Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.12.2017 N 08АП-13556/2017 ПО ДЕЛУ N А46-12181/2017

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2017 г. N 08АП-13556/2017

Дело N А46-12181/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2017 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Веревкина А.В., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13556/2017) акционерного общества "Главное управление обустройства войск" на решение Арбитражного суда Омской области от 29.08.2017 по делу N А46-12181/2017 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Главное управление обустройства войск" (ИНН 7703702341, ОГРН 1097746390224)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524)
о признании незаконным решения,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области,
при участии в судебном заседании представителей:
- от акционерного общества "Главное управление обустройства войск" - Корзинкин А.А. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности N Д-632 от 24.07.2017 сроком действия по 31.12.2017);
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Бобровник Ю.А. (предъявлено служебное удостоверение, по доверенности N 221 от 29.12.2016 сроком действия по 31.12.2017);
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области - Соболев К.Ю. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности N 2016-47 от 10.10.2016 сроком действия по 31.12.2017),
установил:

акционерное общество "Главное управление обустройства войск" (далее по тексту - заявитель, общество, АО "ГУОВ") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Омской области, Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, оформленного уведомлением от 23.06.2017 N 55/17-17826, и обязании осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка площадью 7600 кв. м по адресу: Омская область, город Омск, Октябрьский административный округ, улица 4-я Транспортная, дом 10, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3068 по адресу: Омская область, город Омск, Октябрьский административный округ, улица 4-я Транспортная, дом 10, согласно межевому плану от 02.05.2017.
Определением суда по настоящему делу к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области (далее по тексту - третье лицо, кадастровая палата, ФГБК "ФКП Росреестра" в лице филиала по Омской области).
Решением по делу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции исходил из законности принятого Управлением отказа в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, образованного из земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3068.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что факт пересечения границ земельных участков, на который в обоснование своей позиции ссылаются Управление и кадастровая палата, а также суд первой инстанции, является недостоверным, т.к. сам по себе учет данных земельных участков является неправомерным.
Общество отмечает, что земельные участки, о пересечении границ с которыми заявляют заинтересованное лицо и третье лицо, поставлены на кадастровый учет до 01.03.2008, а именно: земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3008-29.06.2005, с кадастровым номером 55:36:090205:3044-21.07.2006, с кадастровым номером 55:36:090205:3068-02.02.2007. В этой связи, по мнению подателя жалобы, к данным участкам применению подлежат положения пункта 3 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее по тексту - Закон N 218-ФЗ), и, соответственно, данные участки подлежат снятию с государственного кадастрового учета, поскольку в отношении означенных земельных участков в ЕГРН отсутствует информация о зарегистрированных правах.
Кроме того, общество в апелляционной жалобе отмечает, что спорный земельный участок, испрашиваемый заявителем, не пересекает границ исходного земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3068, подготовленный АО "ГУОВ" межевой план соответствует требованиям законодательства, границы земельного участка установлены корректно и не нарушают чьих-либо интересов. Изложенное, как указывает АО "ГУОВ", подтверждается и вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу N А46-8727/2016, в рамках которого удовлетворены требования общества в части раздела земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3068 с сохранением исходного в измененных границах.
При этом, согласно позиции заявителя, в названном арбитражном деле суды пришли к выводу о разделе земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3068 с сохранением исходного в измененных границах вопреки воле собственника, т.к. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (ТУ ФАУГИ в Омской области) возражало против требований АО "ГУОВ". Тем самым, как полагает заявитель, общество было признано лицом, имеющим законный имущественно-правовой интерес в образовании спорного земельного участка, обеспечивающего эксплуатацию принадлежащих обществу объектов недвижимости.
В предоставленных до начала судебного заседания отзывах Управление Росреестра по Омской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Омской области просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель АО "ГУОВ" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель кадастровой палаты с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель Управления с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, заявитель является правопреемником федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление обустройства войск Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФГУП "ГУОВ МО РФ", предприятие).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.06.2009 N 576 "Об условиях приватизации ФГУП "ГУОВ МО РФ" был утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия, в число которого под номером 46 подраздела 1.1 раздела 1 "Основные средства" был включен земельный участок площадью 0,76 га по адресу: город Омск, улица 3-я Транспортная, дом 1а, а также расположенные на нем здания.
В 2010 году АО "ГУОВ" в установленном законом порядке зарегистрировано право собственности на 4 здания, расположенные на спорном земельном участке.
На момент приватизации спорный земельный участок прежним собственником - Российской Федерацией в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - Министерство) сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет не был.
С целью оформления земельно-правовых отношений в соответствии с действующим законодательством обществом были проведены землеустроительные мероприятия по подготовке схемы расположения на кадастровой карте (плане) территории земельного участка площадью согласно приватизационным документам 7600 кв. м по адресу: Омская область, город Омск, Октябрьский административный округ, улица 4-я Транспортная, дом 10, который подлежит образованию путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3068.
По результатам проведенных работ АО "ГУОВ" обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованием о разделе земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3068 общей площадью 65 143 кв. м по адресу: Омская область, город Омск, Октябрьский административный округ, улица 4-я Транспортная, дом 10, с сохранением исходного в измененных границах и образовании земельного участка площадью 7600 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов по вышеуказанному адресу.
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.09.2016 по делу N А46-8727/2016, оставленным без изменения постановлениями Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2016 и Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.03.2017, были удовлетворены требования АО "ГУОВ" в части раздела земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3068 с сохранением исходного в измененных границах.
На основании решения суда был подготовлен межевой план от 14.02.2017. АО "ГУОВ" обратилось в Управление Росреестра по Омской области с заявлением от 16.03.2017 N 30-4225990 об осуществлении действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка, образованного из земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3068.
Уведомлением от 23.03.2017 N 55/17-6816 заинтересованное лицо сообщило о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета по следующим причинам:
- - с заявлением о государственном кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;
- - указанный в межевом плане вид разрешенного использования образуемого земельного участка "Для размещения военных объектов" не предусмотрен градостроительным регламентом для территориальной зоны, в границах которой он расположен;
- - в представленном межевом плане отсутствуют сведения об объектах недвижимости, расположенных на образуемом земельном участке.
20.04.2017 АО "ГУОВ" предоставило в Управление Росреестра по Омской области уточненный межевой план от 30.03.2017, по результатам рассмотрения которого заинтересованное лицо решением от 28.04.2017 N 55/17-11229 дополнительно уведомило общество о наличии оснований для приостановления кадастрового учета в связи с тем, что форма и содержание межевого плана, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствует требованиям законодательства, а именно:
- - в нарушение пункта 15 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Приказ N 921), уточненный межевой план в формате XML не прошел форматно-логический контроль;
- - в нарушение пункта 51 Приказа N 921 не приложен документ об установлении вида разрешенного использования образуемого земельного участка;
- - в нарушение пунктов 2, 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решения Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области", вид разрешенного использования земельного участка "Мастерские по ремонту и техническому обслуживанию" не соответствует виду разрешенного использования, установленному градостроительным регламентом для территориальной зоны (Ж3.597 - зона жилой застройки средней этажности), в которой он расположен.
19.05.2017 АО "ГУОВ" в Управление Росреестра по Омской области был дополнительно представлен межевой план от 02.05.2017, который, согласно указаниям Управления, был дополнен: сведениями об объектах недвижимости с кадастровыми номерами 55:36:090205:13150, 55:36:090205:14770, 55:36:000000:23963, 55:36:000000:23912; в нем был изменен вид разрешенного использования земельного участка на соответствующий установленному градостроительным регламентом для территориальной зоны (Ж3.597 - зона жилой застройки средней этажности), в которой он расположен: "Административные здания и офисы, деятельность которых не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, не требует установления санитарно-защитных зон".
Вместе с тем АО "ГУОВ" получено уведомление от 23.06.2017 N 55/17-17826 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, образованного из земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3068, в связи с неустранением обществом причин приостановления, приведенных в уведомлении Управления Росреестра по Омской области от 23.03.2017 N 55/17-6816, а также по причине несоблюдения пункта 20 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ.
АО "ГУОВ", полагая, что указанное решение заинтересованного лица не соответствует закону и нарушает его права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
29.08.2017 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое обществом в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Как следует из обжалуемого решения, суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, признал решение Управления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, образованного из земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3068, оформленного письмом от 23.06.2017 N 55/17-17826, правомерным.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы подателя жалобы, поддерживает вышеизложенный вывод суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как верно установлено судом первой инстанции, оспариваемое решение Управления принято 23.06.2017, т.е. в период действия Закона N 218-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2017.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Основания приостановления в осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав предусмотрены в статье 26 Закона N 218-ФЗ.
Так, в соответствии с пунктами 2, 5, 7, 20 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:
- - с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
- - не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- - форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;
- - границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных пунктом 20.1 настоящей части и частями 1 и 2 статьи 60.2 настоящего Федерального закона).
Согласно статье 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как следует из оспариваемого отказа в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, образованного из земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3068, оформленного письмом от 23.06.2017 N 55/17-17826, основанием для его принятия послужил вывод Управления о неустранении обществом причин, послуживших основанием для приостановлении государственной регистрации, изложенных в уведомлении от 22.03.2017, выразившихся в несоблюдении пунктов 2, 5 и 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, а также нарушение пункта 20 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ.
Как установлено судом первой инстанции, из кадастровой выписки о земельном участке от 08.06.2015 N 55/204/15-255025 следует, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 20.02.2007.
Сведения о правах в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3068 в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3068 с учетным номером 3, площадью 9164 кв. м передана ТУ ФАУГИ Омской области в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Инжинирингстройсервис" (номер записи 55-01/088/2014-599 от 30.04.2014).
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3068 образован путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090205:3042 и 55:36:090205:3044 на основании распоряжения ТУ ФАУГИ по Омской области Омской области от 07.12.2006 N 1175-р; границы установлены на основании описания земельных участков от 13.02.2007, выполненного муниципальным предприятием г. Омска "Городское кадастровое бюро "Земля и недвижимость" по заказу ТУ ФАУГИ по Омской области Омской области.
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3042 является архивным, земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3044 внесен в государственный кадастр недвижимости 21.07.2006. Площадь последнего - 64 575 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения военных объектов, статус земельного участка - ранее учтенный. Право собственности не зарегистрировано.
Указанные выше земельные участки были образованы путем перераспределения из земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090205:3007, 55:36:090205:3008 и 55:36:090205:157 на основании распоряжения ТУ ФАУГИ по Омской области Омской области от 23.06.2006 N 429-р. Границы установлены на основании описания земельных участков от 27.06.2006, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "Региональный центр землеустройства и учета недвижимости" по заказу гаражного строительного кооператива "Восток-88".
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3008 внесен в государственный кадастр недвижимости 29.06.2005; площадь земельного участка - 65 143 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения военных объектов, статус земельного участка - ранее учтенный, право собственности не зарегистрировано.
При этом земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3008 образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:130 на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Омской области от 23.06.2005 N 348-р. Границы установлены на основании описания земельных участков от 16.06.2005, выполненного Западно-Сибирским филиалом федерального государственного унитарного предприятия "Госземкадастрсъемка-Висхаги" по заказу Омская квартирно-эксплуатационная часть Сибирского военного округа.
В свою очередь, земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:130 внесен в государственный кадастр недвижимости 15.08.2003; площадь земельного участка - 156 258 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации учреждениями, подразделениями и служащими квартирно-эксплуатационной части Омского гарнизона, статус земельного участка - ранее учтенный.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:130 зарегистрировано право собственности Российской Федерации (26.01.2007 запись N 55-55-01/100/2006-810) и право постоянного (бессрочного) пользования федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (30.04.2014 запись N 55-55-01/088/2014-59).
Вышеизложенное, по верному заключению суда первой инстанции, свидетельствует о том, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3068 был образован в результате неоднократного преобразования земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:130, находящегося собственности Российской Федерации (номер записи 55-55-01/100/2006-810 от 26.01.2007) и принадлежащем на праве постоянного бессрочного пользования федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах. 4, 6 статьи, и в случаях, предусмотренных другими федеральными законами.
Вместе с тем земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:130 не прекратил своего существования, права на образованные из него участки не зарегистрированы, поскольку сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:130, так и в отношении образованных из него земельных участках с номерами 55:36:090205:3068, 55:36:090205:3008 и 55:36:090205:3044 имеют статус "актуальные, ранее учтенные".
Согласно пункту 2 части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация права осуществляются одновременно в связи с образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10 части 5 приводимой нормы.
В соответствии с пунктом 9 части 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав в случае, если он осуществляется в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с частью 14 статьи 41 Закона N 218-ФЗ.
В этой связи, поскольку земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3068 образован в результате неоднократного преобразования земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:130, находящегося в федеральной собственности, и полностью определяется в его границах, постольку правомерен вывод суда первой инстанции о том, что такой земельный участок не может быть отнесен к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, в силу пункта 2 части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ проведение государственного кадастрового учета земельного участка, образованного из земельного участка 55:36:090205:3068, должно осуществляться с одновременной государственной регистрацией прав на такой земельный участок.
В силу пункта 3 части 1 статьи 15 Закона N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости.
Как установлено судом первой инстанции и не опровергнуто заявителем, АО "ГУОВ" собственником земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3068 не является, в свою очередь, Российская Федерация в лице уполномоченных органов с таким заявлением не обращалась, соответственно, проведение государственного кадастрового учета на образованный земельный участок по заявлению общества не представлялось возможным.
В этой связи отказ Управления в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, образованного из земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3068, ввиду несоблюдения пункта 2 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ основан на нормах права.
Кроме того, как следует из имеющегося в ЕГРН описания местоположения границ земельных участков, граница участка с кадастровым номером 55:36:090205:3068 пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090205:130, 55:36:090205:3008 и 55:36:090205:3044. Границы земельного участка с 55:36:09 02 05:3068 полностью совпадают с границами земельного участка 55:36:090205:3008 и частично с границами земельного участка 55:36:090205:3044. Все указанные земельные участки полностью определяются в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:130, находящегося в собственности Российской Федерации.
Пунктом 20 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора в случае, если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в реестре (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
Согласно сведениям, содержащимся в межевом плане, преобразуемым земельным участком является только земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3068.
В свою очередь, земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:090205:3008, 55:36:090205:3044 и 55:36:090205:130 преобразуемыми не являются, соответственно, пересечение образуемого земельного участка с их границами являлось основанием для приостановления государственного кадастрового учета и последующего отказа в осуществлении кадастрового учета в отношении земельного участка, образованного из земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3068.
Изложенное подателем жалобы допустимыми доказательствами не опровергнуто.
Как следует из оспариваемого отказа, основанием для его вынесения, в том числе, послужило не устранение обществом нарушений пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ.
Так, в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке. Межевой план подготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Межевой план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда. Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (части 12 и 13 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 51 приложения N 2 к приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее также - Приложение N 2 к Приказу N 921) вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям Единого государственного реестра недвижимости о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
В таких случаях сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются на основании, в том числе:
- - градостроительного регламента и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок;
- - акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения об утверждении проекта межевания территории;
- - вступившего в законную силу судебного акта.
Согласно частям 2, 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Как установлено судом первой инстанции, вид разрешенного использования образуемого земельного участка - "Административные здания и офисы иных организаций непосредственного обслуживания населения, деятельность которых не оказывает негативного воздействия на окружающую среду и не требует установления санитарно-защитных зон", указанный в межевом плане от 02.05.2017 (подготовлен с учетом ранее поступивших замечаний Управления), соответствовал установленному градостроительным регламентом для территориальной зоны (Ж3.597 - зона жилой застройки средней этажности), в которой он расположен.
Вместе с тем, как верно отмечено судом первой инстанции и не опровергнуто обществом, указанный вид разрешенного использования был выбран не правообладателем земельного участка, при этом акт органа государственной власти или вступивший в законную силу судебный акт, устанавливающие разрешенное использование образуемого земельного участка, в нарушение пункта 51 Приложения N 2 к Приказу N 921, в состав приложения к межевому плану также был не включен.
Доказательств, опровергающих изложенное, равно как и того, что собственник земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3068 уклоняется от проведения государственного кадастрового учета участка, либо изменения его разрешенного использования, материалы дела не содержат.
В этой связи правомерно заключение суда первой инстанции об обоснованности оспариваемого отказа Управления в осуществлении кадастрового учета по причине не устранения обществом нарушений пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ.
При этом ссылки АО "ГУОВ" на преюдициальное значение судебных актов, постановленных в рамках дела N А46-8727/2016, которыми, как указывает заявитель, удовлетворены требования общества в части раздела земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3068 с сохранением исходного в измененных границах, вопреки воле собственника, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку судебные акты, принятые по означенному делу, не умаляют вышеизложенные законодательные положения земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации и не опровергают вывода о том, что с учетом норм права и установленных по настоящему делу обстоятельств общество не являлось надлежащим лицом, по заявлению которого возможно было проведение государственного кадастрового учета на спорный образованный земельный участок в отсутствие соответствующего заявления собственника исходного объекта недвижимости (земельного участка с кадастровым номером 55:36:0902 05:3068).
Более того, как верно отмечено судом первой инстанции, судебные акты, вынесенные в рамках дела N А46-8727/2016, не могут иметь заранее установленной силы по отношению к настоящему спору, поскольку в рамках дела N А46-8727/2016, вопреки ошибочному мнению общества, вопрос о постановке образованного земельного участка на кадастровый учет судами не рассматривался, соответствующее указание органу кадастрового учета о постановке на кадастровый учет образуемого участка резолютивная часть решения суда первой инстанции по названному делу не содержит.
В силу изложенного отказ Управления Росреестра по Омской области в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образованного из земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3068, оформленный уведомлением от 23.06.2017 N 55/17-17826, правомерно признан судом первой инстанции законным и обоснованным.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на общество.
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб., а обществом фактически уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб., то излишне уплаченная 1500 руб. подлежит возврату АО "ГУОВ" из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 29.08.2017 по делу N А46-12181/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Главное управление обустройства войск" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 05.09.2017 N 177766.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.Е.ИВАНОВА
Судьи
А.В.ВЕРЕВКИН
Е.П.КЛИВЕР




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)