Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.11.2017 N 15АП-16695/2017 ПО ДЕЛУ N А32-32198/2017

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 2017 г. N 15АП-16695/2017

Дело N А32-32198/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Шемшиленко А.А.,
при участии:
- от заявителя: представитель Красникова О.В. по доверенности от 30.10.2017, паспорт;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
- от третьего лица: представитель не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Геленджик,
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23.08.2017 по делу N А32-32198/2017,
по заявлению общество с ограниченной ответственностью "Геленджиккурортстрой",
к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-куррорт Геленджик
при участии третьего лица индивидуального предпринимателя Поролова Артема Сергеевича,
о признании незаконным отказа,
принятое судьей Шепель А.А.,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Геленджиккурортстрой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-куррорт Геленджик (далее - управление) со следующими требованиями:
- - признать недействительным отказ Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик в лице Управления архитектуры и градостроительства от 27.07.2017 N 110-52-5696/17-01-11;
- - Обязать Администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик совершить следующие действия, направленные на реализацию права ООО "Геленджиккурортстрой" и ИП Поролова А.С. на рассмотрение вопроса на публичных слушаниях об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 8315 кв. м с кадастровым номером 23:40:0407078:33, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Шмидта, 22, с "под производственную базу" на "для среднеэтажной жилой застройки" с последующим принятием об этом соответствующего решения, устраняющего допущенное нарушение прав ООО "Геленджиккурортстрой" и индивидуального предпринимателя Поролова Артема Сергеевича в изменении вида разрешенного использования земельного участка (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Поролов Артем Сергеевич.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.08.2017 требования общества удовлетворены. Решение мотивировано законностью и обоснованностью заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация подал в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что в силу положений статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон. Положения пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации должны применяться во взаимосвязи с указанными положениями, а также с нормами статей 615, 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Управление представило отзыв на жалобу, в котором просит отменить оспариваемое решение суда первой инстанции по доводам жалобы администрации.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Заинтересованные лица и третье лицо, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без их участия.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании 02.11.2017 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 09.11.2017 до 09 час. 55 мин. После перерыва заседание продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит (не подлежит) удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Как следует из материалов дела, 19.07.2017 между Администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик с одной стороны и заявителем, индивидуальным предпринимателем Пороловым А.С. с другой стороны заключен договор N 4000005410 аренды земельного участка.
Предметом договора аренды является земельный участок площадью 8315 кв. м с кадастровым номером 23:40:0407078:33, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Шмидта, 22.
Договор аренды заключен на срок до 17.07.2032. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 21.07.2017 в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 23.11.2015 N 2343/12/15-1330004, договору аренды от 19.07.2017 N 4000005410 земельный участок поставлен на кадастровый учет 15.06.1992, имеет разрешенное использование - под производственную базу.
Заявитель и третье лицо совместно обратились в установленном порядке об изменении вида разрешенного вида разрешенного использования земельного участка площадью 8315 кв. м с кадастровым номером 23:40:0407078:33, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Шмидта, 22, с "под производственную базу" на "для среднеэтажной жилой застройки". Данное обстоятельство подтверждается копией расписки в получении документов МКУ МФЦ г. Геленджика от 17.07.2017.
Письмом Администрации в лице Управления архитектуры и градостроительства от 27.07.2017 N 110-52-5696/17-01-11 отказано заявителю и индивидуальному предпринимателю Поролову А.С. в изменения вида разрешенного использования земельного участка, со ссылкой на условия договора аренды от 19.07.2017 N 4000005410 указанного земельного участка, согласно которым участок предоставлен под производственную базу.
Не согласившись с данным решением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 АПК РФ).
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ закреплено, что земли населенных пунктов и другие используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Статьей 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам (пункт 1).
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки могут использовать в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).
При этом частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ установлено, что без дополнительных разрешений и согласования правообладателями выбираются основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу статьи 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве. При кадастровом учете участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 13016/11).
Арендаторы земельных участков вправе осуществлять права собственников земельных участков, в том числе возводить жилые, производственные, культурнобытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством (пункт 1 статьи 41 Земельного кодекса РФ).
Статья 42 Земельного кодекса РФ обязывает собственников и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Из положений статей 2, 7, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 11 Земельного кодекса РФ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления отнесено установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований.
Таким образом, установление видов разрешенного использования земельных участков в градостроительных регламентах относится к компетенции органов местного самоуправления. Градостроительным кодексом РФ предусматривается специальная процедура разработки, обсуждения и принятия правил землепользования и застройки, включающих в себя и градостроительные регламенты (статьи 30 - 36 Градостроительного кодекса РФ).
Как следует из части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства, функциональных зон и характеристики планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований, видов территориальных зон, требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов (часть 2 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ).
Заявителем представлена в материалы дела копия выписки N 160 из правил землепользования и застройки части территории муниципального образования город-курорт Геленджик от 22.02.2017, из которой следует, что арендуемый заявителем и индивидуальным предпринимателем Пороловым А.С. земельный участок расположен в зоне ОД - зона общественно-деловой застройки, которая в качестве условно разрешенного вида использования предусматривает размещение среднеэтажных многоквартирных домов.
В соответствии с частью 6 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса РФ.
В силу статьи 39 Градостроительного кодекса РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (часть 4 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ).
Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 5 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ).
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ).
С учетом указанных в части 8 рассматриваемой статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что при решении вопроса о возможности изменения вида разрешенного использования указанного выше земельного участка Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик нарушила установленный ст. ст. 37, 39 Градостроительного кодекса РФ, ст. 85 Земельного кодекса РФ порядок рассмотрения заявления об изменении вида разрешенного использования.
При этом судом учтено, что на территории муниципального образования город-курорт Геленджик утверждены и действуют Правила землепользования и застройки части территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденные решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27.07.2010 N 466 (в редакции от 22.12.2016 N 538).
Пунктом 3 ст. 19 указанных Правил установлено, что собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, иных объектов недвижимости имеют право по своему усмотрению выбирать вид (виды) использования недвижимости, разрешенные как основные и вспомогательные к ним для соответствующих территориальных зон при условии обязательного соблюдения требований технических регламентов, нормативно-технических документов, региональных и местных нормативов градостроительного проектирования. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (п. 5 ст. 19 указанных Правил).
Однако, поскольку администрацией не представлено доказательств в нарушении требований п. 5 ст. 200 АПК РФ, подтверждающих невозможность изменения вида разрешенного использования указанного земельного участка с установленного вида "под производственную базу" на испрашиваемый вид: "среднеэтажная жилая застройка", суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление общества и признал оспариваемый обществом отказ не соответствующим требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции.
Суд первой инстанции, установив, что оспариваемый отказ не соответствует правилам статьи 9 Правил землепользования части территории муниципального образования город-курорт Геленджик, статей 37, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 85 Земельного кодекса, нарушает права и законные интересы заявителя в реализации его права на использование земельного участка, обоснованно удовлетворил заявление предпринимателя.
Довод администрации о том, что заявители путем подачи данного заявления пытаются получить земельный участок под жилую застройку в обход публичных процедур, судом апелляционной инстанции отклоняется как неосновательный: поскольку на спорном земельном участке находятся принадлежащие заявителям на праве собственности объекты недвижимости, предоставление данного участка под жилую застройку на торгах невозможно по закону. Спорный участок и был предоставлен заявителям без проведения публичных процедур для эксплуатации принадлежащих им объектов недвидимости.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.08.2017 по делу N А32-32198/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объеме), через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
С.С.ФИЛИМОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)