Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колесниковой Е.А.,
при участии в заседании представителей:
- от заявителя по делу - ООО "Элекком" - Варакса Ю.А. (по доверенности от 18.08.2016);
- от заинтересованного лица по делу - Комитета лесного хозяйства Московской области - Разумак М.А. (по доверенности от 22.12.2016);
- от третьего лица по делу - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - не явился, извещен надлежащим образом;
- от третьего лица по делу - Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 06.06.2017 года по делу N А41-17413/16, принятое судьей Л.В. Федуловой, по заявлению ООО "Элекком" к Комитету лесного хозяйства Московской области об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления, третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области, ООО "Элекком",
установил:
ООО "Элекком" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета лесного хозяйства Московской области (далее - комитет, заинтересованное лицо), оформленного письмом от 14.03.2016 N исх-3549/27-14, в предварительном согласовании предоставления земельного (лесного) участка, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский муниципальный район, Краснополянское участковое лесничество Клинского филиала ГКУ МО "Мособллес", квартал 109 выдел 14,19, площадью 0,5561 га., а также об обязании Комитета лесного хозяйства Московской области вынести решение о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного (лесного) участка, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский муниципальный район, Краснополянское участковое лесничество Клинского филиала ГКУ МО "Мособллес", квартал 109 выдел 14,19, площадью 0,5561 га, цель использования: размещение профилактория, вид использования: осуществление рекреационной деятельности.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.06.2017 заявленные требования удовлетворены.
Комитет лесного хозяйства Московской области не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Комитета лесного хозяйства Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ООО "Элекком" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенных в письменных возражениях, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей Территориального управления управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, письменные пояснения, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ООО "Элекком" на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:
- - корпус N 1 - площадь 246,5 кв. м, в том числе лечебно-санитарная 159,7 кв. м, инв. N 16449, лит.А1, объект 1;
- - корпус N 3 - площадь 1 179,5 кв. м, в том числе жилая 616,9 кв. м, подвал 381,4 кв. м, инв. N 16451, лит. А3, объект 3;
- - корпус N 4 - площадь 1082,7 кв. м, в том числе лечебно-санитарная 557,3 кв. м, инв. N 16452, лит. А4, объект 4, расположенные по адресу: Московская область, Солнечногорский район, дер. Лунево, на земельном участке государственного лесного фонда в квартале 109 выдел 19 и выдел 14 Краснополянского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО "Мособллес", согласно свидетельствам о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 28 - 30).
С целью оформления прав на земельный участок, на котором расположены объекты недвижимого имущества, ООО "Элекком" 09.10.2015 обратилось в Комитет лесного хозяйства Московской области в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного (лесного) участка на праве аренды, расположенного в Московской области, Солнечногорский муниципальный район, квартал 109 выделы 14 и 19 Краснополянского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО "Мособллес", площадью 0,5561 га., для размещения профилактория.
Рассмотрев заявление Общества, Комитет лесного хозяйства Московской области письмом от 14.03.2016 исх-3549/27-14 отказал в предварительном согласовании предоставления земельного (лесного) участка, сославшись на отсутствие обоснование конфигурации участка, необходимого для содержания и эксплуатации зданий, принадлежащих организации на праве собственности.
Полагая, что отказ Комитета лесного хозяйства Московской области в предварительном согласовании предоставления земельного (лесного) участка, оформленный письмом от 14.03.2016 исх-3549/27-14, не соответствует закону и нарушает права ООО "Элекком", общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании отказа незаконным и об обязании Комитета лесного хозяйства Московской области вынести решение о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного (лесного) участка.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В силу ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).
Статьей 39.14 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка. Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: 1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; 2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (ч. 2 ст. 39.15 ЗК РФ).
Согласно ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Иных оснований для отказа закон не предусматривает.
Оспариваемый отказ Комитета не содержит указаний на конкретный пункт ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку выводы проведенной по делу судебной экспертизы не опровергнуты.
Указанное Комитетом основание для отказа, а именно - отсутствие обоснования Заявителем конфигурации участка, не относится, как к перечню документов указанных в нормах Земельного и Лесного кодексов, а также к перечню указанному в п. 32 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 года N 1, согласно которого при обращении в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ предоставляются, в том числе следующие документы: документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на здание, сооружение, если право на такое здание, сооружение не зарегистрировано в ЕГРН; документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН (при наличии соответствующих прав на земельный участок); сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Следовательно, для целей реализации права собственника объектов недвижимости на приобретение земельного участка, земельный участок должен быть сформирован в объеме, необходимом для эксплуатации находящихся на нем объектов недвижимости с учетом фактического землепользования.
Согласно представленному по результатам проведенной судебной экспертизы заключению эксперта от 05.04.2017 N 07-03/1733 площадь земельного участка для использования зданий общей площадью 2 508,70 кв. м (корпус N 3 - площадь 1 179,5 кв. м, в том числе жилая 616,9 кв. м, подвал 381,4 кв. м, инв. N 16451, лит. А3, объект 3, корпус N 4 - площадь 1 082,7 кв. м, в том числе лечебно- санитарная 557,3 кв. м, инв. N 16452, лит. А4, объект 4, объекты расположены по адресу: Московская область, Солнечногорский район, дер. Лунево), а также газорегуляторного пункта (ГРП), составляет 5 561 кв. м. Корпус N 1 - площадь 246,5 кв. м, в том числе лечебно-санитарная 159,7 кв. м, инв. N 16449, лит. А1, объект 1 в данный расчет не вводился, поскольку полностью расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060735:2.
Однако, поскольку при обследовании установлено, что на территории спорного земельного участка и участка с кадастровым номером 50:09:0060735:2 имеются объекты, объединенные функционально и архитектурно и данная территория земельного участка исследуемой части спорного земельного участка изначально проектировалась как функционально связанная с профилакторием/пионерским лагерем как единым имущественным комплексом, границы земельного участка, необходимого для использования объектов недвижимости (Корпус N 3, Корпус N 4), а также газорегуляторного пункта предложено установить экспертом по точкам в следующих координатах (см. экспертизу).
Доказательств, опровергающих размер испрашиваемой площади земельного участка, в частности, иное заключение Комитет не представил.
Следовательно, отказ Комитета в предварительном согласовании предоставления земельного (лесного) участка является незаконным и лишает Заявителя, как собственника объектов недвижимости, возможности реализации имеющегося у него исключительного права на оформление арендных отношений.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 06.06.2017 года по делу N А41-17413/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.09.2017 N 10АП-10757/2017 ПО ДЕЛУ N А41-17413/16
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2017 г. по делу N А41-17413/16
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колесниковой Е.А.,
при участии в заседании представителей:
- от заявителя по делу - ООО "Элекком" - Варакса Ю.А. (по доверенности от 18.08.2016);
- от заинтересованного лица по делу - Комитета лесного хозяйства Московской области - Разумак М.А. (по доверенности от 22.12.2016);
- от третьего лица по делу - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - не явился, извещен надлежащим образом;
- от третьего лица по делу - Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 06.06.2017 года по делу N А41-17413/16, принятое судьей Л.В. Федуловой, по заявлению ООО "Элекком" к Комитету лесного хозяйства Московской области об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления, третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области, ООО "Элекком",
установил:
ООО "Элекком" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета лесного хозяйства Московской области (далее - комитет, заинтересованное лицо), оформленного письмом от 14.03.2016 N исх-3549/27-14, в предварительном согласовании предоставления земельного (лесного) участка, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский муниципальный район, Краснополянское участковое лесничество Клинского филиала ГКУ МО "Мособллес", квартал 109 выдел 14,19, площадью 0,5561 га., а также об обязании Комитета лесного хозяйства Московской области вынести решение о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного (лесного) участка, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский муниципальный район, Краснополянское участковое лесничество Клинского филиала ГКУ МО "Мособллес", квартал 109 выдел 14,19, площадью 0,5561 га, цель использования: размещение профилактория, вид использования: осуществление рекреационной деятельности.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.06.2017 заявленные требования удовлетворены.
Комитет лесного хозяйства Московской области не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Комитета лесного хозяйства Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ООО "Элекком" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенных в письменных возражениях, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей Территориального управления управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, письменные пояснения, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ООО "Элекком" на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:
- - корпус N 1 - площадь 246,5 кв. м, в том числе лечебно-санитарная 159,7 кв. м, инв. N 16449, лит.А1, объект 1;
- - корпус N 3 - площадь 1 179,5 кв. м, в том числе жилая 616,9 кв. м, подвал 381,4 кв. м, инв. N 16451, лит. А3, объект 3;
- - корпус N 4 - площадь 1082,7 кв. м, в том числе лечебно-санитарная 557,3 кв. м, инв. N 16452, лит. А4, объект 4, расположенные по адресу: Московская область, Солнечногорский район, дер. Лунево, на земельном участке государственного лесного фонда в квартале 109 выдел 19 и выдел 14 Краснополянского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО "Мособллес", согласно свидетельствам о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 28 - 30).
С целью оформления прав на земельный участок, на котором расположены объекты недвижимого имущества, ООО "Элекком" 09.10.2015 обратилось в Комитет лесного хозяйства Московской области в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного (лесного) участка на праве аренды, расположенного в Московской области, Солнечногорский муниципальный район, квартал 109 выделы 14 и 19 Краснополянского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО "Мособллес", площадью 0,5561 га., для размещения профилактория.
Рассмотрев заявление Общества, Комитет лесного хозяйства Московской области письмом от 14.03.2016 исх-3549/27-14 отказал в предварительном согласовании предоставления земельного (лесного) участка, сославшись на отсутствие обоснование конфигурации участка, необходимого для содержания и эксплуатации зданий, принадлежащих организации на праве собственности.
Полагая, что отказ Комитета лесного хозяйства Московской области в предварительном согласовании предоставления земельного (лесного) участка, оформленный письмом от 14.03.2016 исх-3549/27-14, не соответствует закону и нарушает права ООО "Элекком", общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании отказа незаконным и об обязании Комитета лесного хозяйства Московской области вынести решение о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного (лесного) участка.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В силу ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).
Статьей 39.14 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка. Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: 1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; 2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (ч. 2 ст. 39.15 ЗК РФ).
Согласно ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Иных оснований для отказа закон не предусматривает.
Оспариваемый отказ Комитета не содержит указаний на конкретный пункт ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку выводы проведенной по делу судебной экспертизы не опровергнуты.
Указанное Комитетом основание для отказа, а именно - отсутствие обоснования Заявителем конфигурации участка, не относится, как к перечню документов указанных в нормах Земельного и Лесного кодексов, а также к перечню указанному в п. 32 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 года N 1, согласно которого при обращении в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ предоставляются, в том числе следующие документы: документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на здание, сооружение, если право на такое здание, сооружение не зарегистрировано в ЕГРН; документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН (при наличии соответствующих прав на земельный участок); сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Следовательно, для целей реализации права собственника объектов недвижимости на приобретение земельного участка, земельный участок должен быть сформирован в объеме, необходимом для эксплуатации находящихся на нем объектов недвижимости с учетом фактического землепользования.
Согласно представленному по результатам проведенной судебной экспертизы заключению эксперта от 05.04.2017 N 07-03/1733 площадь земельного участка для использования зданий общей площадью 2 508,70 кв. м (корпус N 3 - площадь 1 179,5 кв. м, в том числе жилая 616,9 кв. м, подвал 381,4 кв. м, инв. N 16451, лит. А3, объект 3, корпус N 4 - площадь 1 082,7 кв. м, в том числе лечебно- санитарная 557,3 кв. м, инв. N 16452, лит. А4, объект 4, объекты расположены по адресу: Московская область, Солнечногорский район, дер. Лунево), а также газорегуляторного пункта (ГРП), составляет 5 561 кв. м. Корпус N 1 - площадь 246,5 кв. м, в том числе лечебно-санитарная 159,7 кв. м, инв. N 16449, лит. А1, объект 1 в данный расчет не вводился, поскольку полностью расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060735:2.
Однако, поскольку при обследовании установлено, что на территории спорного земельного участка и участка с кадастровым номером 50:09:0060735:2 имеются объекты, объединенные функционально и архитектурно и данная территория земельного участка исследуемой части спорного земельного участка изначально проектировалась как функционально связанная с профилакторием/пионерским лагерем как единым имущественным комплексом, границы земельного участка, необходимого для использования объектов недвижимости (Корпус N 3, Корпус N 4), а также газорегуляторного пункта предложено установить экспертом по точкам в следующих координатах (см. экспертизу).
Доказательств, опровергающих размер испрашиваемой площади земельного участка, в частности, иное заключение Комитет не представил.
Следовательно, отказ Комитета в предварительном согласовании предоставления земельного (лесного) участка является незаконным и лишает Заявителя, как собственника объектов недвижимости, возможности реализации имеющегося у него исключительного права на оформление арендных отношений.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 06.06.2017 года по делу N А41-17413/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
П.А.ИЕВЛЕВ
Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Н.В.МАРЧЕНКОВА
П.А.ИЕВЛЕВ
Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Н.В.МАРЧЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)