Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.08.2016 по делу N А47-3577/2016 (судья Цыпкина Е.Г.).
В заседании приняли участие представители Министерства обороны Российской Федерации - Холич Николай Иванович (доверенность от 12.05.2016 N 212/2/633/82н), Иванов Борис Степанович (доверенность от 12.05.2016 N 212/2/632/81н).
Министерство обороны Российской Федерации (далее - заявитель, Министерство обороны) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Администрации муниципального образования Оренбургский район (далее - заинтересованное лицо, Администрация МО Оренбургский район) о признании недействительным постановления Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 07.08.2015 N 1430-п "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком государственным учреждением войсковой части 33157 п. Первомайский Оренбургского района Оренбургской области".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечена Администрация муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области (далее - Администрация МО Первомайский поссовет), Федеральное государственное бюджетное учреждение "3 Центральный научно-исследовательский институт" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "3 Центральный научно-исследовательский институт"), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (вместе - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 17.08.2016 (резолютивная часть оглашена 10.08.2016) заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным постановление Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 07.08.2015 N 1430-п "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком государственным учреждением войсковой части 33157 п. Первомайский Оренбургского района Оренбургской области", обязав Администрацию муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация МО Оренбургский район (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы указал, что вынесенное судом первой инстанции решение не влечет восстановления нарушенных прав заявителя в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц сведений о войсковой части 33157. Вынесение оспариваемого постановления о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования было обусловлено отсутствием субъекта такого права. При этом, заявителем не представлено доказательств преемства прав войсковой части у федерального государственного бюджетного учреждения "3 Центральный научно-исследовательский институт" Министерства обороны Российской Федерации. Судом не исследован вопрос об использовании земельного участка в настоящее время, причинах отсутствия оформления правоустанавливающих документов на него, необходимости признания недействительным вынесенного постановления при наличии права федеральной собственности на земельный участок.
Министерством обороны представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено несогласие с ее доводами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьих лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представители заявителя поддержали возражения на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Совета Министров СССР от 13.06.1954 N 6374 и распоряжения N 1060-р от 20.11.1992 Администрации Оренбургского района Оренбургской области войсковой части 33157 выдано свидетельство N П-33-2 о праве бессрочного пользования земельным участком площадью 78704 га (т. 1 л.д. 13). Из содержания свидетельства усматривается, что предоставление земельного участка произведено для государственных нужд.
27.12.1993 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 56:21:1702001:1. В соответствии с кадастровой выпиской, вид разрешенного использования указанного земельного участка - для государственных нужд, правообладатель - Министерство обороны (в/ч 33157), вид права - постоянное бессрочное пользование (т. 1 л.д. 12).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-4268/2008АК-23 регистрация войсковой части 33157 признана недействительной, о чем 18.09.2008 в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена соответствующая запись (л.д. 47).
По пояснениям заявителя, при расформировании войсковой части 33157 она присоединена к учрежденному Министерством обороны Федеральному государственному бюджетному учреждению "3 Центральный научно-исследовательский институт" Министерства обороны Российской Федерации в качестве структурного подразделения.
Постановлением Администрации МО Оренбургский район Оренбургской области от 07.08.2015 N 1430-п в связи принятием решения Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-4268/2008АК-23 было прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком государственным учреждением войсковой части 33157 п. Первомайский Оренбургский район Оренбургской области (т. 1 л.д. 7).
Соответствующая информация о вынесении постановления была направлена 10.02.2016 Администрацией МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области в ФГБУ "3 Центральный научно-исследовательский институт" Министерства обороны Российской Федерации (т. 1 л.д. 39-40). В названном сообщении также было указано на недопустимость использования земельного участка без оформления правоустанавливающих документов и возможность привлечения к административной ответственности.
Полагая, что Администрация МО Оренбургский район, принимая оспариваемое постановление, превысила свои полномочия, приняв решение в отношении земельного участка, находящегося в федеральной собственности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции установил, что земельный участок, по поводу которого вынесено оспариваемое постановление относится к землям обороны и является федеральной собственностью. По этой причине орган местного самоуправления не являясь собственником земельного участка или лицом, уполномоченным на совершение распорядительных действий с ним, был не вправе решать вопрос о прекращении права постоянного бессрочного пользования им.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки:
- - которые признаны таковыми федеральными законами;
- - право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- - которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу пункта 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
В силу статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) осуществляет Российская Федерация.
В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
От имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно подпункту 71 пункта 7 раздела II Положения о Министерстве обороны России, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, названное министерство в пределах своей компетенции осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.
Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации организаций и сделок с ним.
Материалами настоящего дела подтверждено изначальное предоставление спорного земельного участка для государственных нужд в постоянное бессрочное пользование войсковой части 33157 Министерства обороны Российской Федерации.
Законность такого предоставления и действительности свидетельства о праве бессрочного пользования на землю от 27.12.1993 N П-33-2, выданного войсковой части 33157 оспаривалась Администрацией МО Первомайский поссовет Оренбургского района оспаривалась в рамках дела N А47-8971/2009сс, рассмотренному Арбитражным судом Оренбургской области.
Вступившим в законную силу решением от 21.04.2010 по указанному делу в удовлетворении заявленных требований Администрации МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области было отказано.
В силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса указанное обстоятельство не подлежит доказыванию при рассмотрении настоящего дела и не является спорным.
Исходя из названного, Администрация МО Оренбургский район Оренбургской области, не была вправе рассматривать вопрос о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, который находится в федеральной собственности.
Независимо от прекращения существования войсковой части в качестве юридического лица, а также факта и целей использования земельного участка, указанный вопрос касается осуществления распорядительных действий в отношении земельного участка неуполномоченным лицом, а потому нарушает права Министерства обороны Российской Федерации, как лица осуществляющего полномочия собственника земельного участка. Доводы подателя апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению.
Поскольку обжалуемое решение принято по заявлению Министерства обороны, ссылки подателя апелляционной жалобы о восстановлении прав несуществующего юридического лица войсковой части 33157 являются ошибочными.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится ввиду подачи апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины в силу статьи 333.37 Налогового кодекса российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.08.2016 по делу N А47-3577/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.10.2016 N 18АП-12277/2016 ПО ДЕЛУ N А47-3577/2016
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2016 г. N 18АП-12277/2016
Дело N А47-3577/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.08.2016 по делу N А47-3577/2016 (судья Цыпкина Е.Г.).
В заседании приняли участие представители Министерства обороны Российской Федерации - Холич Николай Иванович (доверенность от 12.05.2016 N 212/2/633/82н), Иванов Борис Степанович (доверенность от 12.05.2016 N 212/2/632/81н).
Министерство обороны Российской Федерации (далее - заявитель, Министерство обороны) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Администрации муниципального образования Оренбургский район (далее - заинтересованное лицо, Администрация МО Оренбургский район) о признании недействительным постановления Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 07.08.2015 N 1430-п "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком государственным учреждением войсковой части 33157 п. Первомайский Оренбургского района Оренбургской области".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечена Администрация муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области (далее - Администрация МО Первомайский поссовет), Федеральное государственное бюджетное учреждение "3 Центральный научно-исследовательский институт" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "3 Центральный научно-исследовательский институт"), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (вместе - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 17.08.2016 (резолютивная часть оглашена 10.08.2016) заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным постановление Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 07.08.2015 N 1430-п "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком государственным учреждением войсковой части 33157 п. Первомайский Оренбургского района Оренбургской области", обязав Администрацию муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация МО Оренбургский район (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы указал, что вынесенное судом первой инстанции решение не влечет восстановления нарушенных прав заявителя в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц сведений о войсковой части 33157. Вынесение оспариваемого постановления о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования было обусловлено отсутствием субъекта такого права. При этом, заявителем не представлено доказательств преемства прав войсковой части у федерального государственного бюджетного учреждения "3 Центральный научно-исследовательский институт" Министерства обороны Российской Федерации. Судом не исследован вопрос об использовании земельного участка в настоящее время, причинах отсутствия оформления правоустанавливающих документов на него, необходимости признания недействительным вынесенного постановления при наличии права федеральной собственности на земельный участок.
Министерством обороны представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено несогласие с ее доводами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьих лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представители заявителя поддержали возражения на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Совета Министров СССР от 13.06.1954 N 6374 и распоряжения N 1060-р от 20.11.1992 Администрации Оренбургского района Оренбургской области войсковой части 33157 выдано свидетельство N П-33-2 о праве бессрочного пользования земельным участком площадью 78704 га (т. 1 л.д. 13). Из содержания свидетельства усматривается, что предоставление земельного участка произведено для государственных нужд.
27.12.1993 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 56:21:1702001:1. В соответствии с кадастровой выпиской, вид разрешенного использования указанного земельного участка - для государственных нужд, правообладатель - Министерство обороны (в/ч 33157), вид права - постоянное бессрочное пользование (т. 1 л.д. 12).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-4268/2008АК-23 регистрация войсковой части 33157 признана недействительной, о чем 18.09.2008 в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена соответствующая запись (л.д. 47).
По пояснениям заявителя, при расформировании войсковой части 33157 она присоединена к учрежденному Министерством обороны Федеральному государственному бюджетному учреждению "3 Центральный научно-исследовательский институт" Министерства обороны Российской Федерации в качестве структурного подразделения.
Постановлением Администрации МО Оренбургский район Оренбургской области от 07.08.2015 N 1430-п в связи принятием решения Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-4268/2008АК-23 было прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком государственным учреждением войсковой части 33157 п. Первомайский Оренбургский район Оренбургской области (т. 1 л.д. 7).
Соответствующая информация о вынесении постановления была направлена 10.02.2016 Администрацией МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области в ФГБУ "3 Центральный научно-исследовательский институт" Министерства обороны Российской Федерации (т. 1 л.д. 39-40). В названном сообщении также было указано на недопустимость использования земельного участка без оформления правоустанавливающих документов и возможность привлечения к административной ответственности.
Полагая, что Администрация МО Оренбургский район, принимая оспариваемое постановление, превысила свои полномочия, приняв решение в отношении земельного участка, находящегося в федеральной собственности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции установил, что земельный участок, по поводу которого вынесено оспариваемое постановление относится к землям обороны и является федеральной собственностью. По этой причине орган местного самоуправления не являясь собственником земельного участка или лицом, уполномоченным на совершение распорядительных действий с ним, был не вправе решать вопрос о прекращении права постоянного бессрочного пользования им.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки:
- - которые признаны таковыми федеральными законами;
- - право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- - которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу пункта 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
В силу статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) осуществляет Российская Федерация.
В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
От имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно подпункту 71 пункта 7 раздела II Положения о Министерстве обороны России, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, названное министерство в пределах своей компетенции осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.
Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации организаций и сделок с ним.
Материалами настоящего дела подтверждено изначальное предоставление спорного земельного участка для государственных нужд в постоянное бессрочное пользование войсковой части 33157 Министерства обороны Российской Федерации.
Законность такого предоставления и действительности свидетельства о праве бессрочного пользования на землю от 27.12.1993 N П-33-2, выданного войсковой части 33157 оспаривалась Администрацией МО Первомайский поссовет Оренбургского района оспаривалась в рамках дела N А47-8971/2009сс, рассмотренному Арбитражным судом Оренбургской области.
Вступившим в законную силу решением от 21.04.2010 по указанному делу в удовлетворении заявленных требований Администрации МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области было отказано.
В силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса указанное обстоятельство не подлежит доказыванию при рассмотрении настоящего дела и не является спорным.
Исходя из названного, Администрация МО Оренбургский район Оренбургской области, не была вправе рассматривать вопрос о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, который находится в федеральной собственности.
Независимо от прекращения существования войсковой части в качестве юридического лица, а также факта и целей использования земельного участка, указанный вопрос касается осуществления распорядительных действий в отношении земельного участка неуполномоченным лицом, а потому нарушает права Министерства обороны Российской Федерации, как лица осуществляющего полномочия собственника земельного участка. Доводы подателя апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению.
Поскольку обжалуемое решение принято по заявлению Министерства обороны, ссылки подателя апелляционной жалобы о восстановлении прав несуществующего юридического лица войсковой части 33157 являются ошибочными.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится ввиду подачи апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины в силу статьи 333.37 Налогового кодекса российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.08.2016 по делу N А47-3577/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.Ю.СОКОЛОВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
М.И.КАРПАЧЕВА
И.Ю.СОКОЛОВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
М.И.КАРПАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)