Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: В ответ на претензию общества с просьбой согласовать границы земельных участков уполномоченный орган отказал в связи с выявленным пересечением границ участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ПАО "Газпром" - извещено, представитель не явился,
от заинтересованного лица: ТУ Росимущества в МО - Гуляева К.О. доверенность от 21 августа 2017 года N 435-Д,
Комитет лесного хозяйства МО - Молчан А.А. доверенность от 22 декабря 2016 года N 27дов-370,
от третьих лиц: Управление Росреестра по МО - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 22 августа 2017 года в судебном заседании кассационные жалобы ТУ Росимущества в Московской области и Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 28 марта 2017 года,
принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 26 мая 2017 года,
принятое судьями Боровиковой С.В., Коноваловым С.А., Семушкиной В.Н.,
по делу N А41-65164/2016,
по заявлению ПАО "Газпром"
об установлении границ земельных участков
к ТУ Росимущества в Московской области, Комитету лесного хозяйства Московской области,
третье лицо: Управление Росреестра по Московской области.
установил:
ПАО "Газпром" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ТУ Росимущества по Московской области (далее - управление), Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - комитет) с требованиями: установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:08:0020406:105, площадью 2012 кв. м; установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:08:0000000:369, площадью 4739352 кв. м.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 марта 2017 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2017 года, заявленные требования удовлетворены частично. Суд установил границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:0020406:105 и 50:08:000000:369. В удовлетворении исковых требований, предъявляемых к Комитету лесного хозяйства Московской области отказал. Взыскал с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области в пользу ПАО "Газпром" судебные расходы на проведение судебной экспертизы в размере 130 660 руб. 70 коп., а также сумму уплаченной государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ТУ Росимущества в Московской области и Комитет лесного хозяйства Московской области обратились с кассационными жалобами, в которых просят об их отмене.
Управление в жалобе приводит доводы о том, что возложение обязанности по возмещению судебных расходов является необоснованным.
Комитет в жалобе приводит доводы о том, что земельный участок общества образован из земель лесного фонда.
В судебном заседании представители управления и комитета доводы и требования своих кассационных жалоб поддерживали.
ПАО "Газпром", Управление Росреестра по МО, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.fasmo.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru, своих представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без их участия.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, в целях установления границ спорного земельного участка и определения его площади, ПАО "Газпром" были проведены работы по межеванию земельного участка, в ходе которых было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:08:0020406:105 пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 50:08:0000000:369, относящегося к землям лесного фонда.
В целях согласования границ земельного участка в адрес ТУ Росимущества по Московской области собственника земельного участка с кадастровым номером 50:08:0000000:369 ПАО "Газпром" был направлен Акт согласования местоположения границ земельного участка.
В ответ на претензию общества с просьбой согласовать границы земельного участка с кадастровым номером 50:08:0020406:105 ТУ Росимущества по Московской области письмом отказало в согласовании границ, в связи с выявленным пересечением границ земельных участков с кадастровым номером 50:08:0020406:105 и 50:08:0000000:369.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о необходимости установления границ.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии с положениями статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии со статьей 92 Лесного кодекса Российской Федерации, государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости).
В соответствии с частью 3 статьи 25 Закона о государственном кадастре недвижимости, действовавшим в редакции до 01 января 2017 года, кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка), при этом, если в соответствии со статьей 39 названного Закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Изменение уникальных характеристик объекта недвижимости подлежит кадастровому учету и может быть осуществлено органом кадастрового учета по заявлению собственника объекта недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иных лиц (часть 1 статьи 16, статья 20 Закона о государственном кадастре недвижимости в редакции, действовавшей на момент возникновения спора).
Из части 7 статьи 38 Закона о государственном кадастре недвижимости в редакции, действовавшей на момент возникновения спора, следовало, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
Межевой план состоит из графической и текстовой частей. В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе кадастра, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ).
Согласно пункту 1 статьи 39 Закона о государственном кадастре недвижимости в редакции, действовавшей на момент возникновения спора, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с Закона о государственном кадастре недвижимости в редакции, действовавшей на момент возникновения спора, местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
Как установлено судами, Постановлением Главы администрации Истринского района Московской области от 14 марта 1994 года N 485/5 в бессрочное пользование Крюковскому линейному производственному управлению магистральных газопроводов, правопреемником которого является ПАО "Газпром", был предоставлен земельный участок для производственных целей для газораспределительных станций "Снегири" в д. Талицы Ленинского сельского округа общей площадью 3115 кв. м.
На основании данного постановления Крюковскому линейному производственному управлению магистральных газопроводов было выдано Свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования на землю от 16 марта 1994 года.
На указанном земельном участке располагается здание - газораспределительная станция "Снегири", общей площадью 118,50 кв. м, инв. N 14507, лит. А, принадлежащее обществу на праве собственности, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 17 декабря 2002 года.
Объект недвижимого имущества здание газораспределительной станции "Снегири" общей площадью 118,5 кв. м инв. N 14507, лит. А было введено в эксплуатацию 1963 году на основании Акта приемки в эксплуатацию газопровода - отвода к Снегиревскому заводу огнеупоров, ГРС и газопровод - отвод к дому оператора и дом оператора, утвержденного председателем Государственного производственного Комитета по газовой промышленности СССР.
На основании решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 13 января 2012 года N МО-12/РКФ/1-6794 сведения о земельном участке, предоставленном на праве постоянного (бессрочного) пользования были внесены в государственный кадастр недвижимости, как о ранее учтенном земельном участке, и ему был присвоен кадастровый номер 50:08:0020406:105, что подтверждается копией кадастрового дела в отношении объекта недвижимости, представленного в материалы дела.
С целью выяснения обстоятельств, связанных с определением местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:08:0020406:105 и участка лесного фонда с кадастровым номером 50:08:0000000:369, определением Арбитражного суда Московской области от 24 января 2017 года по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Лаборатория строительно-технических и землеустроительных экспертиз".
Согласно заключению эксперта от 01 марта 2017 года объект недвижимого имущества - здание газораспределительной станции "Снегири" общей площадью 118,5 кв. м инв. N 14507, лит. А, полностью располагается в границах земель лесного фонда (земельный участок с кадастровым номером 50:08:0000000:369) Объект недвижимого имущества - здание газораспределительной станции "Снегири" общей площадью 118, 5 кв. м инв. N 14507, лит. А полностью располагается в границах земельного участка с кадастровым номером 50:08:0020406:105 в соответствии с межевым планом от 02 сентября 2016 года.
Межевой план земельного участка с кадастровым номером 50:08:0020406:105 от 02 сентября 2016 года и межевой план земельного участка с кадастровым номером 50:08:0000000:369 от 02 сентября 2016 года соответствуют требованиям Приказа Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 года N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" и Закону о кадастровой деятельности.
Экспертное заключение, оформленное в соответствии с требованиями закона, обоснованно в силу статьи 64, 67, 68, 71, 82, 86 АПК РФ принято судом первой инстанции в качестве надлежащего доказательства по делу и оценено наряду с другими доказательствами.
При таких обстоятельствах, в целях определения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:08:0020406:105, суд первой инстанции обоснованно установил границы земельного участка с кадастровым номером 50:08:0020406:105 и земельного участка с кадастровым номером 50:08:0000000:369, в соответствии с заявленными требованиями с учетом проведенной экспертизы.
Доводы жалобы управления о необоснованном взыскании судебных расходов отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку в соответствии со статьями 101, 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Все доводы, содержащиеся в кассационных жалобах, обсуждены и отклонены по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. Иная оценка заявителями кассационных жалоб установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 марта 2017 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2017 года по делу N А41-65164/2016 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 29.08.2017 N Ф05-10850/2017 ПО ДЕЛУ N А41-65164/2016
Требование: Об установлении границ земельных участков.Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: В ответ на претензию общества с просьбой согласовать границы земельных участков уполномоченный орган отказал в связи с выявленным пересечением границ участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2017 г. по делу N А41-65164/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ПАО "Газпром" - извещено, представитель не явился,
от заинтересованного лица: ТУ Росимущества в МО - Гуляева К.О. доверенность от 21 августа 2017 года N 435-Д,
Комитет лесного хозяйства МО - Молчан А.А. доверенность от 22 декабря 2016 года N 27дов-370,
от третьих лиц: Управление Росреестра по МО - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 22 августа 2017 года в судебном заседании кассационные жалобы ТУ Росимущества в Московской области и Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 28 марта 2017 года,
принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 26 мая 2017 года,
принятое судьями Боровиковой С.В., Коноваловым С.А., Семушкиной В.Н.,
по делу N А41-65164/2016,
по заявлению ПАО "Газпром"
об установлении границ земельных участков
к ТУ Росимущества в Московской области, Комитету лесного хозяйства Московской области,
третье лицо: Управление Росреестра по Московской области.
установил:
ПАО "Газпром" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ТУ Росимущества по Московской области (далее - управление), Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - комитет) с требованиями: установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:08:0020406:105, площадью 2012 кв. м; установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:08:0000000:369, площадью 4739352 кв. м.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 марта 2017 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2017 года, заявленные требования удовлетворены частично. Суд установил границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:0020406:105 и 50:08:000000:369. В удовлетворении исковых требований, предъявляемых к Комитету лесного хозяйства Московской области отказал. Взыскал с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области в пользу ПАО "Газпром" судебные расходы на проведение судебной экспертизы в размере 130 660 руб. 70 коп., а также сумму уплаченной государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ТУ Росимущества в Московской области и Комитет лесного хозяйства Московской области обратились с кассационными жалобами, в которых просят об их отмене.
Управление в жалобе приводит доводы о том, что возложение обязанности по возмещению судебных расходов является необоснованным.
Комитет в жалобе приводит доводы о том, что земельный участок общества образован из земель лесного фонда.
В судебном заседании представители управления и комитета доводы и требования своих кассационных жалоб поддерживали.
ПАО "Газпром", Управление Росреестра по МО, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.fasmo.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru, своих представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без их участия.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, в целях установления границ спорного земельного участка и определения его площади, ПАО "Газпром" были проведены работы по межеванию земельного участка, в ходе которых было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:08:0020406:105 пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 50:08:0000000:369, относящегося к землям лесного фонда.
В целях согласования границ земельного участка в адрес ТУ Росимущества по Московской области собственника земельного участка с кадастровым номером 50:08:0000000:369 ПАО "Газпром" был направлен Акт согласования местоположения границ земельного участка.
В ответ на претензию общества с просьбой согласовать границы земельного участка с кадастровым номером 50:08:0020406:105 ТУ Росимущества по Московской области письмом отказало в согласовании границ, в связи с выявленным пересечением границ земельных участков с кадастровым номером 50:08:0020406:105 и 50:08:0000000:369.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о необходимости установления границ.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии с положениями статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии со статьей 92 Лесного кодекса Российской Федерации, государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости).
В соответствии с частью 3 статьи 25 Закона о государственном кадастре недвижимости, действовавшим в редакции до 01 января 2017 года, кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка), при этом, если в соответствии со статьей 39 названного Закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Изменение уникальных характеристик объекта недвижимости подлежит кадастровому учету и может быть осуществлено органом кадастрового учета по заявлению собственника объекта недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иных лиц (часть 1 статьи 16, статья 20 Закона о государственном кадастре недвижимости в редакции, действовавшей на момент возникновения спора).
Из части 7 статьи 38 Закона о государственном кадастре недвижимости в редакции, действовавшей на момент возникновения спора, следовало, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
Межевой план состоит из графической и текстовой частей. В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе кадастра, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ).
Согласно пункту 1 статьи 39 Закона о государственном кадастре недвижимости в редакции, действовавшей на момент возникновения спора, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с Закона о государственном кадастре недвижимости в редакции, действовавшей на момент возникновения спора, местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
Как установлено судами, Постановлением Главы администрации Истринского района Московской области от 14 марта 1994 года N 485/5 в бессрочное пользование Крюковскому линейному производственному управлению магистральных газопроводов, правопреемником которого является ПАО "Газпром", был предоставлен земельный участок для производственных целей для газораспределительных станций "Снегири" в д. Талицы Ленинского сельского округа общей площадью 3115 кв. м.
На основании данного постановления Крюковскому линейному производственному управлению магистральных газопроводов было выдано Свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования на землю от 16 марта 1994 года.
На указанном земельном участке располагается здание - газораспределительная станция "Снегири", общей площадью 118,50 кв. м, инв. N 14507, лит. А, принадлежащее обществу на праве собственности, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 17 декабря 2002 года.
Объект недвижимого имущества здание газораспределительной станции "Снегири" общей площадью 118,5 кв. м инв. N 14507, лит. А было введено в эксплуатацию 1963 году на основании Акта приемки в эксплуатацию газопровода - отвода к Снегиревскому заводу огнеупоров, ГРС и газопровод - отвод к дому оператора и дом оператора, утвержденного председателем Государственного производственного Комитета по газовой промышленности СССР.
На основании решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 13 января 2012 года N МО-12/РКФ/1-6794 сведения о земельном участке, предоставленном на праве постоянного (бессрочного) пользования были внесены в государственный кадастр недвижимости, как о ранее учтенном земельном участке, и ему был присвоен кадастровый номер 50:08:0020406:105, что подтверждается копией кадастрового дела в отношении объекта недвижимости, представленного в материалы дела.
С целью выяснения обстоятельств, связанных с определением местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:08:0020406:105 и участка лесного фонда с кадастровым номером 50:08:0000000:369, определением Арбитражного суда Московской области от 24 января 2017 года по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Лаборатория строительно-технических и землеустроительных экспертиз".
Согласно заключению эксперта от 01 марта 2017 года объект недвижимого имущества - здание газораспределительной станции "Снегири" общей площадью 118,5 кв. м инв. N 14507, лит. А, полностью располагается в границах земель лесного фонда (земельный участок с кадастровым номером 50:08:0000000:369) Объект недвижимого имущества - здание газораспределительной станции "Снегири" общей площадью 118, 5 кв. м инв. N 14507, лит. А полностью располагается в границах земельного участка с кадастровым номером 50:08:0020406:105 в соответствии с межевым планом от 02 сентября 2016 года.
Межевой план земельного участка с кадастровым номером 50:08:0020406:105 от 02 сентября 2016 года и межевой план земельного участка с кадастровым номером 50:08:0000000:369 от 02 сентября 2016 года соответствуют требованиям Приказа Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 года N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" и Закону о кадастровой деятельности.
Экспертное заключение, оформленное в соответствии с требованиями закона, обоснованно в силу статьи 64, 67, 68, 71, 82, 86 АПК РФ принято судом первой инстанции в качестве надлежащего доказательства по делу и оценено наряду с другими доказательствами.
При таких обстоятельствах, в целях определения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:08:0020406:105, суд первой инстанции обоснованно установил границы земельного участка с кадастровым номером 50:08:0020406:105 и земельного участка с кадастровым номером 50:08:0000000:369, в соответствии с заявленными требованиями с учетом проведенной экспертизы.
Доводы жалобы управления о необоснованном взыскании судебных расходов отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку в соответствии со статьями 101, 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Все доводы, содержащиеся в кассационных жалобах, обсуждены и отклонены по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. Иная оценка заявителями кассационных жалоб установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 марта 2017 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2017 года по делу N А41-65164/2016 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА
Судья
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
Судья
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА
Судья
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
Судья
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)