Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: При проведении работ по подготовке градостроительного плана спорного земельного участка истцом выявлено наложение границ земельного участка на границы земель лесного фонда.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
- от истца (заявителя) ООО "Газпромнефть-Центр": Чуича А.В. (дов. N 334-УК от 30.09.2016 г.);
- от ответчика (заинтересованного лица) ТУ Росимущества в Московской области: Колмаковой А.А. (дов. N 207-Д от 25.04.2017 г.);
- от ответчика (заинтересованного лица) ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица Комитета лесного хозяйства Московской области: Игумновой В.С. (дов. N 27ДОВ-271 от 26.04.2017 г.);
- от третьего лица ГКУ Московской области "Мособллес": не явились, извещены;
- от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица Администрации г.о. Подольск: не явились, извещены;
- рассмотрев 17 октября 2017 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Газпромнефть-Центр"
на решение Арбитражного суда Московской области от 31 марта 2017 г.,
принятое судьей Федуловой Л.В.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2017 г.,
принятое судьями Боровиковой С.В., Коноваловым С.А., Семушкиной В.Н.,
по делу N А41-55524/16
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Центр" (ОГРН 1027739602824; 117588, г. Москва, проспект Новоясеневский, дом 13, корпус 2)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977; 129090, г. Москва, ул. Гиляровского, дом 31, строение 1), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (143026, Московская область, Одинцовский район, р.п. Новоивановское, ул. Агрохимиков, д. 6а)
об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020806:252, изменении сведений в ГНК в части местонахождения границ земельного участка с кадастровым номером 50;27;0020806:830,
третьи лица: Комитет лесного хозяйства Московской области; ГКУ Московской области "Мособллес"; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; Администрация г.о. Подольск,
установил:
согласно выписке из Единого государственного реестра прав (далее - ЕГРП) от 01 июля 2016 г. N 50-0-1-349/4006/2016-731 обществу с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Центр" (далее - ООО "Газпромнефть-Центр", общество, истец) на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 7 800 кв. м с кадастровым номером 50:27:0020806:252, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под АЗС N 348, адрес (местоположение) объекта: Московская обл., Подольский р-н, сельское поселение Стрелковское, 38 км автодороги М2 "Крым" (далее - спорный земельный участок), номер государственной регистрации - 50-50-27/005/2014-374 от 20 марта 2014 г.
На спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие истцу на праве собственности.
В 2016 году при проведении работ по подготовке градостроительного плана спорного земельного участка истцом выявлено наложение границ земельного участка на границы земель лесного фонда, что подтверждается справкой Комитета лесного хозяйства Московской области от 21 апреля 2016 г. N исх-6158/27-08. Площадь наложения составляет 2 915,02 кв. м.
Полагая, что включение части спорного земельного участка в границы земель лесного фонда нарушает права общества, ООО "Газпромнефть-Центр" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области) со следующими требованиями:
- - установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020806:252, площадью 7 800 кв. м, по адресу: Московская обл., Подольский р-н, сельское поселение Стрелковское, 38 км автодороги М2 Крым, в соответствии с установленными поворотными точками: Н1 (X 432262.54, Y 2195054.68); Н2 (X 432066.02, Y 2195011.46); Н3 (X 432170.78, Y 2195096.28); Н4 (X 432228.32, Y 2195099.50); Н5 (X 432251.82, Y 2195091.26); Н6 (X 432220.10, Y 2195045.35); Н7 (X 432066.04, Y 2195011.48);
- - исключить из земель лесного фонда (квартал 39 Подольского лесничества, Томилинского участкового лесничества) земельный участок площадью 1 676 кв. м по поворотным точкам Н1 (X 432228.32, Y 2195099.50); Н2 (X 432170.78, Y 2195096.28); Н3 (X 432114.10, Y 2195050.39); Н4 (X 432174.90, Y 2195072.61); Н5 (X 432238.10, Y 2195096.07); Н6 (X 432228.32, Y 2195099.50);
- - внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в части местоположения границ земельного участка лесного фонда квартал 39 Подольского лесничества, Томилинского участкового лесничества путем исключения из его части земельного участка площадью 1 676 кв. м, находящегося по адресу: Московская обл., Подольский р-н, сельское поселение Стрелковское, 38 км автодороги М2 Крым, в соответствии с установленными поворотными точками: Н1 (X 432228.32 Y 2195099.50); Н2 (X 432170.78, Y 2195096.28); Н3 (X 432114.10, Y 2195050.39); Н4 (X 432174.90, Y 2195072.61); Н5 (X 432238.10, Y 2195096.07); Н6 (X 432228.32, Y 2195099.50).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области, ГКУ Московской области "Мособллес", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация г.о. Подольск.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31 марта 2017 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2017 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Газпромнефть-Центр" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку истец лишен права собственности на часть земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020806:252. Также указано на нарушение норм процессуального права, поскольку оспариваемые судебные акты приняты о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, так как привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Администрация городского округа Подольск не является правопреемником Администрации Подольского муниципального района Московской области в части заключения сделок, связанных с арендой (купли-продажи) земельного участка.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "Газпромнефть-Центр" поддержал доводы кассационной жалобы. Представители ТУ Росимущества в Московской области и Комитета лесного хозяйства Московской области возражали против ее удовлетворения.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона о кадастре постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Согласно части 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
Пунктом 2 части 1 статьи 22 Закона о кадастре предусмотрено, что если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета для кадастрового учета должен быть представлен межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Из положений части 1 статьи 39 Закона о кадастре следует, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01 января 2015 г., признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Статьей 92 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Частью 6 статьи 47 Закона о кадастре предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суды исходили из тех обстоятельств, что определить границы земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020806:252, принадлежащего истцу на праве собственности, в соответствии с землеотводными документами невозможно, межевой план по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020806 от 25 ноября 2014 г. в кадастровом деле на объект недвижимости N 50:27:00201061:0252 от 28 апреля 2006 г. отсутствует, землеустроительное дело на земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020806:252 не представлено.
К данным выводам суды пришли на основании проведенной судебной землеустроительной экспертизы, согласно которой экспертами сделан вывод о невозможности определить соответствие границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020806:252 по сведениям ГКН землеотводным документам, так как не представляется возможным установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020806:252 по землеотводным документам (постановление главы Подольского района Московской области N 30 от 21 января 1998 г. и свидетельство N 1103 от 21 января 1998 г.), а также по иным исследованным документам (постановление Администрации Подольского муниципального района Московской области N 27 от 13 января 2012 г., договор купли-продажи от 08 июня 2012 г., постановление Администрации сельского поселения Стрелковское Подольского муниципального района Московской области N 736 от 12 ноября 2014 г.), в связи с тем, что указанные документы не содержат планово-картографических материалов (карт, планов, схем, чертежей), отображающих местоположение исследуемого земельного участка, не содержат каталогов координат и описания местоположения относительно смежных землепользований.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу и соответствуют положениям действующего законодательства.
В кассационной жалобе ООО "Газпромнефть-Центр" указывает, что оспариваемые судебные акты приняты о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, так как привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Администрация городского округа Подольск не является правопреемником Администрации Подольского муниципального района Московской области в части заключения сделок, связанных с арендой (купли-продажи) земельного участка.
Приведенный довод не может служить основанием для отмены судебных актов, поскольку на основании Закона Московской области от 21 мая 2015 г. N 12/128-П "О преобразовании городского округа Подольск, городского округа Климовск, городского поселения Львовский Подольского Муниципального округа, сельского поселения Дубровицкое Подольского Муниципального района, Сельского поселения Лаговское Подольского Муниципального района и сельского поселения Стрелковское Подольского муниципального района, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования" Администрация Подольского муниципального района Московской области преобразована во вновь образованное муниципальное образование и наделена вновь образованным муниципальным образованием статусом городского округа.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 31 марта 2017 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2017 г. по делу N А41-55524/16 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Газпромнефть-Центр" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 23.10.2017 N Ф05-12982/2017 ПО ДЕЛУ N А41-55524/16
Требование: Об установлении границ земельного участка и его исключении из земель лесного фонда, обязании внести изменения в сведения ГКН в части местоположения границ земельного участка лесного фонда.Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: При проведении работ по подготовке градостроительного плана спорного земельного участка истцом выявлено наложение границ земельного участка на границы земель лесного фонда.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2017 г. по делу N А41-55524/16
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
- от истца (заявителя) ООО "Газпромнефть-Центр": Чуича А.В. (дов. N 334-УК от 30.09.2016 г.);
- от ответчика (заинтересованного лица) ТУ Росимущества в Московской области: Колмаковой А.А. (дов. N 207-Д от 25.04.2017 г.);
- от ответчика (заинтересованного лица) ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица Комитета лесного хозяйства Московской области: Игумновой В.С. (дов. N 27ДОВ-271 от 26.04.2017 г.);
- от третьего лица ГКУ Московской области "Мособллес": не явились, извещены;
- от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица Администрации г.о. Подольск: не явились, извещены;
- рассмотрев 17 октября 2017 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Газпромнефть-Центр"
на решение Арбитражного суда Московской области от 31 марта 2017 г.,
принятое судьей Федуловой Л.В.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2017 г.,
принятое судьями Боровиковой С.В., Коноваловым С.А., Семушкиной В.Н.,
по делу N А41-55524/16
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Центр" (ОГРН 1027739602824; 117588, г. Москва, проспект Новоясеневский, дом 13, корпус 2)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977; 129090, г. Москва, ул. Гиляровского, дом 31, строение 1), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (143026, Московская область, Одинцовский район, р.п. Новоивановское, ул. Агрохимиков, д. 6а)
об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020806:252, изменении сведений в ГНК в части местонахождения границ земельного участка с кадастровым номером 50;27;0020806:830,
третьи лица: Комитет лесного хозяйства Московской области; ГКУ Московской области "Мособллес"; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; Администрация г.о. Подольск,
установил:
согласно выписке из Единого государственного реестра прав (далее - ЕГРП) от 01 июля 2016 г. N 50-0-1-349/4006/2016-731 обществу с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Центр" (далее - ООО "Газпромнефть-Центр", общество, истец) на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 7 800 кв. м с кадастровым номером 50:27:0020806:252, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под АЗС N 348, адрес (местоположение) объекта: Московская обл., Подольский р-н, сельское поселение Стрелковское, 38 км автодороги М2 "Крым" (далее - спорный земельный участок), номер государственной регистрации - 50-50-27/005/2014-374 от 20 марта 2014 г.
На спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие истцу на праве собственности.
В 2016 году при проведении работ по подготовке градостроительного плана спорного земельного участка истцом выявлено наложение границ земельного участка на границы земель лесного фонда, что подтверждается справкой Комитета лесного хозяйства Московской области от 21 апреля 2016 г. N исх-6158/27-08. Площадь наложения составляет 2 915,02 кв. м.
Полагая, что включение части спорного земельного участка в границы земель лесного фонда нарушает права общества, ООО "Газпромнефть-Центр" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области) со следующими требованиями:
- - установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020806:252, площадью 7 800 кв. м, по адресу: Московская обл., Подольский р-н, сельское поселение Стрелковское, 38 км автодороги М2 Крым, в соответствии с установленными поворотными точками: Н1 (X 432262.54, Y 2195054.68); Н2 (X 432066.02, Y 2195011.46); Н3 (X 432170.78, Y 2195096.28); Н4 (X 432228.32, Y 2195099.50); Н5 (X 432251.82, Y 2195091.26); Н6 (X 432220.10, Y 2195045.35); Н7 (X 432066.04, Y 2195011.48);
- - исключить из земель лесного фонда (квартал 39 Подольского лесничества, Томилинского участкового лесничества) земельный участок площадью 1 676 кв. м по поворотным точкам Н1 (X 432228.32, Y 2195099.50); Н2 (X 432170.78, Y 2195096.28); Н3 (X 432114.10, Y 2195050.39); Н4 (X 432174.90, Y 2195072.61); Н5 (X 432238.10, Y 2195096.07); Н6 (X 432228.32, Y 2195099.50);
- - внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в части местоположения границ земельного участка лесного фонда квартал 39 Подольского лесничества, Томилинского участкового лесничества путем исключения из его части земельного участка площадью 1 676 кв. м, находящегося по адресу: Московская обл., Подольский р-н, сельское поселение Стрелковское, 38 км автодороги М2 Крым, в соответствии с установленными поворотными точками: Н1 (X 432228.32 Y 2195099.50); Н2 (X 432170.78, Y 2195096.28); Н3 (X 432114.10, Y 2195050.39); Н4 (X 432174.90, Y 2195072.61); Н5 (X 432238.10, Y 2195096.07); Н6 (X 432228.32, Y 2195099.50).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области, ГКУ Московской области "Мособллес", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация г.о. Подольск.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31 марта 2017 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2017 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Газпромнефть-Центр" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку истец лишен права собственности на часть земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020806:252. Также указано на нарушение норм процессуального права, поскольку оспариваемые судебные акты приняты о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, так как привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Администрация городского округа Подольск не является правопреемником Администрации Подольского муниципального района Московской области в части заключения сделок, связанных с арендой (купли-продажи) земельного участка.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "Газпромнефть-Центр" поддержал доводы кассационной жалобы. Представители ТУ Росимущества в Московской области и Комитета лесного хозяйства Московской области возражали против ее удовлетворения.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона о кадастре постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Согласно части 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
Пунктом 2 части 1 статьи 22 Закона о кадастре предусмотрено, что если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета для кадастрового учета должен быть представлен межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Из положений части 1 статьи 39 Закона о кадастре следует, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01 января 2015 г., признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Статьей 92 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Частью 6 статьи 47 Закона о кадастре предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суды исходили из тех обстоятельств, что определить границы земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020806:252, принадлежащего истцу на праве собственности, в соответствии с землеотводными документами невозможно, межевой план по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020806 от 25 ноября 2014 г. в кадастровом деле на объект недвижимости N 50:27:00201061:0252 от 28 апреля 2006 г. отсутствует, землеустроительное дело на земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020806:252 не представлено.
К данным выводам суды пришли на основании проведенной судебной землеустроительной экспертизы, согласно которой экспертами сделан вывод о невозможности определить соответствие границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020806:252 по сведениям ГКН землеотводным документам, так как не представляется возможным установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020806:252 по землеотводным документам (постановление главы Подольского района Московской области N 30 от 21 января 1998 г. и свидетельство N 1103 от 21 января 1998 г.), а также по иным исследованным документам (постановление Администрации Подольского муниципального района Московской области N 27 от 13 января 2012 г., договор купли-продажи от 08 июня 2012 г., постановление Администрации сельского поселения Стрелковское Подольского муниципального района Московской области N 736 от 12 ноября 2014 г.), в связи с тем, что указанные документы не содержат планово-картографических материалов (карт, планов, схем, чертежей), отображающих местоположение исследуемого земельного участка, не содержат каталогов координат и описания местоположения относительно смежных землепользований.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу и соответствуют положениям действующего законодательства.
В кассационной жалобе ООО "Газпромнефть-Центр" указывает, что оспариваемые судебные акты приняты о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, так как привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Администрация городского округа Подольск не является правопреемником Администрации Подольского муниципального района Московской области в части заключения сделок, связанных с арендой (купли-продажи) земельного участка.
Приведенный довод не может служить основанием для отмены судебных актов, поскольку на основании Закона Московской области от 21 мая 2015 г. N 12/128-П "О преобразовании городского округа Подольск, городского округа Климовск, городского поселения Львовский Подольского Муниципального округа, сельского поселения Дубровицкое Подольского Муниципального района, Сельского поселения Лаговское Подольского Муниципального района и сельского поселения Стрелковское Подольского муниципального района, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования" Администрация Подольского муниципального района Московской области преобразована во вновь образованное муниципальное образование и наделена вновь образованным муниципальным образованием статусом городского округа.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 31 марта 2017 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2017 г. по делу N А41-55524/16 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Газпромнефть-Центр" - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)