Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 10.10.2017 N Ф08-7199/2017 ПО ДЕЛУ N А15-4539/2015

Требование: О взыскании компенсации за изъятие для муниципальных нужд земельного участка.

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Распоряжением правительства участок переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности в целях размещения полигона твердых бытовых отходов, с рекомендацией внести соответствующие изменения в земельно-кадастровую документацию.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2017 г. по делу N А15-4539/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Волкова Я.Е. и Сидоровой И.В. в отсутствие в судебном заседании представителей истца - сельскохозяйственного производственного кооператива "Куштильский" (ИНН 0535000850, ОГРН 1050529001115), ответчиков: комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (ИНН 0572013913, ОГРН 1160571055040), правительства Республики Дагестан (ИНН 0541019009, ОГРН 1060562005514), министерства финансов Республики Дагестан (ИНН 0562043732, ОГРН 1020502523535), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации городского округа "город Дербент", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.08.2016 (судья Ахмедов Д.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017 (судьи Годило Н.Н., Джамбулатов С.И., Жуков Е.В.) по делу N А15-4539/2015, установил следующее.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Куштильский" (далее - кооператив) подал в Арбитражный суд Республики Дагестан иск к комитету по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (далее - комитет) о взыскании 11 240 353 рублей компенсации за изъятие для муниципальных нужд земельного участка площадью 20 га с кадастровым номером 05:07:000085:15 в виде рыночной стоимости права его аренды за 14 лет (с учетом изменения предмета иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация городского округа "город Дербент", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - администрация, управление Росреестра, кадастровая палата).
Определением Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.02.2016 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены правительство Республики Дагестан, министерство финансов Республики Дагестан (далее - правительство, министерство финансов).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.08.2016 иск удовлетворен. Суд первой инстанции признал, что имело место фактическое изъятие земельного участка с кадастровым номером 05:07:000085:15 по инициативе органов исполнительной власти Республики Дагестан без выплаты кооперативу (арендатору) соответствующего возмещения (составляющего рыночную стоимость права).
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2016 решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.08.2016 отменено, в иске отказано. Суд апелляционной инстанции при разрешении спора исходил из того, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером 05:07:000085:15 в установленном законом порядке не принимал (процедура изъятия, предусмотренная законом, не осуществлялась). На основании распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Республики Дагестан (далее - министерство имущественных отношений) от 20.12.2013 N 766-р земельный участок с кадастровым номером 05:07:000085:15 передан в муниципальную собственность, а в настоящее время используется администрацией для нужд муниципального образования (размещение твердых бытовых отходов). Требование о выплате компенсации кооператив к муниципальному образованию не предъявлял. Основания для удовлетворения требований кооператива за счет регионального бюджета отсутствуют.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.03.2017 постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2016 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд со следующей мотивировкой. Возмещение кооперативу за счет муниципального образования возможно только в случае изъятия земельного участка с кадастровым номером 05:07:000085:15 для размещения твердых бытовых отходов исключительно по инициативе администрации, ходатайствовавшей о таком изъятии с последующей компенсацией потерь правообладателю. В выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.12.2015 отсутствуют сведения об обременении правами третьих лиц земельного участка с кадастровым номером 05:07:000085:15, право собственности на который 15.04.2015 зарегистрировано за муниципальным образованием. Действующим законодательством не предусмотрено изъятие земельного участка, находящегося в региональной собственности, для нужд муниципального образования без ходатайства организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. В этом случае организация, подавшая такое ходатайство, выплачивает возмещение за изымаемый земельный участок. Безвозмездная передача находящегося в собственности субъекта Российской Федерации имущества в муниципальную собственность возможна в строго определенных случаях. Фактическое изъятие у арендатора земельного участка и его безосновательная передача его в собственность муниципального образования, использование данного участка для размещения твердых бытовых отходов стало возможным исключительно по инициативе органов исполнительной власти Республики Дагестан. Возложение обязанности по выплате арендатору земельного участка компенсации исключительно на муниципальное образование неправомерно. Права кооператива нарушены согласованными действиями органов исполнительной власти Республики Дагестан. Судом апелляционной инстанции достоверно не установлено, что передача земельного участка для размещения твердых бытовых отходов производилась исключительно по инициативе органа местного самоуправления, ходатайствовавшего об изъятии именно этого земельного участка и осознававшего необходимость компенсации потерь правообладателю.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017 произведена процессуальная замена комитета на министерство имущественных отношений, а решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.08.2016 оставлено без изменения. Суд апелляционной инстанции исходил из того, что решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером 05:07:000085:15 уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в установленном законом порядке не принимал, процедура изъятия, предусмотренная законом, не осуществлялась. В рассматриваемом случае недопустимо изъятие земельного участка для указанных целей из региональной собственности для нужд муниципального образования. Передача земельного участка с кадастровым номером 05:07:000085:15 не осуществлялась исключительно по инициативе администрации и на основании ее ходатайства об изъятии для муниципальных нужд с последующей компенсацией потерь правообладателям. Земельный участок находится в муниципальной собственности и не обременен правами третьих лиц. Муниципальное образование не было осведомлено о нахождении изымаемой земли в аренде у кооператива. Фактическое изъятие земельного участка осуществлено по инициативе органов исполнительной власти Республики Дагестан без выплаты кооперативу (арендатору) соответствующего возмещения (рыночной стоимости права аренды). Согласованные действия органов исполнительной власти Республики Дагестан привели к размещению на земельном участке свалки твердых бытовых отходов и нарушению прав кооператива. Экспертным путем установлена рыночный размер возмещения.
Министерство имущественных отношений обжаловало решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.08.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. Возмещение кооперативу компенсации за изъятый земельный участок должно быть осуществлено в разумных пределах с учетом доказанности потерь землепользователя, необходимости несения соответствующих расходов для защиты нарушенного права, баланса процессуальных прав и обязанностей сторон. На арендуемом кооперативом земельном участке отсутствует поголовье скота, без уведомления арендодателя (министерства) объект аренды передан в субаренду иным сельхозпроизводителям. Кооператив не предпринимает меры по возврату земельного участка в пользование, а нацелен на регулярное получение платы и упущенной выгоды за 14 лет. При проведении экспертизы использовались недостоверные сведения, а сама экспертиза проводилась без выезда на место, без осмотра участка, без отбора проб почвы. Министерству имущественных отношений необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о назначении по делу повторной экспертизы. Отзывая свой отказ от иска, кооператив злоупотребляет своими правами, вводит суд в заблуждение.
В отзыве на кассационную жалобу кооператив выразил мнение об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что по распоряжению министерства имущественных отношений от 18.12.2007 N 746-р переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования кооператива на земельный участок общей площадью 754,8366 га с кадастровым номером 05:07:000085:0010, расположенный на территории Дербентского района, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, на право аренды. Земельный участок с кадастровым номером 05:07:000085:0010 предоставлен кооперативу в аренду на 20 лет до 18.12.2027 для ведения отгонного животноводства. Министерство имущественных отношений (арендодатель) и кооператив (арендатор) заключили соответствующий договор от 18.12.2007 N 195 аренды земельного участка с кадастровым номером 05:07:000085:0010. Земельный участок передан арендатору по акту от 18.12.2007. Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 07.04.2008 (запись с номером регистрации 05-05-27/001/2008-214).
Распоряжением министерства имущественных отношений от 27.11.2012 N 1005-р осуществлен раздел земельного участка с кадастровым номером 05:07:000085:0010, в результате чего образован, в том числе земельный участок с кадастровым номером 05:07:000085:15. Право собственности Республики Дагестан на земельный участок с кадастровым номером 05:07:000085:15 зарегистрировано 26.07.2013 (запись от 26.07.2013 с номером регистрации 05-05-01/501/2013-81, свидетельство о государственной регистрации права серии 05-АА N 709951). Распоряжением министерства имущественных отношений от 20.12.2013 N 766-р земельный участок с кадастровым номером 05:07:000085:15 передан из государственной собственности Республики Дагестан в собственность муниципального образования для размещения твердых бытовых отходов. Во исполнение поручения правительства от 24.10.2013 N 17-17 министерство имущественных отношений передало земельный участок с кадастровым номером 05:07:000085:15 администрации.
Дербентским межрайонный комитетом Минприроды Республики Дагестан составлен акт от 30.12.2013 осмотра территории отгонных пастбищ кооператива, в котором отражены размещение на земельном участке с кадастровым номером 05:07:000085:15 твердых бытовых отходов, ведение муниципальным унитарным предприятием "Дербентсервис" земляных работ, наличие у администрации свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности от 26.07.2013 на земельный участок с кадастровым номером 05:07:000085:15 и распоряжения министерства имущественных отношений от 20.12.2013 N 766-р о передаче этого участка городу Дербенту для вышеназванной цели. В акте обследования от 18.03.2014 N 05-02-04/2014, составленном специалистами Управления Росприроднадзора по Республике Дагестан, указано, что в городском округе "город Дербент" функции по организации сбора, вывоза твердых бытовых отходов осуществляет муниципальное унитарное предприятие "Дербентсервис". Вывозимые отходы размещают на земельном участке с кадастровым номером 05:07:000085:15, переданном из государственной собственности Республики Дагестан в собственность муниципального образования по распоряжению министерства имущественных отношений от 20.12.2013 N 766-р.
Распоряжением правительства от 23.05.2014 N 151-р приняты предложение министерства имущественных отношений и ходатайство администрации, земельный участок с кадастровым номером 05:07:000085:15 переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности в целях размещения полигона твердых бытовых отходов. Органам, осуществляющим кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, администрациям муниципальных образований "Дербентский район" и "город Дербент" рекомендовано внести соответствующие изменения в земельно-кадастровую документацию.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения кооператива в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Положениями Гражданского кодекса (в редакции, действовавшей на момент фактического изъятия у кооператива земельного участка с кадастровым номером 05:07:000085:15) допускается изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием по решению соответствующего органа исполнительной власти или местного самоуправления. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации, а собственник земельного участка должен быть извещен о такой регистрации (пункты 1, 2 и 4 статьи 279). Плата за изымаемый земельный участок (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка, которое включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (статья 281).
Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент фактического изъятия у кооператива земельного участка с кадастровым номером 05:07:000085:15, (далее - Земельный кодекс) предусматривалось, что принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда (статья 55). Убытки, причиненные изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода. Правом на такое возмещение обладают арендаторы изымаемых земельных участков. Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки. При расчетах размеров возмещения убытки арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков. Порядок возмещения убытков арендаторам земельных участков устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 57).
Утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262 Правилами возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц определялось, что основанием для возмещения убытков арендаторам земельных участков является акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд (подпункт "а" пункта 3). При определении размера таких убытков учитываются убытки, которые арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, арендная плата, уплаченная по договору аренды за период после изъятия земельного участка, а также стоимость права на заключение договора аренды земельного участка в случае его заключения на торгах (пункт 6).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно заключили о следующем. Земельный участок с кадастровым номером 05:07:000085:15 фактически изъят у кооператива субъектом Российской Федерации и используется в целях удовлетворения нужд муниципального образования. Решение о таком изъятии уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в установленном законом порядке не принималось (процедура изъятия, предусмотренная законом, не осуществлялась). Действующим законодательством не предусматривалась возможность изъятия субъектом Российской Федерации земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, для нужд муниципального образования. Муниципальное образование не проявляло инициативу в изъятии земельного участка с кадастровым номером 05:07:000085:15 у арендатора, а фактически использующее его для складирования твердых бытовых отходов муниципальное предприятие не ходатайствовало о таком изъятии. В рассматриваемом случае отсутствуют основания для взыскания убытков, причиненных кооперативу в результате фактического изъятия земельного участка с кадастровым номером 05:07:000085:15, с муниципального образования, а также для применения положений пункта 3 статьи 56.4, пункта 13 статьи 56.10 Земельного кодекса в действующей редакции, части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании которого издавалось распоряжение от 20.12.2013 N 788-р. Кооператив имеет право на возмещение убытков, причиненных вышеназванным изъятием земельного участка с кадастровым номером 05:07:000085:15 за счет средств региональной казны. В результате проведенной обществом с ограниченной ответственностью "Республиканский центр судебной экспертизы" экспертизы установлено, что убытки кооператива в связи с изъятием у него земельного участка с кадастровым номером 05:07:000085:15 за четырнадцать лет до истечения срока аренды составили 11 240 353 рублей. Убытки рассчитаны как не полученная кооперативом прибыль от возможной сдачи изъятого земельного участка в субаренду с декабря 2013 года по декабрь 2027 года (заключение судебной экспертизы от 22.07.2016 N 411). Предполагаемая экспертом не полученная кооперативом прибыль в оставшийся срок аренды (менее 67 тыс. рублей в месяц) отвечает критериям разумности и соразмерности.
Определенный судом первой инстанции порядок взыскания не противоречит статьям 125, 1071 Гражданского кодекса, статьям 158, 242.1, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Иные доводы кассационной жалобы направлены на установление обстоятельств, не установленных судом апелляционной инстанций или отвергнутых им как не подтвержденных доказательствами. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для такой переоценки доказательств, иное привело бы к нарушению единообразия в толковании и применении арбитражным судом процессуальных норм (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса).
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.08.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017 по делу N А15-4539/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ
Судьи
Я.Е.ВОЛКОВ
И.В.СИДОРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)