
При этом установленная дата определяет срок для исполнения обязанности по переоформлению такого права и не может рассматриваться как срок, наступление которого влечет утрату права на его переоформление.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.4 Земельного кодекса в редакции, действовавшей на момент раздела спорного участка, при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 11.4 Земельного кодекса при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, применимой к отношениям сторон, учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости. Учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления одновременно с постановкой на учет образованных из таких объектов недвижимости иных объектов недвижимости в случае, если право собственности на все образованные объекты недвижимости возникает в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:
- - решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также решение о безвозмездной передаче земельного участка, находящегося в федеральной собственности и подлежащего образованию, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации;
- - соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;
- - решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок образован в целях изъятия для государственных или муниципальных нужд;
- - иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
В силу пункту 2 статьи 22.2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица. Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации или в отношении которых принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В случае перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственная регистрация прав на образуемые земельные участки осуществляется на основании заявления лица, с которым заключено соглашение об указанном перераспределении.
Согласно абзацу первому пункта 4 статьи 22.2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков.
Следовательно, при разделе земельного участка и образовании новых земельных участков должно быть принято соответствующее решение о разделе земельного участка, государственная регистрация осуществляется одновременно на все вновь образуемые земельные участки, при этом в государственном кадастре недвижимости указывается информация о том, из какого земельного участка были образованы новые земельные участки.













































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)